Логические задачи на уроках математики в начальной школе


Логические задачи на уроках математики в начальной школе.

Гребенникова О.А.
МБОУ СОШ №28 г.Белгорода
Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие чувства может вызвать у школьника начало учебы в школе. Поэтому необходимо создать условия для индивидуального развития младших школьников.
Чем ярче и интереснее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность личности ученика.
К моменту поступления в школу у ребёнка должно быть сформировано наглядно-действенное мышление. Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них в силу разных причин могут отсутствовать не только зачатки наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито наглядно-действенное.
Поэтому в начальной школе необходимо развивать словесно-образное и наглядно-действенное мышление младшего школьника. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, необходимых для взаимосвязи явлений. Но при индивидуальном подходе не у всех учащихся начальной школы формируется словесно-логическое мышление.
Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Так вот умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики.
С первых уроков математики необходимо учить и развивать детей логически мыслить. Но для того, чтобы ребенок всерьез увлекся математикой необходимо как можно раньше заинтересовать его нестандартными задачами, при решении которых проявлялся интерес. Именно в этот период совершается переход от мышления наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли достаточный путь развития.
Различные познавательные процессы ребёнка функционируют не изолированно друг от друга, а связаны между собой. Эта связь не остаётся неизменной на протяжении детства, а в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-то один из процессов.
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.
Младшие школьники в результате обучения в школе, учатся управлять своим мышлением. Формированию такого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.На уроках математики дети вместе с учителем обсуждаются пути решения задач, рассматривают различные способы решения. Учитель просит учеников объяснить, доказать правильность своих рассуждений. Младший школьник постепенно вырабатывает алгоритм работы над такими задачами. Он знает, когда ему нужно рассуждать и делать выводы.
В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Неумение выделять общее может серьёзно затруднить процесс обучения.
Все операции логического мышления тесно между собой взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности. Помощь в этом могут оказать разнообразные психолого-педагогические упражнения.
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. На уроках математики и во внеклассной работе необходимо включать задания, связанные с умением делать выводы, использовать приёмы анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Для этого необходимо правильно подбирать учебный и занимательный материал по содержанию.
Также для развития логического мышления важное значение имеют дидактические игры. Они способствуют развитию наглядно – образного мышления и словесно – логического. Дети находят характерные признаки предметов, сравнивают, группируют по каким-то признакам, делают выводы.Решение таких задач доступно не всем детям, а самым сообразительным. Решение этих задач носит необязательный характер.
В литературе за развивающими задачами закрепились специальные названия: задачи на соображение, « задачи с изюминкой», задачи на смекалку и др. В таких задачах содержатся упоминания, намеки, подсказки, которые подводят к выбору верного ответа. Высоким развивающим потенциалом обладают провоцирующие задачи. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математики.
Нестандартные задачи полезны для внеклассных занятий, олимпиадных заданий, так как открываются возможности дифференцировать результаты каждого ученика. Такие задачи могут использоваться и в дополнительных индивидуальных заданиях для учеников, которые легко справляются с основными заданиями. В основном такие задачи решаются либо табличным способом, либо с помощью рассуждений.
Основной целью математического образования является развитие умения математически, а значит, и логически мыслить. Для достижения этой цели на уроках математики необходимо использовать логические задачи. Использование учителем начальной школы этих задач на уроках математики является необходимым элементом обучения математике.