Презентация на тему: Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии


Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии
Выполнила учитель химии МБОУ Мечетинской СОШ
Князева И.В.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Цель: Повысить мотивацию учащихся в изучении химии средствами проблемного обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемного обучения, рекомендации по ее использованию в учебном процессе.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня мотивации учащихся.
3. Проверить опытно –экспериментальным путем роль проблемного обучения в формировании мотивации.
Объект исследования:
образовательный процесс на уроках химии.

Предмет исследования:
мотивация на уроках химии.
Актуальность темы
Химия –наука экспериментальная. Поэтому в основе преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средства закрепления знаний и их контроля.
Использование проблемного обучения позволяет бороться с неуспеваемостью учащихся, повысить мотивацию обучения, возбудить мыслительную деятельность и вовлечь учащихся в более интенсивную умственную работу.
Глубокое усвоение учебного материала и осмысление его на уроке, формирование межличностных отношений у учащихся, обучение радостью, успехом, удачей при поиске и разрешении проблемных вопросов.
История развития
Прием постановки проблемных вопросов был известен еще в пифагорийской школы.
В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци.
В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л.С Выготский. На широком использовании методов развивающего обучения строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.
Особенности содержания
Проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении Классификация проблемных ситуаций по особенностям создания(Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов)
ситуации неожиданности
ситуации конфликта
ситуации опровержения
ситуации предложения
ситуации неопределенности
ситуации выбора.
Особенности методики

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний , анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. (СелевкоГ.К)
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение
Эвристическая(поисковая) беседа
Исследовательская деятельность
Этапы осуществления
Подготовка к восприятию проблемы
Создание проблемной ситуации
Формирование проблемы
Процесс решения проблемы
Доказательство верности решения

Условия
Наличие проблемной ситуации;
Готовность ученика к поиску решения;
Возможность неоднозначного пути решения.
Особенности организации проблемного обучения
(из личного опыта работы)
Метод проблемного изложения.
Проблемные лекции
(химия 11кл) вынесены вопросы:
- В чем причина изомерии?
- От чего зависит химическая активность алкенов?
Какой тип реакции будет для них основным?
- Почему анилин менее сильное основание, чем алифатические амины?
-Почему спирты не взаимодействуют со щелочами, а фенолы, также содержащие гидроксогруппу, вступают с ними в реакцию?
Проблемные ситуации
Ситуация неожиданности (химические парадоксы, необычные явления)
- Тема «Свойства воды» - 8кл. (Из воды, гасящей огонь, при разложении образуются водород - горючий газ и кислород – газ поддерживающий горение.) -тема «Тепловой эффект химической реакции»
- 9кл. (Проведение опыта реакции нейтрализации - Почему произошел разогрев пробирки?) идр. Ситуация конфликта
- Из электронного строения атома УГЛЕРОДА валентность равна 2. Почему в органических соединениях валентность С равна 4?
- Почему для фторэтена реакция гидратации протекает вопреки правилу Марковникова?
Ситуации опровержения
–противоречия между жизненным опытом и знаниями учащихся.
-дистиллированная вода не имеет вкуса, а родниковая имеет. Почему?
-углекислый газ не поддерживает дыхания, но в малых дозах он необходим организму. Для чего?
Ситуации неопределенности
– предполагают задания с недостаточными или избыточными данными. Какое понятие лишние в ряду:
а) вода, горка, лед, пар. б)пакет, полиэтилен, миска, кружка. и др.
Ситуации выбора
– наиболее часто используется ,так как такие задания входят в материалы ЕГЭ
Заключение
Используя в своей практике технологию проблемного обучения, анализируя ежегодно успеваемость и качество знаний по химии, Результаты аттестации, мы с удовлетворением отмечаем улучшение этих показателей. Активное использование технологии проблемного обучения приводит к высоким результатам. При 100% успеваемости учащиеся показывают стабильно высокое качество знаний по химии