Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа «Учимся говорить»

СОГЛАСОВАНО:
Председатель ПК МБОУ ДОД ЦДТ
___________________
Л.В. Дубинина
«_____»________________2015г.
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Учимся говорить»












.







Краснодар, 2015г.


Пояснительная записка.
1.1. Направленность программы – социально-педагогическая.
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна программы заключается в личностно ориентированном подходе при диагностике и формировании полноценных произносительных навыков, возможностью варьировать учебный материал в зависимости от речевых нарушений конкретного ребёнка.
Программа позволяет одновременно с обучением и преодолением речевых нарушений развивать память, внимание, мышление ребёнка, включает в себя упражнения на развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения
Актуальность программы обусловлена социальным запросом родителей на речевое развитие ребенка, а также, значительной распространенностью речевых нарушений среди детей старшего дошкольного возраста и недостаточной их речевой готовностью к обучению в школе. Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому, программа «Учимся говорить» призвана помочь детям, имеющим те или иные нарушения в развитии речи и направлена на преодоление недостаточной форсированности средств языка у детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность заключатся в синтезе методов развития речи результате занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных компонентов, творческой фантазии и воображения.
1.3. Цель: формирование полноценных произносительных навыков и звуковой культуры речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
образовательные:
Сформировать навыки правильного звукопроизношения
Сформировать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа.
Сформировать лексико-грамматический строй речи
Сформировать словарный запас.
развивающие:
Развить внимание, память, словесно-логическое мышление.
Развить коммуникативные способности на основе общения;
воспитательные:
Привить любовь и интерес к родному языку;
Приобщить к национальным традициям.
1.4. Отличительной особенностью общеобразовательной программы «Учимся говорить» от существующих «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше, «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5, 6 лет» Т. А. Ткаченко является её адаптация к условиям дополнительного образования и индивидуальный подход к каждому конкретному ребёнку, его речевому нарушению, чего нет в существующих типовых программах.
1.5. Возраст детей: 5 – 8 лет.
1.6. Срок реализации программы: 12 недель, 48 часов.
1.7. Формы: группа, подгруппа и индивидуально.
Режим занятий:


Всего часов по программе
группа
подгруппа
индивидуально

В неделю
4 часа
1 час
2 часа
1 час

За весь период
48 часов
12 часов
24 часа
12 часов


Продолжительность занятий:
для детей 6 года жизни – не более 25 минут;
для детей 7, 8 и 9 года жизни– не более 30 минут.
1.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
По итогам освоения программы у воспитанников будут:
Сформированы навыки правильного звукопроизношения;
Сформированы фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
Сформирован лексико-грамматический строй речи;
Сформирован словарный запас;
Развить внимание, память, словесно-логическое мышление;
Развить коммуникативные способности на основе общения;
Развито внимание, память, словесно-логическое мышление;
Развиты коммуникативные способности на основе общения;
Привиты любовь и интерес к родному языку;
Приобщены к национальным традициям.
Способы проверки:
психолого-педагогическое наблюдение
контрольные упражнения;
диагностический срез;
сравнительный анализ речевой карты ребёнка;
1.9. Форма подведения итогов:
Итоговые занятия;
Логопедическая викторина;
Беседа;




2. Учебно-тематический план.

разделы
всего часов
теория
практика
Групповые занятия
Подгрупповые занятия
Индивидуальные занятия
Формы контролю

1.
Обследование речи, анализ и оценка речи детей
3

3

2
1
Контрольные задания, речевая карта

2.
Развитие общих речевых навыков
8
-
8

8

Контрольные задания, речевая карта

3.
Артикуляционная гимнастика
8
-
8

8

Контрольные задания, речевая карта

4.
Развитие фонематического слуха
6
-
6

6

Контрольные задания, речевая карта

5.
Формирование полноценных произносительных навыков
11
-
11


11
Контрольные задания, речевая карта

6.
Развитие связной речи, обогащение словарного запаса
6
-
6
6


Контрольные задания, речевая карта

7.
Развитие лексико-грамматического строя речи
6
-
6
6


Контрольные задания, речевая карта


итого
48ч.

48 ч.
12 ч.
24 ч.
12 ч.



3. Содержание программы «Учимся говорить»

Тема 1. «Обследование, анализ и оценка речи детей» – 2 час.
Заполнение речевой карты;
Тема 2. «Развитие общих речевых навыков»
Формирование речевого дыхания,
Формирование силы голоса,
Формирование темпа речи,
Формирование правильной голосоподачи и плавности речи.
Тема 3. «Артикуляционная гимнастика» –
Формирование точных артикуляционных движений,
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата,
Развитие мимической мускулатуры.
Тема 4. «Развитие фонематического слуха»

Тема 5. «Формирование полноценных произносительных навыков» –
постановка звуков;
автоматизация звуков в слогах;
автоматизация звуков в словосочетаниях;
автоматизация звуков в предложениях;
автоматизация звуков в стихах и текстах;
автоматизация в спонтанной речи
Тема 6. «Развитие связной речи, обогащение словарного запаса» –
обогащение словаря новыми словами,
закрепление и уточнение словаря,
активизация словаря,
устранение из речи детей нелитературных слов
пересказ текстов, ответы на вопросы по тексту;
составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;
составление рассказов-описаний;
формирование умений грамотно задавать вопросы,
развитие словесно-логического мышления.
Тема 7. «Развитие лексико-грамматического строя речи»
обучение словообразованию, словоизменению, согласованию слов в предложении;












4. Методическое обеспечение программы

Форма организации
детей
Форма проведения занятий
Методы и приемы
организации учебно-воспитательного процесса
Дидактический материал
Вид и форма контроля, форма предъявления результата

групповая,
подгрупповая, индивидуальная
учебное занятие,
занятие-путешествие
урок-сказка

Словесные:
объяснение, образный рассказ, беседа
Наглядные:
показ педагогом выполнения заданий.
наглядно-слуховой
наглядно-зрительный, двигательный (показ упражнений, отдельных их элементов)
Практические:
практические задания,
упражнения (многократное повторение, варьирование знакомого материала).
Методические пособия для педагога:
литература, конспекты занятий

Методические подборки для воспитанников:
задания творческого характера

Средства обучения:
игровые атрибуты, наглядные пособия (игрушки ,картинки, профили звуков таблицы, иллюстрации и т.д.), спецоборудование ( зеркало, логопедические зонды, шпатели, спирт как дезинфицирующее средство, вата), дидактический материал раздаточный материал, ТСО
Промежуточный контроль:
(по итогам полугодия):
наблюдение,
контрольные задания,
итоговое занятие
Итоговый
(по итогам усвоения содержания программы)
тестирование,
итоговое занятие,
тематические утренники, конкурсные выступления

Результаты фиксируются в диагностических картах

Структура коррекционной работы.

Коррекционная работа строится с опорой на неврологические основы дефекта, с этой целью упражнения подбираются прицельно.
Личностно-ориентированный подход при коррекции нарушений речи.
Опора на сохранные функции и анализаторы, особенно на кинестетический, зрительный, и слуховой.
Единство речевой системы.
Воспитание естественного функционирования механизмов речи с опорой на закономерности фонетического строя русского языка: отбор, построение и использование речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений.
Учет возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка ,мобилизация его силы , тонуса, сосредоточенности и терпения на преодоление неправильных навыков и привычек.
На индивидуальных занятиях формируются навыки правильного звукопроизношения.
Этапы формирования правильного звукопроизношения:
1. Обследование речи детей.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Постановка, уточнение, коррекция и дифференциация звуков.
4. Автоматизация звуков.
Материалом для обучения произношению служат слоги, слова, предложения, стихотворения, загадки, пословицы и поговорки, прозаические тексты.
Отбор материала осуществляется на основании следующих требований:
1. Он должен быть знаком учащимся по содержанию и грамматическим формам.
2. Должен отвечать фонетической теме занятия - в его выборе при прочих равных условиях отдаётся предпочтение разговорной лексике.
Изучение уровня речевого развития проводится с применением комплекса нейропсихологических методик, предложенных А.Р. Лурия.
В основе программы лежат методики М.Ф. Фомичевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.








Календарно-тематическое планирование
по программе «Учимся говорить»

Неделя
тема
группа
I подгруппа
II подгруппа
индивидуально

1 неделя
Обследование речи, анализ и оценка речи детей






Лексическая тема «Игрушки». Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.






Лексическая тема «Огород. Овощи». Развитие общих речевых навыков.





2 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков.






Лексическая тема «Сад. Фрукты. Ягоды». Развитие лексико-грамматического строя речи






Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши». Артикуляционная гимнастика.





3 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков.






Лексическая тема «Дикие животные». Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.






Лексическая тема «Человек. Части тела». Развитие фонематического слуха.





4 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков.






Лексическая тема «Транспорт. Правила дорожного движения». Развитие лексико-грамматического строя речи.






Лексическая тема «Профессии». Развитие общих речевых навыков.





5 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков.






Лексическая тема «Времена года. Календарь». Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.






Лексическая тема «Птицы». Артикуляционная гимнастика.





6 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков.






Лексическая тема «Морские животные». Развитие лексико-грамматического строя речи.






Лексическая тема «Насекомые». Развитие фонематического слуха.





7 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков.






Лексическая тема «Наш дом». Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.






Лексическая тема «Мебель». Развитие общих речевых навыков.





8 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков






Лексическая тема «Посуда». Развитие лексико-грамматического строя речи.






Лексическая тема «Продукты питания». Артикуляционная гимнастика.





9 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков






Лексическая тема «Одежда». Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.






Лексическая тема «Обувь». Развитие фонематического слуха.





10 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков






Лексическая тема «Деревья». Развитие лексико-грамматического строя речи.






Лексическая тема «Цветы». Артикуляционная гимнастика.





11 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков






Лексическая тема «Откуда хлеб пришел?». Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.






Лексическая тема «Бытовые приборы, инструменты». Развитие общих речевых навыков.





12 неделя
Формирование полноценных произносительных навыков






Лексическая тема «Моя улица. Мой
Город». Развитие лексико-грамматического строя речи.






Итоговое диагностическое занятие






Последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению педагога.
5. Список литературы:

Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканий. Методические рекомендации» - М., 1998г.
Картушина М. Ю. «Логопедические занятия в детском саду» Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2005.
Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей». – СПб., 1997г.
Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» - М.: Просвещение 1983г.
О.П. Радынова « Музыкальное развитие детей», М: 1997г.
Е.Д. Макшанцева сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста « Скворушка». – М.: АРКТИ, 1998.
Г.И. Анисимова « Сто музыкальных игр для развития дошкольников» Ярославль: Академия развития, 2005.
Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева « Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» Издательство «Детство-Пресс», С-Пб 2003.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
Поваляева М.А. справочник логопеда.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
Волкова Л.С. – Логопедия. М: Просвещение, 1989 г.






















13PAGE 15


13PAGE 141015




УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДОД ЦДТ
____________________
Н.Н. Щеглова-Лазарева
«____» _______________2015г



Возраст обучающихся – 5-8 лет
Срок реализации программы – 12 недель
Численность обучающихся в группе – 10 детей
Количество часов на программу - 48 часов
Составитель – Торшина Д.Е



15