Дополнительная образовательная программа «Я в мире, мир во мне»

Дополнительная образовательная программа «Я в мире, мир во мне»
Пояснительная записка
Введение
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие человека на природную среду, возникла необходимость формирования у подрастающего поколения экологических знаний, способности правильно оценивать степень влияния человека на природу, принимать грамотные решения, направленные на оздоровление окружающей среды и ведущие к гармоничному отношению с ней.
Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанные Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, одним из звеньев которого является школьное. Именно в этом возрасте происходит разноплановое развитие ребенка, его интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей, познавательной активности, совершенствование навыков общения и начальной профессиональной ориентации.
Дополнительная образовательная программа «Я в мире, мир во мне» для средних школьников актуальна, поскольку город Курчатов, в котором мы проживаем, находится в 30-километровой зоне Курской атомной электростанции, и большое значение в связи с этим имеет информирование населения о состоянии окружающей среды. Программа нацелена на разноплановое развитие ребенка, его интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей, познавательной активной активности, совершенствования навыков общения и начальной профессиональной ориентации, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя неразрывное единство всех компонентов естественных экосистем, осознавать свою ответственность за будущее.
Данная программа направлена на успешную социальную адаптацию обучающегося благодаря тому, что:
1.программой обеспечиваются различные формы реализации деятельности подростков в соответствии с их интересами и наклонностями, обеспечивается возможность переключаться с одного вида деятельности на другой – с интервьюирования на пассивный сбор материала, с формирования структуры статьи и газеты в целом на ее оформление;
2. отсутствие жестких стандартов и заинтересованность педагога в сохранении посещаемости задают особые условия работы: креативность, разноуровневость, индивидуализация (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования; обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации подростка; подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником);
3.социальный опыт приобретённый обучающимися, есть опыт самостоятельный свободной ориентации в различных сферах общественной жизни: межличностные отношения, отношение внутри семьи, класса, школы. Обучающиеся получают навыки формирования общественного мнения, становятся активной движущей силой общественного развития;
4.современные тенденции развития общества побуждают к раннему профессиональному самоопределению подростков, позволяет им получить первичные допрофессиональные ЗУНы, что помогает утвердиться в выборе будущей профессии;
5.специфика программы позволяет подросткам обращать особое внимание на установление взаимопонимания с окружающими, преодоление собственных мировоззренческих стереотипов.
Данная программа вмещает комплекс знаний, умений и навыков о живой природе, методах ее изучения, формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры, гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека, установления гармоничных отношений воспитанников с природой, со всем живым как главной ценности на Земле.
Она соотнесена с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательной школы по дисциплинам природоведение и биология и дополняет их в следующих разделах: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и "Многообразие растений", «Организмы и среда их обитания», «Окружающая среда и здоровье человека».

При разработке дополнительной образовательной программы «Я в мире, мир во мне» для средних школьников основными нормативными документами явились:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992.
- Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей на период до 2010 года.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.1251-03.
- Требование к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003.
- О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 № 06-1844.\
- Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Курчатова Курской области.

Дополнительная образовательная программа «Я в мире, мир во мне» является:
по уровню функционального назначения -
программой учебной направленности, общеразвивающей


по признаку направленности деятельности -
эколого-биологической


по уровню усвоения -

углубленной, общекультурной, профессионально-ориентированной


по уровню подготовленности обучающихся -
уровня освоения деятельности,
уровня совершенствования деятельности,
уровня мастерства


по признаку тематической направленности –

комплексной, интегрированной

по признаку возрастного назначения –

основного общего образования, среднего /полного/общего образования

по признаку временных ресурсов-
длительной реализации – 4 года


по степени авторства -
модифицированной


Программа разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы «Перспектива» О.А. Чернухин.

Цель
Создание условий для повышения уровня социальной адаптации подростков, содействие их профессиональному самоопределению и личностному росту на основе изучения природных ресурсов Земли и методики экологической оценки состояния окружающей среды, развитию мотивации обучающихся к познанию и творчеству, их личностному самоопределению, адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщению к здоровому образу жизни.

Задачи
обучающие:
- формирование у школьников понятий и экологической культуры личности на базе углубленного изучения природного наследия Центрального и Центрально-Черноземного района, родного края и в целом о планете, как природном доме каждого человека;
- изучение природных ресурсов Земли и их особенности в области и районе (флора, фауна, земельные и водные ресурсы);
- изучение антропогенных факторов, влияющих на окружающую природную среду;
- изучение методики экологической оценки состояния окружающей среды и разработки мероприятий, способствующих сохранению природных ресурсов, их грамотному использованию и восстановлению нарушенных компонентов экологических систем;

развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- развитие коммуникативных умений, включающих навыки работы в команде, умение слушать других, отстаивать свое мнение;
- развитие аналитического мышления и самоанализа;
- развитие творческого потенциала обучающихся, их познавательной активности.

воспитательные:
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
- формирование чувства ответственности, гражданственности, привития навыков культуры взаимодействия в окружающей природно-социальной среде.
- поддержка общественно значимой и политической активности в подростковой среде;
-формирование гражданско-патриотических позиций у подростков;
-пропаганда здорового образа жизни и культуры поведения;
-расширение культурного кругозора ;
-расширение информационного пространства в подростковой среде.

Принципы педагогической деятельности:
-изложение учебного материала должно осуществляться постепенно, без сообщения ненужной, избыточной информации, ориентируясь на умственные и личностно-психологические особенности подростков;
-новые знания, умения и навыки должны связываться с ранее изученными;
-для выработки у подростков прочных знаний, умений и навыков необходимо систематически проводить занятия по повторению и закреплению изученного материала, контролировать как процесс организации обучения и воспитания, так и его результаты;
-для поддержания и развития творческих способностей у ребят избегать штампов поощрять проявление познавательной активности, инициативы, как можно чаще менять виды учебной деятельность;
-наряду с совершенствованием экологических способов подростков учить их рационально проявлять свои нравственные и психологические качества, воздействовать на них эстетически ;
-обучать ребят согласованным и слаженным совместным действиям, умело поддерживать единство и сплоченность коллектива.
Условия развития мотивации достижения успеха у обучающихся.
-учебные задачи должны быть посильными, это позволяет переживать чувство успеха большему количеству ребят;
-учебная деятельность должна предоставлять подросткам возможность выбора, быть интересной и соответствовать уровню их притязаний, то есть соответствовать тем целям, которые они расценивают как свои несомненные успехи;
-задачи должны отличаться новизной, активизирующей познавательную деятельность обучающихся.



Организационно-педагогические основы деятельности

Срок реализации программы – 4 года.

Режим занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
4 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа

Общее количество часов в год:

1 год обучения – 144 часа
2 год обучения – 144 часа
3 год обучения – 144 часа
4 год обучения – 144 часа

Особенности набора - свободный, по договору с образовательным учреждением.

Состав группы – постоянный.

Формы контроля, определяющие степень обучения - тестирование, зачет, выставки, викторины, защита творческих проектов.

Место проведения – кабинет биологии.

Вид группы – учебная.

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. Особенностью данной программы является то, что она акцентирована на обучение практическому аспекту учебной деятельности, развитию способности к самостоятельному сбору информации (теоретической и практической) и ее творческому осмыслению (умения делать выводы и разрабатывать практические природоохранные, восстановительные мероприятия).
Структура групповых занятий позволяет уделять необходимое время для выстраивания индивидуальных траекторий развития. Методика преподавания материала включает в себя следующие формы организации учебного процесса: круглый стол, моделирование и проектная деятельность , «планерка», « летучка», рефлексия, тьюторское сопровождение, экологические экспедиции, практикумы, лекции, экологические бои, экологические клубы, факультативы, экологические акции. Многообразие форм экологической деятельности позволяет осуществить дифференцированный подход. Занятие по сердцу могут найти для себя и настоящие юные « профессионалы» и ребята, которые не обладают какими-либо выдающимися споcобностями.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.
В младшем подростковом возрасте (10-12лет) нужно учитывать такие особенности физического развития как: быстрый рост, переполнение организма энергией, желание сначала делать, потом думать, проявление индивидуальностей и различий.
Особенностями умственного развития являются пытливость, разнообразие интересов, мечтательность, коллекционирование, разнообразие способностей, любовь к чтению и письму, логический разум, функционирование памяти в ее лучшем виде, буквальное мышление.
Также следует обратить внимание на такие особенности социального, эмоционального и духовного развития как сильная чувствительность к справедливости, сильное чувство компании, впечатлительность, острое чувство юмора, больше шума и хихиканья, интенсивен в действиях, нуждается в поддержке и духовной мотивации.
Старший подростковый возраст (13-15лет) характеризуется следующими особенностями развития: физические – очень быстро растут девочки по сравнению с мальчиками, в организме происходит много внутренних перемен, безмерная активность сменяется периодами слабости, усталости;
умственные – острая память, способны по-настоящему мыслить, часто подвергают сомнению авторитеты, делают поспешные суждения, имеют активное воображение, большое чувство юмора;
социальные – хотят быть взрослыми, имеют сильное чувство преданности, ищут модель героя;
эмоциональные – чувствуют себя непонятными со стороны взрослых и сверстников, эмоции колеблются от крайней степени радости до печали, им не хватает самоконтроля над своими эмоциями;
духовные – требуют практической веры – здесь и сейчас, ими овладевают сомнения в вопросах православия, ищут идеал в мыслях и поступках людей.

Этапы реализации программы:
1 этап – «ИЩУ СЕБЯ!» - 1год обучения, возраст 11 лет
Цель:
Изучение природных ресурсов Земли и их особенностей в районе, области, строения и жизнедеятельности, средообразующей роли живых организмов, формирование у школьников научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры на базе углубленного изучения живой природы родного края;
Задачи:
обучающие

- расширить знания обучающихся о природных ресурсах планеты в целом и родного края;
- изучить взаимосвязь природных ресурсов и их значение в жизни и деятельности человека, важность сохранения окружающей среды и каждого из ее компонентов для благоприятного существования будущих поколений;
-овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

развивающие
– развивать у детей творческие способности и умения делать практические выводы на основе собранной информации для каждого случая нарушения естественного баланса окружающей среды;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитательные
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
-воспитание культуры поведения в природе;


2 этап – «СОВЕРШЕНСТВУЮ СЕБЯ!» 2 год обучения, возраст 12 лет
Цель:
Углубить знания по экологии и охране окружающей природной среды, сформировать представление о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.

Задачи:
обучающие
– овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
-работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
-проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развивающие
-развивать познавательный интерес и творческую инициативу;
-развивать и укреплять навыки нравственного поведения в природе;
воспитательные
-выработка навыков, правил поведения в природе и общественно-трудовой деятельности;
-воспитание личной ответственности за состояние природной среды.

3этап – « РЕАЛИЗУЮ СЕБЯ!» - 3 год обучения, возраст 13 лет
Цель:
углубить базовые естественнонаучные знания, помочь выработать собственный взгляд на окружающий мир, выяснить роль биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
Задачи:
обучающие
- изучить роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира;
- выяснить роль различных организмов в жизни человека и его деятельности;
- изучить роль биологического разнообразия в сохранении биосферы, необходимость защиты окружающей среды.

развивающие
-   развивать коммуникативные умения, включающие навыки работы в команде, умение слушать других и отстаивать свое мнение;
- развивать практические умения в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet ;

воспитательные
-формирование общей культуры;
- экологической и гигиенической грамотности;
- нравственности и морали.

4 этап –« Исследую себя» -4 год обучения, возраст14лет

Цель:
овладеть умениями объяснять особенности процессов и явлений окружающей живой природы и жизнедеятельности собственного организма, использовать естественнонаучные методы познания для изучения живых объектов; освоить практические приемы ухода за растениями, животными, собственным организмом, оказание первой помощи себе и окружающим.
Задачи:
обучающие
- изучить методы познания природы и использовать полученные знания для решения практических проблем;
- раскрыть знания, востребованные в повседневной жизни, связанных с познанием человеком “самого себя”, составляющих основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья;
- продолжать формировать информационную культуру , умение работать с различными источниками информации, в том числе со справочниками, биологическими словарями, определителями, электронными учебными изданиями;
развивающие
-развивать умения делать выводы на основе сравнения, распознавания обьектов, проведения наблюдений, постановки опытов ;
-сформировать общую культуру биологической составляющей научной картины мира;
воспитательные –повысить воспитательный  потенциал биологического образования.

4 . Результативность образовательной программы.
К концу первого учебного года обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
-Т.Б.
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;
- неорганические и органические вещества;
- простые вещества и смеси;
-отдельные методы изучения природы;
- стороны горизонта, план маршрута к месту экскурсии;
- строение атмосферы, изменение состояния воздушной оболочки под воздействием хозяйственной деятельности человека;
-значение воды для жизни человека: охрана воды и очистка водных ресурсов от загрязнения;
-причины разрушения почвенного покрова и истощения почв;
-ветровую и водную эрозию почв;
-роль растений в природе и жизни человека.
УМЕТЬ:
-составлять простейшие планы своей местности условными топографическими знаками;
-определять на местности опасные объекты и районы , влияющие на экологическое состояние родного края;
-описывать погоду и основные погодные явления;
-определять меры по охране водоемов;
-выявить причины разрушения почвенного покрова и истощения почв;
- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности;
- описывать личные наблюдения;
-приводить примеры применения свойств веществ человеком.
К концу второго учебного года обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
-основные понятия, термины по экологии;
-понятия: заповедник, заказник, памятники природы;
-структуру Красной книги;
- о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;
- основные виды животных своей местности;
- биологические и экологические особенности животных своей местности;
- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;
- значение животных в природе и жизни человека;
-законы об охране животного мира.

УМЕТЬ:
– пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма минеральных и органических веществ; по проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений);
- определять принадлежность животных и растений к систематическим категориям;
-вести наблюдения за животными ставить простейшие опыты;
-объяснять основные экологические понятия;
- работать с различными источниками информации: использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
К концу третьего учебного года обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- глобальные экологические проблемы;
- основные этапы развития растительного мира;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
-роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем.
УМЕТЬ:
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;
– находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
– обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; – находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.
К концу четвертого учебного года обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– как обеспечивается целостность организма;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);; – о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека;
- о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле; – основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье; – приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
УМЕТЬ:
-объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого воспитанника;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
- роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды;
- зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
-причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
      - выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.









2/2 Содержание программы первого года обучения
Раздел1 Природные ресурсы и их охрана.
ТемаI.   Природные ресурсы, их значение
Теория
Природные ресурсы, их виды. Основные функции и виды рекреации по использованию ресурсов. Рекреационное районирование. Значение ресурсов.
Практика
Оценка лесных ресурсов, климатических условий
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия 
ТемаII. Ресурсы России, области (края), меры охраны
Теория
Лесные, лечебные, культурно-исторические и природные рекреационные ресурсы. Оценка. Меры охраны.
Практика
Организация работы по экологическому проекту “Дыхание города”.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия
Раздел2   Окружающая среда.
Тема1Факторы среды
Теория
Среда обитания; абиотические, биотические, антропогенные экологические факторы. Свет и влажность как экологические факторы. Приспособленность живых организмов к условиям среды обитания.
Практика
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия
Тема2Экологические группы растений.
Теория
Жизненные формы растений и животных. Биологические ритмы в природе. Фенология, фенологические наблюдения. Компасы, барометры и часы в природе.
Практика
Экскурсия-практикум по изучению мира городских растений, организация фенологических наблюдений и работы по детскому экологическому проекту. Изучение растений, выросших в разных условиях освещения.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия             Тема3 “Здоровая” окружающая среда - здоровый человек
Теория
Приспособленность организма человека к смене климато-географических факторов. Человек - существо тропического климата. Состояние окружающей среды и здоровье человека. Сам себе спасатель: умение определять лекарственные, съедобные, ядовитые  растения, растения своего края. Грибы - съедобные, ядовитые. Найти и обезвредить воду. Медицинская доврачебная помощь. Один в тайге.
Практика
Отчистка и обеззараживание воды, оказание первой медицинской помощи.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия           
Тема4. Мы изучаем окружающую среду
Теория
Фенологические наблюдения. Обработка данных календаря природы. Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения.
Практика
 Изучение экологической ситуации территории около школы. Подведение итогов работы по экологическому проекту “Изучаем мир городских растений” (трудная жизнь растений в городе, растения в городе - индикаторы загрязнения).
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия.

Раздел3 Изучение живой природы родного края

Тема1 Законы человеческого общества как отражение законов природы

Теория. 
Законы природы. Законы человеческого общества. Экологический императив как основа для построения социальных отношений в культурном обществе. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление.
Практика:
Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?»
Сопоставление законов местного сообщества и законов природы
Социологический опрос «Правила поведения человека в природе». Анализ данных в возрастном и гендерном профиле.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия
Тема2 Экологические традиции и обряды в фольклоре
Теория. Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. Отражение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа.
Практика:
Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки»
Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности»
Социологический опрос «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы» Сбор краеведческого материала «Песни – голос души»
Анализ и обработка данных опроса и краеведческого материала
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия.

Тема3 Экологическая этика в истории и современности местного населения
Теория.
 История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс.
Практика:
Проект «История возникновения и развития местного населенного пункта»
Топонимика. Отражение отношений человека и природы в местных названиях.
Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности»
Творческие задания «Гармония природы и человека – путь в будущее»
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия

Содержание программы второго года обучения

 Раздел 1. Природа - наш общий дом
Тема1Экология
Теория
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Практика
Экологическая сказка "Подснежники".
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия.
Тема2. Основные составляющие природы.
Теория
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы
Практика
Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология".
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия.
Тема3. Пищевые связи
Теория
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу? "Почему погибла дубрава?"
Практика Давайте поиграем в пищевые цепочки.
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия. 
Тема4. Конкуренция и соперничество
Теория
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
Практика
Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные, практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия. 
 
Тема5. Как построить экосистему.
Теория
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Практика
 Давайте заведем аквариум.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия. 
Раздел2. Воздух.
Тема1.Значение чистоты воздуха для живых организмов
Теория
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Практика
 Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?" Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия.  
Тема2 Царство почвы - уникальный мир природы
Теория
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Практика
 Экологический рассказ "О чудесной кладовой"
Составь рассказ по экологическому рисунку.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия
Тема3. Вода - чудо природы
Теория
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели? Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
Практика.
Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия
Тема4. Вода и живые организмы
Теория
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
Практика.
Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д. Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия
Тема5. Пресные воды - наше богатство.
Теория
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье. Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Практика
Составление рассказа по экологическому рисунку.
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия

Раздел3. Экология в нашей жизни
Тема1 Экология квартиры
Теория
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
Пракика
Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище."
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия

Тема2. Экология человека.
Теория
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку? Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.
Практика. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия

Тема3 . Экология нашего города
Состояние окружающей среды города Старая Русса. Ее связь с состоянием окружающей среды области. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному городу?

Раздел3. Экология организмов
Тема1 Экология насекомых
Теория
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Практика. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия

Тема2. Бионика - наука о подражании живым существам
Теория
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы? Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных
практика
Агитзанятия "Секреты леса"
В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия 
Тема3. Растения лечат людей
Теория
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные. Красная книга.Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
практика
 Письма от больных сказочных героев. Помоги им!
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия
Содержание программы третьего года жизни
Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире
Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства
      Естествознание как наука. Союз естественных наук в познании природы.        Естествознание в системе культуры.    Научное знание: соотношение науки и культуры; понятие «наука»; система естественных наук и предмет их изучения. Принципы и признаки научного знания.
Тема2      Экспериментальные методы в естественных науках  
    Понятие об экспериментальных научных методах, система и классификация научных методов. Особенности и отличительные признаки наблюдения и эксперимента, роль измерений и количественных оценок в естествознании. Влияние прибора на результаты эксперимента, проблема чистоты эксперимента. Оценка ошибки измерений.        Тема3 Теоретические методы исследования: классификация, систематизация, анализ, синтез, индукция, индукция, моделирование.  
Понятие о теоретических методах исследования. Примеры классификаций и моделей в естествознании. Специфика изучения объектов и роль моделей в изучении микромира; представление непредставимого; статистические исследования, микро-и-макропараметры.        Тема4 Естественно-научное познание: от гипотезы до теории. 
      Особенности исторических этапов развития научной методологии: становление логики и математических методов; становление экспериментального метода в XVII в.; современный гипотетико-дедуктивный метод и «цепочка научного познания».       Структура научного знания, его компоненты: научный факт, гипотеза, предложенная на основе обобщения научных фактов; эксперимент по проверке гипотезы, теория, теоретическое предсказание.  Великие эксперименты в естественных науках.
      Практика
      Выполнение исследований, иллюстрирующих процесс научного познания (наблюдение, опыт, гипотеза, теория).

Раздел2 Экология растений
Тема1      Природа леса (парка, сквера)
Теория
Что такое лес. Типы лесов края. Типичные растения и животные края на примере основного типа лесов. Взаимосвязь компонентов лесного (паркового) ландшафта. Редкие исчезающие виды.Экологические факторы в лесу. Лес и свет. Лес и тепло. Лес и ветер.
Практика
Подборка материала  и подготовка иллюстрированных  рефератов на тему “Основные виды растений и животных в наших лесах”. Организация работы по детскому проекту “Экодом”.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия   
Тема2 Лес - источник здоровья и наслаждения
Теория
Лес как место отдыха. Рекреационная способность леса. Правила обращения с огнём в лесу и утилизации бытовых отходов после отдыха. Что такое рециркуляция?Сосновый оздоровитель. Состав воздуха соснового леса. Значение сосны в жизни человека. Лекарственные растения сосняков.Лес и здоровье человека. “Травник туриста” - о лекарственных растениях, которые можно использовать в походе. Ядовитые растения. Съедобные и несъедобные грибы (грибы двойники) как их определить.
Практика
Обобщающее занятие “Травник туриста” по закреплению умений работы с карточками - определителями, гербарием.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные, практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия             
Тема3 Карта “Ягодника - грибника”
Теория
Специальные карты края для грибников, ягодников, рыбаков, охотников. Обозначения типов лесов на топографическом плане, карте. Растительность и гидрография на карте спортивного ориентирования.
Практика
  Сопоставление способов изображения растительности и гидрографии на топографической карте и карте спортивного ориентирования; по выявлению особенностей специальных карт для рекреации (карт “Ягодников -грибников”).
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия   
Раздел3 Экологический практикум
Тема1Экологический дом
Теория
Знакомство с народной промысловой экологией. Лесные жители на твоей грядке: выращивание дикорастущих растений, грибов на даче. Огород на подоконнике ... и даже в бутылке.Как богаты наши леса? Учёт запасов и определение урожайности дикорастущих.
Практика
Выращивание дикорастущих растений на даче, пришкольном участке. Подведение итогов по детскому экологическому проекту “Экодом”: изучение теплового, светового климата и других параметров квартиры и сравнение их  с физико-географическими условиями леса (парка), где происходит рекреационная деятельность человека.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия   Тема2  Советы ягоднику – грибнику
Теория
Правила сбора дикорастущих растений. Почему опустела “грибная” поляна. “Красная книга растений” своей области, края.
Практика
Составление “Памятки”, плаката, пропагандирующие экологически грамотные нормы и правила побочного природопользования.
 Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия 
Тема3 Лесной пожар
Теория
Причины возникновения пожаров, их виды. Противопожарные меры, поведение человека во время лесного пожара. Период восстановления.
Практика
Сопоставить данных о количестве пожаров и погодных условиях за весенне-осенний период своей местности; нанести на контурную карту области районов с наибольшим количеством пожаров.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия 
Раздел4 Природа - источник здоровья
Тема1 Природа родного края
Теория
Оценка и описание лесных, лечебных рекреационных ресурсов окрестностей своего населённого пункта.Санитарно-гигиенические умения: как одеться в поход,  оказание первой медицинской помощи, использование лекарственных, дикорастущих растений в полевых условиях.Эколого-гигиенические умения: хранение продуктов питания, забор и обеззараживание воды, обезопасить себя от гнуса.
Практика
Комплексная оценка рекреационных ресурсов своего города (села) и его окрестностей. Работа по определению и описанию растений “зелёной аптеки”, закрепление навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия  
Тема2 Туризм и экология
Теория
Экологически “чистый” бивак. Самодельное туристское снаряжение, костровое оборудование, способствующие охране природы. Нормы и правила рекреационного (туристского) природопользования - жизнеобеспечивающие: выбор места и устройство бивака, выбор и сбор топлива, устройство кострища. Правила хождения в природном окружении.
Практика “Микромир воздушной среды”: определение загрязнённости и изучение микроорганизмов воздушной среды в помещениях школы. 
Тема3 Карта “сигналит”
Теория
Карта экологических ситуаций региона. Карта “Охраны природы”. Экологический проект: работа с топографическим планом местности, экологическое картирование.
Практика “Экологическое состояние своего города ”: работа с картами экологических ситуаций. Подведение итогов детского экологического проекта “Дыхание города”.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные, практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия  Тема4 В дружбе с природой
Теория
Нормы и правила рекреационного (побочного) природопользования: закрепление. Рекреационная нагрузка на ландшафт. Степень нагрузки. Стадии нарушения ландшафтов, меры от рекреационной нагрузки.
Практика
Решение задач по определению рекреационной нагрузки на почвенно-растительный покров соснового бора, лиственного леса и т.д. Поход с исследованием: “Экологическое состояние леса (парка)”, “Рекреационная нагрузка на ландшафт”. Подготовка снаряжения в походе: выбор места для бивака, кострища; определение степени рекреационной нагрузки на ландшафт.
Формы работы: групповая(проблемная лекция, беседа, практические задания)
Методы работы: словесные , практические, самостоятельной работы, поисковые, проблемной ситуации.
Формы контроля: собеседование, рефлексия
 
Содержание программы четвертого года жизни
Раздел1 Структуры мира природы: единство многообразия
Тема1      Пространственно-временные характеристики и средства изучения.
Шкалы расстояний и временных интервалов в макромире, мегамире и микромире. Структурные элементы материи.        Эволюция представлений о пространстве и времени.        Формы материи. Вещество и поле, дискретность и непрерывность. Развитие представлений о веществе и поле. Электромагнитные явления.              Тема2  Уровни организации живого.
Молекулярные основы жизни. Клеточная теория. Общие черты и своеобразие клеток животных, растений, грибов и бактерий. Вирусы. Популяции, их структура и динамика. Принципы организации экосистем. Биосфера как глобальная экосистема.        Наиболее общие законы природы. Примеры природных и других процессов и явлений, описываемых на основе законов сохранения. Преобразование и сохранение энергии в природе. Фотосинтез и метаболизм.      Тема3  Единство природы.
Симметрия. Симметрия в природе. Связь симметрии мира с законами сохранения. Симметрия в микромире. Следствия нарушения симметрии. Симметрия как свойство природных объектов. Спонтанное нарушение симметрии.
      Практика
      Проведение простых исследований или наблюдений (в том числе с использованием мультимедийных средств) электромагнитных явлений, фотоэффекта, денатурации белка, каталитической активности ферментов.
Тема 4. От структуры к свойствам
      Химическая революция XVIII в. Создание кислородной теории горения и дыхания А. Лавуазье в 1770-х гг. Новая трактовка понятия «химический элемент». Исторические эксперименты А. Лавуазье: прокаливание оксидов тяжелых металлов и изучение свойств кислорода и водорода.  Дальтон. Синтез новой атомистики и нового элементаризма.  Генетический код. Матричный синтез белка.       
      Практика
      Проведение простейших исследований или наблюдений: определение биологических видов с помощью определителей.
Раздел2. Природа в движении, движение в природе
Тема1Движение как перемещение.
Способы описания механического движения. Относительность движения. Движение под действием сил тяготения. Причины механического движения. Детерминизм механического движения.       Тема2 Движение как распространение.
Волны. Свойства волн. Звук и его характеристики.        Движение, пространство, время, материя. Влияние движения и материи на свойства пространства и времени.        Движение тепла. Основные законы термодинамики. Необратимость термодинамических процессов.       Тема3  Природа необратимости движения системы с большим числом частиц. 
      Движение как качественное изменение. Химические реакции. Скорости химических реакций. Параметры, влияющие на скорость. Катализ.              Движение живых организмов. Молекулярные основы движения в живой природе.
Практика
Изучение движения планет Солнечной системы, свойств и характеристик звука, скоростей химических реакций.
Раздел3. Эволюционная картина мира
Тема1      Основные закономерности самоорганизации в природе.
Открытые нелинейные системы и особенности их развития. Флуктуации, бифуркации, характер развития, примеры самоорганизующихся систем (ячейки Бенара и др.). Причины и условия самоорганизации.  Самовоспроизведение живых организмов. Бесполое и половое размножение. Самоорганизация в ходе индивидуального развития организмов. Этапы онтогенеза и их регуляция.
 Тема2      Эволюция природы.
Начало мира. Большой взрыв. Происхождение химических элементов. Образование галактик, звезд, планетных систем. Эволюция звезд и синтез тяжелых элементов. Эволюция планеты Земля. Проблема происхождения жизни.        Тема3 Этапы формирования Солнечной системы
Ранняя Земля. Эволюция атмосферы. Гипотезы  происхождения жизни.  Принципы эволюции живых организмов. Классический дарвинизм и современные эволюционные концепции. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция человека
Раздел 4. Естественные науки и человек 
Тема1. Естественные науки и проблемы здоровья человека
      Человек как уникальная живая система. Что такое здоровье человека и как его поддерживать. Проблема сохранения здоровья человека (алкогольная зависимость, курение, наркомания). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Биохимические аспекты рационального питания.
         Тема2    Защитные механизмы организма человека
      Заболевания человека, вызываемые микроорганизмами, их профилактика и методы лечения. Паразиты; профилактика паразитарных болезней. Вирусы и их воздействие на человека (СПИД, грипп, вирусный гепатит и т. д.). Закономерности наследования признаков. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения. Профилактика наследственных болезней. Геном человека и генная терапия. Медико-генетическое консультирование и планирование семьи.
      Практика
      Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека: профилактика и лечение бактериальных и вирусных заболеваний, защита от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбор диеты и режима питания.
Тема 3. Естественные науки и глобальные проблемы человечества
      Глобальные проблемы современности. Экологические проблемы. Человек как компонент биосферы эволюция взаимоотношений. Проблема сохранения биоразнообразия на Земле. Загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана окружающей среды и экологический менеджмент. Практические вопросы охраны природы. 
Тема4      Глобальные изменения климата и их последствия для человечества. Нарушения глобальных круговоротов веществ и энергии. Экологические катастрофы реальные и мнимые. Модели экосистемного ответа на воздействие человека. Биосфера и ноосфера.        Тенденции интеграции естественных и гуманитарных наук на пути решения глобальных проблем. Моральная ответственность ученых. Личная ответственность человека за состояние окружающей среды. Развитие естественных наук на благо общества. Перспективы развития естественных наук и практическое приложение научных разработок.
      Практика
      Взаимосвязи компонентов в экосистемах и их реакция на воздействия человека (на моделях). Личные действия по защите  окружающей среды.