Урок на тему: Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. (11 класс)


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок 10
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима
Лоренцо Бернини. Площадь Св.Петра. площадь Навона. Мост Св.Ангела
Новое оформление интерьера
Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св.Петра
(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Учитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Тип урока: урок-исследование.
Цели урока:
Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.
Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.
УУД
Личностные: мотивировать интерес к изучаемой теме.
Предметные: закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ.
Коммуникативные: выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
Чем обусловлены особенности Ренессанса в Англии?
Почему драматургия Шекспира считается вершиной в искусстве эпохи Возрождения?
Новый материал урока.
Вспомнить курс истории и попытаться вспомнить, что стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых процессами Контрреформации. Вспомнить ярких представителей науки эпохи барокко (Фернан Магеллан, Христофор Колумб, Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно).
Слово учителя. Стиль барокко:
Выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармонии жизни, бесцельных порывов к неведомому;
Открывает мир (мир буржуазии) в состоянии становления. В этом мире буржуа ищет стабильности и порядка. Синоним устойчивости в католическом варианте – роскошь, богатство;
Соединяет несоединимое: монументальность – с динамизмом, театральный блеск – с солидностью; мистику, фантастичность с трезвостью и рассудочностью, бюргерской деловитостью.
Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.
Центром развития искусства был Рим. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет – становятся основы и жанрами барокко. Католическая столица обрела свой барочный вид благодаря постройкам Бернини. Главное создание Бернини – грандиозная колоннада собора Св.Петра и оформление гигантской площади этого собора. Барокко явилось ярким художественным завершением Позднего Ренессанса. Его можно считать переходным этапом от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения.
Выполнение задания 1 «Великое произведение великого мастера».
Работа с учебником. Работа в тетради: «Шедевры Бернини на улицах Рима» (с.71 – 73).
Закрепление нового материала..
Выполнение задания 2 и 3.
Мини блиц-опрос:
Каким образом в архитектуре преломилось мировоззрение, свойственное эпохе барокко?
Назовите ансамбли, созданные Лоренцо Бернини в Риме.
Приведите примеры соединения несоединимого в архитектурных ансамблях Рима.
Контроль. Учитель контролирует вопросы, составленные учащимися по теме урока, и ответы на них в тетрадях учащихся.
Рефлексия. Учитель организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями урока.
Домашнее задание. Выучить урок 10. Вопросы 1- 2, с.75.
Приложения
Задание 1 – Великое произведение великого мастера
Найдите в предложенном материале ответ на вопрос, в каком произведении Бернини четыре фигуры символизируют известные к тому времени континенты, на которых миссионеры распространяли Слово Божие.
Опишите это произведение искусства, определив его вид.
Основа материала - Интернет - http://www.rivitalia.com/content/rim-i-bernini-barokko-i-vtoroe-rozhdenie-0
Как в эпоху Бернини Вечный город превращался в огромную сцену
Джованни Лоренцо Бернини прожил долгую жизнь и заслужил все мыслимые почести. Нет другого примера столь масштабного и быстрого перевоплощения города в город искусств. Для этого хватило 70 лет творческого гения Бернини.
Город Ромула и Цезаря получил второе дыхание в XVII веке. До этого его можно было видеть. Созерцать Рим нас заставил Бернини. Он создал из камня, бронзы и мрамора лучший театр в мире со множеством подмостков. Он предложил реалистам - сказочно утонченную иллюзию, тем, кто пребывает в плену иллюзий, подарил - ощущение реальности происходящего, циники и атеисты, попав в Рим, - начинают верить, на глаза диктаторов всех мастей - наворачиваются слезы. Даже просоленные тирренским ветром нагловатые чайки стали вытеснять голубей с улиц, балконов и площадей Рима: они не хотят пропустить грандиозный спектакль и решили притвориться новыми актерами пьесы с именем «Барокко».
Камилло и Сципион Боргезе. Начало творческого пути Бернини
Павел V (Камилло, 1605-1621) из династии Боргезе после своего восхождения на папский престол назначил кардиналом своего племянника Сципиона Боргезе (Каффарелли).
Племянник папы, поклонник изобразительного искусства и страстный коллекционер, добивался обогащения своей коллекции античного и современного искусства. Дом в вилле Боргезе (ныне - галерея Боргезе, главный музей Рима) превратился в культурный центр Рима. Пьетро Бернини к тому времени считался официальным скульптором папы, вот почему свой первый заказ юный Бернини получил именно здесь.
Антонио Коппола, один из приближенных папы, заказал скульптурный портрет. Четырнадцатилетний Бернини прекрасно справился с задачей: внешнее сходство, глубина взгляда, рука, пытающаяся освободить тело от накидки, аскетизм - все это виртуозно подчеркнуто в деталях бюста.
Папа Урбан VIII Барберини и расцвет творчества Бернини

Избрание кардинала Маффео Барберини папой римским в 1623 году можно считать датой рождения римского барокко. Папа был личным другом Павла V и хорошо знал Бернини. Эта преемственность обеспечила молодому скульптору широкую дорогу в будущее. Заслуга Урбана VIII состояла в том, что он привлек Бернини к архитектурному обновлению Рима. Таким образом, талант скульптора вырвался на новые рубежи - на площади, базилики и фонтаны города.
Молодому Бернини было первым делом поручено проектирование бронзового балдахина над могилой святого Петра в соборе Сан-Пьетро. Понадобилось девять лет упорной работы и тонны бронзы для возведения этого кивория высотой в 29 м . Корона балдахина была закончена его ровесником и соратником (а позднее - соперником) архитектором Франческо Борромини. Их судьбы, амбиции, демонстрации таланта переплелись в жесткой конкурентной борьбе. Бернини всегда удавалось вырваться вперед.
Бернини посвятил без малого 50 лет жизни украшению интерьера собора Св. Петра и прилегающей площади. Это стало частью истории собора.
В 1624 году Лоренцо было поручено художественное оформление интерьера собора Св. Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело. Эту непосильную задачу новоиспеченный архитектор решил путем привлечения к работам двух сотен мастеров и подмастерьев. В мастерской Бернини сформировалась школа талантливых учеников. Бернини стал предпринимателем, и за ним уже стояла маленькая "армия" зодчих и скульпторов. Это было неизбежно, но великий мастер остался генератором новых идей.
В 1629 году Бернини отец и сын украшают Испанскую площадь знаменитым фонтаном Лодчонка (Баркачча). Это первый в Риме образец фонтана, не имеющего ничего общего с классической формой бассейна. Бернини воплотили в камень римскую легенду о наводнении 1598 года, согласно которой воды Тибра притащили в это место затонувшую бесхозную лодку. 
В 1629 - 1632 гг. Бернини и его соперник Борромини работают над модернизацией дворца Барберини на улице Четырех фонтанов. Бернини завершает левое крыло дворца и украшает фасад изящными окнами. Именно здесь зарождается новая концепция площади с фонтаном.
Иннокентий X Памфили, Бернини и Борромини
В 1644 году на престол взошел двести тридцать шестой папа римско-католической церкви - Иннокентий X (Джамбаттиста Памфили). Династия Памфили не пылала любовью к семье Барберини. Эта нелюбовь коснулась и Бернини, любимца предыдущего папы Урбана VIII. Зодчему припомнили неудачный эксперимент с колокольнями собора св. Петра и предложили работать на вторых ролях. Тем временем его опытный соперник Борромини стал главным папским архитектором.
В столице барокко шла усиленная работа над интерьером собора св. Иоанна Латеранского и начиналась грандиозная реконструкция площади Навона.
Однако именно в эти невыносимо тяжелые годы скульптор, по неведомым законам души и в подтверждение древней мудрости "через тернии к звёздам", создает один из лучших шедевров искусства барокко - Экстаз святой Терезы (1647-1652, капелла Кораннаро, церковь Санта Мария делла Виттория).
Святая Тереза - испанская монахиня времен инквизиции, которая в эпистолярном жанре описывала свои встречи с ангелом Господним. Нужно отдать должное мастерству и смелости Бернини, который отважился изваять облака из мрамора. Он делает твердый мрамор послушным, как тесто, заставляет его изгибаться и течь, передавать нежность человеческой кожи и фактуру ткани. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
К моменту празднования Юбилейного 1650 года Рим встречает гостей обновленной площадью Навона: папа Иннокентий X строит дворец и величественную церковь Св. Агнессы. Бернини с помощью друзей (а согласно легенде - прибегнув к смекалке и хитрости) примиряется с папой. У великого зодчего есть новый проект площади с фонтаном:  в центре площади Навона, прямо напротив фасада базилики, построенной конкурентом Борромини, скульптор возводит волшебный Фонтан четырех рек.
И вновь о Бернини говорят как о победителе. С этого момента скульптор берет инициативу в свои руки. Ведь он славно потрудился: такого необычного фонтана, насыщенного аллегориями, увенчанного символом мудрости - египетским обелиском, оживленного струями воды, в изящной манере пирамидальной формы - такого полета барокко на площадях Рима не видел никто. Четыре фигуры символизируют известные к тому времени континенты, на которых миссионеры распространяли Слово Божие:
Дунай - Европа Нил - Африка Рио де Ла Плато - Америка Ганг - Азия

Папа Александр VII Киджи - зрелое барокко в Риме и работы Бернини
В 1655 г. избран новый папа Александр VII (Фабио Киджи) потомок известной династии банкиров Киджи из Сиены. Хотя папа продержался на высоком посту всего два года, он останется в истории Рима как известнейший меценат, градостроитель и поклонник стиля барокко. Можно сказать, что именно при нем римское барокко приобретает черты зрелости. По заказу Александра VII Бернини создает для центрального алтаря собора св. Петра знаменитую бронзовую Кафедру (Престол) Апостола Петра (1656-1665), который в католической традиции считается первым епископом Рима и первым папой римским.
Колоннада площади святого Петра и распахнутые руки церкви

Великому Бернини для полного триумфа недоставало лишь одного - монументальной композиции в гигантских масштабах. Фортуна в очередной раз помогла гению: он получил высочайший заказ на благоустройство площади перед собором св. Петра (1656-1667).
Идея распахнутых рук, открытости и гостеприимства настолько понравилась Бернии, что он решил реализовать ее миниатюрный аналог в церкви Сант Андреа аль Квиринале (см. фото фасада). Церковь является целиком задумкой Бернини, что позволило ему использовать ряд неординарных решений - от эллипсовидной формы (по аналогии с Колизеем) до оригинальных переходов от стен к куполу.

Климент IX и Климент X - проблемы с финансированием грандиозных проектов
Папа Климент IX Роспильози (1667-1669) и его наследник Климент X (1670-1676) испытывают серьезные проблемы с финансами. Начинается экономия на всем, в том числе сворачиваются проекты градостроительства и архитектурного обновления Рима. Бернини с учениками создает статуи скорбящих ангелов для знаменитого моста Элио, ведущего к Замку св. Ангела (1668-1670).
Смерть Бернини
Сердце Бернини перестало биться 28 ноября 1680 года. Восемьдесят два года жизни, восемь пап, которых ему удалось пережить, сотни учеников и миллионы поклонников - это немалое все, что успел заработать великий Джан Лоренцо.
Мастер похоронен там, где он когда-то начинал свой творческий путь под чутким руководством отца - в церкви Санта Мария Маджоре. Барокко, казалось, умерло вместе с его создателем.
Задание 2 – Ангелы (1669-1671) – Мост Св. Ангела
О каких событиях напоминает скульптурное изображение ангела на мавзолее.
Кто является автором и исполнителем скульптурных композиций?
Мост Св. Ангела (Ponte S. Angelo, длина 106 м, ширина 20 м) через Тибр был сооружен в 126 г. во время правления императора Адриана, для того, чтобы легко было попасть в мавзолей, в котором Адриана похоронили двумя годами позже. Нынешнее название мост получил в 600 г., и связано оно с видением Папе Григорию Великому: он увидел  здесь ангела, вкладывавшего меч в ножны, что символизировало конец эпидемии чумы, охватившей Рим. Скульптурное изображение ангела на мавзолее напоминает об этих событиях.В 1535 г. на мосту установили статуи святых Петра и Павла, а в 1669 г. Папа Климент IX велел добавить ещё 10 статуй, выполненных учениками Бернини по эскизам мастера.

Задание 3 - Цитаты
Прочтите цитаты из книги Дэн Браун «Ангелы и демоны».
Запишите понравившуюся вам цитату в тетрадь
Ошибки – это уроки жизни. Только благодаря ним мы узнаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Это наше зеркало в окружающий мир.
Ты – не кошка. У тебя не будет в запасе еще восемь жизней. Поэтому живи так, чтобы после твоей смерти тебя еще долго вспоминали.
Я полюблю эту жизнь только тогда, когда меня в ней кто-нибудь полюбит.
Знаете, как ни крути, но именно в школе мы забываем о всех своих проблемах с родителями, парнями, мы заталкиваем в свою голову всякие уравнения, лекции, задачи – они действуют, как обезболивающие. Пусть это и звучит странно.
Мы влюблены в свою свободу.Мы в бегстве от самих себя.Наверное, только в разлуке с кем-то мы понимаем, насколько дорог нам этот человек.