Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Грация по хореографии


Администрация Муниципального образования город Гусь-Хрустальный
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Исток»
11239587185РЕКОМЕНДОВАНА:
Методическим Советом
МБУДО «ЦДОД «Исток»
Протокол №___ от__________2015г.
_______________________________
«______»_______________________
00РЕКОМЕНДОВАНА:
Методическим Советом
МБУДО «ЦДОД «Исток»
Протокол №___ от__________2015г.
_______________________________
«______»_______________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУДО «ЦДОД «Исток»
Приказ №___от «__»_________2015г.
_________________Т.А. Дубова
«____»______________________
center235097Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Грация»
(по хореографии)
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Грация»
(по хореографии)

374827215963Автор-составитель:
педагог дополнительного
образования
Землянская Мария Михайловна
4000020000Автор-составитель:
педагог дополнительного
образования
Землянская Мария Михайловна
Возраст обучающихся:
6-14 лет
Срок реализации:
3 года
г. Гусь-Хрустальный
2015 год
Направленность образовательной деятельности:
Художественно-эстетическая
Цель программы:
Создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически и физически развитой творческой личности
Продолжительность обучения: 3 года
Возраст учащихся: 6-14 лет
Форма проведения занятий:
Групповая, индивидуальная
Режим занятий:
2-3 раза в неделю до 2 уроков от 30 до 45 мин.
Аттестация:
1. Входной контроль
2. Текущая аттестация
2. Промежуточный контроль
Форма организации аттестации:
Контрольный урок, концертное выступление, класс-концерт
Количество детей в группах: 10-15 человек
Форма детского объединения:
Хореографическая группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Программа направлена на обучение обучающихся классическому и народно-сценическому танцу, знакомство с историко-бытовым и эстрадным танцем с помощью матер-классов и хореографических постановок, а также развитие общефизических, артистических и исполнительских способностей.
В основе данной программы лежит учебное пособие «Азбука классического танца. Первые три года обучения.» Н.П. Базаровой и В.П. Мей. Данное пособие было мной переработано, адаптировано и дополнено под конкретное творческое объединение, исходя из педагогического опыта и возможностей детей, принимаемых к обучению в данное объединение.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров. Особое внимание уделяется развитию пластики тела, что приобщает детей к здоровому образу жизни, укрепляет психическое и физическое здоровье.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, историко-бытовой, народно-сценический и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что такой подход к обучению направлен на максимальное раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, возможность их реализации в разных направлениях хореографического искусства, а также на развитие их сценической культуры.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа ориентирована на возраст обучающихся 7-14 лет группами по 10-15 человек и рассчитана на период обучения 3 года.
Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 занятия в объединении проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения.
Зачисление детей для обучения осуществляется при отсутствии медицинских противопоказаний. По результатам входной аттестации, проводимой в виде урока, позволяющего определить физические способности ребенка, производится формирование групп.
Продолжительность занятий (в соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.4.3172-1):
1 год обучения – 2 раза в неделю, 2 урока от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста обучающихся)
2 – 3 года обучения – 3 раза в неделю, 2 урока по 45 минут.
Для достижения наилучшего результата учащимися, образовательный процесс разбит на 2 этапа:
1 этап – подготовительный класс для детей 1 года обучения (развитие физических данных, создание благоприятных межличностных отношений в группе);
2 этап – знакомство с видами хореографического искусства, начальная подготовка исполнителей классического и народно-сценического танца (2 и 3 года обучения)
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
Основная цель программы – создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически и физически развитой творческой личности.

ЗАДАЧИ.
1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:
дать представление об элементах гимнастики, ритмики, а также основных направлениях хореографии: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец;
обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник;
2. Воспитательные задачи направлены на то, чтобы:
воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и чужому труду;
помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;
сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;
привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;
обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися;
способствовать формированию творческой личности.
3. Развивающие задачи подразумевают постепенное физическое совершенствование и привитие специальных навыков:
координации;
ловкости;
силы;
выносливости;
гибкости;
правильной осанки, являющейся условием здорового позвоночника;
музыкально-пластической выразительности;
активизации специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Программа разделена на отдельные тематические часы, но в связи со спецификой занятий в объединении границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического или народного танца, а также упражнения на ритмичность, музыкальность и актерское мастерство. Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ Тема Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие:
Правила поведения в клубе
Правила поведения в танцевальном зале 1
1 - 2
2. Гимнастика: - - 73
упражнения на полу 1 30 -
растяжка - 10 -
упражнения на середине зала 2 30 -
3. Элементы классического экзерсиса: - - 28
упражнения на коленях 1 7 -
упражнения для рук 10 -
перегибы корпуса 9 -
прыжки 1 4. Развитие слуха, ритма 2 3 5
5. Ансамбль - 36 36
Итого: 8 136 144
Гимнастика:
Упражнения для разогрева, подготовке к работе и укрепления:
стоп;
спины;
ног;
мышц «корсета»;
Упражнения для развития гибкости (наклоны, прогибы)
Упражнения на растяжку;
Упражнения для разогрева на середине зала
Элементы классического экзерсиса:
исполняемые на коленях и лежа, что служит основой в формировании крепкой правильной осанки, устойчивости, а также правильной работы мышц при дальнейших занятиях у станка;
1, 3 и 6 позиции ног;
ПП, 1-3 позиции рук, положение рук на поясе;
Комбинация прыжков «зайки»;
Подготовка к chenne у станка;
Releve на полупальцы по 1,2, 6 позициям;
Упражнения на развитие музыкального слуха, чувства ритма
Ансамбль.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ Тема Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие:
Правила поведения в клубе
Правила поведения в танцевальном зале 1
1 - 2
2. Гимнастика - - 18
упражнения на полу - 12 -
растяжка - 6 -
3. Классический танец - - 91
упражнения у станка 2 33 -
растяжка 1 16 -
упражнения на середине 2 17 -
прыжки 2 18 -
4. Русский танец - - 64
ходы 2 14 -
дроби 2 14 -
упражнения на середине зала 2 30 -
5. Развитие слуха, ритма 2 3 5
6. Ансамбль - 36 36
Итого: 17 199 216
1. Классический танец
Позиции ног, рук. Пространство зала.
у станка:
demi-plie;
battement tendudemi rond de jambe par terre en dehors и en dedans;
passé par terre;
положение ноги sur le cou-de-pied;
rond de jambe per terre en dehors и en dedans;
battement tendu jete;
battement tendu pour le pied;
battement frappe;
releve на полупальцы;
grand plie;
battement releve lent на 90;
port de bras;
pas suivi;
pas couru;
на середине:
epaulement;
1-3 port de bras;
Позы классического танца;
Temps lie;
Arabesques;
прыжки:
temps leve soute (По 1, 2 позиции);
changement de pieds;
pas echappe на 2 позицию;
pas assemble;
pas balance;
sissonne simple;
Научатся слышать музыку, различать ритм, улавливать музыкальные акценты.
Русский народно-сценический танец.
Позиции рук и ног;
Ходы:
простой;
переменный с выносом ноги
переменный с притопом;
академический;
припадание;
шаг с 1 ударом;
шаг с 2 ударами;
шаг с каблука;
молоточки;
бег с соскоком.
Удары ногой по VI позиции;
Выстукивающие движения по VI позиции
Дроби:
одинарная;
двойная;
триоль;
дробный шаг;
лошадка;
Движения на середине:
простая веревочка;
веревочка с ударом;
простая моталочка;
Упражнения для пальцев и кистей рук:
сгибание кистей вниз-наверх, руки вытянуты в стороны на уровне плечей;
движения рук из стороны в сторону, имитация полоскания;
Прыжки:
saute по свободной I и VI позициям, руки находятся в IV позиции;
Подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и с сокращенной стопой;
Вращения:
с захлестом;
с каблука (3 шага с каблука, перескок с захлестом);
Постановка русского хоровода.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ Тема Количество часов
теория практика всего
1. Классический танец - - 91
растяжка - 22 -
упражнения у станка 2 32 -
упражнения на середине 2 17 -
прыжки 1 15 -
2. Народный танец - - 66
упражнения у станка 3 19 -
ходы 1 10 -
дроби 1 10 -
упражнения на середине зала 2 20 -
3. Развитие слуха, ритма 2 3 5
4. Ансамбль - 36 36
Итого: 14 202 216
Классический танец:
у станка:
petit battement на полной стопе и на полупальцах;
battement fondu на полной стопе и на полупальцах;
battement tendu jete pique;
temps releve par terre;
battement double frappe;
rond de jambe en l’air;
battement soutenu;
grand battement jete;
battement developpe;
rond de jambe par terre на plié;
port de bras c rond de jambe par terre на plié en dehors и en dedans;
battement frappe на полупальцах;
battement double frappe на полупальцах;
battement soutenu на 25;
полуповорот в 5 позиции на полупальцах;
port de bras c rond de jambe par terre на plie;
plie releve на 25;
plie releve на 25 с rond de jambe;
на середине:
поворот в 5 позиции на полупальцах;
позы классического танца на 90;
pas de bourree;
attitude;
pas suivi en tournant;
arabesques на 90;
элементарное adagio;
temps lie вперед и назад;
4-5 Port de bras
pas de bourree с переменой ног en dehors и en dedans;
sissone в 1 arabesque;
preparation;
прыжки:
pas jete;
pas glissade;
jete в маленьких позах;
pas echappe на 1 ногу;
pas assemble в позах;
pas de basque;
sissone ouverte;
sissone fermee;
постановка танцевального номера.
Народно-сценический танец
у станка:
demi и grand plié;
battement tendu;
battement tendu jete;
русское каблучное
rond de jambe par terre;
русская веревочка с поворотом на 360;
battement foundu;
adagio;
flic-flac;
испанские вышагивания и выстукивания;
pas tortille;
grand battement jete;
temps releveЛицом к станку:
Pas de bourree;
Подбивка в характере белорусского танца;
Подготовка к качалке, качалка;
основные характерные ходы:
украинский;
белорусский;
дроби:
из стороны в сторону;
шаг, двойная, двойная, шаг;
ключи (1,2,3);
комбинации дробей;
на середине:
port de bras;
моталочка с 1 и 2 flic-ами;
веревочка с дробью;
веревочка с выносом;
веревочка с ножницами;
косынка;
комбинации из веревочек;
ковырялочка;
голубцы;
подбивка;
pas de basque;
кабриоль;
гармошка;
вращения:
в подскоках;
на 1 каблуке;
«топорки»;
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.
Для оценки знаний учащихся, в объединении предусмотрена промежуточная аттестация, проводимая в конце каждого учебного года. Аттестация проходит в форме контрольных уроков, опросов или класс-концертов по выбору педагога.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Основной метод работы хореографа – объяснение. Объяснение физическое и словесное. Каждое упражнение при его изучении обязательно демонстрируется педагогом на собственном примере или на учащихся. Демонстрация всегда сопровождается словесным объяснением тонкостей упражнения (характер, высота, ритмичность, логика построения и т.д.). Демонстрация и объяснение вместе дают учащимся полную картину того, чего требует от них педагог и включают разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. При необходимости, педагог выполняет упражнения параллельно с учащимися, что позволяет им «снимать» с педагога и примерять на себя упражнения, позы и т.п.
Данная программа построена с учетом традиционных методик, таких как:
Система преподавания классического танца А.Я.Вагановой;
Теория сценического искусства, метода актерской техники К.С.Станиславского;
а также современных образовательных технологий и методик:
Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение;
Технология игрового обучения;
Технология здоровьесберегающего обучения;
Информационные технологии;
Метод личностно-ориентированного образования.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.
Программа является развивающим комплексом, построенном на принципе «от простого к сложному», каждый ее этап является логическим продолжением предыдущего.
Данная программа направлена на эстетическое воспитание учащихся посредством хореографического и смежных с ним видов искусств. Уроки хореографии позволяют детям поддерживать и развивать свои физические и артистические способности, приучают к дисциплине и аккуратности, воспитывают уважение к своему и чужому труду, помогают социальной адаптации в коллективе. В процессе постановочной работы и репетиций воспитанники приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. В ходе постановочной работы, на репетициях воспитанники осваивают музыкально - танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, умение передать музыку и содержание образа движением.
Программный материал дает возможность осваивать сюжетно - тематические произведения и привлекать высокохудожественную музыку – классическую, эстрадную, народную.
Очень важно создавать на занятиях различные воспитательные ситуации. Одна из самых важных – ситуация успеха. Самый страшный комплекс у человека - комплекс неудачника, комплекс неполноценности. Необходимо отмечать каждую законченную работу ребенка, похвалить его, указать на допущенные ошибки. Когда дети видят, что их товарищ достиг определенного успеха - это вселяет веру в собственные силы, они радуются за товарища. Это способствует созданию атмосферы взаимоуважения, гордости друг к другу, воспитанию чувства коллективизма.
В конце года проводится заключительное занятие, где подводят итоги проделанной работы, отмечаются достигнутые успехи.
Каникулярный период.
Каникулярный период в объединении, как и в школах, направлен на отдых детей от основных занятий. Именно поэтому в период каникул в объединении предусмотрены развлекательные программы и занятия, которые помогают детям всесторонне развиваться, но в то же время дают физическую и психологическую разгрузку для удачного продолжения обучения, а также способствуют социальной адаптации детей и созданию дружеской, уважительной атмосферы между ними.
Такие занятия включают в себя:
Мастер-классы по рукоделию;
Сюжетно-динамические игры;
Сплочающие мероприятия (team building);
Прогулки в лес;
Подвижные игры на свежем воздухе;
Походы;
Показ презентаций, знакомящих детей с окружающим миром, родным краем, искусством и т.д.;
Участие в культурно-досуговых мероприятиях города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексютович Л. «Белорусские народные танцы», Минск, 1978
2. Базарова Н. , Мэй В. «Азбука классического танца» СПб, 2008
3. Барышникова Т. «Азбука музыкального движения», Рольф Москва, 1999
4. Боброва Г. « Искусство грации», Ленинград, 1986
5. Борзов А. «Народно-сценический танец: Экзерсисы у станка», Москва, 2008
6. Бочкарева Н. «Русский народный танец: теория и методика», Кемерово, 2006
7. Вихрева Н. «Классический танец для начинающих», Москва, 2004
8. Джозеф С. Хавилер «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки», Харьков, 2004
9. Есаулов И. «Устойчивость и координация в хореографии», Ижевск, 1992
10. Климов А. «Основы русского народного танца», Москва, 1981
11. Колодницкий Г. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей», Москва, 1997
12. Королевская академия, пер. Бардиной С. «Балет», Москва, 2003
13. Кэтрэк Н. «Хочу танцевать», Москва, 1998
14. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. « Основы характерного танца», СПб, 2010
15. Нельсон А., Кокконен Ю., пер. Борич С. «Анатомия растяжки», «Поппури», 2008
16. Новер Ж. Ж. «Письма о танце», СПб, 2007
17. Пуртова Т., Беликова А., Кветная О. «Учите детей танцевать», Москва, 2004
18. ТкаченкоТ. «Народный танец», Москва 1954

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Барышникова Т. «Азбука хореографии», СПб.,1996
Джозеф С. Хавилер «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки», Харьков, 2004
Нельсон А., Кокконен Ю., пер. Борич С. «Анатомия растяжки», «Поппури», 2008
Полятков С.С. «Основы современного танца», «Феникс», 2005