Дополнительная образовательная программа по биологии с элементами л/практикума От известного к неизвестному





Департамент образования и социально-правовой защиты детства
Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19






Название дополнительной образовательной программы:




От известного к неизвестному



Дополнительная образовательная программа рассчитана на учащихся 9-11 классов общеобразовательной средней школы.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года.



Автор дополнительной образовательной программы:
Кисина Екатерина Михайловна
учитель биологии
















2009 год.





Пояснительная записка

Направленность данной дополнительной образовательной программы непосредственно связана с усовершенствованием общего биологического образования в среднем звене школы, что способствует всестороннему развитию личности учащихся, получению ими основательных биологических знаний и выработке мышления. Учащиеся углубленно изучают предметы, входящие в курс биологии: ботанику, зоологию, цитологию, физиологию, анатомию.
Программа предусматривает многоаспектную деятельность, основанную на прохождении как теоретических, так и практических занятий.

Актуальность разработки такого курса продиктована временем. На сегодняшний день многие дети разучились удивляться окружающему миру, не замечают красоту и сложность его устройства, что непосредственным образом сказывается на отношении ко всему живому. Нельзя упускать из виду тот специфический вклад, который могут внести дополнительные образовательные программы по биологии. Необходимо выявить уровень развития личности ребенка и содействовать ее дальнейшему развитию. Нужно, чтобы в результате таких занятий учащиеся развивали в себе способность к творческой деятельности, включая речевую коммуникацию, стремление к знаниям, умение работать с литературными источниками, ощущали ответственность за порученное дело, точность в работе. Важно, что на этих занятиях ребенок может изучать природные обьекты в природе при выполнении полевых работ, ориентироваться в них, применяя определители, упражняться идентифицируя обьекты, применять методы работы с приборами. Данные методы развивают точность наблюдений, умения описывать и обьяснять биологические явления, вычерчивать графики, фотографировать и зарисовывать обьекты. Учащиеся смогут логически-экспериментально доказать многие теории, выработав лабораторные навыки работы, соблюдая основное правило дидактики «от известного к неизвестному».

Цель дополнительной образовательной программы: сформировать у учащихся понимание общих принципов развития и функционирования живых организмов.

Задачи: углубление знаний учащихся о многообразии флоры и фауны; ознакомление с основными методами научных исследований; приобщение к самостоятельной творческой научной работе.

Особенности данной программы в организации гетерогенных групп, в составе которых образуются небольшие рабочие группы, выполняющие разные виды работ в рамках одного задания.

Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов.

Сроки реализации – 3 года.

Проведение занятий в групповой и индивидуальной формах работы один раз в неделю.

Ожидаемые результаты сводятся к умению учащихся самостоятельно планировать наблюдения и эксперименты, продумывать методики их проведения и анализа результатов, поиску недостающих сведений по литературным источникам, в беседах со специалистами, обсуждению результатов эксперимента и практических выводов, прогнозов, что в конечном итоге приведет к выполнению научного проекта.

Оценивание проходит через анализ результатов работы учащегося: его участие в дискуссиях, подготовке докладов, изготовленных им микропрепаратов, проведенного и оформленного эксперимента.
Лучшие работы, выполненные учащимися, участвуют в учебно-исследовательских конференциях НОУ, биопроектах городского и областного значения, публикуются на сайтах.

Учебно-тематический план

Перечень разделов
Перечень тем
Вид занятий
Кол-во часов

1

Введение в Общую биологию.
теория
1

2
Раздел 1.
Многообразие живых организмов.

Многообразие живых организмов.
8:
4-теория
4-практика

3

Многообразие живых организмов. Систематика.
теория
1

4

Естественный отбор. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.
теория
1

5

Подготовка к экскурсии.
теория
1

6

Осенняя экскурсия:
Естественный отбор и его результаты.
практика
1

7

Обработка экскурсионного материала.
практика
1

8

Обработка экскурсионного материала.
практика
1

9

Отчетная работа.
Конференция.
практика
1

10

Обобщающая беседа. Подведение итогов.
теория
1

11
Раздел 2.
Клетка. Особенности
строения.

Клетка. Особенности строения.
5:
3-теория
2-практика

12

Прокариоты. Особенности
строения клеток.
теория
1

13

Эукариоты. Особенности
строения клеток.
теория
1

14

Изготовление микропрепаратов клеток различных организмов.
практика
1

15

Отчетная работа.
Конференция.
практика

1

16

Обобщающая беседа. Подведение итогов.
теория
1

17
Раздел 3.
Основы генетики.
Основы генетики.
6:
4-теория
2-практика

18

Генетическая символика.
Грегор Мендель.
теория
1

19

Законы Менделя.
теория
1

20

Генетика пола. Патологическая генетика.
теория
1

21

Составление родословных.
практика
1

22

Отчетная работа.
Конференция.
практика
1

23

Обобщающая беседа. Подведение итогов.
теория
1

24
Раздел 4.
Закономерности изменчивости.

Закономерности изменчивости.

6:
3-теория
3-практика

25

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости.

теория
1

26

Подготовка к практической работе.
теория
1

27

Практическая работа:
Изучение генотипической и фенотипической изменчивости.
практика
1

28

Практическая работа:
Изучение генотипической и фенотипической изменчивости.
практика
( продолжение)
1

29

Отчетная работа.
Конференция.
практика
1

30

Обобщающая беседа. Подведение итогов.
теория
1

31
Раздел 5.
Организм и среда.
Организм и среда.
6:
3-теория
4-практика


32

Биоценозы.
Подготовка к экскурсии.
теория
1

33

Весенняя экскурсия:
Биоценоз пресноводного водоема.
практика
2

34

Обработка экскурсионного материала.
практика
1

35

Отчетная работа. Конференция.
практика
1

36

Обобщающая беседа. Подведение итогов.
практика
1

37

Подведение итогов кружковой деятельности.
теория
1

Итого: 32 часа.

Теоретическая и практическая деятельность учащихся 10-11 классов направлена на подготовку работ к научным конференциям.
Базируются данные работы на знаниях и исследованиях, полученных учащимися в курсе основного школьного биологического образования и первого года кружковой программы. Далее, учащийся выбирает интересующее его биологическое направление. Консультируясь с руководителем кружка, преподавателем школы и преподавателями соответствующих факультетов ВУЗов (медицинский, биологический, сельхоз), учащийся собирает теоретический и практический материал к научной работе. Затем - защита работы на школьной конференции НОУ, при удачном выступлении - районной и т.д. С желания учащегося работа публикуется на сайтах биологических и медицинских направлений. Результаты исследований могут быть использованы для дальнейшего проведения работы учащимся, либо находиться в личном пользовании руководителя.








Содержание
Раздел 1.
Многообразие живых организмов.

Практические занятия по данной теме проводятся в виде экскурсии в природу, где хорошо показаны результаты естественного отбора, приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Также, учащимися собирается материал, необходимый для дальнейшего изучения курса Общей биологии.
План:
1.Общий сбор, распределение экскурсионного оборудования и выход на место.
2. Вводная беседа о задачах экскурсии. Уточнение заданий по группам.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4.Обобщающая беседа.
Оборудование: копалки, гербарные папки, рулетка.

Раздел 2.
Клетка. Особенности строения.

Практические занятия по данной теме проводятся в виде лабораторных работ по изготовлению микропрепаратов клеток различных организмов ( по выбору учащихся).
Данный вид деятельности направлен на закрепление умений учащихся работать с микроскопом, самостоятельно изготавливать микропрепараты и обьяснять результаты работы.
Оборудование: микроскопы, ткани растительного и животного происхождения, прокариоты, грибы, пинцеты, пипетки, покровные стекла, раствор йода, вода.


Раздел 3.
Основы генетики.

Занятия по данной теме проводятся в виде практических работ по составлению родословных. Учащиеся собирают материал по наследованию определенных фенотипов в пределах их семьи, наличию заболеваний (с разрешения родителей) и т.д. Далее, материал комплектуется и составляется карта генеалогического древа, где указаны исследуемые признаки.
Оборудование: семейные данные по исследуемому признаку, ватман, маркеры.

Раздел 4.
Закономерности изменчивости.

Занятия проводятся в виде практической работы по изучению генотипической и фенотипической изменчивости на примере плодовой мушки дрозофилы. Результаты фенотипической изменчивости достигаются сменой корма для мушек: при жидком корме увеличивается обьем брюшка, при нормальном вскармливании - приходит в норму, результаты наследственной изменчивости достигаются наблюдением фенотипа в ряду поколений дрозофил.
Оборудование: пробирки, плодовые мушки дрозофилы, кормовая база, микроскопы, перышки, чашечки Петри.


Раздел 5.
Организм и среда.

Практические занятия по данной теме проводятся в виде экскурсии на водоем, где можно проследить взаимосвязь сообществ живых организмов между собой и окружающей средой, приводя учащихся к осмыслению понятия биоценоз.

План:
1.Общий сбор, распределение экскурсионного оборудования и выход на место.
2. Вводная беседа о задачах экскурсии. Уточнение заданий по группам.
3. Определение происхождения водоема( заводь, старица, озеро и т.п.)
4. Изучение продуцентов, консументов и редуцентов.
5. Выполнение самостоятельных групповых заданий.
6.Обобщающая беседа.


Оценивание проходит через анализ результатов работы учащегося: его участие в дискуссиях, подготовке докладов, изготовленных им микропрепаратов, проведенного и оформленного эксперимента.












































Список литературы:

1. Пугал Н.А. Экскурсии в природу. М., Высшая школа,1980.

2. Травкин П.П. О некоторых правилах, помогающих в решении генетических задач. - Биология в школе, 1990, №1.

3. Хейтин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. М., Учпедгиз, 1951.

4. Молодовский А.В. Полевой определитель стайных птиц. Учебное пособие.-Н.Новгород:Издательство ННГУ,1997. 310 с.



Заголовок 115