Урок на тему: Музыка барокко (11 класс)


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок 13
Музыка барокко
Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли.
Concerto grosso «На рождественскую ночь»
(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Учитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Тип урока: урок-созерцание.
Цели урока:
Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.
Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.
УУД
Личностные: мотивировать интерес к изучаемой теме.
Предметные: закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ.
Коммуникативные: выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
Каково главное свойство стиля барокко в оформлении интерьеров? Для ответа на вопрос используйте иллюстрации из задания № 15 в рабочей тетради.
Как гуманизм Рубенса проявляется в созданных им образах?
В чем состоит кредо психологического реализма? Для ответа на вопрос используйте иллюстрации из задания № 16 в рабочей тетради.
Новый материал урока.
Вспоминают и кратко рассказывают о сюжете древнегреческого мифа об Орфее, событиях рождественской ночи и об отречении и раскаянии апостола Петра.
Задание 1. Задание 2. (Приложение).
Слушание музыкальных фрагментов из оперы «Орфей».
Учитель расставляет акценты.
Эстетика барокко и музыка. Эстетика барокко: пристрастие к движению, масштабности и аффектации, явно проявилась и в музыке. Мир, полный контрастов, противоречий, грандиозных страстей выражался при помощи мажора и минора. Мажор – аффект радость – тончайшие нюансы от пасторально-идиллического умиления до экстатического ликования. Минор – аффект печаль – от нежной грусти до трагического отчаяния. Новые музыкальные жанры (опера и инструментальная музыка, и модификацию уже известных, к примеру, пассионов) позволили отразить различные оттенки чувств.
Оперное искусство Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей».
Инструментальная музыка Арканджело Корелли. Концерт «На рождественскую ночь».
Светская и церковная музыка Иоганна Себастьяна Баха. «Страсти по Матфею».
Выполнение задания 3, 4. (Приложение).
Закрепление нового материала. Мини-опрос:
Театрализация жизни в эпоху барокко привела к появлению музыкальных жанров. Каких?
В чем заключается сходство музыки, архитектуры и живописи барокко?
Назовите главное свойство стиля барокко.
Назовите имена композиторов, живших в эпоху барокко и внесших особый вклад в мировую музыкальную культуру.
Ваше впечатление от прослушанных музыкальных фрагментов. Аргументируйте свой ответ.
Контроль. Меняются тетрадями, оценивают работу одноклассников.
Рефлексия. Участвуют в обсуждении своих работ, работ одноклассников и всего урока.
Домашнее задание. Выучить урок 13. Вопросы 1-2.
Приложения
Задание 1
Прочтите текст
Подчеркните главную, на ваш взгляд, мысль
Запишите ее в тетрадь
Напишите, были ли вы в театре «Новая опера», основателем которого был Е.Колобов
Что такое музыка: шелест травы, пение птиц, литература, живопись. Ведь бывает много-много нот, а музыки нет. А бывает отношение людей – музыка, и разговор тоже может быть музыкой. Если размышлять философски, то злость – это не музыка, добро и красота – музыка. Я не думаю, что красота всегда спасает мир. Все великое, что создано в музыке, в литературе, в живописи, что называется большим искусством, создано для того, чтобы утешить душу простого человека и напомнить ему, что он рожден для добра, света, праведных дел на благо нашей прекрасной Родины. Нормальный человек с чутким сердцем всегда будет тянуться к высокому…
Евгений Колобов из книги « Созвучие».
Евгений Владимирович Колобов( 1946 - 2003) - советский и российский дирижёр-симфонист, театральный деятель, основатель и художественный руководитель Московского театра «Новая опера».
Задание 2
Внимательно посмотрите на работы двух художников. Перед вами работы Альбрехта Дюрера и Густава Моро. Одна из них была написана в 1494 году, вторая в 1864. Одна называется «Гибель Орфея», другая - «Смерть Орфея».
Подпишите работы: Автор, название работы, год создания

Задание 3
Прослушайте фрагмент оперы «Орфей» Монтеверди
Какое впечатление на вас произвел отрывок из «Монолога музыки». Напишите 4-5 определений
Почему, на ваш взгляд, Монтеверди сделал Музыку – персонажем своей оперы? Ответ запишите в тетрадь
Справка
Драматическое содержание оперы Монтеверди передавал при помощи необычайно эмоциональной, цветистой, яркой мелодии, которую можно уподобить прихотливому барочному орнаменту. Визитной карточкой Орфея, к примеру. Служила песенная баллада, скорбь по умершей жене передавал одноголосый мадригал, сострадание друзей Орфея – хоровые мадригалы. При этом, соединив декламацию с пением, что стало впоследствии основой для арий и ариозо, Монтеверди добился необычайно выразительного сольного пения, определив его как stileconcitato – взволнованный стиль
Задание 4
Прослушайте музыкальный фрагментАрканджелоКорелли «На Рождественскую ночь»
Выпишите в тетрадь, как выразилось пристрастие барочной музыки к контрастам и масштабности. Для ответа на вопрос можно воспользоваться справочным материалом.
Справочный материал
В жанре инструментальной музыки барочное пристрастие к контрастам и масштабности нашло выход в concertogrossoАрканджелоКорелли(1653-1713). Его композиция строилась на контрастах движения: от медленного темпа Largro (широко), Adagio (медленно), Andante (шагом), Allegro( весело), Presto( очень быстро), Vivace (живо). Медленное движение выражало ощущение покоя, величия, умиротворенности; быстрое ассоциировалось с неукротимой энергией, натиском.
Одним из таких concertogrosso с чередованием музыки плавной, оживленной, торжественной, радостной, величавой, умиротворенной является концерт «На рождественскую ночь» (ок. 1713).Сoncertogrosso (итал. «большой концерт») – форма ансамблево-оркестровой музыки XVII-XVIII вв.
Невероятно живописное музыкальное «полотно» Корелли воссоздавало и бескрайнее бархатистое небо, раскинувшееся над спящей землей, и тишину святой ночи, и яркий свет Вифлеемской звезды, льющийся в пещеру, и экстатическое ликование ангелов, и боязливое благоговение пастухов, и мерную поступь верблюдов, на которых из далекой Персии привезли богатые дары волхвы
Мария и Иосиф пошли на перепись населения, объявленную кесарем Августом, в город своих предков – Вифлеем. Расположившись на ночлег в пещере, где пастухи прятали скот от дождя, Мария родила Младенца и, спеленав, положила его в ясли. В
В той стране, как рассказывает евангелист Лука, были в поле пастухи, сторожившие свое стадо. И вдруг явился Ангел и возвестил им радостную весть о рождении Спасителя, «который есть Христос Господь». И пастухи пошли поклониться Младенцу. Но не одни пастухи направились к нему. Ведомые Вифлеемской звездой, загоревшейся на небе в час рождения Иисуса, из далекой Персии шли поклониться Божественному младенцу волхвы – мудрецы-звездочеты.