Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по социально-педагогическому направлению «Журналистика»


2377440-558165
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДЕНА
научно-методическим советом
МАОУ СОШ №4
«__»___________2015г.
Директор МАОУ СОШ №4
__________О.В. Мигунова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
по социально-педагогическому направлению «Журналистика»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
срок реализации программы: 2 года
Зюзина Екатерина Евгеньевна
педагог-организатор
Миасс
2015
Информационная карта.
Программа пресс-центра «Перемена» соответствует образовательному стандарту.
Количество объединений обучающихся по программе: 1.
Тип программы: модифицированная.
Направление образовательной программы: социально-педагогическое.
Вид деятельности: пресс-центр.
Уровень освоения содержания программы: общекультурный.
Уровень реализации программы: основное, среднее образование.
Форма реализации программы: очная.
Предположительность реализации программы: двухгодичная.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..4
Учебно-тематический план…………………………………………………...8
Краткое содержание программы…………………………………………….17
Ожидаемый результат программы…………………………………………..22
Методическое обеспечение программы……………………………...……..22
Список литературы……………………………………………………..……24
Приложение программы………………………………………………..……26
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема организации детского и подросткового досуга стоит особенно остро, поскольку современный подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Задача школы – направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло. Чтобы ребенок не потерялся в современной жизни, важно уже в школе помочь ему с самоопределением, показать, как можно правильно реализовать свои возможности.
Активно воздействуя на общественное сознание, значительную роль в жизни не только взрослых, но и детей, сегодня играют средства массовой информации.
Информированность и широта кругозора становятся для современного подростка основой для благополучного будущего. Социально–значимая деятельность на основе журналистской практики помогает приобрести такие качества личности как коммуникабельность, принципиальность, целеустремленность, воспитывает душевную чуткость и гражданскую ответственность.
Информационная культура молодежи формируется в большей степени на основе телевидения, интернета, радио и, в последнюю очередь, прессы и других бумажных носителей информации. Тем не менее, способность работать со словом в настоящее время не менее актуальна, чем умение обрабатывать и воспринимать информацию в электронном виде.
Программа «Школьный Пресс-Центр» использует комплексный подход к развитию в подростке интереса к созданию и восприятию информации. В результате работы в пресс-центре у школьников возрастает познавательная активность, вырабатывается устойчивый интерес к работе с различными литературными источниками, развивается речь, повышается информационная культура.
Досуговая и дополнительная образовательная деятельность организуется напринципах разумности, разнообразия, системности, опоры на интересы и потребности детей, добровольности участия в мероприятиях.
Приоритетные направления программы – расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей, стимулирование творческой активности воспитанников, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации.
Программа является специализированной и профессионально-ориентированной, позволяет учащимся познакомиться с профессиональной сферой жизнедеятельности журналистов, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства в области журналистики.
Данная программа составлена на 2 года и рассчитана на обучающихся 5-9 классов. С помощью кружковой работы ребята вовлекаются в деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.
Педагогическая целесообразность. Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение требует создания условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду. Пресс-центр станет одним из ключевых моментов создания условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности. В настоящее время создана достаточно серьезная база для углубления и расширения деятельности в рамках программы дополнительного образования: в школе будут издаваться поэтические сборники учащихся, газета участвует в городском конкурсе, информация и творческие отчеты регулярно выставляются на школьном сайте, собран богатый материал, систематизируя который планируется выпуск альбомов репродукций работ учащихся и создание «Летописи школы».Новизна программы. Данная программа предполагает создание Пресс-центра в школе с целью распространения информации о деятельности школы, достижениях учащихся и педагогического коллектива. Школьное самоуправление невозможно без творческой и продуктивной деятельности ребенка. Пресс-центр является одним из эффективных видов школьного самоуправления, стимулирует развитие ребёнка, создавая ситуацию успеха деятельности.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
Актуальность программы. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением отбора словесного материала, целесообразно его использовать его в своих творческих работах, учатся постигать технику выпуска газеты, постигают секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.
Цели программы:
– развитие культурологической компетентности обучающихся;
– создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
– изучение основ журналистского творчества;
–получение знаний и умений по созданию печатного издания;
–освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
– развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;
– развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
– развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Познавательные:
– вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
– развитие интереса к изучению русского языка, литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания, компьютерных технологий;
– изучение истории журналистики.
Воспитательные:
– формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
– формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;
– формирование активной жизненной позиции и потребности в самообразовании;
– формирование эстетических навыков.
Практико-деятельностные:
– развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
– формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Мотивационные:
– создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности.
Социально-педагогические:
– формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу;
– формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом.
Форма проведения занятий. Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно–художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:
– индивидуальные занятия;
– занятия по звеньям;
– семинары;
– лекции;
– встречи с интересными людьми;
– практическая работа (ежемесячный выпуск печатной школьной газеты «Перемена», публикация материалов на сайте школы).
Режим занятий: 3 раз в неделю по 120 минут (3 возрастных группы).
Условия реализации программы: Вся работа пресс-центра планируется на 2 года из расчета 6 часов в неделю (210 часов в год). План состоит из теоретических вопросов и практических занятий. Занятия Пресс-центра проходят:
– теоретические вопросы – 2 раза в неделю;
– практические вопросы – 1 раз в неделю.
Формы подведения итогов: наблюдение, консультации
Формы отслеживания результатов: ежемесячные выпуски школьной газеты «Перемена» и электронной продукции.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
№ Раздел, тема занятия Сроки проведения Основные понятия Кол-во часов
Основы журналистики
1.1 Теория. Вводное занятие. Значение журналистики в современной жизни. Профессия – журналист. Журналистика как профессия и общественная деятельность; профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста.
Виды и типы СМИ. СМИ и экология, религия, этнография, социальные проблемы. 4
2.2 Теория. Типография. Законы СМИ. История городской газеты. Подготовка газеты к печати. Типография. 4
3.3 Теория. Газетный мир. Журналистика и литература; этимология слов «газета», «журнал» 2
4.4 Практика. Знакомство с различными видами СМИ. Обзор печатных изданий. Особенности изданий, информационные интересы, рейтинг. 4
5.5 Теория. Информационные жанры. Хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.4
6.6 Теория. Информационные жанры. Хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.2
7.7 Мастерская жанров «Узнай жанр». Хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.2
8.8 Практика. Школьный конкурс сочинений о школе. Просмотр конкурсных работ, подведение итогов. 2
9.9 Подготовка к выпуску школьной газеты. Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
10.10 Выпуск школьной газеты. Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
11.11 Теория. Аналитические жанры. Корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.4
12.12 Мастерская жанров «Узнай жанр». Корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.4
13.13 Теория. Художественно-публицистические жанры. Зарисовка, эссе, очерк, история, некролог, политический портрет, путевые заметки зарисовка и др. 4
14.14 Мастерская жанров «Узнай жанр» Зарисовка, эссе, очерк, история, некролог и др. 4
15.15 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 4
16.16 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
17.17 Мастерская жанров «Узнай жанр». Сатирические жанры. Пасквиль, фельетон, пародия, эпиграмма, анекдот, шарж, басня, карикатура. 4
18.18 Теория. Эпистолярные жанры. Письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ. 4
19.19 Мастерская жанров «Узнай жанр». Письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ. 4
20.20 Подготовка к выпуску школьной газеты. Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 4
21.21 Выпуск школьной газеты. Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
22.22 Теория. Художественно-публицистические жанры. Зарисовка, эссе, очерк, история, некролог, политический портрет, путевые заметки зарисовка и др. 4
23.23 Мастерская жанров «Узнай жанр». Зарисовка, эссе, очерк, история, некролог и др. 4
24.24 Теория. Викторина по жанрам.
Игры, конкурсы и др. 2
25.25 Практика. Организация викторины. Проведение викторины, конкурсов среди начинающих журналистов. 2
26.26 Практическая работа. Комплексный анализ журналистского текста. Защита портфолио. Жанры журналистики. 4
27.27 Подготовка к выпуску школьной газеты. Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 4
28.28 Выпуск школьной газеты. Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
Правила редактирования и форматирования текста
29.1 Теория. Структура издания. Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и другие). «Макет», «верстка». 6
30.2 Теория. Подготовительная работа, правила ввода текста. Алгоритм действий, приемы выделения материала на полосе. 4
31.3 Теория. Оформление заголовков и подзаголовков, создание колонтитулов. Оформление заголовков и подзаголовков, создание колонтитулов, их роль в издании. 4
32.4 Практика. Редактирование текста. Анализ текста и его редактирования. Рецензия на заметку в газету. 4
33.5 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 4
34.6 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
35.7 Макетирование страниц. Макет газетной страницы. 4
36.8 Конкурс авторских стихотворений, посвященных родителям. Конкурс авторских стихотворений, посвященных родителям. 2
37.9 Теория. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. 4
38.10 Оформление титульного листа. Подготовка к печати литературной газеты. Оформление титульного листа. Подготовка к печати школьной газеты. 6
39.11 Подготовка к выпуску школьной литературной газеты. Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 4
40.12 Выпуск школьной газеты. Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
Работа в Интернет
41.1 Теория. Основы работы в Интернет. Поиск, электронная почта, электронная подписка. 4
42.2 Практикум. Интернет-опрос. Интернет-опрос. 4
43.3 Практика. Работа по оформлению школьного сайта. Обсуждение вопросов оформления раздела «Пресс-центр» на школьном сайте. 6
44.4 Практика. Работа по оформлению школьного сайта. Обсуждение вопросов оформления раздела «Пресс-центр» на школьном сайте. 4
45.5 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 4
46.6 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
Культура речи
47.1 Теория. Газетный язык. Стили речи. Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Стили речи. 6
48.2 Практика. Анализ газетных статей. Анализ газетных статей в изданиях, имеющих высокий рейтинг. 4
49.3 Теория. Богатство речи журналиста. Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы. Игра слов (каламбуры). 4
50.4 Практика. Анализ газетных статей. Анализ газетных статей в изданиях, имеющих высокий рейтинг. 4
51.5 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 4
52.6 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
53.7 Теория. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. 4
54.8 Практика. Анализ газетных статей. Анализ газетных статей с точки зрения лексических и синтаксических особенностей газетного языка. 4
55.9 Теория. Чистота речи журналиста. Диалектная, профессиональная, терминологическая лексика. Речевые штампы и канцеляризмы. Слова-паразиты, авторские неологизмы. 4
56.10 Практика. Анализ газетных статей. Анализ газетных статей с точки зрения чистоты речи корреспондентов. 4
57.11 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 4
58.12 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
Итого часов: 210
Учебно-тематический план.
2 год обучения.
Я – журналист.

1.1 Ролевая игра «Репортер на месте событий». Ролевая игра «Репортер на месте событий». 4
2.2 Практическое занятие «Я очевидец». Газетные и телевизионные очерки. 4
3.3 Ведение дискуссии «Лично я против сленга?». Сленг. 2
4.4 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
5.5 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 4
6.6 Теория. Информация. Информация и ее основные черты, типы информации, формы подачи новостей: метод «маски», фичер, клиповый заголовок. Правила построения информации, методы получения информации, факт, как основа информационных жанров. 6
7.7 Практика. Работа с информацией. Собирание школьных новостей. 2
8.8 Подготовка к выпуску школьной газеты. Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
9.9 Выпуск школьной газеты. Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
10.10 Школьный конкурс фотографий. Конкурс школьный фотографий на одну из тем по выбору. 2
11.11 Теория. Заметка. Заметка, ее основные черты. Типы заметок. 4
12.12 Экскурсия. В типографию или городской телевизионный канал. Экскурсия. 2
13.13 Практика. Написание заметки о посещении экскурсии. Написание заметки о посещении экскурсии. 2
14.14 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
15.15 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 4
16.16 Практика. Отчет Составление отчета о проведенном ближайшем школьном мероприятии. 2
17.17 Школьный конкурс рисунков Школьный конкурс рисунков на заданную тему. 2
18.18 Теория. Репортаж. Репортаж, его признаки. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу. 6
19.19 Практика. Фоторепортаж с места событий. Фоторепортаж. Работа с техническими средствами. 2
20.20 Подготовка к выпуску школьной газеты. Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
21.21 Выпуск школьной газеты. Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 4
22.22 Теория. Интервью. Интервью и его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов. Памятка для составления интервью. 6
23.23 Практика. Интервью. Работа над интервью. 4
24.24 Теория. Опрос. Пресс-релиз Опрос. Пресс-релиз. Их особенности. Способы оформления. 4
25.25 Практика. Опрос. Пресс-релиз Опрос. Пресс-релиз. Работа над жанрами. 4
26.26 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
27.27 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 4
28.28 Практика. Обозрение, комментарий. Работа с изданиями. 4
29.29 Теория. Рецензия. Корреспонденция. Основные требования к рецензии. В чем ее отличие от отзыва. Корреспонденция. 3
30.30 Практика. Рецензия. Корреспонденция. Рецензия. Корреспонденция. Памятка по написанию рецензии. 4
31.31 Подготовка к выпуску школьной газеты. Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
32.32 Выпуск школьной газеты. Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
33.33 Теория. Статья. Статья. Виды статей. Отличительные признаки. Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи. 4
34.34 Практика. Статья. Статья, работа над жанром. 3
35.35 Теория. Очерк Очерк, его отличительные особенности. 2
36.36 Практика. Очерк Очерк, работа над жанром. 4
37.37 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
38.38 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 4
39.39 Практика. Зарисовка. Зарисовка, ее отличительные особенности, работа над жанром. 2
40.40 Теория. Фельетон и памфлет. Фельетон и памфлет, их отличительные особенности. 2
41.41 Практика. Фельетон и памфлет. Фельетон и памфлет, их отличительные особенности, работа над жанрами. 4
42.42 Подготовка к выпуску школьной газеты. Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
43.43 Выпуск школьной газеты. Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 2
44.44 Теория. Эссе Эссе, ее отличительные особенности. 2
45.45 Практика. Эссе Эссе, ее отличительные особенности, работа над жанром. 4
46.46 Теория. Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Правила проведения опроса. Методики опроса: мониторинг, документ. Рейтинг. 6
47.47 Практика. Социология. Составление анкет. Проведение опроса. 4
48.48 Теория. Кроссворды и ребусы. Понятие о некоторых правилах составлении кроссвордов и ребусов. Составление и обсуждение кроссворда. 4
49.49 Теория. Брошюра. Виды. Правила создания. Информация и ее основные черты, типы информации, формы подачи новостей: метод «маски», фичер, клиповый заголовок. Правила построения информации, методы получения информации, факт, как основа информационных жанров. 8
50.50 Практика. «На охоту за новостями» Научиться находить главные и второстепенные факты. Научиться ориентироваться в собранной
информации и правильно на её основе строить текст. 4
51.51 Подготовка к выпуску школьной газеты Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса. Работа над оформлением газеты. 6
52.52 Выпуск школьной газеты Работа над оформлением газеты. Ее распространение. 4
53.53 Заключительное занятие. Оформление портфолио пресс-центра. Оформление портфолио пресс-центра. 4
Итого часов: 210

Краткое содержание программы 1 года обучения.
Раздел №1 «Основы журналистики».
Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Этика журналиста. Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.
Тема № 1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, знакомство с программой кружка. Значение журналистики в современной жизни. Профессия – журналист.
Теория: журналистика как профессия и общественная деятельность; профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста.
Виды и типы СМИ. СМИ и экология, религия, этнография, социальные проблемы. Законы СМИ. История городской газеты. Подготовка газеты к печати. Типография.
Тема № 2. Газетный мир. Знакомство с различными видами СМИ.
Теория: журналистика и литература; этимология слов «газета», «журнал».
Практика: знакомство с различными видами СМИ. Обзор печатных изданий. Особенности изданий, информационные интересы, рейтинг.
Тема № 3. Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.
Теория: информационные жанры. Хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.Практика: мастерская жанров «Узнай жанр». Школьный конкурс сочинений о школе. Просмотр конкурсных работ, подведение итогов.
Тема №4. Аналитические жанры. Общая характеристика. Особенности аналитических жанров, их отличительные признаки.
Теория: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.Практика: мастерская жанров «Узнай жанр».
Тема №5. Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика. Особенности художественно-публицистических жанров, их отличительные признаки.
Теория: зарисовка, эссе, очерк, история, некролог, политический портрет, путевые заметки зарисовка и др.Практика: мастерская жанров «Узнай жанр».
Тема №6. Сатирические жанры. Общая характеристика. Особенности сатирических жанров, их отличительные признаки.
Теория: пасквиль, фельетон, пародия, эпиграмма, анекдот, шарж, басня, карикатура.
Практика: мастерская жанров «Узнай жанр».
Тема №7. Эпистолярные жанры. Общая характеристика. Особенности эпистолярных жанров, их отличительные признаки.
Теория: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.
Практика: мастерская жанров. «Узнай жанр». Выпуск школьной газеты.
Викторина по жанрам. Комплексный анализ журналистского текста. Защита портфолио.
Раздел №2. «Правила редактирования и форматирования текста». Понятие литературного редактирования, виды правок (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Основные виды речевых ошибок.
Тема №1. Структура издания, офрмление.
Теория: заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.
Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и другие). «Макет», «верстка».
Практика: оформление заголовков и подзаголовков, создание колонтитулов.
Тема № 2. Редактирование текста
Теория: способы иллюстрирования.
Практика: редактирование текста. Анализ текста и его редактирования. Рецензия на заметку в газету. Макет газетной страницы. Конкурс авторских стихотворений, посвященных родителям.
Тема № 3. Композиция издания.
Теория: композиция издания: вертикальная и горизонтальная.
Практика: оформление титульного листа
Раздел №3. «Работа в интернете».
Тема №1. Основы работы в интернете. Поиск, электронная почта, электронная подписка.
Теория: основы работы в Интернет, поиск информации, работа с электронной почтой и электронной подпиской, интернет-опрос.
Практика: интернет-опрос, обсуждение вопросов оформления раздела «Пресс-центр» на школьном сайте.
Раздел №4. «Культура речи».
Тема №1. Газетный язык, стили речи. Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
Теория: знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Стили речи. Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы. Игра слов (каламбуры). Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Диалектная, профессиональная, терминологическая лексика. Речевые штампы и канцеляризмы. Слова-паразиты, авторские неологизмы.
Практика: анализ газетных статей в изданиях, имеющих высокий рейтинг. Анализ газетных статей с точки зрения лексических и синтаксических особенностей газетного языка. Анализ газетных статей с точки зрения чистоты речи корреспондентов. Обсуждение рубрик, подведение результатов опроса.
Краткое содержание программы 2 года обучения.
Раздел №1. «Я - журналист».
Тема №1. Жанры журналистики.
Теория: общая характеристика жанров журналистики. Сленг.
Практика: ролевая игра «Репортер на месте событий». Газетные и телевизионные очерки.
Тема №2. Информация. Общая характеристика информации, как жанра.
Теория: информация и ее основные черты, типы информации, формы подачи новостей: метод «маски», фичер, клиповый заголовок. Правила построения информации, методы получения информации, факт, как основа информационных жанров.
Практика: работа с информацией. Собирание школьных новостей.
Тема №3. Заметка. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки.
Теория: заметка, ее основные черты. Типы заметок.
Практика: написание заметки о посещении экскурсии.
Тема №4.Отчет. Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.
Теория: отчет и его основные черты.
Практика: составление отчета о проведенном ближайшем школьном мероприятии.
Тема №5. Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Теория: репортаж, его признаки. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу.
Практика: фоторепортаж с места событий. Работа с техническими средствами.
Тема №6. Интервью. Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.
Теория: интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практика: тренинг умения задавать вопросы.
Тема №7. Опрос. Пресс-релиз. Общая характеристика опроса и пресс-релиза.
Теория: опрос. Пресс-релиз. Их особенности. Способы оформления.
Практика: работа над опросом, пресс-релизом.
Тема №8.Обозрение, комментарий. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Теория: виды и признаки обозрения и комментария.
Практика:
- подготовить общее обозрение;
- подготовить экономическое обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.
Работа с изданиями.
Тема №9. Рецензия, корреспонденция. Корреспонденция как жанр, особенности жанра, его отличие от комментария. Виды корреспонденции. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.
Теория: основные требования к рецензии. В чем ее отличие от отзыва. Корреспонденция.
Практика: рецензия. Корреспонденция. Памятка по написанию рецензии.
Тема №10. Статья, очерк. Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Теория: статья. Виды статей. Отличительные признаки. Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи. Статья, ее отличительные особенности. Очерк, его отличительные особенности.
Практика: работа по написанию статьи, очерка.
Тема №11. Зарисовка. Фельетон, памфлет, эссе. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете. Общая характеристика фельетона, памфлета, эссе.
Теория: зарисовка, ее отличительные особенности. Фельетон и памфлет, их отличительные особенности.
Практика: фельетон, зарисовка и памфлет, их отличительные особенности, работа над жанрами.
Тема №12. Социология. Социология как составная часть журналистских знаний.
Теория: правила составления анкеты. Правила проведения опроса. Методики опроса: мониторинг, документ. Рейтинг. Итоги работы года.
Практика: составление анкет. Проведение опроса. Заключительное занятие. Оформление портфолио пресс-центра.
Тема № 13. Кроссворды и ребусы.
Теория: кроссворды и ребусы.
Практика: понятие о некоторых правилах составлении кроссвордов и ребусов. Составление и обсуждение кроссворда.
Тема № 14. Брошюра.
Теория: брошюра. Виды. Правила создания.
Практика: информация и ее основные черты, типы информации, формы подачи новостей: метод «маски», фичер, клиповый заголовок. Правила построения информации, методы получения информации, факт, как основа информационных жанров.
Тема № 15. Итоговое занятие.
Теория: итоги работы года.
Практика: заключительное занятие. Оформление портфолио пресс-центра.
Ожидаемые результаты программы.
Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
В рамках данной программы обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
– основы работы на компьютере, работы с фотоаппаратом, диктофоном;
– жанры газет;
– как грамотно писать газетные материалы;
– обобщать материал, анализировать, делать выводы;
– разрабатывать макет газеты;
– верстать газету;
– психологические основы информационного воздействия
– виды СМИ
– технологию проведения социологических опросов
– положительный опыт
коллективного сотрудничества
– писать репортаж с места событий
– собирать информацию
– отражать актуальные проблемы общества и школы в СМИ
Методическое обеспечение программы.
Программа относится к социально–педагогической направленности
дополнительного образования детей, обосновывается получением учащимися первых профессиональных навыков и выбора будущей профессии.
Уровень освоения программы - общекультурный. Тип программы – модифицированная.
Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как рассказ и беседа. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения, как упражнение. Задачей упражнения является трансформация теоретических знаний, полученных обучающимися, в профессиональные умения и навыки. На занятиях по журналистике используются как воспроизводящие, так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих – совершенствовать способности будущих журналистов. Эффективность упражнений заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания.
Одной из форм стимулирования интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным. Игровая ситуация вызывает у детей разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности. В воспитательном отношении игра, моделируя различные жизненные ситуации, помогает школьникам избавится от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со своими ровесниками. Будущие журналисты учатся достигать поставленные цели; следовательно, формируется личность школьника, его индивидуально-психологические качества, необходимые не только в журналистской профессии, но и в жизни.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета.
Список литературы.
Для учителя:
Алексеева. М. И. Методика редактирования [Текст] / М. И. Алексеева.-М., 1975.- 190 с.
Антонов, В. И. Информационные жанры газетной публицистики [Текст] / В. И. Антонов. - Саратов, 1996
Белобородое, Н. В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]: практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М. : АРКТИ, 2006. -168 с. - (Школьное образование). - С. 77-86, глава «Школьная газета и её роль».
Вовк, Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе [Текст] / Е. Т. Вовк // Информатика : прил. к журн. «Первое сентября». -2004.- №5.
Ворошилов, В. И. История журналистики в России [Текст] : конспект лекций / В. И. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.
Гоне, Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст] : сб. : Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. - М.: ЮНПРЕСС, 1994.
Гринина-Земскова, А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы [Текст] / А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград : Учитель, 2003. - 120 с.
Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров [Текст] / Е. И. Журбина. - М., 1969.
Коханова, Л. А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама[Текст] : учебное пособие / Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -383 с. - (Серия «Медиаобразование»).
Лицейское и гимназическое образование [Текст] : Школьная газета: формула успеха. - 2004. - № 3.
Лопатина, А. Секреты мастерства [Текст] : 62 урока о профессиях и мастерах (В помощь педагогам, воспитателям и родителям) / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. - 352 с. - (Серия «Образование и творчество»).
Спирина, Н. А. Журналистика в школе [Текст]: экспериментальная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / сост. Н. А. Спирина. - Ленинск-Кузнецкий : Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. - 53 с.
Шостак, М. И. Журналист и его произведение [Текст] /М. И. Шостак.-М., 1998.
Для обучающихся:
Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета [Текст] / А. Г. Балакай. - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Транзиткнига», 2004. - 681 с.
Бовин, А. Профессия - журналист [Текст] / А. Бовин // Журналист. - 2001. -№ 3.
Васильева, Л. А. Делаем новости! [Текст]: учебное пособие / Л. А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 190 с.
Владимирцев, В. П. Газетная зарисовка [Текст] / В. П. Владимирцев. - Иркутск: Изд-во Иркутского ин-та, 2002.
Горбачевич, К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка [Текст] / К. С. Горбачевич. - СПб.: Норинт, 2002. - 224 с.
Грабельников, А. А. Работа журналиста в прессе [Текст] / А. А. Грабельников. - М., 2001.
Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра [Текст] : учебное пособие для вузов / С. М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
Душенко, К. В. Большая книга афоризмов [Текст] / К. В. Душенко. - Изд. 9-е, испр. - М. : Эксмо, 2007. - 1056 с
Каленчук, М. Л. Словарь трудностей русского произношения [Текст] / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. - М.: Русский язык, 1997. -468 с. - (Библиотека словарей русского языка).
Крылов, Г. А. Словарь ошибок русского языка [Текст] / Г. А. Крьлов. - СПб.: Виктория плюс, 2002. - 80 с.
Семенюк, А. А. Лексические трудности русского языка [Текст ]словарь-справочник / А. А. Семенюк [и др.]. - М. : Русский язык, 1994586 с. - (Малая библиотека словарей русского языка).
Лепилкина, О. И. Азбука журналистики [Текст] : учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О. И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова, А. Е. Зимин, И. А. Горюнова. - М. : Вентана-Гри; 2006.-272 с. :ил.
Максимова, В. Русский язык и культура речи [Текст] / В. Максимова. - М.: Гардарики, 2000.
Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера) [Текст] / А. Муратов // Профессия журналист. -2000.-№9.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. -М., 1986. Розенталь, Д. Э. Справочник лингвистических терминов [Текст]: пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. : Просвещение, 1972. - 495 с. - (Методическая библиотека школы).
Рябокляч, А. Твой друг - газета [Текст] / А. Рябокляч. - М. : Детская литература, 1964.
Словарь русского языка : в 4 т. - М., 1987.
Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст] : пособие для учителей / Н. М. Шанский ; под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1975. - 543 с. - (Методическая библиотека школы).
Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В. Новиков. - М. : Просвещение, 1987. - 435 с.
Приложение 1.
Приложение программы.
1. Тренинг умения задавать вопросы.
Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю.
Психологи считают, что наше мышление в значительной степени состоит из задавания вопросов и ответов на них. Вопрос – это форма мышления, в которой выражается затребование информации. Задавание вопросов – это управление мышлением и осуществление обратной связи между людьми.
Сильное мышление это, в частности, умение задавать вопросы по существу. Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Именно с целью развития мышления рекомендуется научить детей правильно задавать вопросы.
В вопрос можно вложить практически любой смысл, прямой или скрытый, как говорят «со вторым дном», «окрасить» вопрос любой эмоцией. Поэтому умение задавать вопросы можно отнести к искусству. Кстати, искусство журналиста – это задавать умные и интересные вопросы и вежливо выслушивать ответы.
Типы вопросов.
Необходимо научить детей не только задавать различные вопросы, но и уметь самим на них отвечать.
Осведомительные вопросы. Цель – получение новой информации (что это? зачем?). Частный случай – это вопросы на понимание, для уточнения ситуации или правильности своего понимания (на каком основании Вы это утверждаете?).
Наводящие вопросы и принцип сведения сложного к простому. Наводящими вопросами называют вопросы, помогающие решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию. Их еще можно назвать «сократовскими». Задавать такие вопросы довольно сложно. Надо хорошо знать обсуждаемый предмет, уметь давать четкие определения предметам и понятиям, владеть искусством дробления целого на части, владеть классификацией.
Проблемные или развивающие вопросы побуждают думать и понимать. Обычно начинаются так: Зачем? Почему? Какие функции выполняет? Хороши проблемные задания, начинающиеся словами: сравните.., сопоставьте.., чем отличается.., как устроено…
Критикующие вопросы. Их цель оценить и выявить недостатки. Все новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, т.е. выявлении недостатков.
Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы, отсекающие довольно большое поле неизвестности.
Прогнозирующие вопросы задают на выявление следствий типа: «Что будет, если?..» или «А что бы было?..». Это могут быть очень сложные вопросы на определение причинно-следственных связей.
Провокационные вопросы. Это вопросы с лукавством, со скрытой ошибкой или ложным утверждением. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая»: настороженность, мгновенную готовность противостоять наступлению, подвоху, обману, выработать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение.
Упражнение 1. Учащихся делят на 2 команды. Каждой команде показывают свою репродукцию столько времени, сколько они просят. Затем репродукцию первой команды показывают ребятам второй и просят задавать разные типы вопросов, а команде отвечать на них.
Упражнение 2. Школьникам читается рассказ (статья, очерк и т.п.). Затем делят на 2 команды. Одной команде предлагают задавать вопросы для выяснения того, как вторая команда поняла прочитанное. Руководитель вместе с ребятами определяет лучший вопрос и лучший ответ.
2. Упражнения для умения находить главное.
На Землю прилетел инопланетянин и хочет знать о ней все. Расскажи ему самое главное десятью фразами.
Из каких главных частей состоит стол, велосипед, чайник, холодильник, лампочка.
Без каких компонентов можно сварить суп, а без каких нет?
3. Упражнения для развития ассоциативного мышления.
Хорошо находит ассоциации тот, у кого хорошая образная память, т.е. много образов в «доленной памяти», и кто может быстро извлечь из памяти нужный образ, т.е. быстро вспомнить то, что надо.
Возможно, развивать ассоциативное мышление путем составления цепочек ассоциаций. Цепочку начинает какое-либо слово-символ или образ (например, корабль), далее записывается или произносится другое слово или образ, свободно возникший по ассоциации, и так далее. Например, такая цепочка – корабль: море, белый парус, яхта, «штормовые сороковые», океанские гонки, одиночество…У других людей ассоциации будут совершенно другие. Корабль: алые паруса, Ассоль, сильные руки капитана Грея, счастье, слезы радости, сверкающее на солнце море…
Какие цепочки ассоциаций вызывают у Вас слова: бабочка, лист клена, пчела, рога оленя.
Дается два слова (например, мороз и троллейбус). Требуется найти цепочку слов-образов, которая начиналась бы первым словом и заканчивалось вторым (мороз, снег, тайга, заблудившиеся туристы-лыжники, вертолет со спасателями, наконец, спасатели увидели сверху лыжный след, как троллейбусные провода).
Найдите цепочку ассоциаций по следующим парам слов: веревка и горы, яхта и ветер, Пушкин и Санкт-Петербург, остров Врангеля и белые медведи, лунная дорожка на воде и лодка, «как хороши, как свежи были розы…».
Приложение 2.
Материалы для вводного занятия «Значение журналистики в современной жизни. Профессия – журналист»
Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет)
История журналистики:
Слово «журналистика» ввел в русский язык Н. А. Полевой, создавший рубрику под таким названием в популярном во 2 половине 1820 годов журнале «Московский телеграф». В это же время журналистика становилась видом профессиональной деятельности (ранее труд авторов и редакторов материально не вознаграждался или вознаграждался время от времени).
Первым в России профессиональным редактором был Н. М. Карамзин, руководивший изданием журнала «Вестник Европы» в 1802 – 1803 (его жалование составляло 3000 р. в год)
Журналистской деятельностью весьма плодотворно занимались Петр 1 и Екатерина 2, Фонвизин, Крылов, Пушкин, Герцен, Толстой, Чехов, Плеханов, Ленин.
Среди редакторов журналов были Н. А. Некрасов, Ф. М. Фонвизин, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, В. Я. Брюсов, М. Горький и другие.
Современная журналистика:
Информация вокруг нас, она нас радует и огорчает, смешит и разочаровывает, приносит удовольствие и разочарование, ее мы ждем и боимся получить, от нее часто зависит наша жизнь. Мы живем в информационном веке, говорят, что владеющий информацией владеет миром. Слово информация происходит от латинского «разъяснение», «изложение», первоначально означало сведения, передаваемые людьми устным или письменным способом.
В различных отраслях человеческой деятельности понятие «информация» имеет самое разное смысловое наполнение. Наиболее подходящее для журналистов определение: информация – это актуальные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Любая информация, предназначенная для большого количества людей, становится массовой.
В Законе РФ «О средствах массовой информации» (1991 год) под массовой информацией понимаются «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Таким образом, вся информация, которую мы получаем из газет, радио, телевидения, а в последнее время из Интернета, является массовой. Журналистика работает не со своей информацией, а только с той, которая важна для общества – социальной информацией.
Журналистика отражает факты с точки зрения их общественной значимости. Средства массовой информации учитывают и удовлетворяют информационные интересы и потребности аудитории. Получая информацию, читатели, слушатели, зрители оценивают новизну информации, ее достоверность, доступность, своевременность.
Вместе с тем журналистика не должна служить сиюминутным целям. Это становится наиболее актуальным в наше время – время становления информационного общества.
В 2000 году была принята доктрина информационной безопасности России, где среди прочих заявлена задача сохранения и укрепления нравственных ценностей, традиций, патриотизма и гуманизма.
Как форма информационной деятельности журналистика, безусловно, ответственна за выполнение этих задач.
Функции журналистики: коммуникативная, культуроформирующая, рекламно-справочная, организаторская, развлекательная.
В соответствии с этим существует определенный набор качеств, обладать которыми должен каждый журналист.
Профессия журналист
По определению, журналист – это сотрудник периодического издания. Работа журналистом заключается в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют следующие журналистские специализации: сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников), журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет), фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют роль иллюстрации к литературному материалу, а являются полноценными произведениями)». Также журналистов можно классифицировать по направлению работы: журналисты-международники, отраслевые журналисты, политические, экономические или спортивные обозреватели, рекламный журналист, телерепортер и так далее – и по жанру работ: репортер, публицист, обозреватель, очеркист, фельетонист …Специализация может меняться в зависимости от того, в чем на текущий момент состоит работа журналиста.
В чем преимущества работы журналиста?
Почему многие стремятся получить эту профессию? Во-первых, такая работа предполагает активный образ жизни – не придется просиживать в офисе с 9 до 6. Потом – постоянно меняющиеся задачи, встречи с новыми людьми, в том числе и знаменитостями, путешествия… Хотя работа журналистом предполагает и ряд минусов: ненормированный рабочий день, состояние постоянного аврала, необходимость сдавать материалы в срок, что бы ни случилось – а значит, часто невозможность взять даже больничный или пойти в отпуск тогда, когда хочется… Кроме того, работа журналиста считается одной из самых опасных профессий, и смертность здесь высокая. Что касается карьеры – здесь есть возможность как горизонтального, так и вертикального роста. Вертикальная карьера журналиста предполагает переход на более высокие должности – от корреспондента до обозревателя, дальше – редактор отдела, выпускающий редактор, главный редактор… Горизонтальная карьера для журналиста означает создание известного имени, наработку контактов, работу для нескольких изданий одновременно и рост гонораров.
Что нужно уметь?
Общепринятое мнение, что для успешной карьеры в журналистике нужно быть общительным и хорошо писать, несколько неверно. На самом деле, чтобы работа журналиста ладилась, ему нужно обладать следующими качествами и умениями:
1. Любознательность, любопытство ко всему новому – и желание поделиться этим новым с окружающими. 2. Упорство, целеустремленность – не всегда удается легко получить нужную для заметки информацию. 3. Любовь и умение принимать участие в социальной жизни, наблюдать за людьми, «видеть сюжет». 4. Умение быстро переключаться с одной задачи на другую, работать с большим объемом информации. 5. Аналитический склад ума, умение структурировать информацию, выделять главное в потоке данных. 6. Общая эрудированность, широкий кругозор, грамотность, хорошая память, умение писать простым языком. Для тележурналиста в список еще добавляется хорошая дикция и умение быстро находить выход из неожиданной сложной ситуации.
Основные обязанности журналиста:
Романтический ореол работы журналиста заключается в том, что издали кажется, будто бы журналистика – это что-то связанное с расследованием запутанных дел или в крайнем случае -  постоянные встречи со звездами шоу-бизнеса. На самом деле журналисты – это в том числе  -  и чаще всего – и те, кто пишет новости, небольшие заметки, в том числе о поголовье крупного рогатого скота в «Агровестник Прикарпатья» или рыщет днями в Интернете в поисках последних сплетен. Чаще всего такая простая работа достается новичкам. В список обязанностей журналиста входит поиск тем для статей и новостей, поиск контактов для интервью или если нужно мнение эксперта, расшифровка диктофонных записей с этих интервью, на которые иногда может уходить большая часть времени – дороги и пробки никто не отменял. Кроме того, все эти эксперты и звезды редко говорят связно – то есть полученное интервью или цитату из него после расшифровки еще нужно «причесать», не забывая при этом, что смысл искажать нельзя. Не нужно забывать о «дипломатическом этапе» согласования материала со всеми участниками, каждый из которых желает внести свои правки. И все это – для того, чтобы получить в нужны срок небольшую статейку, скажем, о новом фасоне мужских рубашек. Личностные качества журналиста:
Объективность – качество, без которого невозможно реализовать себя в журналистике. Главная задача – говорить правду, от этого зависит отношение читателя, слушателя, зрителя.
Беспристрастность – нужно констатировать факт, а не давать оценку происходящему. Личное отношение не должно открыто выражаться, если это не входит в задачу материала.
Принципиальность – журналист имеет право на собственное мнение, отстаивает его.
Терпимость – умение прислушиваться к разным мнениям, даже если они противоречат его собственному. Пренебрежение чужим мнением не только показатель неуважения к человеку, но и более длинный путь к подлинной сути вещей.
Коммуникабельность – умение устанавливать контакт, общаться.
Оперативность – работа с информацией не терпит промедления. От того насколько быстро вы передадите важную информацию для людей, может зависеть даже их жизнь.
Журналистика – это сфера деятельности, в которой существует очень жестокая конкуренция, выигрывает тот, кто обеспечивает не только качество, но и оперативность передачи новости (не в ущерб ее качеству)
Виды деятельности (специализации), которые может вести журналист.
1. Внештатный корреспондент или «фрилансер». Это независимый журналист, предлагающий свои материалы изданию. Живет на гонорары, которые получает за публикацию своих произведений и их перепечатку.
2. Собственный корреспондент. Обязанность – сбор информации, поставка свежих новостей. Должен разбираться во всем: от митингов до концертов.
3. Репортер. Это автор «новостных» жанров. Должен уметь всегда оказаться в центре событий.
4. Ведущий рубрики, т.е. постоянного раздела в газете, журнале, радио, или телепрограмме.
5. Ответственный секретарь. Помогает согласовать работу отделов, контролирует всю работу по выпуску свежего номера, начиная с составления предварительного плана номера до верстки и сдачи макета в типографию.
6. Главный редактор. На нем лежит ответственность за подготовку материалов к печати и выход номера. Создать стиль газеты или журнала может только яркая личность.
В отличие от внештатного корреспондента, постоянный сотрудник газеты получает зарплату и гонорар.
7. Неплохо может заработать журналист, нашедший себя в рекламе. Перспективно новое направление, появившееся в течение последнего десятилетия, – наружная реклама (щиты, вывески, витрины).
8. Работа на радио и телевидении предполагает и написание сценариев, и озвучивание текстов, подготовку своих программ, выход в прямой эфир. Это радиовещание, ди-джеи, дикторы, звукорежиссеры, обозреватели, комментаторы.
9. Журналистской элитой всегда считались «международники» и требования к ним по-прежнему высоки: знание нескольких иностранных языков, умение хорошо разбираться в истории и культуре той страны, где они будут работать
Приложение 3.
Материалы к занятию «Жанры журналистики»
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
I. Классификация жанров:
Информационные:
Хроника
Информация (короткая, расширенная заметка)
Зарисовка
Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)
Отчет (общий, тематический, с комментариями)
Путевые заметки
Обозрение
8)Репортаж (событийный, тематический, постановочный)
Аналитические:
Корреспонденция
Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)
Обзор
Рецензия (литературная, кино, театральная)
Художественно-публицистические:
Очерк (сюжетный, описательный)
Фельетон
Памфлет
Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. А пока, если вы не уверены в том, что можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте свои произведения нейтральным словом “материал”.
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых “бульварных” изданиях). Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и журналист, прежде чем отправиться в “свободный полет”, должен научиться писать в любом жанре.
Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Начинающие журналисты, прежде всего, должны “набить руку” на информационных жанрах (кстати, в газете они занимают не меньше половины площади), поэтому им мы уделим основное внимание.
Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт – новость). Факт для журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это - основа основ, без фактов журналистика немыслима.
Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров.
Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.
Информация - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.
Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).Отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.
Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
Обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.
Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.
Художественно-публицистические жанры - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.
В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).
Фельетон - это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.
Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.
Очерк, фельетон и памфлет не рекомендуются для практики учащихся “Мастер-классов”, т.к. это сложные жанры, требующие не только журналистского мастерства, но и жизненного опыта.