Русский язык во 2 классе. Тема Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме


Русский язык
Тема Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме
Педагогические цели Способствовать ознакомлению с правилом употребления ь, формированию умения соотносить произношение слова и его написание; создать условия для ознакомления с правописанием словарного слова обезьяна
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные результаты Проявляют познавательный интерес к изучению нового
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; логические – умеют выделять существенную информацию из учебного текста. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты этапа
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. Девиз урока: С малой
удачи
начинается
большой
успех (слайд 2) Организуют свое рабочее место, проверяют наличие принадлежностей на столе Личностные результаты:
самоопределение к деятельности
II. Чистописание -Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать. (слайд 3) Выполняют письмо
по образцу Предметные результаты:
понимать задание, как его надо выполнить.
III. Актуализация знаний Словарная работа (слайды 4-11)
Картинный диктант. Медведь, морковь, снегирь, апельсин, коньки, пальто, учитель.
-Что объединяет все слова? (ь знак)
- На какие 2 группы можно разделить?
(1 - одушевленные, неодушевленные. 2 - ь знак в конце, в середине слова ).
- Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
- Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? Записывают словарные слова, проверяют написание по образцу, делят на две группы.
Запоминают правописание слов Коммуникативные УУД:
уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивают со своими ответами.
Регулятивные УУД: оценивать ход и результат выполнения задания.
IV. Постановка учебной задачи Показ фотографии, где изображены дети. Саша говорит:
- Никита, Артур, Сервер, Марлен – все они мои … (друзья)
Друзья – сравните произношение и написание: ДРУЗЯ
-Что вы заметили? Как правильно написать это слово?
Учитель разрезает карточку «друзя», отделяя буквы друз от я. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак
-Какую орфограмму нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (разделительный ь)
- Какая тема урока? (слайд 12)
Корзина умных вопросов.
- Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме?
- Какую работу выполняет разделительный ь?
- Где в словах пишется разделительный ь?
- Как отличить разделительный ь и смягчающий ь? Учащиеся высказывают свои мысли.
Дети формулируют тему урока и задают вопросы (с помощью учителя)
– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь)? Коммуникативные:
Умеют выражать свои мысли. Сравнивают свои ответы с ответами своих одноклассников, внимательно слушают друг друга.
Метапредметные результаты
Анализировать учебную ситуацию и ставить задачи урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Практическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя - пья, ню - нью, лё - льё, би – бьи, ме – мье
2. Найти слова с разделительным мягким знаком в сказке
3. Разделительный ь пишется перед буквамие, ё, ю, я, и
Правило
(учебник, с. 32)
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. . Лексическое значение слов.
Орфограмма: разделительный ь.
Правило ( с.33) Объяснение орфограмм.
2. Употребление
в словах разделительного ь и смягчающего ьVII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(слайд 13)
1. - Во втором случае губы наши "улыбаются" немного шире.
Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда?
2. На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них … крылья.
- Найдите и подчеркните все слова с разделительным мягким знаком. (слайд14)
КРЫЛЬЕВ
СОЛОВЬЁВ
СОЛОВЬИ
НОЧЬЮ
РУЧЬЯ (слайд 15)
- Посовещайтесь в паре и попробуйте представить это правило в виде схемы.
– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].)
– Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?
- Давайте проверим наше открытие. (слайд 16)
Работа по учебнику. Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.
– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?
(Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)
– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.)
– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? (О звуке [й'].)
– Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл: друзя.)
Приведите свои примеры.
– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?
– В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем?
Физкультминутка
Работа в тетради (слайды 17-18 )1. Замените предложение одним словом. Запишите его.
Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.)
Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.)
– Обозначьте орфограмму. Как она называется?
– Как подчёркивается? Что подчеркнём двумя чертами?
2. Записать отгадки
1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)
2 На столе у тети Ани
В вазе красные… (тюльпаны)
3. Охотник зарядил …(ружьё)
4.Ежедневно в 7 утра
Он трещит вставать поррра!... (будильник)
5. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок…(свинья)
6.От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл… (карась)
– Устно составьте предложение с любым словом.
( слайд 19)
- Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках?
(Ь – показатель мягкости и разделительный Ь)
Расселить по домикам
солов.и осен.
волч.и ден.киосен.ю мал.чиккол.я окун.
стул.я окун.ки
скам.я
сквореч.ник, хищ.ник, грибоч.ки, вин.тик
Проверка:
- Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?
- Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий разделительный знак?
- Найдите лишние слова, почему? Читают дети
Учащиеся указывают на присутствие между согласным и гласным звуком звука [й’].
Работа в парах.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учащиеся подчёркивают слова с разделительным мягким знаком.
Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Знакомятся с правилом, запоминают его
Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.
Применяют
полученные знания
на практике.
Объясняют значения слов и написание орфограмм. Записывают слова.
Проверяют написанное
Составляют
предложения
Работа в группах.
Оценивают правильность выполнения заданий.
Участвуют в обсуждении
проблемных вопросов, формулируют собственное мнение
и аргументируют
его. Метапредметные
результаты
Регулятивные:
Оценивать ход и результат выполнения задания
Познавательные:
Понять, когда следует писать ь –мягкий разделительный знак. Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
коллективное создание алгоритма о правописании разделительного мягкого знака; сформулировать правило по написанию разделительного мягкого знака
Коммуникативные:
Уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные
результаты:
Запомнить, когда следует писать разделительный мягкий знак
Уметь работать по алгоритму.
Метапредметные
результаты:
Самоопределяются в УД
Личностные
результаты:
Осознают смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного их использования в словах.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение слушать и понимать других.
 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
 Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в группе.
Личностные
результаты:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Личностные
результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные
результаты
Регулятивные:
Оценивать результат выполнения своей работы
- Подчеркните орфограммы. VIII.. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
(слайд 20 )– Чему учились на уроке?
– Как вы оцените свою работу на уроке?
– Какой вид работы понравился больше?
– Что получилось хорошо?
– Над чем следует поработать? Отвечают на вопросы Личностные результаты
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
Домашнее
задание
По выбору:
Сочинить загадку про мягкий знак.
Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.
Записать 10 слов с разделительным мягким знаком. Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи