Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа «Мир на ладошке»


Пояснительная записка.
1.1.Направленность предмета: социально-педагогическая.
Программа «Мир на ладошке» направлена на логико-математическое и речевое развитие детей дошкольного возраста. (Познавательно-математическое развитие)
1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна заключается в том, что программа «Мир на ладошке» (включает в себя совокупность образовательных областей) основана на интеграции образовательных областей, логико-математического и речевого развития, и направлена на формирование познавательно-интеллектуальной сферы личности ребенка. Согласно Федеральным государственным требованиям (ФГТ), педагогическая работа в программах нового поколения дошкольного образования, должна строиться на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Актуальность программы состоит в том, что она призвана реализовать новые государственные образовательные стандарты, а также социальный заказ родителей на гармоничное интеллектуальное развитие дошкольников. По мнению многих ученых и практиков, интеграция как инновационное явление в педагогической практике дошкольного образования выступает в качестве одного из условий эффективного развития детей. Обучающиеся более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно.
Педагогическая целесообразность программы «Мир на ладошке» заключается в том, что формирование математических представлений оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка: происходит обогащение, расширение и активизация словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.), у ребенка формируются умения согласовывать слова в роде, числе и падеже («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»), строить логико-грамматические конструкции («один меньше двух, два больше одного»), формулировать ответы полным предложением, логически рассуждать. Все это указывает на тесную взаимосвязь математического и речевого развития, взаимопроникновение процессов формирования элементарных математических представлений, формирования представлений об окружающем мире, и развития речи. Несмотря на то, что проблеме проектирования содержания образования на основе интегрированного подхода посвящено значительное количество исследований, научно — обоснованных программ и технологий по интеграции логико-математического и речевого развития предоставлено недостаточно. (Отсутствие готовых методических разработок)
1.3. Цель: создание условий для формирования познавательно-интеллектуальной сферы личности ребенка в результате интеграции образовательных областей логико-математического и речевого развития.
Задачи:
образовательные:
Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
Формировать и активизировать словарный запас, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем;
Формировать и развивать грамматический строй речи;
Формировать необходимый уровень математических понятий, представлений о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и во времени, а также о геометрических фигурах;
развивающие:
Развивать связную речь, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
Развивать образное и словесно-логическое мышление, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков, символов, отношений между частями целого, чисел, измерений;
Развивать мелкую моторику ребёнка;
воспитательные
Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
Воспитать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе;
Воспитать внимательность к выполнению заданий;
Отличительная особенность
Возраст детей – 4-6 лет.
Обучение по программе осуществляется с детьми, с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность.
1.6.Сроки реализации – 1 год.
1.7.Формы и режим занятий:
Формы работы:
Занятия проводятся с группой детей численностью 12 человек, в подгруппе с 6 детьми.
Продолжительность занятий для детей 4 лет не более 20 минут, 2 раза в неделю, 144 часа в год;
Продолжительность занятий для детей 5-6 лет не более 30 минут, 2 раза в неделю, 144 часа в год.
1.8.Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по предмету у воспитанников будет:
Сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Обогащен и активизирован словарный запас детей, за счет расширения и уточнения представлений об окружающем мире;
Сформирован и развит грамматический строй речи;
Сформирован необходимый уровень математических понятий, представление о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и во времени, а также о геометрических фигурах;
Развито образное и словесно-логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
Развиты способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков, символов, отношений между частями целого, чисел, измерений;
Развита мелкая моторика ребёнка.
Форма подведения итогов:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Предварительный контроль Текущий контроль Итоговый контроль
Первичное тестирование Промежуточное тестирование Итоговое тестирование
Программа предусматривает мониторинг образовательной деятельности учащихся, он включает в себя предварительный (в сентябре), текущий (в декабре) и итоговый (в мае) контроль.
2. Учебно-тематический план
Раздел Количество часов
всего теория практика Форма подведения итогов
I.Логико-математические представления – 68 часов 1. Общие понятия 4 2 2 2. Числа и операции над ними. 40 20 20 3. Пространственные и временные отношения 6 3 3 4. Геометрические представления и величины 12 6 6 5. Логические упражнения 6 3 3 II. Речевое развитие – 70 часов 1. Обогащение и активизация словарного запаса 26 13 13 2. Развитие связной речи 16 8 8 3. Формирование и развитие грамматического строя речи 22 11 11 4. Развитие графической моторики 6 6 III. Мониторинг знаний, умений, навыков – 6 часов Итого за год 144ч 3.Содержание программы.
I. Логико-математические представления – 68 часов
Тема 1. «Общие понятия»
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.
Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Множества предметов или фигур, обладающие общим признаком.
Составление множеств по данному признаку.
Тема 2. «Числа и операции над ними».
Количественный и порядковый счёт в пределах 10.
Знакомство с числовым рядом (последовательность, место числа в ряду), образование чисел числового ряда;
Образование следующего числа путём прибавления единицы.
Обобщение по числу и величине (столько же, такие же);
Сравнение чисел.
Прямой и обратный счет.
Состав числа из единиц;
Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Простые задачи на сложение и вычитание чисел, их графическая интерпретация.
Сравнение по количеству двух множеств и уравнивание их двумя способами;
Отношение чисел, знаки «>», «<», «=» («на один больше», «на один меньше»), соседи числа;
Сохранение количества и величины;
Связи изменения и независимости числа, величины в зависимости от формы и расположения фигур;
Тема 3. «Пространственные и временные отношения»
Уточнение отношений: на – над - под, слева - справа – посередине, спереди –сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра.
Установление последовательности событий.
Последовательность дней в неделе.
Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Тема 4. «Геометрические фигуры и величины»
Познакомить с геометрическими понятиями «фигуры и тела»;
Шар, куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед;
Структурные элементы геометрических фигур: вершина, угол, сторона;
Точка; линии: ломаная, прямая, кривая;
Отрезок, луч, замкнутые, незамкнутые линии;
Учить сравнивать предметы: длиннее, короче;
Формировать навыки измерительной деятельности (измерение линейкой);
Площадь, измерение площади;
Формировать представления о массе предмета, понятия «тяжелее – легче», одинаковые по массе;
Объем, сравнение по объему;
Учить преобразовывать одну фигуру в другую;
Величины и их измерение.
Тема 5. «Логические упражнения»
Познакомить с признаками сходства и различия предметов;
Поиск закономерности;
Поиск нарушения закономерностей;
Логические таблицы;
Классификация предметов по заданному основанию;
Выбор основания для классификации;
Логические игры;
Развивающие игры.
II. Речевое развитие – 70 часов
Тема 1. «Обогащение и активизация словарного запаса»
Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности;
Обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнение в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Употреблять слов в точном соответствии со смыслом;
Тема 2. «Развитие связной речи»
Обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
Обучение составлению предложений, распространению предложений;
Обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческих рассказов
Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
Выделение одинаковых предметов из группы предметов;
Выделение лишнего предмета;
Объединение различных предметов в группы;
Выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Тема 3. «Формирование и развитие грамматического строя речи»
Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах;
Образование существительных множественного числа (без называния термина);
Образование относительных прилагательных (без называния термина);
Образование однокоренных слов;
Cловообразование по речевому образцу (мебель из кожи – кожаная, фара из стекла – стеклянная; медведь – медведица – медвежонок – медвежья и т.п.);
Существительное с числительным;
Прилагательное с существительным;
Различие мужского и женского рода;
Согласование слов в предложении;
Использование предлогов в речи;
Формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать.
Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков;
Тема 4. «Развитие графической моторики»
Рисование по трафаретам.
Рисование по фигурным линейкам.
Штриховка (короткие частые штрихи, длинные параллельные отрезки, центрическая штриховка, штриховка с возвратом).
Раскрашивание.
Контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам).
Дорисовка (по принципу симметрии).
Рисунок по образцу.
Графические узоры.
Волшебные дорожки (горизонтальные – “Кто быстрее”, вертикальные – “Небесный пилотаж”, волнистые – “Морские волны”, круговые – “Клубочки”, кривые, зигзагообразные).
III. Мониторинг знаний, умений, навыков – 6 часов
итоговые занятия;
Педагогический анализ;
Диагностические срезы;
Контрольные задания;
Индивидуальное тестирование
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Мир на ладошке»
месяц Тема занятия
Сентябрь Диагностика знаний. 2
«Времена года. Осень». Свойства предметов. Объединение предметов по общему признаку. 2
«Времена года. Осень». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Овощи и фрукты». Число 1. Цифра 1. Развитие графомоторных навыков. 2
«Овощи и фрукты». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«В лесу». Число 2. Цифра 2. Образование и состав числа. Понятие: «пара». 2
«В лесу». Развитие связной речи. 2
«Птицы осенью». Число 3. Цифра 3. Образование и состав числа. 2
«Птицы осенью». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
Октябрь «Осенняя одежда и обувь». «В магазине». Сравнение групп предметов по количеству (понятия: «столько же», «больше», «меньше», «поровну». 2
«Осенняя одежда и обувь». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Домашние животные и их детеныши». Число 4. Цифра 4. Образование и состав числа. 2
«Домашние животные и их детеныши». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Дикие животные». Сравнение групп предметов. Знаки «<», «>», «=» и «≠». 2
«Дикие животные». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Труд людей на огороде, в саду, в поле осенью». Логические задания. Игра «Сложи узор». 2
«Труд людей на огороде, в саду, в поле осенью». Развитие связной речи. 2
«Грибы и ягоды». Отношение: часть- целое. Представление о действии сложения на наглядной основе. 2
Ноябрь «Грибы и ягоды». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Деревья». Число 5. Цифра 5. Образование и состав числа. 2
«Деревья». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Как звери к зиме готовятся». Представление о точке, линии, отрезке. Замкнутые и незамкнутые линии. Ломанные линии. 2
«Как звери к зиме готовятся». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Кто чем питается». Пространственные отношения: «перед», «за», «над», «около», «впереди», «сзади», «под», «выше», «ниже». 2
«Кто чем питается». Развитие связной речи. 2
Представления о числовом отрезке. 2
Декабрь «Время года. Зима». Развитие связной речи. 2
«Время года. Зима». Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания на наглядной основе. 2
«Зимние развлечения» Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Зимние развлечения» Представления о задаче, знакомство с составными частями задач, составление и решение задач в пределах 5. 2
«Зимняя одежда». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Зимняя одежда». Взаимосвязь между целым и частью. Сложение и вычитание на числовом отрезке. 2
«Новый год». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Новый год». Сложение и вычитание в пределах 5 на числовом отрезке. Составление и решение задач. 2
Диагностика знаний. 2
Январь «Наш дом». Развитие связной речи. 2
«Наш дом». Число 6 Цифра 6. Образование и состав числа. 2
«Мебель». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Мебель». Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины с помощью линейки. Знакомство с понятиями «сантиметр», «метр». 2
«Бытовая техника». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Бытовая техника». Работа с геометрическими фигурами, составление из частей целого. Работа с логическими таблицами «Найди девятый». 2
февраль «Посуда». Формирование и развитие грамматического строя речи. «Посуда». Составление и решение задач с помощью наглядного материала. «Приборы. Инструменты». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Приборы. Инструменты». Число 7 Цифра 7. Образование и состав числа. 2
«Еда и напитки». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Еда и напитки». Сложение и вычитание в пределах 7 на наглядной основе. 2
«В магазине». Развитие связной речи. 2
Март «В магазине» Знакомство с понятиями «тяжелее», «легче», «одинаковые по массе». Сравнение массы с помощью мерки. Знакомство с понятиями «тяжелее», «легче», «одинаковые по массе». Сравнение массы с помощью мерки. 2
«Времена года. Весна». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Времена года. Весна». Число 8 Цифра 8. Образование и состав числа. 2
«Цветы». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Цветы». Арифметические действия в пределах 8. Решение примеров на наглядном материале. 2
«Насекомые». Развитие связной речи. 2
«Насекомые». Преобразование геометрических фигур. Решение логических задач-шуток. Игра «Выложи сам» 2
«Птицы весной». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
Апрель «Птицы весной». Число 9 Цифра 9. Образование и состав числа. 2
«Музыкальные инструменты». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Музыкальные инструменты». Знакомство с объемными фигурами - шар, куб, цилиндр. Их распознавание. 2
«Животные севера». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Животные севера». Сложение и вычитание в пределах 9 на наглядной основе. Составление и решение задач. 2
«Животные жарких стран». Развитие связной речи. 2
«Животные жарких стран». Знакомство с объемными фигурами пирамида, конус, параллепипед. Их распознавание. 2
«Морские обитатели». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Морские обитатели». Число 0 Цифра 0. 2
Май «Человек». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Человек». Логические упражнения. Игры-головоломки со счетными палочками. 2
«Время». Формирование и развитие грамматического строя речи. 2
«Время». Работа с часами. Повторение временных понятий: сутки, неделя, месяц, год. 2
«Космос». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков. 2
«Космос». Число 10. Состав числа 10. 2
«Явления природы». Развитие связной речи. 2
«Явления природы». Четные и нечетные числа. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 10, решение примеров. 2
Диагностика знаний. 2
Итого за год 144