Урок Растения и животные лесов и тугаев


ПОЗНАНИЕ МИРА
ТЕМА: "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСОВ И ТУГАЕВ."
Цели урока:
1.Познакомиться с растительным и животным миром лесов и тугаев, с экологическими проблемами, возникающими по вине человека.
2.Развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассуждать.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
4.Работа по цвету, форме, ориентированию.
Оборудование: карточки с заданием, дополнительный текстовый материал по теме, картинки растений и животных, учебник, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Слайд №1
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать
Будем вместе развивать качество-внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Только вместе, только дружно изучать природу нужно!
Слайд №2
2.Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие, отгадав загадку, вы узнаете куда.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем! (ЛЕС)
Слайд №3 ЛЕС
-Правильно это лес. Послушайте стихотворение о лесе.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский.
-Какие чудеса можно встретить в лесу ?(зверей, птиц, растения )
-Итак, мы отправляемся в зону лесов.
-Надо быть очень внимательным чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.
Слайд №4
Тема сегодняшнего урока : Растения и животные лесов и тугаев.
-Запишем тему урока в тетрадь
Слайд №5
В Казахстане много живописных мест.
Вблизи г. Кокшетау есть место, по-казахски называют Бурабай, а по-русски Боровое.
Эти живописные места славятся своими лесами.
Слайд №6
А еще красивые леса есть в Карагандинской области – Каркаралинск.
Слайд №7
В Павлодарской области – Баян-аул.
В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут леса.
Слайд №8
Лес - это обширная территория ,где растут деревья и кустарники.
Слайд №9
А по берегам рек растут небольшие леса. Это тугаи.
Слайд №10
Вдоль реки Иртыш тянется полоса соснового леса.
Её называют ленточный бор.
-Лес можно сравнить с домом. Почему?
-Лес это дом для растений и животных.
-Как в доме, растения в лесу расположены этажами, ученные называют их ярусами.
Слайд №11
1. ярус – это ярус высоких деревьев.
- Какие деревья можно встретить лесу? (дуб, сосна, ель, тополь, береза)
2.ярус – ярус низкорослых деревьев.
- Какие растения можно отнести к этому этажу? (яблоня, рябина, черемуха)
3. ярус – это ярус кустарников.(смородина, шиповник)
4. ярус- травянистых растений (мхи ,грибы)
-Посмотрите на слайд получается лесенка.
3.Гимнастика для глаз «Том и Джери»
Слайд №12
-Чем ель отличается от других деревьев?(у ели вместо листочков иголочки)
Слайд №13
-Те деревья, на которых вместо листьев есть иголочки называются хвойные. У хвойных деревьев вместо листочков хвоинки, которые сменяются постепенно в течении нескольких лет, и поэтому деревья всегда зеленые, а у лиственных деревьев листочки которые опадают осенью.
-Лес, в котором растут хвойные деревья называется хвойный лес.
Слайд №14
-Приведите примеры лиственных деревьев (береза ,дуб ,тополь)
-Лес, в котором растут лиственные деревья называется лиственный лес.
Слайд № 15 «Смешанный лес»
-Если в лесу растут хвойные и лиственные деревья ,как называется такой лес?
Слайд №16
-По долинам рек и в предгорьях растут тугаи .В них находятся заросли облепихи, барбариса ,шиповника.
Слайд № 17
-Какие ещё растения могут быть в лесу кроме деревьев и кустарников?(травы, грибы .мхи)
4. Физ-минутка. «Ёжик» (2раза)
Слайд №18,19,20
-Послушайте загадки .Запишите в тетрадь отгадки .
1.Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.(Медведь)
2. В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка ... (Дятел)
3. Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)
5.Работа по карточкам.
-Кто из них зверь ?А ещё каких зверей знаете?
-Сколько лап? Чем покрыто тело ?(4 лапы ,шерсть)
-Какая следущая группа ?(птицы)
-Приведите примеры ?(дятел,тетерев,глухарь)
-Чем покрыто тело птиц? (перьями)
-Назови особенности птиц?(2 лапы,2 крыла)
-Назовите третью группу ? (насекомые )
- Перечислите представителей данной группы ?( муравьи ,жуки ,пауки )
-Лес называют легкими нашей планеты .Послушайте стихотворение.
Слайд № 21,22,23
Лесной пожар.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
-Почему возник пожар? Как Вы думаете так можно делать ?-Поговорим о правилах поведения в лесу .Слайд №25 зачитать
Слайд № 26
1.Что такое лес ?2.Что такое тугаи ?3.Какие животные живут в лесу и тугаях ?4.Каких птиц можно услышать в лесах и тугаях?
-Предлагаю раскрасить картинки животных и птиц лесов и тугаев.
Дополнительный материал : Фильм о Боровом.
Итог : В лесу и тугаях живет много различных животных .Богатый растительный мир.
Слайд № 27 «Береги природу»
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
6.Оценки за урок .7.Домашнее задание: стр 56-57.