Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа «Химия вокруг нас», направленность естественнонаучная.



РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор ГБПОУ КС №54 ОП-2
Протокол №_____________ ________________И.А. Павлюк
От «____» __________ 20____г. От «___»___________ 20_____г.
Н А П Р А В Л Е Н Н О С Т Ь: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Химия вокруг нас»
Уровень программы - базовый
Возраст обучающихся – 15-16 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Бурбело Ирина Александровна
педагог дополнительного образования
Москва, 2016 год
Содержание:
Пояснительная записка …………………………………………………………...3
Учебно-тематический план ……………………………………………………..7
Содержание программы ……………………………………............................ 8
Методическое обеспечение……………………………………………………...12
Список литературы для учителя………………………………… ……………..14
Список литературы для обучающихся……………….……………….……...…14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень освоения.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года №06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Курс химии начинается в 8-ом классе, где учащиеся получают первичные знания об основных понятиях и законах химии, о составе, строении, свойствах и превращениях веществ. Программа рассчитана на обучающихся 10 классов, которая базируется на знаниях, полученных ими в основной школе.
Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной химии. Занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу и познавательного интереса.
В настоящее время потребности общества выдвигают на первый план не только обеспечение усвоения обучающимися определенной информации, но и их развитие. Вот почему сейчас ведется настойчивый поиск путей совершенствования форм и методов обучения. В современных условиях необходимо научить каждого обучающегося решению задач определенного уровня сложности и развить их творческие способности, для этого необходимо создать условия, при которых любой обучающийся мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
По своему научному содержанию химия располагает богатыми возможностями для развития обучающихся. Основным средством развития обучающихся при обучении химии является проведение химического эксперимента.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время обучающимся предъявляются требования, по применению своих знаний не только в знакомой ситуации, но и для решения проблем безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Обучающиеся должны уметь генерировать новые идеи, творчески мыслить. Поэтому весьма важно уделять больше внимания самостоятельной познавательной деятельности каждого учащегося, с учетом его особенностей и возможностей.
Актуальность данной программы состоит в том, что она не только дает учащимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску, способствует самоопределению учащихся. Члены кружка смогут на практике использовать свои знания на уроках химии и в быту.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что базовый курс рабочей программы учебной дисциплины «Химия» для СПО технического профиля не предусматривает практические работы, поэтому сложно заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков. Для этого в курс «Химия вокруг нас» включены наиболее яркие, наглядные, интригующие эксперименты, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией.
На занятиях учащиеся получат широкое представление об истории развития науки химии, областях применения знаний о химических веществах и их превращениях, о профессиях, связанных с химическими процессами. Занятия способствуют развитию творческого мышления, формированию навыков экспериментальной и самостоятельной познавательной деятельности.
Программа «Химия вокруг нас» предполагает экспериментальную деятельность, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Кружок организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые учащиеся. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей обучающихся и, конечно, с учётом их потребностей. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Таким образом, Программа «Химия вокруг нас» является составляющей образовательного пространства, работа которого направлена на формирование устойчивого интереса к предмету, понимание тесной взаимосвязи химии с другими науками, а также на развитие таких важных качеств личности, как творчество, активность, инициатива, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.
Новизной в данной программе является использование при изучении химии информационных технологий для выполнения и защиты проектов. На занятиях происходит обучение выполнению проектов с применением программ Рower Point, Publisher, CorelDrow и др. Для поиска информации учащиеся используют различные источники информации, в т.ч. Интернет. Обучение в рамках образовательной программы «Химия вокруг нас» позволит формировать основные ключевые компетенции:
интеллектуальные
организационные
коммуникативныеЗСФр
Цель программы:
формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
расширить кругозор учащихся о мире веществ;
обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;
сформировать систему знаний, умений, навыков работы с веществами, приборами и химической посудой;
сформировать навыки выполнения проектов с использованием ИКТ.
Развивающие:
способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
способствовать формированию умений защищать творческие проекты;
Воспитательные:
воспитать самостоятельность при выполнении работы;
- воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде;
воспитать чувство личной ответственности.
Условия реализации программы:
Возраст обучающихся
Программа ориентирована на учащихся в возрасте 15-16 лет без специальной подготовки.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы проведения занятий:
В образовательном процессе используются различные формы проведения занятия:
беседы;
лекции;
семинары;
практическое занятие;
химический эксперимент;
работа на компьютере;
экскурсии;
выполнение и защита проектов.
Ожидаемые результаты
К концу обучения воспитанники будут знать:
назначение химической посуды и лабораторного оборудования;
правила организации рабочего места;
правила техники безопасности при выполнении практических работ;
методы выполнения проекта;
иметь представление о веществах применяемых в быту.
Уметь:
записывать уравнения химических реакций и объяснять сущность химических превращений;
наблюдать, анализировать, вести расчеты;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
пользоваться различными источниками информациями (справочная литература; журналы; Интернет);
выполнять и защищать проект;
работать в группах.
Способы определения результативности:
Начальный контроль (октябрь) в виде визуального наблюдения педагога за соблюдением учащимися техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением;
Текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;
Промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания детьми пройденных тем;
Итоговый контроль (май-июнь) в виде изучения и анализа продуктов труда учащихся (проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений.
Формы подведения итогов реализации программы.
Опрос;
Обсуждение;
Самостоятельная работа;
Тестирование;
Презентация и защита творческой работы (проекты и др.).
В конце учебного года обучающийся должен выполнить и защитить проект.
Режим занятий
Режим занятий: Программа «Химия вокруг нас» рассчитана на 144 часа в год. Из расчета 2 часа 2 раза в неделю.

п/п Название раздела Всего часов Количество часов Форма контроля
Теория Практика 1 Химия – экспериментальная наука. 2 2 - Анкетирование
2 Правила работы в химической лаборатории. 8 4 4 Творческая работа
3 Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. 2 1 1 Письменный отчет
4 Чистые вещества и смеси. 6 4 2 Письменный отчет
5 Вода удивительная и удивляющая. 10 4 6 Защита творческой работы
6 Растворы. Кристаллогидраты. 6 2 4 Выставка
7 Химические вещества, их свойства. 14 8 6 Тест
взаимозачет
8 Химия и человек. 6 2 4 Реферат
9 Химия и продукты питания. 12 4 8 Защита творческой работы
10 Химия и косметические средства. 6 2 4 Реферат
11 Химия и медицина. 6 2 4 Игра
12 Химия в быту. 12 6 6 Письменный отчет
13 Химия и строительство. 12 4 8 Реферат
14 Химия и автомобиль. 4 2 2 Творческие
работы
15 Химия в сельском хозяйстве. 10 4 6 Игра
16 Химия и искусство. 8 4 4 Тест
17 Биосфера – среда жизни человека.
8 2 6 Творческие работы
18 Выполнение проектов. 10 2 8 Самооценка учащихся
19 Итоговое занятие. Защита проектов. 2 - 2 Защита проектов
ИТОГО: 144 59 85 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
Тема 1. Химия – экспериментальная наука. (2 ч.)
Теория
История развития химии, как науки. Цели и задачи современной химии. Разделы и отрасли химии. Методы химии. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Перспективы развития химии.
Тема 2. Правила работы в химической лаборатории. (8 ч.)
Теория
Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Мытье и сушка химической посуды. Изготовление и ремонт простейших лабораторных приборов. Марки химических реактивов. Правила их хранения и использования. Дистиллированная вода и ее получение.
Практика
1.Изготовление буклета «Правила выживания в химической лаборатории» в программе Publisher.
2. Приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовка, плитка, водяная баня) и химической посудой общего назначения.
3. Изготовление изогнутых стеклянных трубок.
4. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
Тема 3. Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. (2 ч.)
Теория
Агрегатное состояние вещества. Величины, характеризующие состояние вещества, газообразных, жидких и твердых состояний вещества, перехода между агрегатными состояниями.
Практика
Изготовление плаката «Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами».
Тема 4. Чистые вещества и смеси. (6 ч.)
Теория
Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Однородные и неоднородные смеси в быту. Свойства смесей. Дистилляция, выпаривание, центрифугирование, хроматография, кристаллизация и возгонка. Решение задач на нахождение массовой и объемной доли компонента смеси.
Практика
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Очистка медного купороса от нерастворимых и растворимых примесей.
Тема 5. Вода удивительная и удивляющая. (10 ч.)
Теория
Вода в природе. Содержание воды в природе. Физические свойства воды. Аномалии физических свойств. Химические свойства воды. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды.
Практика
Химические свойства воды.
Растворяющее действие воды.
Очистка воды.
Изготовление листовок «Берегите воду!» в программе Publisher.
Тема 6. Растворы. Кристаллогидраты. (6 ч.)
Теория
Процесс растворения и растворимость веществ. Виды растворов. Зависимость растворимости от температуры и давления. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Нахождение процентной концентрации вещества в растворе.
Практика
Приготовление растворов с определенной концентрацией.
Выращивание кристаллов (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).
Тема 7. Химические вещества, их свойства. (14 ч.)
Теория
Номенклатура кислот, оснований, кислот, солей. Составление формул. Примеры нахождения веществ в природе, быту. Основные физические и химические свойства.
Типы химических реакций. Закон сохранения массы веществ в химических реакциях.
Практика
Изучение свойств кислот (на примере уксусной кислоты).
Изучение свойств щелочей (на примере гидроксида кальция).
Изучение свойств нерастворимых оснований (на примере гидроксида железа (III)).
Изучение свойств кислотных оксидов (на примере углекислого газа)
Изучение свойств основных оксидов (на примере оксида кальция).
Тема 8. Химия и человек. (6 ч.)
Теория
Присутствие химических элементов в организме человека. Вещества в организме человека. Химические явления в организме человека.
Тема 9. Химия и продукты питания. (12 ч.)
Теория
Пищевая ценность продуктов питания. Витамины. Пищевые добавки. Вещества под буквой Е. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов.
Практика
1. Определение нитратов в плодах и овощах.
2. Расшифровка кода пищевых продуктов, их значение.
3. Изготовление буклета «Советы химика по употреблению продуктов питания».
Тема 10. Химия и косметические средства. (6 ч.)
Теория
Состав и свойства как современных, так и старинных средств гигиены; грамотный выбор средств гигиены; полезные советы по уходу за кожей, волосами и полостью рта. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, грамотное их использование. Химические процессы, лежащие в основе ухода за волосами, их завивки, укладки, окраски; правильный уход за волосами, грамотное использование препаратов для окраски и укладки волос, ориентирование в их многообразии.Практика
1. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.
Тема 11. Химия и медицина. (6 ч.)
Теория
Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции. Антибиотики. Физиологический раствор. Отравления и оказание первой помощи. Лекарства первой необходимости. Домашняя аптечка и ее состав. Диеты и их влияние на организм.
Практика
Составление инструкций: «Первая помощь при отравлении»; «Первая помощь при ожогах».
Тема 12. Химия в быту. (12 ч.)
Теория
Средства бытовой химии и меры безопасности при работе с ними. Азбука химчистки. Пятновыводители и удаление пятен. Техника выведения пятен различного происхождения. Синтетические моющие средства их виды. Жесткость воды и ее устранение.
Практика
Выведение белковых пятен, цветных пятен, пятен от чернил и ржавчины.
Получение мыла.
Удаление накипи.
Тема 13. Химия и строительство. (12 ч)
Теория
Строительные растворы. Известь. Мел. Песок. Цемент. История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их использование. Свойства олифы, масляных красок, эмалей, растворителей. Понятие об экологически чистых материалах. Виды загрязнений (пылевые, радиационные, биологические, шумовые), значение живых организмов в домах и квартирах.
Практика
Определение относительной запыленности воздуха в помещении.
Решение задач с экологическим содержанием.
Тема 14. Химия и автомобиль. (4 ч.)
Теория
Материалы, которые используются для изготовления автомобилей. Химические процессы, происходящие при эксплуатации автомобиля. Экология и автомобиль. Практика
Решение экологических задач.
Тема 15. Химия в сельском хозяйстве. (10 ч.)
Теория
Агротехнические приемы, основанные на закономерностях протекания химических реакций; практические знания, необходимые для работы на даче, приусадебном участке. Удобрения. Развитие производства минеральных удобрений. Современные требования к качеству минеральных удобрений.
Химические средства защиты растений, их правильное применение.Химические вещества в животноводстве: минеральные подкормки, химический состав кормов, пищевых добавок, устройство вентиляционных систем животноводческих помещений.
Практика
1. Получение азотных, фосфорных и калийных удобрений. Анализ исходного сырья для получения продукции.
Тема 16. Химия и искусство. (8 ч.)
Теория
Химия на службе искусства. Бумага. Карандаш. Книгопечатание. Краски. Виды живописи. Роспись по штукатурке. Синтетические красители. Химия и прикладное искусство. Золотая хохлома. Городецкая роспись.
Практика
1. Приготовление натуральных красителей.
Тема 17. Биосфера – среда жизни человека. (8 ч.)
Теория
Биосфера. Всеобщая взаимосвязь живой и неживой природы. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Задачи охраны природы и окружающей среды. Способы разрешения создавшейся экологической ситуации на Земле, в нашем городе.
Практика
1. Творческие работы на тему «Идеальный город…»
2. Решение экологических задач.
3. Конкурс знатоков.
Тема 18. Выполнение проектов. (10 ч.)
Теория
Понятие проекта. Типы проектов, основные этапы выполнения. Критерии оценивания выполнения и защиты проектов.
Практика
Выполнение проектов с использованием компьютерных технологий.
Тема 19. Итоговое занятие. (2 ч.)
Практика
Защита проектов.
Методическое обеспечение образовательной программы
При реализации Программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото и видео материалы, естественнонаучные журналы и книги, материалы на компьютерных носителях.
Теоретические занятия проводятся с использованием элементов активных форм познавательной деятельности в виде бесед, диспутов, вопросов и ответов. Используются:
- словесные методы обучения – в виде лекций, объяснений, диалогов, консультаций;
- методы проблемного обучения - в виде проблемного изложения материала, постановки проблемного вопроса;
- методы графических работ - в виде составления буклетов, работы с плакатами;
- наглядные методы обучения - в виде использования плакатов, макетов, приборов.
Практическое занятие проводится в виде лабораторной работы с использованием элементом активных форм познавательной деятельности в виде самостоятельной деятельности, проведение эксперимента.
Техническое оснащение занятий: интернет, проектор, компьютер, фотоаппарат, видеокамера, лабораторное оборудование кабинета химии, химические реактивы, посуда, нагревательные приборы и т.д.№ Раздел или тема программы Формы занятий Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов
1 Химия – экспериментальная наука. Представление, эксперимент Презентация
Проектор, Компьютер
Хим. реактивы Анкетирование
2 Правила работы в химической лаборатории Беседа, практическое занятие Справочная литература,
презентация Хим. реактивы
Хим. посуда
Нагрев приборы
Компьютер Творческая работа
3 Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Беседа, эксперимент Плакаты,
видеоролик Проектор, Компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда
Письменный отчет
4 Чистые вещества и смеси. Беседа, Аукцион знаний Презентация
Плакаты Проектор, Компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда Письменный отчет
5 Вода удивительная и удивляющая Эвристическая беседа, Игра – путешествие
эксперимент Видеоролик
Задачники
Справочная литература проектор, компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда Защита творческой работы
6 Растворы. Кристаллогидраты. Размышление, лабораторная работа плакаты
Задачники
Справочная литература Хим. реактивы
Хим. Посуда
Фотоаппарат
Видеокамера выставка
7 Химические вещества, их свойства. Лекция
Практическое занятие Презентация
Плакаты
Задачники Проектор, Компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда Тест
взаимозачет
8 Химия и человек. Беседа, Аукцион знаний Ресурсы Интернета
презентация Проектор, Компьютер
реферат
9 Химия и продукты питания. Диспут
Эксперимент
Эвристическая беседа Презентация
Ресурсы Интернета
Проектор, Компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда Защита творческой работы
10 Химия и косметические средства. Эвристическая беседа
конференция Ресурсы Интернета
Проектор, компьютер
реферат
11 Химия и медицина. Лекция,
Беседа,
Встреча с интересными людьми Плакаты
презентация Проектор, Компьютер
Медикаменты игра
12 Химия в быту. Беседа
Эксперимент
Деловая игра Ресурсы Интернета
Справочная литература Компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда Письменный отчет
13 Химия и строительство. Эвристическая беседа,
Аукцион знаний Ресурсы Интернета
Справочная литература
презентация Компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда реферат
14 Химия и автомобиль. Беседа
Представление, наблюдение видеоролик
Ресурсы Интернета
Проектор, Компьютер творческие
работы
15 Химия в сельском хозяйстве. Круглый стол
беседа Ресурсы Интернета
презентация Компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда игра
16 Химия и искусство. Экскурсия
Эксперимент
Практическое занятие Ресурсы Интернета
презентация Компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда тест
17 Биосфера – среда жизни человека.
Конференция,
Деловая игра плакаты
Ресурсы Интернета
презентация Проектор, Компьютер Творческие работы
18 Выполнение проектов. Эксперимент
наблюдение
моделирование, исследование Ресурсы Интернета
Справочные материалы
Литература для уч-ся Проектор, Компьютер
Хим. реактивы
Хим. посуда Самооценка учащихся
19 Итоговое занятие Защита проектов презентация Проектор, Компьютер Защита проектов
Список литературы для учителя
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение
Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. М.:
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. - М.: Просвещение 1997.
Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия – в центре наук. В 2 ч. Пер. с англ. М.: Мир, 1983;
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа. - М.: Просвещение, 1972.
Гусаков А.Х. Лазаренко А.А. Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. Минск: Красикопринт, 1996
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. В кн. 2: Загрязнение воды и воздуха. Пер. с англ. М.: Мир, 1995
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. – М.: Просвещение 1976.
Чертиков И.Н., П.Н. Жуков. Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988
Штремплер Г.И. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993. 
Список литературы для обучающихсяБалаев И.И. Домашний эксперимент по химии. - М.: Просвещение 1977.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие М.: высшая школа, 1992
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. – М.: Просвещение 1976
Штремплер Г.И. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993
Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д.Н. Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.