Социальный проект В стиле ритма.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН»МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
2540641985«Я – гражданин России»
50802374265«В стиле ритма»25401866900Социальный проект25400XIII районная акция
1069975808355Номинация: пропаганда здорового образа жизни
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
628128, ул. 40лет Победы 11, пос. Унъюган Октябрьского района Ханты – Мансийского АО Тюменской обл.
Т/факс (34672) (272) 48-650 Тел: 48-651 бухг. , 48-689 учит., 48-690 стол.,
E- mail: likma05@mail.ruот 12 февраля 2014года
Заявка на участие в XIII районнойакции «Я - гражданин России»
№ Ф.И.О.
участников Год рождения Школа, класс Ф.И.О.
руководителя
проекта,
должность
(контактныйтелефон) Название
проекта Идея
проекта
1
2
3 Мелехина Виктория Сергеевна
Остраш Виктория Николаевна
Яцкова Анастасия Александровна 15.03.2002 г.
05.04.2002 г.
21.11.2002 г. МКОУ
«Унъюганская СОШ №2»,
6 класс
Блоха Анастасия Александровна, учитель физической культуры
Камнева Ольга Викторовна, учитель английского языка «В стиле ритма» Эффективность ритмопластической гимнастики, разработка и внедрение занятий ритмопластической гимнастики в школьном учреждении, которая позволяетукрепить здоровье детей.
Директор школы:О.А.Каратаева
1. ВВЕДЕНИЕ.
Главная идея проекта - эффективность ритмопластической гимнастики, разработка и внедрение занятий ритмопластической гимнастики в школьном учреждении, которая позволяетукрепить здоровье детей.
Главная мысль - воспитать интерес у детей к выполнению ритмических и пластичных движений, направленных на всестороннее развитие тела.
Девиз проекта: «Здоров будешь – все добудешь».
Береги свое здоровье – это важнейшая задача для каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
Актуальность и значимость проекта в том, что в наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением, мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Занятия ритмопластикой позволяют нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание в школьных учреждениях как на важный процесс развития детей.
Инновационность проекта состоит в том, что ритмопластическая гимнастика - это система средств и методов для воспитания чувства ритма и пластики, способствующая развитию двигательно-координационных способностей. Это особая двигательная деятельность, которая протекает с использованием музыки, где музыка выполняет ритмически организующую роль.
Цель нашего проекта: привлечение внимания и повышение интереса школьников к развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков посредством ритмопластики.
Задачи проекта:
Изучить проблему здоровья, здорового образа жизни учащихся школы.
Провести социологическое исследование с целью выявления уровня информированности учащихся школы о ритмопластике, как инновационном методе.
Определить отношение учащихся школы к спорту и здоровому образу жизни.
Способствовать формированию позитивного мнения населения и учащихся о необходимости и целесообразности ведения здорового образа жизни.
Организовать работу по агитации и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и взрослого населения сельского поселения Унъюган.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
«Каждый человек – строитель храма,
называемого его телом».
Г. Торо.
 "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
Мы уточнили, что путь к здоровью  - это и правильное питание, и  систематическая двигательная активность,  и отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит,  прежде всего, от нас самих. 
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей школьного возраста являются:
падение уровня жизни, социальные потрясения;
неблагоприятная экологическая обстановка;
ухудшение состояния здоровья матерей;
стрессы;
малоподвижный образ жизни;
неполноценное питание;
отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
В нашей школе сохраняется и укрепляется здоровье детей, с помощью организации физкультурно-оздоровительной работы. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться.
Ежегодно медицинским работником школы ведется наблюдение уровня и структуры общей заболеваемости (приложение 1). По сравнению с 2012-2013 учебным годом уровень общей заболеваемости в 2013-2014 году увеличился на 14%.
Данный уровень заболеваемости и свидетельствует об актуальности и значимости исследования ритмопластики, как инновационного подхода в физическом воспитании в нашей школе.
Ритмопластическая гимнастика - особая двигательная деятельность, которая протекает с использованием музыки, где музыка выполняет ритмически организующую роль. Различные виды музыкальной деятельности дарят мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Человек получает огромное удовольствие от движения под музыку.
Секрет популярности ритмопластики в ее многофункциональном влиянии на организм человека, а именно:
-развивает силу и ловкость, улучшает телосложение человека, делая его стройным, подтянутым;
-создает ощущение физического и психического расслабления;
-улучшает координацию движений;
-развивает чувство ритма;
-способствует развитию грациозности, элегантности, свободы движений;
-повышает физическую работоспособность;
-позволяет более успешно совершенствоваться в других видах спорта;
-обогащает знания о спорте и спортивном отдыхе.
С ее помощью решаются оздоровительные (укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие); образовательные (формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств – быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), воспитательные задачи. Формируются важные музыкально-двигательные навыки и умения, развивается память, внимание, музыкальный слух, вкус, красота движений. Это свидетельствует об актуальности и значимости исследования ритмопластики, как инновационного подхода в физическом воспитании.
3.СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ.
3.1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5270540005 Статья 6
Пункт 2. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживания и здоровое развитие ребёнка.
Статья 29
Пункт 1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
5270556515
-772041153618 Глава 2, статья 41
Пункт 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Пункт 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихсяПункт 1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
Пункт 2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Пункт 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
3.2.АНКЕТИРОВАНИЕ.
3.2.1.АНКЕТА.
1. Ваш пол:
а) мужской;
б) женский.
2 .Ваш возраст:
а) 10-12 лет;
б)13-14лет;
в) 15-17 лет;
г) 18 и выше.
3. Знаете ли вы, что такое ритмопластика:
а) да;
б) нет;
в) сомневаюсь в ответе.
4. Посещаете ли Вы какие-либо спортивные кружки?
а) футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, теннис;
б) катание на лыжах, коньках, роликах;
в) художественная гимнастика, аэробика, спортивные танцы;
г) восточные единоборства, греко-римская борьба, каратэ, армрестлинг;
д) нет, не посещаю.
Важен ли спорт в жизни человека:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
Для чего современному человеку нужны занятия спортом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Можно ли решить проблемы со здоровьем занимаясь спортом?
а) да;
б) нет.
3.2.2.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МКОУ «УНЪЮГАНСКАЯ СОШ № 2» И ЖИТЕЛЕЙ С.П. УНЪЮГАН.





Для чего современному человеку нужны занятия спортом?
быть здоровым;
для поддержки и укрепления здоровья;
быть в хорошей физической форме;
для поднятия тонуса;
поддерживать здоровый образ жизни;
укреплять иммунитет;
саморазвитие, стремление к здоровому образу жизни;
быть грациозным и пластичным.


3.3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.
История возникновения ритмопластики
Истоки ритмопластики уходят во времена античного мира, когда танцы и комплексы упражнений под музыку использовались для всестороннего физического развития человека. Так развивали пластичность тела, выносливость, силу, формировали хорошую осанку, тренировали красивую походку. Со временем интерес к этому стилю угас. И пройдет не одно столетие, прежде чем популярность физической культуры вспыхнет с новой силой. В конце 19 - начале 20-го века начнут появляться разные гимнастические системы: шведская, дыхательная и другие. В 1918 году ритмическая гимнастика признана одним из основных способов физического воспитания детей.
Немалое значение на развитие ритмопластики оказало появление аэробики, изобретателем которой стал доктор Кеннет Купер. Изначально эта оздоровительная система предназначалась для военных, но впоследствии стала популярной среди широких масс населения.
Современная ритмопластика
В наши дни ритмопластика является эффективным средством развития гибкости и укрепления опорно-двигательной системы. Регулярные занятия оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую деятельность и дыхательную систему ребенка, развивают выносливость и координацию движений. В игровой форме дети осваивают танцевальные движения и разные виды ходьбы. Уроки ритмопластики также способствуют развитию музыкального слуха и умению ориентироваться в пространстве.
Особенности ритмопластики
В отличие от хореографии, гимнастики и других спортивно-танцевальных направлений, главная цель ритмопластики - создание условий для психологического раскрепощения детей. А этого можно достичь, если ребенок будет уверен в собственных силах. Конечно, развитие музыкального слуха, гибкости, творческих способностей, умения с помощью движений передавать музыку - также немаловажные цели ритмического воспитания детей, но результаты здесь не столь важны, основное внимание педагогов акцентируется на сам процесс обучения. По мнению швейцарского педагога Э. Жак-Далькроза: "Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены".
Координационные способности человека выполняют важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений, объединение их в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Значимость формирования этих способностей обусловлена четырьмя основными причинами:
являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям, ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта;
повышают возможности человека в управлении своими движениями;
обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования;
помогают избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Мы выбрали эту тему, так как столкнулись с проблемой формирования опорно-двигательного аппарата у детей при анализе диагностических данных. В нашей школе выявлено 30% учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Применение технологии ритмопластики способствует формированию гармонически развитой личности и здорового образа жизни человека.
Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.
Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
Ритмопластика тесно связана с музыкой и танцем, что способствует эстетическому воспитанию детей, развитию чувства прекрасного.
Ритмопластика – богатый источник самовыражения. Ей присущ творческийкомпонент. Создание новых композиций, новых элементов, совершенствованиеиндивидуального стиля – все это стимулирует воображение, развивает творческиеспособности детей.
В нашей школе широко используются элементы ритмопластики на уроках физической культуры, музыки, при проведении физических минуток и динамических пауз между уроками, флешмобы на общешкольных мероприятиях, проведение классных часов, акций на данную тематику, приобщение родителей и педагогов к ведению активного образа жизни через родительские собрания и совместно организованные спортивные мероприятия. С помощью педагогов нашей школы разработана программа
«В стиле ритма». Она рекомендована для реализации в летнем оздоровительном лагере «ШУМ», в летней интеллектуальной компьютерной мастерской «ЛИКМ@», детских дворовых площадках и детских садах.
Учителя физической культуры широко используют элементы ритмопластики на уроках.
Основной задачей физической культуры является: формирование гармонически развитой личности и здорового образа жизни человека.
Физкультура – один из предметов, который помогает формировать у учащихся стремление к самосовершенствованию своего организма, воспитанию волевых и моральных качеств, развитию необходимых умений, а также укреплению здоровья. Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия.
При этом мотивирующим фактором учитель считает воспитание у школьников «познания и открытие самого себя». Научить получать удовольствие от выполнения упражнений, чувствовать необходимость их исполнения, чтобы движения для ученика стали потребностью. А с помощью музыки движения выполняются легче и с большей амплитудой.
Во время уроков проводятся физические минутки для смены видов учебной деятельности. Они представляют собой танцевально-ритмические движения. Танцевально-ритмические движения - это самый простой, естественный и доступный способ для смены видов деятельности на уроке и возможность снять психоэмоциональное напряжение. Умение двигаться и прислушиваться к себе и к своим чувствам способствует снятию тревожности. Занимаясь на уроке, ребенок учится общаться с другими детьми, что формирует навык общения, развивает умение сотрудничать и работать в группе. Также ритмопластические упражнения развивают необходимые для учебы качества: дисциплину, самоорганизованность, волю, целеустремленность, ответственность и повышают интеллектуальную активность на уроке.
На уроках музыки учителя применяют ритмическую и темброво-звуковую тренировку. Речевое упражнение служит также эффективным средством развития интонационного слуха, оно наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.
Виды речевых упражнений: имитации «эхо», игры-диалоги; артикуляционные, фонематические игры; упражнения с сопровождением «звучащих жестов», упражнения с сопровождением детских музыкальных инструментов, двигательно-речевые и коммуникативные игры.
Занятия направлены на развитие: чувства ритма, музыкального слуха и вкуса; умения правильно и красиво двигаться, укрепления различных групп мышц и осанки; умения чувствовать и передавать характер музыки.
Занятия основываются на ритмичных подвижных упражнениях в сопровождении музыки. В ходе занятий выполняются задачи: постановка осанки, профилактика сколиоза и плоскостопия, развитие моторики, развитие пластики, чувства ритма, такта и музыкального слуха, разучиваются основы современной хореографии.
Ритмопластика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий, форумов должны стать традицией нашего поселка. Сохранение здоровья – это регулярный труд. Сейчас мы молоды и здоровы. Но не стоит обольщаться – о сохранении здоровья нужно помнить всегда.
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ.
№ Этапы работы Сроки реализации Исполнители Ожидаемый эффект
Подготовительный сентябрь-октябрь 2014г. Учащиеся 6 класса 1.1 Определение степени актуальности темы проекта. сентябрь Мелехина В.
Остраш В.
Яцкова А. Популяризация информации и практических дел о ритмопластике как инновационном методе среди учащихся МКОУ «Унъюганская СОШ №2» и жителей с.п. Унъюган является актуальной в стремительно развивающиеся информационный век.
1.2 Изучение научно-популярной литературы и нормативно-правовой базы по теме проекта. октябрь Мелехина В.
Остраш В.
Яцкова А. Подбор информации, фактов, видеоматериалов, подтверждающих об эффективности занятий ритмопластикой для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и ведения активного образа жизни.
Основной ноябрь-декабрь 2014 г. Учащиеся 6 класса 2.1 Проведение социологического исследования с целью определения значимости данной темы и заинтересованности учащихся школы и жителей с.п.Унъюган к занятиям ритмопластикой. ноябрь Мелехина В.
Остраш В.
Яцкова А. Определение отношения респондентов к новому инновационному методу в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий, агитации и пропаганде здорового образа жизни и составления программы по данной теме.
2.2 Доведение до учащихся и родителей школы результатов социологических исследований, и их отношения к проводимым мероприятиям через беседы, информационно- просветительские материалы, презентации и видеоролики. ноябрь Мелехина В.
Остраш В.
Яцкова А.
Приобретение учащимися и родителями школы знаний о разнообразных формах занятий ритмопластикой.
2.3 Анализ результатов мероприятий, ранее проводимых в школе:
- акции;
- флешмобы;
- классные часы;
- динамические паузы на переменах и уроках.
ноябрь Мелехина В.
Остраш В.
Яцкова А. Пакет диагностик и рекомендации.
3 Итоговый Учащиеся 6 класса 3.1 Обобщение полученных результатов декабрь Мелехина В.
Остраш В.
Яцкова А. Обработка результатов социологических исследований и практической части проекта, выводы по проделанной работе в рамках реализации проекта.
Оформление проекта. Публичное представление проекта ученическому и педагогическому коллективу.
3.2 Распространение информации о проведенных мероприятиях для привлечения внимания, повышение интереса школьников к ритмопластике, здоровому и активному образу жизни. январь-февраль Мелехина В.
Остраш В.
Яцкова А. Банк информационно- просветительских материалов (буклеты, разработки тематических родительских собраний, классных часов, разработка программы «В стиле ритма»).
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ.
Социологическое исследование с целью выявления уровня информированности учащихся школы о ритмопластике, как инновационном методе.
Информационно-просветительская деятельностьпо агитации и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и взрослого населения сельского поселения Унъюган.
Формирование банка практических материалов по теме проекта: буклеты, программа «В стиле ритма», разработки родительских собраний.
Апробирование новых форм и методов участия в различных акциях и мероприятиях.
Приобретение новых социальных партнеров, заинтересованных в проекте и проведение акций в с.п.Унъюган и жителей Октябрьского района.
Динамические паузы на уроках



Динамические паузы на переменах



Флешмобы


Уроки физкультуры



Летние оздоровительные лагеря


Беседы с медицинскими работниками


Родительские собрания


Приложение 1
Уровень и структура общей заболеваемости
№ Виды заболевания Учебный год (количество %)
2011-2012 2012-2013 2013-2014г
1 Хронические простудные заболевания - - 2/1,8
Хронические тонзиллиты 1/0,5% 1/0,5 2/1,8
ОРЗ 145/71,4% 85/42,5 140/66
2 Миопия 1/0,5% - -
Высокая - - -
3 Новообразования - - -
4 Эндокринной системы - - -
5 Вегетососудистая система 2/1% 1/0,5 -
6 Нервные заболевания всего 3/1,5% - 1/0,4
Неврастения - - Церебростения- - Эпилепсия 1/0,5% - 1/0,4
7 Опорно-двигательный
Аппарат (сколиозы) - - 1/0,4
8 ЖКЗ всего 9/4,43% 4/2% 3/1,42
Хронические гастриты 1/0,5% - 1/0,4
Опистрохоз1/0,5% 1/0,5 Печень и желчный пузырь 7/3,45% 3/1,5 2/1,8
9 Мочегонной системы 2/1% - -
10 Прочие болезни 67/33% 43/21,5 24/11,3
ВСЕГО: 230/113% 134/67% 171/81%
-1050452-316053
Пояснительная записка.
Программа по ритмопластике "В ритме танца" разработана на основе программы "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей.
Актуальность хореографического образования.
Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
В процессе учебных занятий у детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка.
Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях.
Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка.
Цель программы:
Содействовать всестороннему развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) средствами музыки и танца.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих основных задач:
Развивать творческие способности детей.
Развивать двигательные качества и умения: гибкость, пластичность, ловкость, координацию движений, силу, выносливость.
Дать основы музыкально-двигательной культуры.
Развивать танцевальные способности.
Развивать потребности самовыражения в движении под музыку.
Способствовать укреплению здоровья детей: способствовать развитию опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия; содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания.
Формировать творческие способности: воображение и фантазию.
Содействовать формированию нравственно - коммуникативных качеств личности: умения сопереживать другим, чувства такта и культурного поведения.
1.Укрепление здоровья:
способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
формировать правильную осанку;
содействовать профилактике плоскостопия;
содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2 Совершенствование психомоторных способностей детей:
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Особенность наших занятий - использование здоровьесберегающих музыкально-педагогических технологий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основной формой образовательного процесса является групповое занятие.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия
Общее назначение – разогреть мышцы, подготовить организм к главной физической нагрузке, к выполнению более сложных движений, танцевальных комбинаций. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния детей. Сюда входит танцевальная разминка. Занимает 2 – 4 минуты от общего времени, зависит от решения основных задач занятия.
Основная часть занятия
Это самый насыщенный раздел занятия, со сменой вида деятельности у детей. Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики, работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
Сюда входят: гимнастика, танцевальный репертуар. Длится от 16 до 18 минут.
Заключительная часть занятия
Основные задачи – постепенное снижение нагрузки и обеспечение постепенного перехода от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. Сюда входят: танцевальные игры, релаксация.
В конце заключительной части все упражнения выполняются в медленном темпе. Длится от 2 до 3 минут.
При составлении плана занятия педагог должен помнить, что последовательность изучаемых движений не может быть случайной. Следует учитывать их полезность, возможность сочетания одних с другими, обратить внимание на распределение нагрузки на группы мышц тела.
Нагрузку в течение занятия надо распределять равномерно на все упражнения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа подходит для дошкольных детских учреждений, пришкольного летнего лагеря и дворовых площадок.
Содержание программы включает в себя пять направлений работы: танцевальная разминка, гимнастика, танцевальные композиции, нетрадиционные виды упражнений, музыкально-ритмические игры.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Является основой для развития чувства ритма, двигательных способностей, координации движений и ориентировки в пространстве, умения передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр). Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности. Этот раздел включает в себя: упражнения на ориентировку в пространстве; упражнения на согласование движений с музыкой, развитие координации, чувства ритма; танцевальные шаги, шаги в танцевально-образной импровизации.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений: построение, перестроение. Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.
Виды упражнений на год.
Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом
Увеличение и уменьшение круга
Построение в два круга
Построение в шахматном порядке, передвижение врассыпную
Самостоятельно находить свободное место в зале
Построение в шеренгу и в колонну
Передвижение в сцеплении за руки
Передвижение по схемам (круг, змейка)
Построение в две шеренги, две колонны
Повороты переступанием по команде
Упражнения на согласование движений с музыкой, развитие координации и чувства ритма.
Цель: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
Виды упражнений на год.
Хлопки и притопы на каждый счёт, через счёт, только на первый счёт
Акцентированная ходьба
Выполнение движений руками в различном темпе
Сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт и наоборот
Выполнение упражнений (ходьба, бег, танцевальные шаги) в различном темпе, включая одновременные движения рук и ног, с хлопками
Выполнение упражнений на различие разнообразных динамических оттенков музыки (тихо, громко) с различной силой, амплитудой
Выполнение упражнений на различие регистра (высоко – низко)
Выполнение разнообразных ритмических рисунков на хлопках и шагах
Виды ходьбы и бега, прыжков
Ходьба – бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках, мягкий шагБег – легкий, ритмический, широкий, острый
Прыжки – на двух ногах, на месте, с продвижением вперед, прямой галоп, легкие поскоки, галоп прямой и боковой.
Танцевальные движения.
Цель: формировать у детей танцевальные движения, способствовать повышению общей культуры.
Шаг с носка
Поочередное выставление ноги на пятку вперед
Притопывание одной ногой
«Выбрасывание» ног
Пружинные полуприседыПолуприсядка для мальчиков
Поворот на 360 градусов на шагах, прыжках
Приставной шаг в сторону
Комбинации из танцевальных шагов
Танцевально-образная импровизация.
Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.
Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.ГИМНАСТИКА
Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, направленных на развитие, укрепление и растяжку отдельных групп мышц и суставов, гибкости, равновесия. Вырабатывает умение владеть своим телом. Способствует исправлению нарушения осанки, совершенствует двигательные навыки, благотворно воздействует на работу органов дыхания и кровообращения.
Гимнастика может начинаться с выполнения упражнений в положении стоя, которые представлены в виде комплексов игровой аэробики или движений под словесное сопровождение. Все упражнения можно выполнять в любом возрасте. Количество повторений 4 – 8 раз.
Формирование движений ребенка должно производиться в определенной последовательности.
Последовательность выполнения упражнений стоя
1. Повороты головы (упражнения на развитие мышц шеи)
2. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава, кистей
3. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника
4. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра
5. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов
Основная часть гимнастики выполняется лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях. Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают
позвоночник от дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в вертикальном положении.
Сюда входят акробатические упражнения, упражнения игрового стретчинга.
Стретчинг – это комплекс статических растяжек, проводимых в игровой форме.
Виды упражнений системы игровогостретчингаУкрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад («змея», «кораблик», «кошечка», «рыбка» и другие)
Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд («книжка», «птица», «веточка», «горка» и другие)
Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону («морская звезда», «лисичка», «месяц», «орешек» и другие)
Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног («бабочка», «лягушка», «велосипед», «морская волна» и другие)Укрепление и развитие стоп («ходьба», «лошадка», «гусеница» и другие)
Укрепление мышц плечевого пояса («замочек», «пловцы», «пчелка» и другие)
Упражнения для тренировки равновесия («аист», «петушок», «цапля», «орел» и другие)
Упражнения чередуются так, чтобы была равномерная нагрузка на все тело ребенка, выполняется по одному – два упражнения из каждого вида.
Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой.
Как показывает практика, если заниматься лишь растягиванием мышц, то обычно их сила снижается. И тогда оказывается невозможным использовать приобретенную подвижность суставов. Поэтому, развивая гибкость, эластичность связок, очень полезно сочетать упражнения на растягивание с силовыми упражнениями. Это различные акробатические упражнения, элементы йоги.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
Танцевальные композиции включают в себя образно-танцевальные композиции, «речевые танцы». В работе над этим разделом совершенствуются танцевальные движения детей, обогащается их двигательная лексика.
«Речевой танец» – это вариант фигурного танца, пластический рисунок которого развертывается в полном соответствии с сюжетом. Простота содержания отражена в созвучной стилю музыки и текста грации движений. Детям не трудно запомнить такое количество движений, так как они, схватывая сюжетную канву текста, легко настраиваются на каждый следующий поворот танца.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ
Данный раздел включает в себя дыхательную гимнастику, самомассаж, упражнения на координацию слова с движением, элементы психогимнастики.
Дыхательная гимнастика содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма. Может использоваться как в основной части, так и в заключительной части занятия, помогает восстановить дыхание.
Самомассаж формирует у детей сознательное стремление к здоровью, развивает навык собственного оздоровления. Применять в заключительной части.
Элементы психогимнастики восстанавливают и сохраняют эмоциональное благополучие, и предупреждают психические расстройства. Желательно использовать в заключительной части, но можно и в основной.
Упражнения на координацию слова с движением – развивают быстроту реакции, ловкость, координацию движений, память и устойчивость внимания. Являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий. Применяется в начале или середине основной части.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ
В этот раздел входят музыкально - подвижные игры, танцевально- игровое творчество (импровизация, креативная гимнастика). В играх и творческих заданиях используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации.
Предполагаемые результаты:
Умение слушать педагога, быть внимательным при выполнении заданного материала.
Умение слышать музыку, просчитывать музыкальное произведение, исполнять движение музыкально и ритмично.
Умение начинать и заканчивать движение.
Знание движений партерной гимнастики, исполнение пройденного материала самостоятельно.
Улучшение и развитие показателей основных физических данных: подъем, выворотность, гибкость вперед, назад, шаг, прыжки.
Свободный перенос веса с одной ноги на другую, устойчивость и координация в танцевальных движениях.
Координировать движение рук.
Координация в пространстве (знание точек класса, движение по диагоналям, умение держать интервал, перестроение в круг, в 2 круга, из круга в шахматном порядке, в колонны)
9.Наличие подтянутого корпуса (опущенные и растянутые плечи, втянутый живот, подтянуты икроножные, бедренные и ягодичные мышцы), вытянуты колени и стопы.
Критерии подбора музыкального оформления:
- музыка должна воспитывать музыкальный вкус ребенка;- музыка должна обогащать ребенка разнообразными музыкальными впечатлениями;- музыка должна быть удобной для выполнения двигательных упражнений;- музыка должна быть небольшой по объему и умеренной по темпу;- музыка должна быть разнообразной по темпу и объему;- музыка должна быть разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.);- музыка должна быть разнообразна по жанру и по характеру, так как это развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству.
Используются:
- детские песни российских композиторов;
- народная музыка;
- классические произведения;
- эстрадные мелодии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
«Ритмическая мозаика» А.И.Буренина Программа по ритмической пластике для детей СПб.: ЛОИРО, 2000г.
Лечебно-профилактический танец «Фитнес-данс» Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина Учебно-методическое пособие – СПб,: Детство-Пресс,2007г.
«Очарование движением» Пособие для педагогов – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007г.
«Ритмика» А.Е. Чибрикова - Луговская Методическое пособие – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998г.
Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год.
С.И. Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение».
Н.Ю. Венгер Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер.– М.: Просвещение, 2000.
Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2003. – С.6.
21590-612775
-486926-454275