Конспект Требования законодательства к образовательному процессу и характеристика существующих технологий преподавания права.


1. Требования законодательства к образовательному процессу и характеристика существующих технологий преподавания права.
Российская Федерация дает образовательной системе определенный заказ на формирование у учащихся тех или иных личностных качеств, дающих индивиду возможность быть достойным гражданином своего государства. Такие требования есть в различных нормативно-правовых актах.
Основополагающие положения содержатся в международных документах, которые, по Конституции Российской Федерации, «являются составной частью ее правовой системы» (ст. 15 п. 4). Так, Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года гласит: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» (ст. 26 п. 2). Ей вторит Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Статья 13 данного документа не только закрепляет положения статьи 15 Всеобщей Декларации прав человека, но и дополнительно утверждает, что образование должно быть направлено на «создание ее [личности] достоинства», а также должно «дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества».
Особо стоит выделить Конвенцию о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, статья 29 которой представляет собой довольно обширный и полный перечень требований, предъявляемых образованию как одному из важнейших инструментов формирования личности. Так, в соответствии с указанной статьей, «образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
e) воспитание уважения к окружающей среде».
Другие международные акты (например, Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года и т.д.) в том или ином объеме повторяют положения указанных выше документов.
Конституция Российской Федерации гарантирует лицам, проживающим на ее территории, право на образование (ст. 43). В последнее время сфера образования в нашей стране переживает период реформ. Флагманским нормативно-правовым актом этих изменений стала Национальная доктрина образования в Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года. (Эта доктрина должна была определять политику государства в сфере образования до 2025 года, однако с весны 2014 года она признана утратившей силу. Заменяющий ее закон пока принят не был.) Данный документ устанавливал «приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития», а также определял «цели воспитания и обучения». В частности, Доктрина ставила перед системой образования такую цель, как «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». Задача достижения данной цели ложится в первую очередь на такие школьные дисциплины, как образование и право.
В рамках Национальной доктрины образования 21 декабря 2012 года Государственной Думой был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который больше отвечает современным тенденциям политики нашей страны в этой сфере, чем предыдущий документ. Разницу можно легко продемонстрировать хотя бы по расшифровкам понятия «образование». Закон «Об образовании» 1992 года трактует это явление как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Новый документ в своем определении отбрасывает упоминание о «констатации... образовательных уровней» и характеризует образование не только как «единый целенаправленный процесс», но также как «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (ст. 2 п. 1). Хорошо заметно, что в новом толковании термина «образование» делается упор на качественную, содержательную сторону данного процесса и его результатов.
К новому закону были разработаны и новые Федеральные государственные образовательные стандарты.
Государственные образовательные стандарты первого поколения были приняты в 2004 году, второго поколения: для начального общего образования – 6 октября 2009 года, для основного общего образования – 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования – 17 мая 2010 года. Разумеется, старые стандарты значительно отличаются от новых. Особенно это заметно по отношению этих нормативно-правовых актов к проблемам воспитания.
Стандарты первого поколения содержат жесткие требования к содержанию образования, вплоть до перечисления тем, обязательных для изучения. В качестве результата в первую очередь важно усвоение учениками определенного набора теоретических знаний. Пункт «...использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», конечно, тоже присутствует, но в самом конце.
Воспитательные, развивающие цели также имеют место. В частности, Образовательный стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) «направлен на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям...
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний...
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта получения знаний для решения типичных задач»...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, помимо требований к освоенным знаниям и умениям, ставит перед старшей школы следующие цели:
- «развитие личности учащегося, осознающего себя полноправным членом общества, знающего свои права и свободы, умеющего ими пользоваться и защищать их; уважающего закон и правопорядок, добровольно исполняющего свои обязанности; формирование его представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- развитие основ правовой культуры».
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения переносят центр первостепенной значимости с содержания образования на условия его реализации и результаты. Все обозначенные выше воспитательные и развивающие цели сохранены с изменением формулировок, а для ФГОС С(П)ОО - с конкретизацией требований к результатам правового обучения, в частности:
- для базового уровня: сформированность представлений о государстве и праве, владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности, о Конституции РФ, о разных видах судопроизводства, понимание юридической деятельности и специфики юридических профессий, умение применять правовые знания, наличие навыков самостоятельного поиска правовой информации;
- для углубленного уровня (помимо уже указанного): сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора, владение знаниями о важнейших правовых принципах, системе и структуре права, сформированность правового мышления, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Появляется «портрет выпускника», представляющий собой совокупность важных личностных характеристик, на становление которых должно быть ориентировано образование (патриотизм, уважение к общечеловеческим ценностям, активность и заинтересованность окружающим миром, «ориентирующихся в мире профессий» (для выпускников 9-ых классов) и «подготовленных к осознанному выбору профессий» (для выпускников 11-ых классов) и т.д.).
Небольшой экскурс по международным документам и российским нормативно-правовым актам, затрагивающим вопросы сферы образования, выявляет общий вектор – потребность в гражданах, воспитанных в духе приоритета общечеловеческих ценностей, являющихся патриотами своей страны, знающих закон и умеющих пользоваться его нормами в конкретных ситуациях, а также являющихся компетентными специалистами в выбранной сфере деятельности. Как же реализовать поставленные государством перед образованием задачи? Для этого разрабатываются различные педагогические технологии.
Педагогические технологии - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технологии обучения позволяют учителю добиваться запланированного результата в правого обучении школьников.
На сегодняшний момент в теории и методике обучения праву существует множество различных технологий. Наиболее существенное их различие состоит в позиции ребенка в образовательном процессе, отношении к нему со стороны взрослых. Опираясь на данный признак, можно составить следующую классификацию:
1) авторитарные технологии. Здесь педагог выступает единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;
2) дидактоцентрические (технократические) технологии. В них также господствуют субъект-объектные отношения учителя и ученика, приоритет обучения над воспитанием. Самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства;
3) личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортный, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации его природных потенциалов. В этих технологиях личность ребенка - приоритетный субъект, который является основной целью образовательной системы.
В свою очередь в рамках личностно-ориентированных технологий выделяются самостоятельные направления:
- гуманно-личностные (основаны на идее всестороннего уважения к личности ребенка, вере в его способности);
- технологии сотрудничества (предполагают совместную работу учителей и учеников по выработке целей, содержания и т.д.);
- технологии свободного воспитания;
- эзотерические технологии.2
Так же как и позиция ребенка в образовательном процессе, способ, метод, средства обучения определяют специфические особенности многих существующих технологий. В этой связи выделяют следующие технологии:
- догматические;
- репродуктивные;
- объяснительно-иллюстративные;
- программированного обучения;
- развивающего обучения;
- саморазвивающего обучения;
- диалогические;
- коммуникативные;
- игровые;
- творческие и др.
В последнее время все больше набирает популярность кейс-технология (также называемая кейс-стади/case-study, метод кейсов, метод конкретных ситуаций и т.д.) - технология, безусловно, личностно-ориентированная, сочетающая в себе коммуникативные, игровые, творческие, развивающие и другие методики обучения.
Кейс-стади - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель кейс-технологии - совместными усилиями группы обучающихся проанализировать предложенную ситуацию (кейс) и выработать практическое решение. Преимущества данного метода:
- организация самостоятельной работы учащихся по отбору и обработке определенной информации;
- развитие интеллектуальных навыков у обучающихся, востребованных при обучении и в профессиональной деятельности;
- повышение мотивации обучения;
- выработка умения находить наиболее рациональные пути решения проблемы;
- формирование навыков совместной умственной деятельности;
- наглядная демонстрация связи изучаемой дисциплины с действительностью;
- по окончании работы у учащихся остается не только знание теоретического материала, но и навыки и модель поведения в определенной ситуации.
Однако стоит отметить, что применение кейс-технологии возможно лишь при достаточно высоком уровне развитости соответственных знаний, умений и навыков у учащихся. Ученики и студенты, привыкшие работать преимущественно на репродуктивном уровне, либо вообще не смогут справиться с заданием, либо будут затрачивать на него слишком много времени, что недопустимо в условиях планирования учебного процесса.
Данная методика широко используется за рубежом и имеет довольно длинную историю. Впервые она была применена в учебном процессе в школе права Гарвардского университета еще в 1870 году. Тогда метод кейсов использовался для изучения студентами прецедентов. В 1910 году профессор Копленд "переработал" данную технологию для обучения студентов экономике и бизнесу. Именно в изучении данных дисциплин кейс-стади обрел свою популярность, а Гарвардская школа бизнеса с тех пор выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода.
Кейс-технология под названием "метод казусов" была известна преподавателям экономических дисциплин и в СССР еще в 20-е годы прошлого столетия, однако он применялся очень недолго и быстро забылся. Настоящий интерес и потребность в нем возникли лишь в конце 90-х.
Внедрение кейс-стади в практику современного российского образования обусловлено двумя причинами:
- выбранное направление развития образования, ориентация не столько на получение теоретических знаний, сколько на формирование определенных умений и навыков, повышение уровня самостоятельности учеников, развития мышления и творческого потенциала, возможности самостоятельно находить и обрабатывать информацию и т.д.;
- новые, более высокие требования к личностным и профессиональным качествам выпускников всех уровней образования, высокая потребность современного общества в компетентных специалистах.
Предмет изучения, типы, способы представления, объем, структура, количество путей решения и прочие особенности кейсов варьируются в зависимости от заданной дисциплины. Наибольшую популярность кейс-технология уже имеет в экономических и бизнес-науках, психологии, социологии и подобных науках, а также стремительно набирает ее в широком кругу не только гуманитарных, но и физико-математических и естественных дисциплинах.
Наиболее общая технология работы с кейсом в учебном процессе может включать в себя следующие этапы:
1) индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, составление плана действий, предложение решения или рекомендуемого действия);
2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.
При обучении на основе кейсов можно использовать как минимум 6 форматов:
1) Учитель – ученик. «Перекрестный допрос»: дискуссия между преподавателем и учеником. Мнение учащегося, высказывания, позиция или рекомендации будут выявлены посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика утверждений, поэтому учащемуся нужно быть предельно внимательным и хорошо владеть материалом.
2) Учитель – ученик. «Адвокат»: обычно это дискуссия между учителем и учеником, но иногда в ней могут участвовать и другие слушатели. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит учащегося (и возможно других) занять позицию адвоката. Нужно активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт.
3) Учитель – ученик. «Гипотетический формат»: сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендаций ученика по данной проблеме. Его попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии нужно быть открытым для возможной необходимости видоизменять свою позицию.
4) Учащийся – учащийся. «Конфронтация и/или кооперация»: в данном формате дискуссия ведется между учащимися, а преподаватель наблюдает и делает для себя выводы. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить позицию, предоставив новую информацию. Нужно пытаться «отразить вызов». Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).
5) Учащийся – учащийся. «Играть роль»: учитель может попросить ученика принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.
6) Учитель – класс. «Безмолвный формат»: преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как отдельный ученик не смог ответить).
Разумеется, применение кейс-стади является на сегодняшний день востребованным способом обучения праву. Метод анализа конкретных ситуаций можно широко применять на занятиях по различным юридическим дисциплинам, так как он достаточно прост в применении. Метод кейсов применим и для занятий по юридическому консультированию.
Сейчас кейс-технологии используются в основном на уровне высшего образования. Учитывая неоспоримые положительные качества данной методики, встает необходимость переносить его в школы, активно развивать и распространять, так как с помощью применения кейс-стади можно добиться достижения и реализации большого количества целей и задач, поставленных нынешним законодательством перед образованием.