Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка в начальной школе.


«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка в начальной школе»
В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Учитель в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых и добиться успеваемости каждого? Как заинтересовать класс и сделать обучение радостным? Только учитывая реальные возможности в учебе всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.
Несколько учащихся одного класса, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний.
Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности поражают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости. Поэтому задача достижение максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучению индивидуальных особенностей учащихся. Необходимость этого очевидна, это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода.
Тщательно готовясь к уроку необходимо учитывать своеобразие класса, психологию, потенциальные возможности каждого ученика, стараться находить и реализовать на уроках русского языка такие приемы, которые дадут школьникам ощущение самостоятельности, активного и творческого участия в процессе изучения предмета.
Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику учителем по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Это особенно важно для слабых учеников. Задачи учителя – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам умственной деятельности. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.
Для работы с сильными учащимися на уроках русского языка можно использовать следующие формы и приемы:
Держать учащихся в “рабочей форме”, то есть увеличивать объем работы по их возможностям, что обеспечивает занятость учащихся на уроке.
Увеличивать объем работы за счет дополнительных заданий:
выписать слова с чередующимися звуками, однокоренные слова и формы одного слова;
подобрать к слову синонимы и антонимы;
составить схему слов, предложений.
применять задания повышенной трудности:
самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника;
самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий;творческие задания: сочинения – миниатюры, сочинения по данному образцу.
Проблема управления процессом обучения на уроках русского языка особенно остро встает при работе со слабыми учащимися. Такие школьники не имеют достаточного объема знаний, не умеют применять их на практике, не владеют приемами необходимыми для учебной деятельности.
Некоторые формы и методы работы со слабыми учащимися:
развитие зрительной памяти (например, объяснить правописание записанных на доске нескольких слов, составить с ними словосочетания, разобрать по составу);
проверить, правильно ли выполнено задание;
выполнение заданий на выбор (например, записать фонетический разбор слова по памяти, которое ранее было разобрано на этом уроке);
при организации работы над ошибками;
работа по орфографии на основе словарных диктантов: самопроверка, продолжение, с использованием сигнальных кругов, выборочные словарные диктанты;
выполнение заданий с наличием образца;
выполнение заданий со вспомогательными вопросами.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображение, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интерес к знаниям, чувство ответственности, товарищества).Дифференцированное обучение представляет собой форму деление класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
При дифференцированном подходе к обучению класс обычно делится на три основные группы:
группа учеников с высокими учебными способностями, эта группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующими умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
группа учащихся со средними способностями, эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.
группа учащихся с низкими учебными способностями, эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснений нового на уроке.
В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся с одной группы в другую. Переход обусловлен изменение уровнем развития ученика, \происходит восполнение пробелов и повышение учебной направленности , выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.
Дифференцированный подход к обучению позволяет успешно решать следующие задачи:
Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках и во внеурочное время.
Развивать учебные действия, в частности самостоятельно получать информацию, работать с дополнительной литературой, писать сочинения, доклады и др.
Поддерживать и развивать познавательный интерес к изучению русского языка
На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на различных этапах урока.
I этап. Повторение пройденного.
Самостоятельная работа учащихся различной сложности.
1-я группа выполняет самостоятельно работу, получая при этом различные творческие задания, например: разобрать слово по составу, разобрать предложения по членам предложения, сделать фонетический анализ слова, придумать свои слова на эту же орфограмму.
2-я группа и 3-я группа прорабатывает правила по опорным схемам, затем учащиеся 2 группы выполняет работу самостоятельно, а учащиеся из 3 группы выполняют ту же работу по образцу или по опорным схемам.
II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу, более “сильные” учащиеся самостоятельно делают выводы, составляют правила. Далее происходит анализ способов применения новых знаний на практике (работают все группы)
III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.
1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующей не только тренировки, но и применение полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.
2-я группа и 3я-я группа. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа выполняет работу самостоятельно по образцу или опорным схемам.
Учащиеся 3-й группы занимаются доработкой по объяснению нового материала: теория по учебнику и выполнение типовых тренировочных упражнений под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.
IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы делая пометки в своих работах, затем прослушиваются работы 2-й и 3-й группы.
V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.
VI этап. Словарная работа.
взаимопроверка словарных диктантов.Учащиеся 1-й и 2-й группы проверяют работы более “сильных” учеников, при такой проверке учащиеся “слабых” групп более тщательно проговаривают слова из диктанта и лишний раз вспоминают и проговаривают то или иное правило.
VII этап. Домашние задание задается различной сложности.
Более “сильным” ученикам даются творческие задания, а ученикам из “слабых” групп даются типовые задания выполненные на уроке.
Дифференцированный подход к обучению происходит и на уроках развития речи написания изложения и сочинения.
После разбора всего текста учащиеся 1-й группы приступают к работе самостоятельно, 2-й и 3-й группы проводят более углубленный разбор текста, проговаривая более точно предложения, затем учащиеся 2-й группы приступают к работе самостоятельно. Учащиеся 3-й группы получают карточки – схемы или карточки с наводящими вопросами.
Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты.