Урок по теме Ионная Связь

Вид образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 имени Пяти Героев Советского Союза
Количество часов в неделю: 2 часа
Учебник: И.И. Новошинский и Н.С. Новошинская «Химия. 8 класс».
Общее количество обучающихся, занимающихся по учебнику: 30
Тема 2. «Химическая связь. Строение вещества». 13 часов.
На изучение темы «Ионная связь» отводится 1 урок. Она идет после и изучения ковалентной полярной и неполярной связи (3 часа).

Урок по теме «Ионная связь».

Цель урока. Обучающиеся поймут понятия ионы, ионная связь и научатся записывать электронные схемы образования ионной связи.
Основные понятия. Ионы, ионная связь, ионные соединения.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся будут знать: определение ионов и ионной связи, механизм образования ионной связи. Уметь составлять схемы образования ионных соединений и их электронные формулы. Понимать отличия ионной связи от ковалентной.
Задачи:
повторить ЗУН обучающихся о ковалентной связи и ее видах;
продолжить формирование понятия об электроотрицательности на основе знаний о строении атома, понятия химическая связь;
показать причины и механизм образования ионной связи, показать алгоритм составления схемы образования ионной связи;
продолжить формирование интеллектуальных умений (анализа, синтеза, умения выделять главное, умение пользоваться алгоритмами);
способствовать развитию навыков культуры межличностного общения.
Тип урока. Комбинированный. 1,2 УУ.
Оборудование. Видеоуроки по химии, учебник, презентация, модель кристаллической решетки поваренной соли.
Методы и методические приемы. ОИ, Р МО, работа в парах, индивидуальная работа, перенос знаний, учебная дискуссия, использование ТСО.
Ход урока.
Организация проверки уровня усвоения изученного материала.
Учитель
Предположительные ответы обучающихся

Сегодня мы продолжаем изучение темы «Химическая связь» и так как новый материал связан с материалом предыдущих уроков давайте вспомним, что мы уже изучили.
Изучили понятия электроотрицательность, химическая связь, ковалентная связь, виды ковалентной связи


Научились составлять схемы образования веществ с ковалентным типом связи.

Учитель организует проведение контроля над уровнем усвоения учебного материала


1.Словарный диктант (1 УУ). Слайд 1
Запишите какому понятию соответствует определение:
Связь между атомами неметаллов с одинаковой электроотрицательность называется –
Химическая связь между атомами, осуществляемая с помощью общих электронных пар –
Силы взаимодействия, которые соединяют отдельные атомы в молекулы –
Способность атомов элемента притягивать к себе электроны, связывающие их с другими атомами –
Связь между атомами неметаллов с различной электроотрицательность называется –
Неспаренные электроны внешнего электронного уровня называются -
Электронная плотность ковалентной полярной связи смещается в сторону _______________ электроотрицательного атома.
Учащиеся записывают ответы на листках.

2.Заполните таблицу (1УУ) Слайд 2
Ковалентная связь
Образуется за счет
Образуется между атомами
В каких веществах

неполярная




полярная





Учащиеся записывают ответы на листках.

3.Запишите электронные схемы образования связи, определите тип связи (2УУ) Слайд 3
I вариант: O2
II вариант: H2S
Учащиеся записывают ответы на листках.

Учитель организует взаимопроверку работы, демонстрируя на слайдах правильные ответы.
Слайды 4,5
Учащиеся обмениваются листками с ответами, проверяют работу товарища и выставляют оценку.

Ориентировочно-мотивационный этап (фронтальная беседа с учащимися).
Учитель
Предположительные ответы обучающихся

К какому виду ковалентной связи относятся вещества и почему: S, NH3, NaCl
Слайд 7
Учащиеся определяют тип связи у S, NH3


Так как вещество NaCl состоит из металла и неметалла у него не может быть ковалентной связи.

Постановка учебной задачи.
Учитель
Предположительные ответы обучающихся

Какие вопросы по теме мы должны изучить, чтобы дать характеристику новому типу связи?
Учащиеся формулируют цели урока.
Изучить определение, механизм образования, выучить алгоритм составления электронных формул веществ с ионным типом связи.


Научиться составлять электронные схемы образования веществ с ионным типом связи.

Учитель, обобщая высказанное учащимися, формулирует тему и цель урока. Слайд 8



Изучение нового материала. Ученикам предлагается просмотреть фрагмент видеоурока «Ионная связь» и составить 3-4 вопроса. (Содержание видеофрагмента.
Мотивация и целеполагание:
Мы с вами побываем в одной удивительной стране, где вы сможете найти некоторые подсказки этой темы.
Народ этой страны был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а «валюта» в этой стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрон, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одолжали, и, наоборот, при малейшей возможности стремились забрать еще.
Давайте теперь с вами разберемся, кто же такие были «простые жители», а кем бала «знать».
Изучение нового материала:
Как вы уже могли догадаться, речь в нашей истории шла об элементах металлах и неметаллах. Разберемся почему. У атомов металлов на внешнем уровне всегда мало электронов (от одного до трех), естественно, что им легче отдать электроны для завершения энергетического уровня, а для неметаллов, у которых более трех электронов, легче присоединить электроны для завершения энергетического уровня.
Разберемся почему. Если мы вспомним предыдущие уроки, то мы убедимся в том, что главной характеристикой атома является заряд его ядра, от которого зависит и радиус атома. Напоминаю, чтобы определить число электронов на внешнем уровне достаточно знать номер группы.
Теперь, составим логическую цепочку: радиус атома зависит от заряда ядра, числа электронов на внешнем уровне, числа электронных слоев.
Посмотрим, как же изменяются металлические и неметаллические свойства по периодам и группам периодической системы.
В периодах слева направо увеличивается заряд ядра, радиус атома постепенно уменьшается, увеличивается число электронов на внешнем уровне, которые сильнее притягиваются к положительно заряженному ядру и атомам становится легче присоединить электроны до завершения уровня, чем отдать их, поэтому металлические свойства ослабевают, а увеличиваются неметаллические. Если мы посмотрим в Периодическую таблицу, то убедимся в этом, каждый период начинается металлом IAгруппы (это типичные металлы) и заканчивается неметаллом, в VIIA группе уже находятся типичные неметаллы.
В пределах одной группы главной подгруппы, сверху вниз увеличивается заряд ядра атома, увеличиваются радиусы атомов, число электронов на внешнем уровне остается постоянным, но увеличивается число энергетических уровней, и электроны будут удаляться от ядра, поэтому атомам их легче отдать, чем присоединить до завершения внешнего уровня, следовательно, металлические свойства будут увеличиваться, а неметаллические ослабевать. Поэтому атомы элементов, расположенные внизу в пределах одной группы будут проявлять более металлические свойства, нежели которые находятся вверху.
А как же VIIIА группа? Вспомним, что элементы этой группы называют благородными или инертными газами. Почему? У всех этих атомов завершен энергетический уровень, для любого атома – это устойчивое состояние. Поэтому они не отдают и не присоединяют электроны. Они практически не соединяются с другими атомами и друг с другом, т.е. они инертны.
Представьте себе, встречается элемент IA группы, у которого 1 электрон, и элемент VIIA группы, у которого 7 электронов. Пусть это будут Na и Cl. У натрия один единственный электрон, а хлору как раз не хватает одного электрона для завершения внешнего уровня. Если натрий отдаст свой электрон, то он приобретет положительный заряд, а когда атом хлора заберет этот электрон, он превратится в отрицательно заряженную частицу. Эти заряженные частицы, называются ионами. Что же будет дальше с ними? Из курса физики вам известно, что разноименные заряды притягиваются, поэтому ион натрия и хлора тоже соединиться и между ними возникнет химическая связь. Эта связь и будет называться ионной. В результате этого взаимодействия образуется ионное соединение. Для выражения этих ионных соединений пользуются формульными единицами, т.е. говорят не молекула NaCl, а формульная единица NaCl. Запомните, что ионная связь образуется между типичным металлом и типичным неметаллом.
Рассмотрим схему образования ионной связи между атомами кальция и хлора. Кальций расположен во IIA группе, значит, на внешнем энергетическом уровне у него два электрона, которые легче отдать, чем присоединить шесть до завершения энергетического уровня. После чего он становится положительным ионом.
Са0 - 2
· Са2+
Атому хлора, у которого на внешнем уровне 7 электронов, легче присоединить 1 электрон до завершения уровня, чем отдать 7 электронов. После присоединения 1 электрона, атом хлора становится отрицательным ионом.
Cl0 +1
· Cl-
Найдем наименьшее общее кратное между образовавшимися ионами. Оно равно двум. Следовательно, нужно взять 1 атом кальция и 2 атома хлора. Это схематично можно показать так:
Ca0 + 2Cl0 Ca2+Cl2-.
Цифра 2, стоящая перед атомом хлора, называется коэффициентом. Коэффициент обычно показывает число атомов, молекул или формульных единиц, а цифра 2 после иона хлора, называется индексом. Индекс показывает число атомов в молекуле или ионов в формульной единице.)
Обобщение и систематизация знаний:
Возвращаясь к нашей истории, почему «простыми» жителями были металлы, а «знатью» неметаллы?


Учитель
Предположительные ответы обучающихся

Организует взаимоопрос.
Учащиеся задают вопросы по фрагменту
В каком случае происходит образование ионной связи?
В чем сущность образования ионной связи?
Что такое ион?
Что такое формульная единица?






Закрепление и первичный контроль:
С помощью электронных формул составьте схемы образования ионных соединений.
Учитель: NaCl – записывает электронную схему образования ионной связи.
Учащиеся записывают самостоятельно: LiBr, K2O, CaF2.
Рефлексия и подведение итогов:
Ваша самооценка усвоения нового материала?
Чему вы научились на уроке?
Домашнее задание:
I, II уровень: §18, выучить определения, упр. 1,2;











15