Решение актуальных проблем воспитания дошкольников в процессе работы с семьей


Работа выполнена учителем-логопедом
МБДОУ ДС КВ « Руслан»
Аппель Иваном Генриховичем
Г. Новый Уренгой , ЯНАО.
РЕШЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ.
Вопросы воспитания детей всегда вызывали дискуссию среди родителей и педагогов. История развития данной темы раскрывается в исследованиях многих зарубежных и отечественных педагогов. Каждый этап развития общества определял новые подходы к вопросам воспитания.
В XIX веке русскими учеными поднимались вопросы культуры семейных отношений; о главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования родителей и расширения теоретических знаний.
Основная идея детских садов России в XIX-XX веках заключалась в признании родителей первыми воспитателями детей. В помощь семье создавались родительские клубы, семейные группы, печатались многочисленные периодические издания , затрагивающие вопросы гигиены, нравственного воспитания детей, а также книги для родителей.
После 1917 года изменилось отношение государства и общества к семье.
Провозгласился приоритет общественного воспитания над семейным. В воспитательской работе делался упор на формирование коллективизма, трудовой активности ребенка. Общественное дошкольное воспитание и отрыв ребенка от семьи привели к разрыву тесной связи поколений.
В 70-е годы политика государства в вопросах дошкольного воспитания изменилась. Были разработаны методы работы детского сада с семьей
До 90-х годов XX века сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей. В 1992 году принят закон РФ «Об образовании». В нем отмечалось, что государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на гуманистическом характере образования; приоритете общечеловеческих ценностей, любви к окружающей природе, Родине , семье. Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать различные формы работы с семьей, определять свои направления в работе с детьми. Но в политической и экономической жизни страны в это время стали меняться ценностные ориентиры. Кризис конца XX века способствовал разрушению семейных устоев; потерю семейных традиций, которые складывались веками.
В результате исторически утраченная роль семьи в воспитания ребенка создает на сегодняшний день трудности для педагогов при осуществлении взаимодействия дошкольного учреждения с родителями. Мы видим самоустранение родителей от воспитания собственных детей. Причинами трудностей семейного воспитания явились:
- разрушение нравственных представлений о семье и браке;
- утрата семейных традиций;
- утрата традиционного восприятия родительства и детства;
- деформация сферы семейного воспитания.
Ориентация взрослых на жизненный успех, материальное благополучие, на профессиональный рост привела к падению престижа материнства и отцовства. В результате семья не в состоянии противостоять негативным процессам в обществе.
Введенные в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, заставляют педагогов к сотрудничеству с родителями. Коллектив нашего ДОУ находится в постоянном поиске направлений , идей и форм работы с родителями. Ведь именно от активности обеих сторон зависит эффективность воспитания детей.
А.А.Майер, О.И. Давыдова считают , что необходимо ввести ряд принципов эффективного взаимодействия:
- первый принцип (хорошо известный педагогам и плохо осознаваемый родителями): родители являются первыми воспитателями ребенка;
- второй принцип ( мало осознаваемый педагогами и неизвестный родителям): детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей;
-принцип третий (смутно осознаваемы и педагогами и родителями): какие педагоги , такие и родители , и ,наоборот, какие родители, такие и педагоги;
- четвертый принцип(вызывающий самое большое количество разногласий между педагогами и родителями): педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья , в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка.
Мы выделяем два перспективных направления работы с семьями воспитанников:
Преодоление существующих противоречий : формализма , кризиса доверия, внешней активизации работы с семьей.
Формирование новой философии в работе с семьей, направленной на перестройку позиций: детский сад призван взаимодействовать с родителями для полноценной реализации уставных задач; семья всегда способна (исходя из своих функций) к взаимодействию с дошкольным учреждением.
Основные задачи своей работы мы видим в обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.
Нами используются многие традиционные формы работы с семьей: оформление информационно-наглядного материала для педагогического просвещения и ознакомления родителей с деятельностью ДОУ, родительские собрания, консультации, просмотр родителями образовательной деятельности в ходе режимных моментов( утренней и артикуляционной гимнастики, психогимнастики, кормления детей, прогулки, формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, гимнастики пробуждения, закаливания в бассейне ). Открытые просмотры совместной деятельности педагога и детей по всем направлениям развития, рекламные буклеты и памятки. Практикуются первые визиты в детский сад, перед тем , как ребенок начнет его посещать. Родители приводят детей на участок во время прогулки, в спортивный зал , в группу , чтобы познакомиться с окружающей обстановкой, с воспитателями, другими детьми. После того , как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями, узнать о ежедневных мероприятиях, что делают узкие специалисты и другую информацию. Воспитатель посещает ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке. По результатам анкетирования родителей, наиболее приемлемыми формами взаимодействия с дошкольным учреждением являются совместные досуговые мероприятия. Традиционно в нашем ДОУ совместно с семьями воспитанников организуются праздники и развлечения в рамках декад, посвященных Дню матери и Дню защитника Отечества, Дню здоровья. Активность родителей в посещении Дня открытых дверей, в оформлении фотовыставок «Один день из жизни группы», «Как я провел лето»,
«Мы- читающая семья», фотогазет, выставок семейного творчества также свидетельствуют о том, что данные формы являются востребованными.
Традиционные формы сотрудничества с семьей осуществляются и используются педагогами наряду с современными формами работы:
- мастер-классы воспитателей и специалистов, обеспечивающие передачу родителями опыта и мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
- тренинги, в ходе которых педагоги создают условия для того, чтобы родители не только узнали свои возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в семье;
- акции, представляющие комплекс мероприятий , помогающих родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в её решении;
- тематические и индивидуальные консультации по запросам родителям, предполагающие не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению;
- анкетирование, позволяющее выявить впечатления родителей от увиденных мероприятий, индивидуальные запросы каждой семьи, использовать в последующей работе полюбившиеся родителями формы сотрудничества;
- освещение деятельности всех участников образовательного процесса на сайте ДОУ, в средствах массовой информации.
Такая практика позволяет существенно видоизменять традиционные подходы взаимодействия с семьей.
Литература
Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. Москва,2011. – 128 с.
Мчедлидзе Н.Б. «История советской дошкольной педагогики: хрестоматия; учеб. пособие для студентов пед. институтов. Москва,
1988.-447 с
3. Щекин О.А. «Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: научно- методическое пособие.Санкт-Петербург,2006.-172 с.