Краткосрочное планирование по познанию мира по разделу: ВОДА(4 класс)


Теселева Светлана Леонидовна 4 класс
1 урок из серии последовательных уроков. «Познание мира», 4 класс, раздел: "Вода"
Тема урока Круговорот воды в природе.
Общая цель Познакомить с круговоротом воды в природе. Развивать умение составлять рассказ на основе наблюдений. Формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнение других и корректно их оценивать.
Результаты обучения Учащиеся знают, как происходит круговорот воды в природе. Учащиеся умеют логически и последовательно излагать свои мысли. Учащиеся стараются слушать друг друга и корректно оценивать собеседника в процессе работы
Основные понятия, отработанные на занятии Свойства воды, процесс круговорота воды в природе.
Основная идея урока (ключевая идея) Использование работы в парах поможет формировать у детей коммуникативные навыки, умение выслушивать друг друга, корректно оценивать своих товарищей.
Источники, оснащение, оборудование Учебник «Познание мира», рабочая тетрадь, раздаточный материал для составления постера, карточки для оценивания, плакаты по теме «Вода». Моноблок.
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент. Психологический настрой.
Создание коллаборативной среды Физминутка"Водичка" (фронтальная работа)
Обсуждение темы урока с детьми
«Как вы думаете, о чём на сегодняшнем уроке пойдёт речь?» (детям задаётся вопрос на основе физминутки)
Выдвигают свои версии. (фронтальная работа)
Постановка целей урока
Чему мы должны сегодня научиться? Вспомнить процесс круговорота воды в природе.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Составление постера (схемы): "Круговорот воды в природе" Рассуждения строятся на основе ранее полученных знаний в 3 классе.
Фронтальная работа
Работа с учебником.
Что уже знали? Что нового узнали? О чём хотели бы узнать?
Чтение с пометами . (инд.р. в тетрадях)
Высказывают своё мнение, рассуждают.
Обмен тетрадями с целью взаимооценивания (парн.раб.)
Работа в парах.
Определите основные свойства воды: выбрать слова, соответствующие свойствам воды. «Корзина идей» с взаимооцениванием пар
Итог урока.
Домашнее задание.
Рефлексия
Оценивание Что нового узнали? Чем заинтересовались?
Дифференцированное задание:
1)Для сильн.уч. - опережающее задание по теме"Реки РК"(составл.презент. -2уч)
2)Для сред.уч. - составление рассказа по наблюд."Круговорот воды в природе"
3) Для слаб. уч. - перес. текста стр.54-55
"Лесенка успеха"
Оценивание учителем, выставление оценок с комментированием. «Мысли вслух» фронтальная работа.
Записывают задание в дневник.
У учащихся раздаточный материал.
2 урок из серии последовательных уроков. «Познание мира», 4 класс, раздел: "Вода"
Тема урока Реки РК.
Общая цель Познакомить учащихся с крупными реками РК. Развивать умения работать с картой, расширить представление об окружающем мире. Продолжать формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы.
Результаты обучения Учащиеся знают крупные реки РК, умеют применять свои знания в работе с физической картой РК, умеют работать в парах и доброжелательно относиться друг другу.
Основные понятия, отработанные на занятии Крупные реки РК, физическая карта РК.
Основная идея урока (ключевая идея) Использование работы в парах поможет формировать у детей коммуникативные навыки, умение выслушивать друг друга, объективно оценивать своих товарищей. Использование стратегии критического мышления поможет сформировать у детей понятия об окружающем мире. Использование опережающего задания позволит высокомотивированному ребёнку проявить свои знания и умения.
Источники, оснащение, оборудование Учебник «Познание мира», рабочая тетрадь, раздаточный материал. Физическая карта РК. Карточки для оценивания.
Моноблок.
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент. Психологический настрой.
Создание коллаборативной среды Создание ситуации успеха(фрон.раб.)
Проверка домашнего задания 1. Рассказ по наблюдениям;(2-3 уч.)
2.По карточкам работают слаб.уч.(3-4 уч) Рассказывают у доски.
Отвечают письменно на вопросы.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Стратегия: "Корзина идей" к слову - РЕКА Фронтальная работа учащихся.
Обсуждение темы урока с детьми
Тема нашего урока: "Реки РК"
Как вы думаете, о чём на сегодняшнем уроке пойдёт речь?
Просмотр презентации по новой теме(опережающее задание)
Какие возникли вопросы при просмотре?
Выдвигают свои версии. (фронтальная работа)
Вопросы учащихся.
Работа в парах. Работа с физической картой РК. Найти и выписать в тетрадь крупные реки РК.
Самостоятельная парная работа учащихся.
Работа с учебником.
Прочитать с.58, 59. Сравнить свою запись, дополнить. Дети индивидуально работают по учебнику.
Итог урока.
Домашнее задание.
Рефлексия
Оценивание По завершению работы фронтальное обсуждение: что нового сегодня узнали, что получилось, что понравилось?
Дифференцированное задание:
1) Для сильн.уч. - составление кроссворда по теме:"Рек РК)
2)для средн.уч. - выписать реки нашей области(работа с картой)
3) Для слаб. уч. - дополнительные ресурсы.
«Светофор».
Оценивание учителем, выставление оценок с комментированием. Ответы учащихся.(фрон.раб.)
Записывают задание в дневник.
Зелёный цвет – все понравилось, работой доволен. Жёлтый цвет – были трудности в работе, что-то не получалось.
Красный цвет – было трудно, ничего не понял, ничего нового не узнал.
3 урок из серии последовательных уроков. «Познание мира», 4класс, раздел: "Вода"
Тема урока Озера РК.
Общая цель Познакомить о озерами РК и с их значением в жизни человека. Развивать умения работать с контурной картой, навыки устной речи, воображение учащихся.Формировать атмосферу сотрудничества через организацию групповой работы.
Развивать навыки само- и взаимооценки.
Результаты обучения. Учащиеся знают озера РК и их значение в жизнедеятельности человека, знают и понимают основные вопросы по данной теме. Ученики умеют работать с контурной картой и физической картой, умеют правильно высказывать свои мысли, анализировать. Ученики умеют работать в группе, слышать и слушать друг друга, высказывать свое мнение.
Основные понятия урока Озера РК, контурная и физическая карта РК,
Основная идея урока (ключевая идея) Использование групповой работы поможет формировать у детей коммуникативные навыки, умение слышать и слушать друг друга, оценивать своих товарищей. Использование стратегии критического мышления поможет сформировать у детей понятия об окружающем мире.
Ресурсы Учебник «Познание мира», рабочая тетрадь, раздаточный материал. Физическая и контурные карты РК. Карточки для оценивания, маркеры, модель аквариума, клей. Моноблок.
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент. Психологический настрой.
Создание коллаборативной среды.
Просмотр мультфильма Фронтальное обсуждение (дети высказывают свои мысли, почему именно этот мультик посмотрели вначале урока)
Проверка домашнего задания
Разгадывание кроссвордов. Дети работают в группах.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Стратеги:«Мозговой штурм»
Чем отличается река от озера? Какие знаете реки в нашей области? Какие знаете крупные озера? Из каких источников?
Рассуждения строятся на основе ранее полученных знаний.
Фронтальная работа
Обсуждение темы и цели урока с детьми
Сообщение темы урока учителем.
Какие нам нужно поставить перед собой цели, чтобы добиться положительных результатов?
Сообщение целей урока учителем.
Варианты ответов учащихся.
Введение в новую тему.
Просмотр презентации: "Озера РК", видеоролика: "Легенда об озере Балхаш)
Что знали? Что узнали нового? Рассуждение учащихся после просмотра видеоролика.
Работа по учебнику.
В парах Что уже знали? Что нового узнали?
О каких реках не говорилось в презентации?
Чтение с пометами . (инд.р. в тетрадях)
Высказывают своё мнение, рассуждают.
Деление на группы по случайному признаку. Стратегия :"Ромашка"
Работа в группах. Найти и обозначить крупные озера РК. Дети выполняют работу в группах. (взаимооценивание между группами - "аквариум")
Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия.
Оценивание. Стратегия: "Мозговой штурм"
Предлагается ряд вопросов: Стратегия: "Мозговой штурм"
Что на уроке было главным?
Что было интересным? (следует различать главное и интересное)
Что нового сегодня узнали?
Чему научились?
Дифференцированное задание:
1) Для сильн.уч. - найти дополнительные сведения об озерах РК.
2)для средн.уч. - перес.текста и составление конспекта.
3) Для слаб. уч. - пересказ.
Рефлексия "Гора успеха"
Оценивание учителем, выставление оценок с комментированием. На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.
Запись заданий в дневник.
Работают с карточкой: "Гора успеха"
4 урок из серии последовательных уроков. «Познание мира», 4класс, раздел: "Вода"
Тема урока Охрана воды.
Общая цель Систематизировать знания по разделу "Вода" и подвести к пониманию значения охраны воды. развивать навыки критического мышления через составление концептуальной карты
Формировать взаимопонимание через парную, групповую и фронтальную работу. Развивать навыки само- и взаимооценки.
Результаты обучения Учащиеся знают и понимают основные вопросы по изученному разделу. Умеют различать реки и озера. Понимают значение охраны воды. Учащиеся знают, что такое концептуальная карта и умеют ее составлять. учащиеся умеют работать индивидуально, в парах, в группах. Могут адекватно оценить свою работу и работу товарищей.
Основные понятия урока Реки и озера РК, охрана воды и значение ее для жизнедеятельности человека.
Основная идея урока (ключевая идея) Использование стратегии критического мышления поможет сформировать у детей понятия об охране воды. Использование работы в парах, в группах поможет формировать у детей коммуникативные навыки, умение выслушивать друг друга, корректно оценивать себя и своих товарищей.
Ресурсы Учебник «ПМ», ПК с тестовой работой, , рабочая тетрадь, бумага формата А3, маркеры., моноблок.
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент. Психологический настрой.
Создание коллаборативной среды.
"Букет пожеланий" Встают в круг и передают пожелания своему соседу вместе с цветочком, у последнего ребенка получился букет добрых пожеланий.
Проверка домашнего задания.
Проверка дифференцированного задания в виде беседы. Учащиеся в парах проверяют друг друга.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Реки и озера в нашей местности. Значение рек и озер Казахстана. использование рек и озер для жизнедеятельности человека. Рассуждения строятся на основе ранее полученных знаний.
Фронтальная работа.
Обсуждение темы и цели урока с детьми
Давайте вспомним над каким разделом в ПМ мы с вами сейчас работаем? Скажите, как происходит круговорот воды в природе? В каком состоянии может находиться вода? Надо ли охранять воду (реки и озера), зачем?
Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Какие нам нужно поставить перед собой цели, чтобы добиться положительных результатов?
Должны перечислить всё, что узнали на предыдущем уроке.

Высказывают своё мнение, рассуждают.
Работа с учебником. Прочитать выделить главное Индивидуальная работа, фронтальное обсуждение(самооценивание -"Пик знаний")
Работа в группах. Составление концептуальной карты по разделу: "Охрана воды" Учащиеся работают в группе.(самооценивание - 3, 2 хлопка)

Работа с тестами Тестовые задания по разделу:"Вода" Индивидуальная работа учащихся.
Подведение итогов.

Домашнее задание
На 3: прочитать по учебнику «Познание мира» с 60-61, пересказать.
На 4: прочитать по учебнику «Познание мира» с 60-61, пересказать, выполнить задания по учебнику, составить конспект.
На 5: прочитать по учебнику «Познание мира» с 60-61, пересказать, выполнить задания по учебнику, составить конспект, кроссворд по всему разделу.
Запись задания в дневник.
Осуществляют выбор домашнего задания в соответствие с уровнем развития познавательных процессов.
Рефлексия
Рефлексия через стратегию:"Капелька, капелька - получился ручеек" У детей капельки разного размера, в зависимости понимания всего раздела.(большая капелька - все понятно, все запомнил, средняя капелька - понятно, но испытывал затруднения, маленькая капелька ничего не понял и не запомнил)