Растения и животные лесов и тугаев».



Тема: «Растения и животные лесов и тугаев».

Цель:
ознакомление учащихся с новой классификацией растений и животных и их
групповыми признаками.

Задачи:
пополнить знания учеников о жизни леса и тугаев, разнообразии растений и
животных;
развитие речи, кругозора, логического мышления учащихся;
воспитание интереса к предмету, экологии.

Оборудование: иллюстрации, кроссворд, карточки.

Ход.
1. Орг. Момент.
Как хорошо, ребята, что мы вместе! Давайте поприветствуем друг друга и
гостей улыбками.
2. Проверка домашнего задания.
Отгадайте загадку:
Дышит, растёт,
А ходить не может.
(растение)
Может ли человек и животные жить без растений?
/ нет только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества,
необходимые для жизни человека и животных/
3. Разгадывание кроссворда по загадкам:
Никто не пугает,
А вся дрожит.
Осина
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Берёза
Зимой и летом одним цветом.
Ель
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
Ива
Мальчик-крошка
В костяной одёжке.
Орех
Какое хвойное дерево на зиму
Сбрасывает хвою?

Все эти растения растут в лесу.
Какие виды леса вы знаете?

Лиственные хвойные смешанные
Назовите растения этих лесов.
Растения в лесу растут ярусами. Сейчас вам нужно будет записать, какие
растения к какому ярусу относятся.
Самостоятельная работа .
Работа по карточкам.

1-2 ярусы


3-ий ярус


4-5 ярусы


Взаимопроверка работы.

Ребята, какое отличие хвойных деревьев от лиственных?
Почему они не сбрасывают листву?
В одном журнале я прочитала вот такую историю:
«В давние времена одна маленькая птичка поранила крылышко и не могла
улететь на юг. Когда наступила осень и подули холодные северные ветры,
птичка стала просить у всех деревьев, чтобы они укрыли её от стужи. Но
деревья не соглашались, только одна ёлочка пожалела маленькую птичку и
укрыла её своими ветками. Рядом сосна тоже закрыла ветками птичку. Зима,
проходя по лесу, увидела птичку на пушистой ветке ёлочки и пожалела её, не
скинула с ёлки и сосны зеленые иголки. Вот почему все деревья стоят зимой
голые, а ель и сосна всегда зеленые».
Вот такая история.
Сейчас задание на внимание.
Игра «Что неправильно?»
На иллюстрациях названия лесов записаны неверно, нужно исправить ошибки.
3. Физминутка.
На лужайке, на ромашке

·Жук лежал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
4. Работа над темой урока.
Сегодня мы с вами поговорим об одном природном сообществе. Какое, вы
узнаете по определению.
Обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами,
мхами, грибами. /лес/
Мы с вами назвали много растений растущих в лесу, но ещё не все.
В каждом лесу есть подлесок- это третий ярус – кустарники.
- Есть ли травы в лесу?
- Какие травы вам известны?
- Почему, как вы считаете, в лесу растут теневыносливые растения?
- Какие растения вам известны?
Фиалка, медуница, ландыш, кислица.
Рассмотреть иллюстрации
- Что вы запомнили о тугаях?
- Какие растения тугаев вы знаете?
( ива, тамариска, облепиха, туранга, мох)
Как мы с вами выяснили, растения в лесах растут ярусами и в каждом ярусе
есть свои жильцы. Отгадайте какие.
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
/белка/
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
/волк/
Мы - лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
/муравьи/
Муравьи за лето уничтожают до одного миллиона вредителей.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
/сова/
- Кто является защитниками леса?
/синицы, дятлы, зяблики, кукушки, иволги/
5. Самостоятельная работа с учебником.
Чтение текста о животном мире тугаев.
Животный мир тугаев очень разнообразен. В верховьях реки Чилик
обитает бухарский олень/хангул/ . В тугаях на Сырьдарье, Или, Чу обитают
дикие кабаны, камышовый кот, шакалы, перепелки.
- Какие животные являются обитателями тугаев?
6. Подведение итога урока:

- Какие растения произрастают в лесах и тугаях?
- Почему медведи, глухари, рыжие муравьи не могут жить без леса?
Послушайте стихотворение, какое чувство оно вызовет?
- Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
- К чему призывает нас автор?
7. Дом/з придумать сказку о лесе и его обитателях.