Занятие в рамках краткосрочных курсов Родное Прикамье по теме Уральский сказочник П.П.Бажов (5 класс VII вид


Учитель: Кузнецова Ирина Александровна
Урок внеклассного чтения по творчеству уральского сказочника П.П.Бажова(5 класс VII вид)
Тема:  Уральский сказочник П.П. Бажов
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”.
Задачи:  - познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова; ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
-продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь
 -воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
               
Требования к уроку: уметь выразительно читать; знать методику работы  с текстом.
Оборудование: учебники, наглядности, мультимедийная техника.
Организация класса: на перемене подготовить рабочие места, привести в порядок оборудование.
Ход урока:
I. Организационный момент - Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на занятии. Нашу работу мы начнем с не совсем обычного задания. Я предлагаю вам собрать мозаику.
- Что у вас получилось? Собирают мозаику в парах
II. Переход к изучению новой темы - Как вы думаете, зачем нам сегодня на занятии понадобилась карта Пермского края, Перми?
- Согласна. Потому, что говорить мы будем о Пермской земле, о нашей малой Родине, о творчестве интересного писателя, нашего земляка.
- А для того, чтобы узнать о творчестве какого писателя пойдет речь на уроке, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь (забой).
Ценный камень уральских гор (малахит).
Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что? (железо)
Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя (сирота).
Что мечтал сделать из камня Данила-мастер? (цветок)
- Ребята, о творчестве какого писателя пойдет речь на уроке? Отвечают на вопросы
Разгадывают кроссворд
III. Изучение новой темы - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
 Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу, затем он окончил духовное училище, а потом поступил в Пермскую духовную семинарию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык и литературу. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами.
- Ребята, Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч?
- Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку” (именно так называется сборник его сказов, состоящий 56 произведений. Но он так и остался незаконченным). Какие сказы Бажова вам знакомы? Прекрасно…
- Сегодня на уроке я предлагаю приоткрыть знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомиться с одним из сказов Бажова “Медной горы Хозяйка”.
- Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П.П. Бажова. Заметили ли вы его отличие от сказки? В чём оно? Чем же сказ отличается от сказки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поработать в парах. Вам предложены выражения и слова, необходимо соотнести с нужным жанром и заполнить таблицу.
- Итак чем же сказ отличается от сказки?
Сказка Сказ
1) Начинается с зачина2) Образа рассказчика нет.3) Волшебные герои или добрые, или злые4) Присутствуют волшебные заклинания.5) Нет реальной основы. 1) Нет зачина.2) Есть образ рассказчика.3) Нет деления на добро и зло.4) Волшебная сила присуща героям изначально.5) Имеет реальную основу
Сказ - это прежде всего устный слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. Рассказчик говорит колоритным народным языком, в котором много местных словечек и выражений.
- Вы заметили такие словечки? (Парун, робили, одежа, обробеть, вечор, звосияло, галились…)
- Какие конкретные «географические» названия имеются в сказках? А в сказе? Назовите их…
Хозяйка медной горы и Степан
- Самым ярким образом сказа является сама хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью.
Процитируйте, ребята, какой ее увидел Степан.
- Да, детали красочного портрета, одеяния, ее свиты намекают на связь героини с миром природы.
- Что роднит эту героиню со сказочной царевной? (Необыкновенная красота, ее чудесные помощницы ящерки, которые выполняют все ее распоряжения. Живет она в подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания.)- Рабочие побаивались хозяйку, избегали встреч с нею. Как описывается встреча Степана с хозяйкой?
- Почему Малахитница выбрала Степана Петровича? (Он был честным, работящим парнем)
- С каким наказом она обратилась к Степану? Почему она заказала «…с Красногорского рудника убраться»? ( Хозяйка медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремиться превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в «подземную» каторгу, она сурова и беспощадна.) В гостях у хозяйки
- Почему Степан получил доступ в ее владения? («…Молодец… Пойдем мое приданое смотреть»)
- Что увидел Степан, побывав у хозяйки? (Учащиеся цитируют текст)
Дворец Малахитницы – сокровищница Урала, и мы сейчас заглянем в недра этого дворца и узнаем, какие месторождения там находятся, какие минералы добываются.
 Степан работает в забое, ему «помогает» Хозяйка. Какой минерал «…сыплется, ровно его руками подбрасывают»? (Малахит)
Ребята, малахит – это минерал, который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко- зеленого цвета с различными оттенками (показывает образцы малахита и горных пород, минералов, добываемых на Урале).
- Посмотрите таблицу «Перечень сказов Бажова, в которых упоминаются горные породы и минералы.
- Насколько малахит был ценным минералом подробно описано в сказе. Из него в камнерезных мастерских «творили» прекрасные изделия,
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями. Допустив Степана в свои владения, она щедро его одарила: удачей в работе; малахитовой шкатулкой для Настеньки, невесты Степана, камешками.
- Какие запреты она заказала Степану? (Никогда ее не вспоминать и не рассказывать о встрече с ней)
- Как сложилась жизнь Степана после встречи с Хозяйкой? (Ему сопутствовала удача в работе, нашел малахитовую глыбу, получил вольную для себя и невесты, женился, дом собственный обустроил).
- А почему Степан счастья- то в жизни не поимел, невеселый стал?
(Встретиться с Хозяйкой суждено не каждому, но тот, кто ее встречает, кому она оказывает свое покровительство, толкает на новые поиски, поселяет в их душах вечную творческую неудовлетворенность. Человек живет трудом. Как хранительница природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе. В Гумешках «…все богатство ровно пропало…, а потом их и вовсе затопило». Не смог Степан забыть Малахитницу, все тосковал, ходил к Красногорскому руднику, там и нашли его мертвым.)- Почему сказ называется «Медной горы хозяйка»? (Образ хозяйки – это природа Урала, хранительница недр, горных богатств. Она не только покровительствует самым упорным, трудолюбивым, но «учит» людей бережно относиться к природным богатствам.)- О чем заставляет задуматься читателя этот сказ? (Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.).Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество. Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
(анализ произведения)
IV. Рефлексия
- Ребята, заканчивается наш сегодняшний урок. На нём мы постарались приоткрыть бажовскую «Малахитовую шкатулку», работая над его сказом «Медной горы Хозяйка». Постарались понять самые сокровенные мысли автора о соотношении искусства и жизни, о красоте духовной и рукотворной. Я думаю, что каждый из вас понял главную мысль автора об очаровывающей силе красоты, искусства и творчества.
 1. Кому был посвящен наш урок?
2. Почему Бажова называют волшебником?
3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова?
4. Ребята, в начале урока у нас возникла карта Пермского края, Перми. Зачем. Каким образом Павел Бажов связан с землей Пермской.
Я предлагаю на карту прикрепить портрет Бажова.
- Спасибо вам за урок! До свидания! Отвечают на вопросы
Крепят портрет Бажова к карте