Решение актуальных проблем профессионального самоопределения инвалидов трудоспособного возраста

Решение актуальных проблем профессионального самоопределения инвалидов трудоспособного возраста
Методические основы профессиональной ориентации инвалидов.

Рачина Г.Б
Санкт–Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов «Профессионально–реабилитационный центр», Санкт-Петербург

В современном мире значительное число людей имеет так называемые – ограниченные возможности здоровья, которые в ряде случаев приводят к инвалидности, что вызывает необходимость социальной защиты и реабилитации этой категории граждан, направленных на восстановление социального статуса, достижения материальной независимости и социальной адаптации. Для достижения этой цели реабилитация должна вестись комплексно, включая в себя медицинскую, профессиональную и социальную составляющие.
В России ведется работа по совершенствованию нормативно–правовой базы, предусматривающей, в том числе, создание условий для инвалидов, обеспечивающих возможность реализации их прав на образование, социальную поддержку, реабилитацию и др. Разработаны национальные стандарты Российской Федерации, в том числе Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ГОСТ Р 53873-2010 – Реабилитация инвалидов «Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов». Услуги по профессиональной реабилитации определяются как комплекс услуг, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, на максимально возможное включение в трудовую деятельность с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций организма и ограничений к трудовой деятельности с целью достижения им конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. Они включают в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, обучение, переобучение, содействие трудоустройству, производственную адаптацию.
Целесообразность профессионального обучения и переобучения инвалидов должно учитывать объективные и субъективные критерии. В первом случае подразумевается объективная целесообразность, перспективность предоставления инвалиду тех или иных образовательных услуг (с позиций сохранения здоровья, остаточной трудоспособности, достоинства и независимости личности, а также экономических интересов общества), во втором - личная заинтересованность в получении образования, а также экономические интересы личности и ее семьи.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема образования инвалидов, особенно взрослых, в современной России имеет глубинные корни. Смысловое значение образования многогранно: ценность, система, процесс, деятельность, услуга, результат. В процессе образовательной деятельности меняется внутренний мир человека, его сознание, восприятие окружающего мира и своего места в нем. Взрослые люди в процессе своей жизнедеятельности, прилагают усилия для самоадаптации к условиям окружающего мира, стараются осознать и оценить значение своих действий, как до начала выполнения, так и по их завершению, их результаты и последствия. Система образования взрослых должна помогать людям в осознании стоящих перед ними проблем, способствовать их самостоятельному решению, преодолению потребительской позиции, в самоопределении и адаптации. Успешность образования оценивается количеством и качеством компетенций, отражающих способность качественно выполнять свои профессиональные функции.
В этих условиях необходима разработка программы профессиональной реабилитации инвалида, учитывающей особенности конкретного человека, способствующая достижению им желаемого результата.
Основанием для начала профессиональной реабилитации в ПРЦ является рекомендация, разработанная специалистами медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации инвалидов (ИПР). Однако отсутствие или, в некоторых случаях, не полнота записи в нуждаемости инвалида в конкретных видах профессиональной реабилитации в ИПР создает трудности при проведении профориентационных мероприятий для выбора направления и уровня возможного профессионального обучения.
В Санкт-Петербурге около 110 тысяч инвалидов трудоспособного возраста. Около 70 тысяч из них имеют рекомендации в индивидуальных программах реабилитации (ИПР) в разделе «Программа профессиональной реабилитации».
На протяжении многих лет между учреждениями ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» и СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» (далее – ПРЦ) происходит обмен информацией, проводятся совместные семинары, рабочие встречи с целью совершенствования межведомственного взаимодействия по вопросам профессиональной реабилитации инвалидов.
В 2014 году между ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» и СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» заключено Соглашение о сотрудничестве, позволяющее организовать более тесное взаимодействие между двумя организациями. В настоящее время совместная деятельность позволяет достаточно оперативно решать конкретные вопросы, возникающие в процессе всех этапов профессиональной реабилитации, начиная с профориентации и заканчивая содействием трудоустройству, осуществлять мониторинг и оценку хода и результатов реабилитации.
На этапе профессиональной ориентации закладывается основа успешности проводимых мероприятий по интеграции человека с ограниченными возможностями, построение этапности реабилитации, так называемой «лестницы реабилитации», определяющей те небольшие шаги, которые позволяют наиболее эффективно и последовательно решать поставленные перед индивидом задачи, направленные на выбор его будущей профессиональной деятельности.
При проведении профориентационных мероприятий на базе ПРЦ выявлено, что лишь 10-15% обратившихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% - не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Они плохо ориентируется в мире профессий, не могут определиться в своих склонностях, неадекватно оценивают свои возможности и ограничения, не уверены в собственных силах, часто имеют установку на невозможность трудоустройства в связи с инвалидностью и искаженное представление о реальном положении дел на современном рынке труда. Отмечается достаточно низкий уровень их социальной адаптации и т.п.
В настоящее время применение личностно-ориентированного подхода к проблеме профориентации и профессиональной реабилитации помогает людям с ограниченными возможностями понять свои желания и возможности. Как показывает практика, одной из наиболее часто встречаемых трудностей у лиц с ограниченными возможностями, является низкий уровень, а иногда и полное отсутствие мотивации к обучению и последующей трудовой деятельности.
Для проведения мероприятий по профориентации лиц с ограниченными возможностями коллективом специалистов ПРЦ, Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее - ЦСРИиДИ) Калининского района, СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1», СПб ГБОУ НПО «Профессионально-реабилитационный лицей» в соответствии с планами методической работы Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга были разработаны методические рекомендации для специалистов по проведению профориентации и профотбора. Разработанная в рамках методических рекомендаций «Анкета оптанта» представляет собой ряд открытых вопросов, приоритетной задачей которых, является достижение максимальной включенности оптанта в процесс собственного профессионального самоопределения, увеличение степени осознанности производимого профессионального выбора, стимулирование личности к оценке собственного потенциала, а также повышение мотивации к обучению, освоению новых специальностей, планированию профессионального пути и будущего трудоустройства.
Отмечены хорошие результаты взаимодействия специалистов ПРЦ и ЦСРИиДИ по вопросам профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.
Необходимо отметить, что антропоцентрический подход в современной профориентационной практике получил свое отражение в новых требованиях к описанию профессионально важных качествах работника как субъекта труда. При их описании в профессиональной педагогике выделяют такое понятие как «ключевые квалификации», которые являются основой практически для всех профессий и не теряющих своего значения при изменении технологии производства и определяют продуктивность (производительность, качество, результативность и так далее) не только в рамках конкретной профессиональной деятельности.
На современном этапе обучение базисным квалификациям рассматривается как одно из направлений профессионального образования и включает в них те знания и умения, способности, личностные качества, которые необходимы для работы в различных сферах профессиональной деятельности, в решении возникающих ситуаций в процессе трудовой деятельности и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнями имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости. При обучении инвалидов в настоящее время ставится задача освоения специальности в соответствии с квалификационными требованиями, рассматривающими квалификацию как часть компетенции специалиста, включающей специальные знания и умения, индивидуальные способности, отношение к труду и социальному окружению, в том числе способность действовать самостоятельно и ответственно.
Следует отметить, что эффективность профессиональной реабилитации инвалидов повышается при проведении профессиональной диагностики инвалидов для определения оптимального комплекса мероприятий, необходимых для успешного овладения выбранной профессией, повышения уровня социальной компетенции, уточнения ИПР инвалида, коррекции профпланов и сопутствующий социально-психологической адаптации, на этапах профессиональной реабилитации.
Основной целью деятельности отдела профотбора и профпробы ПРЦ является осуществление комплекса мероприятий по профориентации для определения оптимального пути профессиональной реабилитации на основании интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств, а также потенциальных и компенсаторных возможностей инвалидов.
При решении вопросов профпригодности инвалида специалисты отдела исходят из требований антропоцентрического подхода, применяя системный подход, соединяющий методы, психологии, педагогики, социальной работы и медицины при проведении профдиагностических мероприятий.
Деятельность отдела профотбора и профпробы ПРЦ можно разделить на 3 основных направления:
приемная комиссия;
профессиональная ориентация и профессиональная диагностика;
реабилитационно-подготовительные курсы (РПК), выполняющие роль подготовки и адаптации к учебному процессу.
Для достижения конечной цели профессиональной реабилитации при проведении мероприятий по профдиагностике инвалидов решается целый комплекс задач:
осуществление профориентационного консультирования инвалидов;
осуществление профессионального отбора инвалидов;
определение прогноза обучения и трудоустройства;
проведение профподбора для инвалидов;
составление индивидуального маршрута реабилитации в ПРЦ;
проведение комплекса мероприятий по повышению общеобразовательного уровня абитуриента и адаптации его к процессу профессионального обучения;
Данная технология реализуется как единый и комплексный подход, формирующий заключение о профессиональной пригодности инвалида. Модель мероприятий по профотбору включает в себя: первичное собеседование и прием документов, медицинское обследование, социальная диагностика, базовый этап, профессиональный этап, собеседование по пройденным этапам, итоговое заключение.
Социально-психологическое сопровождение во время прохождения профессионального тестирования снижает вероятность возникновения стрессового состояния, способствует самораскрытию, самовыражению оптанта, выявлению его потенциальных возможностей и способностей, социальная и психологическая адаптация к мероприятиям профотбора, успешному прохождению тестирования, адекватной оценке собственных возможностей, сознательному профессиональному выбору, эффективности дальнейшего обучения и становлению квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.
На основании данных комплексного профориентационного, психологического и профессионального тестирования с использованием методов наблюдения, анализа продуктов деятельности, открытого интервью, данных медицинского и социального обследований проводится обсуждение и принимается решение о профессиональной пригодности инвалида к тому или иному виду деятельности, о возможности профессиональной подготовки, определяется наиболее результатов оптимальный путь профессиональной реабилитации, необходимость адаптационных мероприятий.
При профориентации инвалидов профессиональные пробы позволяют индивиду на практике осознать свои возможности, познакомиться со спецификой профессии, принять окончательное решение. Специалисты в процессе выполнения инвалидом профпробы выявляют возможности индивида, определяют его работоспособность, реабилитационный, образовательный и трудовой потенциалы, доступность для него того или иного вида трудовой деятельности.
Исходя из вышеизложенного, в реализации мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение инвалидов, приоритетным является антропоцентрический подход, акцентирующий внимание в первую очередь на индивидуальных особенностях и характеристиках человека. Основой данного подхода является положение о том, что у каждого человека есть набор тех или иных качеств, необходимых для выполнения того или иного вида профессиональной деятельности, то есть особое внимание уделяется не профессии, а человеку, его индивидуальным особенностям, реальным способностям, склонностям, возможностям, мотивации. Использование такого подхода помогает оптанту уверенней продвигаться к цели на пути своего профессионального самоопределения, получая при этом наиболее эффективные для него социальные и профессиональные возможности.
Значительный вклад вносит работа на участке углубленной профессиональной диагностики (УУПД), позволяющая провести профессиональную диагностику возможностей оптанта на основании проведения целого ряда профессиональных проб по разным направлениям профессиональной деятельности и решает несколько задач: уточнение результатов профориентационного тестирования, ответы на поставленный вопрос (по аналогии с PRAOT), возможность адаптации рабочего места и более полное раскрытие потенциальных и компенсаторных возможностей оптанта и некоторые другие. Работа на УУПД представляет собой комплекс заданий «от простого к сложному» и имеет на данный момент девять, так называемых, рабочих станций, выполнение трудовых заданий на которых позволяет оценить умения, навыки, склонности, способности, уровень подготовки, ПВК, как специалистам отдела, так и самому оптанту. Необходимо отметить, что в процессе тестирования задания выполняются не только индивидуально, но и в составе группы.
В процессе выполнения общих проб выявляется уровень общеобразовательной подготовки, состояние моторики, а также такие качества как внимательность, самостоятельность, усидчивость, утомляемость, аккуратность. Специальные пробы проводятся по группам близких профессий в целях оценки профессионально значимых качеств для выявления возможности освоения конкретной профессией. По завершении всего комплекса мероприятиях профотбора определяется возможность и целесообразность обучения выбранной специальности.
Комплексный анализ результатов деятельности позволяет оценить склонности реабилитанта к тому или иному виду деятельности, на практике подтвердить профессиональную направленность личности. При выполнении профессиональных проб испытуемый имеет возможность продемонстрировать свои сильные стороны, проанализировать потенциальные возможности, подтвердить правильность профессионального выбора. При выполнении заданий проверяется: общий уровень знаний, умение применять их на практике, умение работать по образцу, наличие творческого элемента в работе, умение логически мыслить, пользоваться вспомогательным материалом при выполнении задания, координировать свои действия согласно заданным требованиям, представить цели и обосновать результаты своей деятельности, и что немаловажно, реализовывать свою деятельность как индивидуально, так и в совместном труде (работа в группе).
Особую значимость приобретает возможность оценить по итогам проведения профессиональной пробы адекватность профессионального выбора, не только исходя из субъективных профессиональных предпочтений оптанта, его склонностей и способностей, наличия профессионального опыта, но и с учетом имеющимися у него нарушениями функций организма и ограничениями жизнедеятельности, определить его реабилитационный потенциал.
Профессиональные пробы дают человеку возможность подтвердить или опровергнуть свой выбор с помощью выполнения трудовых операций, проверив свои интересы, способности и личностные особенности в приближенных к реальным условиях профессиональной деятельности.
Использование профессиональных проб позволяет более объективно оценить профессиональные возможности инвалида, а также способствует осуществлению им адекватной самооценки и, следовательно, уже с большей вероятностью определить реабилитационный прогноз, рекомендовать обучение по той или иной специальности и совместно вырабатывать наиболее целесообразные пути профессиональной реабилитации. При этом повышается его ответственность за свои поступки, развивается более активная жизненная позиция.
Квалифицированная реализация профессиональных проб позволяет оказывать реабилитационно-коррекционный эффект по формированию более адекватных трудовых установок на доступные виды профессиональной деятельности в соответствии с имеющимися индивидуальными возможностями.
Также следует учитывать то обстоятельство, что при профессиональном самоопределения инвалидов, профессиональные пробы способны играть достаточно серьезную прогностическую роль. Так как по результатам их проведения можно прогнозировать как эффективность будущего трудоустройства, так и успешность профессиональной самореализации в целом.
Преимуществами данной модели проведения мероприятий по профессиональной диагностике являются:
системный и комплексный подход к решению вопроса о профессиональной пригодности инвалида к тому или иному виду деятельности;
вынесение решения о профпригодности на основании заключений специалистов различных областей;
наличие обратной связи с различных этапов профессиональной реабилитации;
индивидуальный и дифференцированный подход к оптантам;
использование как индивидуальной, так и групповой форм работы;
возможность изменения продолжительности проведения тестирования в зависимости от контингента;
работа в тесном контакте с медико-социальной экспертизой;
возможность постоянного совершенствования данной модели исходя из требований различных профессий и профессионального обучения;
возможность проследить динамику изменения психического, физического, эмоционального состояния абитуриента, способность переносить нагрузки;
наличие психокоррекционного эффекта;
создание благоприятных условий для социально-психологической адаптации;
наличие медицинского, социального и психологического сопровождения профотбора;
высокая степень объективности результатов тестирования;
возможность применения этой методики к любому контингенту испытуемых и др.
Технология проведения профессиональных проб при профессиональной ориентации инвалидов востребована широким кругом реабилитационных учреждений, осуществляющих профессиональную ориентацию инвалидов для подбора видов профессиональной деятельности и реабилитационно-образовательными учреждениями для профотбора инвалидов на профессиональное обучение. Она апробирована и внедрена с уточнением методики проведения проб в конкретных мастерских и общей технологии включения проб в процесс профориентации инвалидов в различных типах учреждений.
Таким образом, эффективность профессиональной реабилитации взрослых инвалидов повышается при условии применения комплексной системы профдиагностики, в том числе моделирования элементов профессиональной деятельности, для определения реабилитационного потенциала, уровня развития профессионально-значимых качеств, необходимости проведения корректирующих мероприятий, адаптации рабочего места и поддерживающего трудоустройства на этапах профессиональной реабилитации, и, следовательно, полной или частичной интеграции инвалида в общество, как важной цели профессиональной реабилитации.
Критерием оценки эффективности проведенной реабилитации является социальная адаптация и интеграция инвалида в обществе путем его трудоустройства или дальнейшего обучения по программам более высокого профессионального уровня с учетом потребностей и индивидуального выбора инвалида.

Список литературы
Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов, технологий. В десяти домах. Том 7. Обучение лиц со специальными потребностями Международная монография по итогам акций ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» 2012-2013 г.г./ Под ред. С.С.Лебедевой, Г.Г.Иванова.– СПб: Изд-во «Политехника-сервис», 2013.- 252с
Сборник материалов международной научно-практической конференции «Реализация подходов к реабилитации инвалидов в процессе общего и профессионального образования / науч. ред С.С. Лебедева – СПб Гипср, СПбГБУ ПРЦ, СПб.: ООО «СПб СРП «Павел» ВОГ» - 2013 г.- 267с.
Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья. - М.: ФОРУМ, 2013. - 350 с.
Технология проведения профессиональных проб при профессиональной ориентации инвалидов. Учебно-методическое пособие/ Под ред. д.п.н. Е.М. Старобиной – СПб.: ООО «ВостокИнвест», 2008. – 141 с.: ил.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15