Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности: «Я рисую мир».


Дополнительная общеразвивающая программа
художественно – эстетической направленности:
«Я рисую мир».
Пояснительная записка.
Актуальность.
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения  понимать и создавать художественные образы. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению компонента «Рисование» детей первой младшей группы образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»; определены наиболее оптимальные и эффективные для детей первой младшей группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса.
Программа по компоненту «Рисование» образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей первой младшей группы разработано в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Уставом МАДОУ;
Программа ориентирована на использование учебно–методического комплекта, состоящего из методических пособий для педагогов:
Лыкова И.А « Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.» - Москва: «Карапуз-дидактика», 2007.
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»- Москва: «Карапуз-дидактика», 2007.
Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года ) . Методическое пособие для воспитателей и родителей.- Москва: Мозаика - Синтез, 2011.
Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста(1-3 года ) . Методическое пособие для воспитателей и родителей.- Москва: Мозаика- Синтез, 2011.
Янушко Е.А.Рисование с детьми раннего возраста(1-3 года ) . Методическое пособие для воспитателей и родителей.- Москва: Мозаика- Синтез, 2010.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Новизна и отличительные особенности программы.
  Известно, немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, педагог прививает детям любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Мышления;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендую использовать особенные техники и приемы.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю по принципу “от простого к сложному”. Основные техники, используемые в этом возрасте:
рисование пальцами;
рисование ладошкой
рисование ватными палочками;
оттиск печатками из картофеля;
тычок жесткой полусухой кистью;
печать поролоном,
печать пробками, ластиком, мятой бумагой;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
по трафарету;
монотипия предметная;
пластилинография.
Цель программы:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
развитие художественно-творческих способностей детей 2-3 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
Обучающие:
 учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
учить приемам  работы кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок и др.);
учить рисовать разные линии, пересекать их, уподобляя различным предметам, подводить детей к рисованию предметов округлой формы, побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями, к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;
учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать;
учить различать цвета спектра, основные геометрические фигуры, правильно называть их;
формировать умение оценивать созданные изображения;
формировать правильную позу при рисовании.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать психические процессы (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение);
развивать творчество и фантазию, наблюдательность,  и любознательность.
развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;
проявлять желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ;
Воспитательные:
воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
воспитывать навыки самостоятельности;
воспитывать усидчивость, терпение, культуру общения.
Принципы построения и реализации программы.
Общепедагогические принципы:
принцип сезонности (воспитательного познавательного интереса с учетом природных и климатических особенностей данной местности);
принцип систематичности и последовательности (эстетическое воспитание и развитие детей в логике « от простого к сложному», « от близкого к дальнему»;
принцип цикличности ( постепенное усложнение и расширение от возраста к возрасту)
принцип природосообразности (художественно – творческое развитие детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей).
Специфические принципы:
принцип эстетизации (предметно развивающая среда);
принцип взаимосвязи (связь продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности);
принцип обогащения (сенсорно – чувственный опыт);
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, эмоциональной открытости).
Принципы обучения детей изобразительной деятельности:
принцип наглядности;
принцип доступности материала;
принцип построения программы от простого к сложному;
принцип повторности материала.
 Предпочтительные формы организации образовательного процесса:
индивидуальные,
подгрупповые.
 Основные положения организованной образовательной деятельности:
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь изобразительной деятельности с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к изобразительной деятельности и к игре.
Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей (включая в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации). Большое значение имеет удачный подбор материалов для организованной образовательной деятельности, удобное и рациональное его размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера, уважительное отношение взрослого к детям и к их работам.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разные предметы и явления окружающего мира.
При проведении организованной образовательной деятельности необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей, учить сравнивать предметы; активизировать имеющийся опыт детей.
Каждое занятие заканчивать коллективным просмотром всех созданных детьми работ оценивая их с помощью детей
Количество и длительность организованной образовательной деятельности:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первой половине дня. Продолжительность ООД – 10 мин. Общее количество учебных занятий в год – 33. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Структура организованной образовательной деятельности:
Часть 1. Вводная.
Цель вводной части организованной образовательной деятельности – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Часть 2. Продуктивная.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всей организованной образовательной деятельности. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, направленные на активизацию познавательной активности, художественно-творческая деятельность с нетрадиционными материалами.
Часть 3. Завершающая. Цель этой части организованной образовательной деятельности рефлексия: проводится анализ деятельности.
Методы и приемы обучения:
словесные (рассказ, беседа, чтение и заучивание художественной литературы, объяснение, пояснение);наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание, рассматривание репродукций картин);
практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, практические упражнения для отработки необходимых навыков, экспериментирование).
Сопутствующие формы работы по реализации программы являются:
сюрпризные моменты,
прослушивание музыкальных произведений,
дидактические игры.
Интеграция образовательных областей:
 
Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Предполагаемые навыки и умения детей к 3-м годам.
Традиционные методы
Нетрадиционные методы
Интересуются рисованием и аппликацией
Имеют стойкий интерес к изодеятельностиРисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами Знают и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель)Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют
Ритмично наносят штрихи, пятна Украшают изделие различными способами
Рисуют линиями и мазками простые предметы , рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор) Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, , снеговик)
Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвета…)
Изображают предметы, состоящие  из 2х частей (дом, флаг) Создают простейшую композицию из нескольких предметов (тарелка с фруктами, летящие самолеты)
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки
К концу года ребенок умеет:
Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
передает различие предметов по величине;
ритмично наносит штрихи, пятна;
рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
проявляет желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Учебно-методический комплекс.
1). Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература;
2). Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
3). Учебно-наглядные пособия:
- плакаты;- игрушки;- муляжи.
2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- мольберт;
- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
- пластилин, стеки;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, свечи, гуашь, акварель;
- кисти трех размеров, жёсткие кисти, тычки разных размеров и из разных материалов, пробки, поролоновые тампоны;
3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение диагностики в начале и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Программно–методическое обеспечение реализации Программы:
1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст».- Москва: «Карапуз-дидактика», 2007.
2.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»- Москва: «Карапуз-дидактика», 2007.
3.Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года ) . Методическое пособие для воспитателей и родителей».- Москва: Мозаика- Синтез, 2011.
4.Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста(1-3 года ) . Методическое пособие для воспитателей и родителей».- Москва: Мозаика- Синтез, 2011.
5.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М.: ТЦ «Сфера», 2005.
6.Цвитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».  М.: ТЦ Сфера, 2011.
7.Галанов А.С., Корнилова С.Н. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».– М.: ТЦ Сфера, 1999.
 8.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
9.Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.» – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Перспективный план
Сентябрь.
№ Организованно образовательная деятельность Цель
1 неделя
«Детский сад»
«Волшебные краски»
Рисование по мокрому листу. Познакомить детей с красками. Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазии. Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
2 неделя
«Осень»
«Мой любимый дождик»
Рисование пальчиками  Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.
3 неделя
«У бабушки на огороде»
«Угощайся морковкой, зайка!»
Рисование красками: раскрашивание овощей в книжках-раскрасках Продолжать знакомить детей с особым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках. Продолжать учить рисовать кистью. Закрепить технику и правила пользования кистью. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность.
«Поможем дедушке собрать картофель в мешок».
Оттиск штампом из картофеля Показать приём получения отпечатка штампом из картофеля, учить рисовать предметы круглой формы с помощью оттиска штампом на силуэте мешка. Воспитывать интерес к рисованию штампами, аккуратность, самостоятельность в работе.
4 неделя
«Фрукты»
«Вишнёвый компот»
Оттиск штампами Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
«Компот из яблок»
Оттиск поролоновым тампоном Продолжать учить рисовать предметы круглой формы с помощью метода тампонирования, заполняя всё пространство (плоскостное изображение банки). Учить набирать краску на тампон, аккуратно ставить отпечаток.
«Яблоки на тарелочке».
Оттиск штампом из яблока Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Октябрь.
1 неделя
«Мой город»
«Окошки в доме»
Оттиск поролоновым тампоном Учить рисовать новым методом-заполнять пространство краской с паролоновового тампона по трафарету. Учить набирать краску на тампон, аккуратно ставить отпечатки, не сдвигать трафарет.
«Домик с забором»
Рисование кисточкой Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, аккуратность.
2 неделя
«Деревья и кусты»
«Листопад, листопад, листья желтые летят».
Рисование пальчиками Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками. Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальца, знакомить с цветом – жёлтым; закрепить представления детей о деревьях по их отличительным признакам. Развивать мелкую моторику рук; формировать бытовые навыки.
«Рябинка»
Рисование пальчиками Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
3 неделя
«Я и моя семья»
«Помоги маме–курочке найти цыплят»
Рисование тычком жёсткой кистью. Познакомить детей с новым способом рисования – тычкование по контуру. Вызвать у детей эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность. Закрепить знание цвета (жёлтый).
4 неделя
«Части тела»
«Весёлые ладошки»
Рисование ладошками.
Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования «рисование ладошками». Вызывать эмоционально – эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать аккуратность. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.
«Потеряли котятки на дороге перчатки»
Рисование ладошками Продолжать учить детей печатать рукой. Развивать мелкую моторику. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
Ноябрь.
1 неделя
«Мой дом» «Домик для зайчат»
Рисование штампом с помощью кубика Научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки. Учить  ориентироваться на листе бумаги, располагая отпечатки кубика и призмы, состовляя домик. Уточнять и закреплять знания цвета  и формы. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
2 неделя
«Предметы быта»
«Красивая салфеточка».
Рисование пальчиками.
Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.
3 неделя
«Мебель»
«Кроватка для куклы».
Рисование красками. Совершенствовать умение работать кистью: держать кисть чуть выше железного наконечника; набирать краску, макая ее всем ворсом в баночку; снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Давать детям возможность выбрать цвет самостоятельно.
4 неделя
«Посуда, продукты питания»
«Декоративное блюдце»
Оттиск печатками Упражнять детей в умении равномерно наносить рисунок печаткой в центре и по краю тарелочки. Закрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа». Развивать чувство ритма, чередуя элементы узора. Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть и рассказывать о ней.
«Красивая чашка в горошек»
Рисование пальчиками.
Развивать моторику рук; совершенствовать умение рисовать пальцем, стараясь равномерно расположить рисунок (горошинки) внутри контура. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность.
Декабрь.
1 неделя
«Одежда, обувь, головные уборы»
«Свитер для друга»
Рисование  ладошкой и пальчиками. Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить   составлять элементарный узор.
«Мои рукавички»
Оттиск  пробкой
Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.
«Платье в горошек»
Рисование пальчиками
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность плоскостного изображения, распознавать цвета; иметь представление о разных частях тела человека, видах одежды и обуви. Воспитывать интерес к рисованию.
2 неделя
«Зима»
«Снег, снег кружится, белая вся улица».
Рисование ватными палочками Закреплять умение рисовать ватными   пальчиками. Закреплять знание белого цвета. Вызвать эмоциональный отклик к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками.
«Снежинки».
Свеча + акварель Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок по всей поверхности листа, затем закрашивать лист кисточкой акварельными красками.
«Зимнее дерево»
Оттиск поролоновым тампоном Продолжать учить рисовать снег на земле, дополнять изображение дерева снегом с помощью метода тампонирования, набирать краску на тампон, аккуратно ставить отпечаток. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям.
3 неделя
«Зимние забавы «Весёлый снеговик»
Рисование пальчиками Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Закреплять знание белого цвета.
«Снежные комочки»
Рисование тычком жёсткой кистью
Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображения.
«Снеговичок»Рисование штампами Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
4 неделя
«Новый год у ворот»
«Новогодняя ёлочка» Рисование красками (коллективная композиция). Создавать у детей радостное настроение: зажечь на ветках ёлки огоньки, используя краски контрастных цветов. Продолжать учить детей правильно держать кисточку, обмакивать кисть всем ворсом в краску, упражнять в умении промывать кисть. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность.
«Новогодние игрушки.
Рисование тычком жёсткой кистью Упражнять в рисовании методом тычка по плоскостному изображению. Закреплять знание цветов. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, желание помочь.
«Елочка - красавица»
Рисование восковыми мелками + акварель Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, самостоятельность, аккуратность.
Январь.
2 неделя
«Предметы личной гигиены, здоровья»
«Расчёска»
Рисование кисточкой Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности, закреплять умение промывать кисточку. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, интерес к рисованию кистью.
«Витамины для здоровья»
Оттиск  пробкой Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать по всей плоскости изображения банки, равномерно располагая оттиски – витамины. Формировать знания о ЗОЖ.
3 неделя
«У кормушки»
«Вот какие у нас птички»
Рисование ладошкой.
Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Познакомить с техникой «принт» (печать). Вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми.
4 неделя
«Кого мы встретили в лесу»
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»
Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками  Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком.
«Зайчишка»
Тычок жесткой полусухой кистью Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.
«Два жадных медвежонка»
Оттиск смятой бумагой, ватные палочки. Учить рисовать  животных по внутреннему трафарету, используя оттиск смятой бумагой или тампон, дополняя изображение с помощью ватных палочек.
Февраль
1 неделя
«Кто рядом живет»
«Пушистые котята играют на ковре»
(коллективная работа)
Рисование техникой тычкованияПродолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Закреплять знание цветов. Развивать чувство композиции.
«Травка для коровушки»
Рисование  ладошкой или ватными палочками Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками нижнюю поверхность листа; рисовать ватными палочками вертикальные линии– травинки. Вызывать эмоционально – эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать аккуратность. Развивать внимание, мелкую моторику.
2 неделя
«Домашние птицы»
«Жили у бабуси два веселых гуся»
Рисование ладошкой Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, бытовые навыки.
3 неделя
«Профессии»
«Ракета в космосе»
Рисование пальчиками + аппликация Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, бытовые навыки.
«Дорожки»
Рисование фломастером или восковыми мелками. Знакомить с профессией космонавта. Учить детей создавать картину звёздного неба с летящей ракетой. Упражнять в рисовании пальчиками, дополняя изображение ракетой (наклеивание готовых форм).
4 неделя
«Инструменты. Предметы труда»
«Лопаточки»
Рисование фломастером или восковыми мелками. Учить детей правильно держать в руке восковой карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, её начало и конец; формировать интерес к рисованию.
Март
1 неделя
«Праздник мамы»
«Цветок для мамочки».
Рисование карандашами (фломастерами) и красками Развивать умение слушать стихи, подпевать; эмоциональную отзывчивость в процессе пения и  чтения стихов. Знать цвета, различать их; уметь делать отпечатки пальцами; рисовать карандашом прямые линии; знать строение цветка; иметь желание поздравить маму с праздником.
«Цветы небывалой красоты»
Рисование ладошкой  и  губкой.
Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой  и  губкой». Учить работать губкой, обмакивать губку в блюдце с краской и наносить отпечаток на лист бумаги. Учить передавать образ цветов, строение и форму используя губку, ладошки рук. Продолжать  учить детей проводить прямые линии. Закреплять знания  цвета. Воспитывать любовь и заботу.
«Ветка мимозы»
Тычок жесткой полусухой кистью, тампонирование. Закрепить навыки рисования гуашью тычком жесткой полусухой кистью или тампоном на заготовке с нарисованной веткой. Развивать чувство композиции.
2 неделя
«Игрушки»
«Неваляшка»
Печать кругов разной величины картофелем Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания картофелем (выполнение ягод разной величины и цвета) кругов разной величины. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.
«Мячик для котенка» Рисование кистью кругов Учить детей рисовать   предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти,  аккуратно закрашивать их. Правильно держать кисть. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс промытой кисти о тряпочку (салфетку). Развивать восприятие формы, величины   и цвета предметов. Формировать интерес к рисованию.
3 неделя
«Народные игрушки»
«Забавные зверюшки - полосатые игрушки»
Рисование кистью, дорисовывание деталей Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость.
«В гости к русской матрешке»
Рисование ватными палочками
Активизировать интерес к русскому декоративно-прикладному творчеству. Закреплять умение работать различными техниками рисования. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цветовую гамму. Закреплять цвета. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать социальные навыки детей.
«Разукрась лошадку» (дымковская роспись)
Рисование ватными палочками
Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами росписи дымковской игрушки; показать яркость и красочность народной игрушки; совершенствовать умение аккуратно пользоваться ватными палочками, гуашью, создавать узоры из круга; закрепить представление о красном и синем цветах.
4 неделя
«Неделя сказок»
«Теремок»
Рисование тычком, гречкой, рисом Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы, передавая их образную выразительность. Учить детей создавать коллективные композиции, используя нетрадиционные методы работы: в рисовании (упражнять детей в рисовании методом «тычка»); в лепке (побуждать детей украшать вылепленные предметы «гречкой», «рисом». Воспитывать радость от восприятия результата общей работы.
«Дорожка из камешков для Колобка»
ПластилинографияПомочь понять содержание сказки, побуждать проговаривать слова в песенке Колобка. Побуждать к отщипыванию пальцами маленьких кусочков от основного куска пластилина и вдавливанию их в поверхность заготовки – рисунка с изображением
«Колобок – румяный бок»
Рисование ватными палочками Упражнять в рисовании ватными палочками, заполняя ограниченное пространство (Колобок) и траву (короткие вертикальные палочки). Привлечь внимание детей к подбору цвета, соответствующего изображаемому предмету, создать радостное настроение при рассматривании готовых работ.
Апрель.
1 неделя
«Весна»
«Весенняя капель»
Рисование пальчиками вертикальных линий, состоящих из точек. Продолжать учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек.  Развивать мелкую моторику пальцев. Вызывать у детей желание передавать в рисунке красоту весенней капели. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Создавать у детей радостное настроение.
2 неделя
«Весенний лес»
«Деревья проснулись»
Рисование кистью, дорисовывание деталей Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.
«Весна»
Рисование различными техниками Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, поролон), рисование тычком жесткой кисти, примакивание кисти к бумаге, рисование ватной палочкой. Развивать воображение, чувство композиции, ритма; Воспитывать эстетическое отношение к природе, через изображение цветов воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
3 неделя
«ПДД»
«Железная дорога»
Рисование фломастерами
Закреплять умение правильно держать фломастер, учить детей рисовать прямые линии в определённом месте, контролировать их длину; формировать интерес к рисованию. Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление. Воспитывать желание помогать, откликаться на просьбу.
4 неделя
«Транспорт»
«Плывёт кораблик по весенним ручейкам»
Рисование кисточкой Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.
Колеса поезда (коллективная работа)
Рисование кругов  поролоновым тампоном Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колеса в нужном месте на листе.  Развивать речь и мышление.
Май.
1 неделя
«Рыбы, земноводные» «Веселый осьминожка»
Рисование ладошками Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
«Рыбки в аквариуме»
Рисование ладошкой, пальчиками Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
2 неделя
«Насекомые»
«Бабочки»
Рисование кистью (монотипия) дорисовывание деталей   Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.
«Божья коровка»
Рисование кистью, ватными палочками
Учить детей рисовать выразительный образ насекомого. Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке.Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.
3 неделя
«Растения»
«Ромашки»
Рисование пальчиками Продолжать развивать у детей пальчиковую моторику руки; продолжать учить детей работать на листе бумаги с печатной основой; учить детей видеть ориентир на листе бумаги и аккуратно, последовательно выполнять задание.
«Цветы небывалой красоты»
Рисование ладошкой  и губкой Учить работать губкой, обмакивать губку в блюдце с краской и наносить отпечаток на лист бумаги. Учить передавать образ цветов, строение и форму используя губку, ладошки рук. Продолжать  учить детей проводить прямые линии. Закреплять знания  цвета (зеленого, красного, желтого). Воспитывать бережное отношение к природе.
4 неделя
«Лето»
«Жёлтый одуванчик»
Рисование пальчиками Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.
«Красивые цветы для пчелки»
Рисование ладошкой Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.