Научная статья Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка и литературы


Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка
Проблема дифференцированного подхода к обучению, ставшая сегодня одной из наиболее актуальных, имеет многолетнюю историю в отечественной и зарубежной педагогике и дидактике. Первые высказывания о необходимости индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы принадлежит еще Яну Амосу Коменскому, который в своей «Великой дидактике» указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классно-урочной системы. Идея осуществления дифференцированного подхода к ученикам в условиях коллективной работы класса и сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности школьников на уроке нашли отражение в трудах К.Д. Ушинского.
Данному вопросу посвящены труды Е.С.Рабунского, который разработал теоретические основы этого вопроса, проанализировал самостоятельную учебную деятельность, создал типологию учащихся на основе их особенностей в учебной деятельности; составил соответственно этому классификацию заданий для самостоятельной работы учащихся.
В Казахстане дифференцированный подход рассматривают в своих работах Б.А.Аканов., Л.В.Антипова, В.Г.Баженов, И.А.Денисов, Л.Г.Искакова, М.Ж.Ходрин, М.Ж. Тусупбекова, Л.Г.Латохина.
Дифференциация является основным путем осуществления индивидуального обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личности качеств. Учет индивидуальных особенностей детей – один из ведущих принципов дидактики.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений. Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Использование в своей работе дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка. Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, лучший опыт педагогов, построив свою систему работы, мы можем с уверенностью утверждать: использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.В основе моей системы работы лежат идеи В. В. Фирсова (обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей), В. К. Дьяченко (использование в своей работе различных форм: групповой, парной, индивидуальной), И. Унт (развитие индивидуальностей ребёнка, его способностей, формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия и творчества).
Несмотря на то, что разные концепции имеют свои особенности, все представители сходятся в одной простой мысли выдающегося педагога ХХ столетия В.А.Сухомлинского: «Все дети талантливы по-своему!».
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:
проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
создание мотивации (активная мыслительная деятельность);
взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности).
На уроках русского языка и литературы мною осуществляются различные виды дифференцированной помощи:
Постоянная работа над ошибками на уроке, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала.
Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
Предоставление времени для подготовки к ответу у доски.
Оказание помощи слабоуспевающим учащимся в ходе самостоятельной работы на уроке.
Указание правила, на которое опирается задание.
Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
Указание алгоритма выполнения задания.
Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
Объяснение хода выполнения подобного задания.
Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
Постановка наводящих вопросов.
Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Дифференцированное обучение непосредственно связано с развивающим обучением, которое заключается в том, что новые понятия, знания не даются в готовом виде, ученики «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, то есть, обучение идет через элементарные исследовательские навыки. Однако не следует думать, что задания развивающего, исследовательского характера нужно давать только сильным ученикам, такие задания предлагать для всех учащихся.
Таким образом, в ходе урока, наряду с общими заданиями, включаю дифференцированные, позволяющие каждой группе учащихся выполнять работу, соответствующую их возможностям, направленную в то же время на решение общих познавательных задач. Дифференцированное задание – это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимые вычислительные навыки на его основе, или орфографические умения и т. п. Разработка дифференцированных заданий основана на изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучение пробелов, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, четкой классификации ошибок.Дифференцированные задания включаю как в классную, так и в домашнюю работу учащихся. (Приложение 1, 2).
На уроках русского языка стараюсь почаще предлагать детям творческие задания. Например: выполнить творческое задание по образцу (предложения); написать мини-сочинение (описать зимний день); ситуативно-творческие задания (на доске пишутся существительные, учащиеся должны их распространить, используя согласованные определения). (Например, 6 классу даётся такое задание: написать сочинение о спорте, используя все разряды количественных числительных).
На уроках русского языка стараюсь содействовать формированию самостоятельного добывания учащимися знаний. Например, при написании сочинений, изложений встречаются орфограммы и пунктограммы, ещё не изученные нами. Сильным учащимся предлагается самостоятельно, пользуясь учебником, дополнительным материалом, словарями, найти ответы на поставленные вопросы.
Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и самоконтроля имеет работа со словарями.
Не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы стараюсь включать активные формы обучения, где увеличивается степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, развиваются творческие способности.
Для этого использую различные индивидуальные задания:
Выступления с рефератами, докладами;
поисковые задания (например, найти материал о жизни друзей А.С. Пушкина);
самостоятельное составление кроссвордов по определенной теме (например, кроссворд на тему «Эпоха романтизма», «Сказки Андерсена»);
выполнение задания по карточкам, инструкциям (например, подготовить сообщение на тему «Жизнь и творчество Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо»).Таким образом, дифференцированный подход в обучении позволяет присущими ему свойствами усовершенствовать знание, умения и навыки каждого учащегося в отдельности и уменьшить его отставание, углубить и расширить знание, исходя из интересов и способностей учащихся.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что, работая по стабильным общепринятым программам, новые технологии обучения можно использовать в рамках традиционного урока.
Приложение 1.
Тема: Корень слова
Цели: сформировать знания учащихся о корне слова, закрепить умение выделять в слове окончание, находить основу, повторить правописание безударных гласных в корне слова, разбирать слова по составу, развитие орфографической зоркости, каллиграфии письма, воспитание интереса к изучению русского языка.
На этапе объяснения нового материала предлагается учащимся дифференцированная работа:
учащиеся высокого уровня подбирают однокоренные слова;
учащиеся среднего уровня записывают эти слова на доске;
учащиеся низкого уровня выделяют корень данных слов.
Березка, березонька, подберезовик, березовая - записываем в столбик.
На этапе закрепление нового материала использовали задания, дифференцирующиеся по уровню творчества и трудности.
3 уровень: выбери из списка однокоренные слова к данным ниже словам, выдели корень;
Синева -…
Морской -…
Ночевать -…
(синька, моряк, море, синька, ночлег, ночевка, синеть, морячок, ночной)
2 уровень: подобрать однокоренные слова, выделить корень;
Синева -…
Морской -…
Ночевать -…
1 уровень: вставить пропущенные буквы, подобрать однокоренные слова и указать проверочное слово, выделить корень
С..нева -…
М..рской -…
Н..чевать -…

Приложение 2.
Тема: Непроизносимые согласные в корне.
Цели: Формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне, учить находить проверочные слова, развитие орфографической зоркости, каллиграфии письма, воспитание интереса к изучению русского языка.
На этапе закрепления использовали задания, дифференцирующиеся по степени трудности и объему выполнения.
уровень: выбери и подчеркни однокоренные слова, которые помогут проверить, есть ли непроизносимые согласные в корне слова. Вставь там, где надо, пропущенную букву.
Сер..це – сердечко, сердиты, сердцам.
Мес..ный – место, наместник, местечко, двухместный.
Чудес..но – чудеса, чудо, причудливый.
2 уровень: вставь пропущенную букву, там где надо.
Звез…ный, доблес…ный, грус…ый, кос…ный, свис…нул, ярос…ный, вес…ник, радос…ный, облас…ной, вкус…ный, здра…ствуй, со…нце.
1 уровень: вставь пропущенную букву, там где надо.
Вкус…ный, радос…но, интерес…ный, ярос…но, счас…ливо, капус…ный, ненас…ный, чудес…но, парус…ный, мес…ность, окрес…ность, напрас…но, извес…ный, прелес…ный.
Чтобы не упустить ошибки и достижения каждого ученика вели дневник учета достижений, где по результатам проверочных и самостоятельных работ, предложенных детям, фиксирую результаты их выполнения
Мы заметили, что дети, выполняя задания в соответствии своего уровня, активно стали работать на уроке, и проявлять познавательный интерес к данным дисциплинам. Из этого можно сделать вывод, что выполнение дифференцированных заданий повышает интерес к изучаемой теме, а следовательно, качество усвоения знаний учащимися.