Выпускная работа в рамках краткосрочных курсов .



ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра воспитательной работы, дополнительного образования и технологии
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности в начальной школе»
Тема: «Реализация принципов сознательности и активности обучения в специальном (коррекционном) классе 8 вида»

Выполнена: Балабаевым Владимиром Сергеевичем,
учителем физической культуры
категория « соответствие»
МОУ СОШ № 1 села ПокойноеБудённовского района
Ставропольского края

Руководитель:
Бережная Ольга Владимировна, доцент кафедры социализации личности и коррекционной педагогике.
г.Ставрополь, 2014
Содержание.
1. Принцип наглядности.
2. Сознательная активность учащихся в обучении.
3. Заключение.
4. Список литературы.
В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов - мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учеников, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом. Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваеваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения. Во вспомогательной школе этот принцип относится к числу важнейших, так как в процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более интенсивное психическое развитие умственно отсталых школьников. Однако, при реализации этого принципа учитель встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико-синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому во вспомогательной школе вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остается наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если каждый учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на развитие мыслительных операций, а также умений выражать свои мысли словами. Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или иной учебный материал можно прежде всего по его высказываниям, а уже потом - по характеру применения знаний при выполнении упражнений. Существует ряд методических приемов, помогающих учащимся более осознанно усваивать учебный материал: расчленение сложного учебного материала на части, логически завершенные и связанные между собой, выделение главных существенных сторон предмета или явления и отличие их от второстепенных, несущественных, отражение в речи выполняемых практических действий, до начала, во время и после работы, связь новых действий с ранее усвоенными , варьирование материала при повторении и др.
С давних пор известно, что механическое заучивание того или иного учебного материала, не способствует осознанному его усвоению. Это означает, что приобретенные таким способом знания ученик не может использовать в практической деятельности, что они представляют собой пассивный фонд. Вот почему принципу сознательности в обучении во вспомогательной школе придается такое большое значение.
Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возникает. поэтому необходимо ее активизировать. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала.
В массовой школе ведущим средством активизации учения школьников является проблемный подход в обучении. Сущность его заключается в том, что учитель ставит перед учениками учебную проблему, учащиеся совместно с учителем или самостоятельно определяют пути поиска решения проблемы , самостоятельно или с помощью учителя находят решение, делают выводы, обобщения, сравнения.
Если рассматривать проблемный подход в обучении как создание условий для самостоятельной мыслительной деятельности школьников при изучении нового учебного материала или его обобщении, то при использовании условий, соответствующих условиям умственно отсталых школьников, его можно применить и во вспомогательной школе как средство организации учебной деятельности. Если учитель будет постепенно подводить школьников к новому учебному материалу, вовлекая их при этом в рассуждения и поощряя их собственные высказывания с анализом наблюдении или своего опыта, то такое обучение будет способствовать активизации умственно отсталых школьников и в случаях неверных высказываний, боле того, следует доброжелательно и внимательно относиться к ним и терпеливо объяснять, в чем их ошибка.Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения ряда важных правил обучения:
• ясное понимание целей и задач предстоящей работы - необходимое условие сознательного обучения: покажите их ученикам, объясните важность и значение, раскройте перспективы;
• обучайте так, чтобы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их;
• обучая, используйте все виды и формы познавательной деятельности, объединяйте анализ с синтезом, индукцию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением, чаще применяйте аналогию: чем меньше возраст учащихся, тем чаще надо начинать с индукции;
• обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учеников, используйте образные сравнения. Не вводите понятий, на обстоятельное раскрытие которых не рассчитываете;
• используйте силу взаимообучения учеников. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, воспринимается лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить в классе лучшие ученики;
• на воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Помните, что сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества;
• то, что ученикам неизвестно, логически увязывайте с известным; где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения;• не забывайте, что главное не предмет, которому вы обучаете, а личность, которую вы формируете. Учите и воспитывайте так, чтобы учащийся был не «дополнением» к учебному предмету, а наоборот - субъектом его активного освоения. Помните, что не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
• ставьте учеников в ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием;
• обучение будет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение;
• учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь прежде всего понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмевали сущность главного;
• ничему не следует учить, опираясь только на авторитет, надо всему учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме;
• помогайте ученикам овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
• контролируйте факторы, отвлекающие внимание учеников от объекта изучения, как внутренние (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на уроке и т.п.), так и внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т.п.), устраняйте неблагоприятно действующие причины из учебно-воспитательного процесса;
• как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учеников мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей - непременное условие развивающего обучения;
• успех придет там, где все, что преподается, так обосновано доказательствами и аргументами, что не остается места ни сомнению, ни забвению;
• помните, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет;
• постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы своих учеников, развивайте и направляйте их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями;
• шире используйте в обучении практические ситуации, требуйте от учеников самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением;
• обучайте так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию;
• приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания, копирования;
• творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания;
• мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы - одно из важных условий стимулирования и поддержания активности. Какой вопрос - такой ответ, как учитель слушает ученика - так ученик слушает учителя.
Принцип наглядности обучения.
Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времен. В его основе - следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наиболее чувствительны органы зрения; пропускная способность оптического канала связи от рецепторов к центральной нервной системе наибольшая; информация, поступающая в мозг изорганов зрения (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. В этой связи:
• используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда в словесной форме, устной или письменной;
• помните - дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком;
• золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, вдыхаемое - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания;• никогда не ограничивайтесь наглядностью - наглядность не цель, а только средство обучения, развития мышления учащихся;
• обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учеников легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности;
• используйте наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, что позволит организовать более эффективную поисковую и исследовательскую работу учеников;
• обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях;
• следите за тем, чтобы наблюдения учеников были систематизированы, поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались;
• применяя наглядные средства, рассматривайте их с детьми сначала в целом, потом - главное и второстепенное, потом - снова в целом;
• используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством пособий: это рассеивает внимание детей и мешает восприятию главного;
•активизируйте чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия;
• старайтесь сами изготовлять вместе с детьми наглядные пособия: лучше всего то, что изготовлено самим;
• никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению;
• научно обоснованно, продуманно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, полиэкранную проекцию и др.
; в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования;
• применяя наглядные средства, воспитывайте у детей внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению;
• используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью;
• с возрастом учеников предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом учителю необходимо особо заботиться об адекватности понимания сущности явления и его наглядного представления;
• помните, что наглядность - сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести мысль учеников от решения главной задачи, подменить цель средством;
• при чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
Правила принципа сознательности и активности в обучении:
Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.
Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике.Примером реализации этого правила может служить деятельность В.Ф.Шаталова, который давал материал по каждой изучаемой теме в полном объеме, чтобы учащиеся увидели внутренние закономерности изучаемого явления. А потом, в процессе неоднократного повторения, добивался усвоения отдельных фактов и деталей и их систематизации.
Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий.
Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т.п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.
Соблюдение этих правил способствует формированию убеждений, а не накоплению формальных знаний. Соблюдение данного дидактического принципа имеет огромное значение, так как «убеждения не купишь в лавке», о чем писал Д.И. Писарев – они формируются в процессе познавательной деятельности.
Заключение
Социально-экономическая подготовка умственно отсталых школьников особенно актуальна в условиях современного общества, так как они относятся к этим слоям и группам населения, которым нелегко найти место в реформируемой экономике из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда. Это значит, что им придется сталкиваться и справляться с более жесткими экономическими условиями, чем людям с полноценным интеллектом.
Наиболее распространенными во вспомогательной школе являются комбинированные уроки, включающие в себя все звенья учебного процесса: формирование, закрепление, применение знаний и умений, проверку усвоения.
Контрольно-обобщительные уроки, предполагающие проверку и систематизацию сформированных знаний и умений, проводят по необходимости. Подбор материалов для уроков и оценка знаний воспитанников проводится с учетом их разных возможностей. Для оценки этих возможностей я выделяю III уровня. Характеристика уровней:
I уровень – учащиеся усваивают весь программный материал.II уровень – программный материал остается тем же, но предусматривается оказание индивидуальной помощи на уроке.III уровень – задания по всем темам носят индивидуальный характер; учащиеся теоретические и практические задания выполняют с помощью учителя.В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу. Опытным путем было доказано, что усвоение учебного материала в процессе трудового обучения воспитанников с нарушениями интеллекта будет эффективнее при целенаправленном и дифференцированном подборе и использовании наглядности. Учитывая психофизические особенности воспитанников, некоторым школьникам помимо общих пособий для фронтальной работы предоставлялись и индивидуальные. Особая роль в эксперименте отводилась изучению творческих возможностей воспитанников на основе анализа деятельности в подготовке дополнительной информации к уроку.
Определение уровня сформированности знаний и умений у воспитанников с нарушениями интеллекта при использовании общих и индивидуальных наглядных средств происходило в ходе выполнения серии заданий: описание впервые увиденного наглядного материала, пересказ содержания наглядных средств, умение выделить главный и второстепенный материал в наглядном пособии, способность анализировать полученную информацию из наглядных пособий. В результате накопленного опыта было выявлено, что целенаправленная и дифференцированно организованная работа с наглядностью способствует формированию чувственного и осмысленного восприятия, активизации речи, умений понимать словесную инструкцию и соотносить ее с собственной деятельностью, развитию познавательности и точности трудовых операций, цветовой чувствительности и активности на занятиях во внеурочное время в целях творческой дополнительной подготовки воспитанников с нарушениями интеллекта.Список литературы
1. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика. – М.: Учебное пособие, 2005г.
2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Санкт-Петербург, 2003г.
3. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). – М.: Учебное пособие, 2003г.
4. Мозговая Г.Г. Швейное дело. – М. Просвещение, 2007г.
5. Екшурская Т.Н. Модное платье. Конструирование, технология пошива, отделка. - Санкт-Петербург, 1992г.
6. Мельникова Л.В. Обработка тканей. М.: Просвещение, 1986г.
7.Научно-методические журналы. Коррекционная педагогика. – М.: Издательский дом «Образование плюс», 2006-2008г.
8. Методические журналы. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.: ООО Издательство «Школьная пресса», 2007-2008г.