Урок по МХК на тему «Изобразительное искусство романтизма»

Урок по МХК на тему «Изобразительное искусство романтизма» 11 класс
Задачи: 1. Познакомить с эстетикой романтизма.
2. Развить умение видеть реализацию эстетических принципов романтизма в изобразительном искусстве.
3.Воспитать интерес к предмету.
Ход урока
Искусство дает лишь намек,
является мостом между
душою художника
и душою зрителя
Эжен Делукруа

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской культуре конца 18 – начала 19 века, стремящееся к фантастическому осмыслению мира.
Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов.
Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии". Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность.
Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов современности.
Особенности романтизма
1. протест против эстетики классицизма;
2. разнообразие жанров;
3. интерес к мифу;
4. символизм;
5. ценность человеческой личности и ее свободы,
6. трагическое понимание бытия (сцены гибели),
7. идеализация прошлого и архаических культур,
8. протест, бунт отдельной личности;
9. исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
Основные жанры: портрет, пейзаж, историческая живопись.
Романтизм во Франции
Жак Луи Давид ( 1748 – 1825) «Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Портрет мадам Рекамье»
Теодор Жерико (1791 – 1824): "Плот "Медузы"", сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии [Французский фрегат "Медуза" погиб в 1816 г.; плавание спасавшихся на плоту уже продолжалось 12 дней, когда фрегат "Аргус" снял с него несколько десятков умиравших людей. В 1875 г. у Жерико был подражатель, в лице Альфреда Ролля.]; в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. На плоту, сделанном из остатков фрегата, движущемся среди волн, под плохим парусом, группа полуживых людей и трупов изображена в тот момент, когда вдали стал виден парус корабля. Хотя и в этом произведении выразительность форм и лиц замечательнее колорита, тем не менее, мало чем нарушаемый однородный серый тон производит впечатление. «Бег свободных лошадей», «Скачки в Эпсоме».
Эжен Делакруа ( 1798 – 1863) «Данте и Вергилий», «Хиосская резня», «Свобода, ведущая народ»
Романтизм в Германии
В Германии и Австрии раннему романтизму свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико-пантеистические настроения (портреты и аллегорические композиции Ф.О. Рунге, пейзажи К.Д. Фридриха и Й.А. Коха), стремление возродить религиозный дух немецкой и итальянской живописи 15 в.(творчество назарейцев); своеобразным сращением принципов романтизма и "бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (творчество Л. Рихтера, К. Шпицвега, М. фон Швинда, Ф.Г. Вальдмюллера).
Филипп Отто Рунге (1777-1810) «Утро»
Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840) «Крест в горах»
Романтизм в Англии
Джон Констебл (1776-1837)
Уильям Тёрнер (1775-1851) «Кораблекрушение», «Снежная буря», «Пожар Лондонского Парламента»
Романтизм в Испании
Франсиско Гойя (1746 – 1828) графическая серия «Капричос» (Фантазия) из 80 офортов


































Романтизм в России 11 класс

Задачи: 1.Продолжить знакомство с эстетикой романтизма.
2. Развить умение видеть реализацию эстетических принципов романтизма в изобразительном искусстве.
3.Воспитать интерес к отечественной культуре.

Ход урока

I Организационный момент

II Опрос

III Изучение новой темы

Начало 19 века называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
Развивается портрет, пейзаж, историческая живопись и формируется бытовая картина.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) – «Портрет Е.В.Давыдова»,
«Портрет девочки в маковом венке»,
«Портрет А.С.Пушкина».
Карл Павлович Брюллов (1799-1852) - «Итальянский полдень»,
«Последний день Помпеи»
«Всадница»
Александр Андреевич Иванов (1806-1858) – «Явление Христа народу»
Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) - «Свежий кавалер»,
«Сватовство майора»,

«Анкор, еще анкор!»
IV Итог урока






















15