Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Аэробика»

Департамент образования администрации Свердловской области
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Исовский Дом детского творчества»

Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МКОУДО«ИДДТ»
от«___»«_______»20__г _________Н.В.Седункова
Протокол№__________ «___» «_________» 20___г.











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Аэробика»


Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся: 6-14лет





Автор-составитель:
Подъяблонская Марина Викторовна, педагог
дополнительного образования
















Г.Нижняя Тура, пос.Ис ,2016г. Пояснительная записка

В настоящее время значительно повысился интерес детей и подростков к занятиям различными видами массового спорта и двигательной активности для отдыха и восстановления сил, для обеспечения хорошей спортивной формы и состояния здоровья. Среди этих оздоровительных тренировок особое место заняла аэробика. Оздоровительную аэробику отличает эмоциональная насыщенность занятий, простота и вариативность применяемых средств, возможность контроля и самоконтроля состояния здоровья, музыкальность, пластичность и танцевальность выполняемых упражнений.
Физиологическое значение понятия «аэробика» определяется аэробными процессами образования энергии в присутствии кислорода во время упражнений циклического или поточного характера. В широком смысле к видам двигательной активности, дающим преимущественно аэробную нагрузку, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.
Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и таким образом совершенствует аэробные механизмы обменных процессов. Это и дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность.
Хорошее, правильно подобранное, музыкальное сопровождение может способствовать повышению эффективности занятий аэробикой. При проведении занятий используется современная музыка, на которую «накладываются» соответствующие ей по стилю движения танцевального характера.
Занятия с музыкальным сопровождением имеют большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.
Современные дети нуждаются в поддержке, направленной на развитие их двигательных навыков и формирование здорового образа жизни. Игры и досуг – вот две необходимые составляющие детской жизни, но они не гарантируют, что ребёнок научится основным движениям.
В настоящее время проблема сохранения здоровья и здорового образа жизни очень актуальна. В условиях технического прогресса резко снижается двигательная активность взрослых и детей. А детям для нормального роста и развития требуется от 4 до 6 часов энергичной физической активности. Оптимальная физическая нагрузка способствует психологическому здоровью личности, помогает эмоционально «разрядиться», то есть избавиться от стресса, накопленного в течение дня. Регулярное выполнение физических упражнений даёт заряд энергии и улучшает настроение, что способствует увеличению работоспособности.
Данная программа направлена на то, чтобы увеличить двигательную активность ребёнка. Нужно помочь ребёнку научиться правильно и красиво двигаться. Детей необходимо обучать осознанным двигательным действиям и закладывать в память правильные образцы движений.
Общеизвестен тот факт, что дети лучше учатся и запоминают материал, когда они физически вовлечены в обучающую ситуацию. Это означает, что часто мы лучше обучаемся в действии. Движения подкрепляют обучение и развивают координацию. Это, в свою очередь, повышает способность ориентироваться в пространстве, т.е. имеет прикладное значение.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и гармония физических и духовных сил, высокая работоспособность, оптимистическое настроение, способность активно использовать свои творческие возможности в трудовой и общественной деятельности.
Здоровый образ жизни – это:
Рациональный режим труда и отдыха
Сбалансированное питание
Регулярные занятия физической культурой
Овладение навыками личной и общественной гигиены
Отсутствие вредных привычек (пристрастия к алкоголю, курению, наркомании и т.д.)
Здоровье – это результат самовоспитания и самодисциплины, которые переводят нормы поведения в привычку. Целью программы в данном направлении является формирование культуры личности, основанной на понимании необходимости вести здоровый образ жизни.
Программа направлена на воспитание потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию; развитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, воспитание нравственных, эстетических и духовных качеств.
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовой  базой для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 -Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
 -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008);
 -Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
 -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
 -Устав МКУ ДО «Исовский Дом детского творчества» от 29.12.2015 г. № 1265
Также при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ использованы Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (разработанное Минобрнауки РФ, Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»).
В программе использована: «Методика по оздоровительной аэробике» Е.В.Зефировой, В.А.Платоновой ; «Методика организации и проведении занятий фитнесом» Т.Лисицкой, «Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста» И.А.Чапленко.
Новизна программы заключается в том, что программа включает основное направление в здоровьесберегающей технологии, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, наличие аэробной части занятий, на протяжении которых поддерживается на определенном уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем ребёнка ,морфологическому и функциональному совершенствованию,профилактике различных заболеваний.


Настольные игры и викторины.
Дополнительно в программу включены настольные игры – это викторины, игры-путешествия, интеллектуальные игры ,игры разных народов мира, сюжетно-ролевые игры.
Интеллектуальные игры и викторины развивают умственные способности, логику
мышления, наблюдательность, расширяют кругозор, тренируют память ,развивают смекалку, сообразительность, широту эрудиции ,характер, соревновательность.
Игры народов мира знакомят детей с играми других стран, что развивает кругозор ребенка.
Игры-путешествия направлены на преодоление этапов, которые ожидают детей на «Станциях». В этих играх присутствуют элементы всех видав игр. Игры помогают сплочению коллектива, вырабатывают чувство ответственности, развивают коммуникативные качества.

Принципы построения программы.
Принцип гуманистической направленности в воспитании (сотрудничество с детьми).
Сотрудничество с родителями (родитель – главный воспитатель).
Индивидуальный подход (учёт индивидуальных и половозрастных особенностей ребёнка).
Принцип культуросообразности – воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и нормах культуры.
Принцип последовательности в обучении и в воспитании (от простого – к сложному), частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
Доступность (учет возрастных особенностей и адаптированность материала к возрасту детей.)
Динамичность.

Направленность программы : физкультурно-оздоровительная.

Уровень : дети дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.

Срок реализации программы : 3 года.

Цели программы
Воспитание активной личности, физически развитой, ведущей здоровый образ жизни.
Обучение детей основам оздоровительной аэробики.
Укрепление здоровья ребёнка.
Развитие пластичности.
Развитие музыкальности ,выразительности и эмоциональности.
Развитие силы и гибкости.











Задачи программы

Для первого года обучения:
Дать понятие о здоровом образе жизни
Пробудить интерес к физической активности
Физическое развитие детей (укрепление сердечно-сосудистой системы; развитие выносливости; развитие силы мышц; развитие гибкости)
Дать понятие о правильной осанке
Снятие эмоционального стресса от школьных нагрузок
Дать понятие о нормах дисциплины и правилах поведения на занятиях
Развитие качеств личности (смелости, самостоятельности, уверенности в себе)
Создание нормального социально-психологического климата в коллективе
Выявление талантливых воспитанников

Для второго года обучения:
Обучение основным компонентам злорового образа жизни (режим дня, двигательная активность)
Развитие мотивации к физической активности
Физическое развитие детей (укрепление сердечно-сосудистой системы; развитие выносливости; развитие силы мышц; развитие гибкости)
Формирование правильной осанки
Снятие эмоционального стресса
Развитие качеств личности (адекватной самооценки, эмоциональной устойчивости, общительности)
Формирование творческого коллектива

Для третьего года обучения:
Совершенствование физических качеств воспитанников
Поддержание правильной осанки
Снятие эмоционального стресса
Развитие качеств личности (самоконтроль)
Воспитание у учащихся сознательной дисциплины и чувства ответственности перед коллективом
Становление творческого коллектива (команды)

Методы реализации программы

Словесные методы
Рассказ
Беседа
Дискуссия
Голосовые сигналы (счёт, подсказки)
Наглядные методы
Визуальные сигналы (визуальный счёт, специальные сигналы, обозначающие движение, направление движения, его начало и повторение)

Практические методы
Элементы оздоровительной аэробики (базовые шаги и амплитуды движений руками)
комментированные упражнения на развитие силы и гибкости
Игры

Методы контроля и самоконтроля
Программы (использование всех основных движений классической аэробики)
Тесты на общую физическую подготовку:
1) Step test определяет выносливость сердечно-сосудистой системы - подсчёт пульса после 3-х минут аэробной нагрузки;
2) Тест на гибкость (поясничная область). Складка в положении сидя;
3) Sit up определяет силу мышц брюшного пресса. Поднимание туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты под прямым углом, стопы на полу, выполнить максимальное количество раз за минуту;
4) Push up – отжимание из упора на коленях или из упора лёжа. Определяет силу мышц груди и плечевого пояса.

Методы психолого-педагогической диагностики
Наблюдение
Опрос (интервью, анкеты, личностные опросники)

Формы организации деятельности
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды работы с воспитанниками:
Фронтальная
Работа в парах, тройках, малых группах
Индивидуальная
И такие формы деятельности как:
Эстафеты
«Весёлые старты»
Подвижные игры
Показательные выступления

Воспитательная система.
Тип воспитательной системы:
Культурно-нравственной ориентации
Речь идёт о воспитании культуры здорового образа жизни, эстетическом восприятии и культуре движения.
Цель воспитания:
Человек, носитель культуры здорового образа жизни.
Компоненты воспитательной системы:
Особый уклад жизни объединения (собственный свод правил поведения, ритуалов, традиций, событий), несущий в себе ценности выбранного типа культуры;
Годовой круг событий;
Система конкурсных мероприятий, демонстрирующая лучшие образцы воспроизводства и дальнейшего развития данного типа культуры.
Работа с родителями включает в себя:
Информирование об особенностях деятельности объединения;
Учёт пожеланий родителей по организации учебно-воспитательного процесса их ребёнка;
Индивидуальное консультирование родителей;
Демонстрацию достижений учащихся.

Диагностика достижения воспитательных результатов.
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
Достижения в сфере аэробики.
Формирование у учащихся представления о здоровье, как о важнейшей ценности ведение обучающимися здорового образа жизни
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
Личные достижения воспитанников
Тестирование ценностных ориентаций воспитанников с целью выявления приоритетности здоровья в иерархии ценностей
Отзывы родителей о влиянии образовательной программы на воспитание и развитие детей
Учебно-тематический план

Год обучения: _____1____

№ темы
Название темы
Количество часов
Форма контроля



Теория

Всего



Техника безопасности и правила поведения в зале.
1
тест
1
тест


Что такое здоровье?
1
тест
2
тест


Осанка
1
тест
10
тест


Классическая аэробика
1
Сдача нормативов (Базовые шаги)
72
Сдача нормативов (Базовые шаги)


Как правильно падать и поднимать тяжести?
1
тест
2
тест


Упражнения на развитие силы и гибкости
1
тест
86
тест


Упражнения для профилактики плоскостопия
1
тест
11
тест


Дыхательные упражнения
1
тест
30
тест


Подвижные игры
1

6



Настольные игры

20
20



Подготовка программ для показательных выступлений

66
66



Тематические беседы
18

18




Всего учебных часов в год:

324




Содержание тематического планирования
1 год обучения
РАЗДЕЛ
Содержание
Знания, умения, навыки, приобретаемые воспитанниками.

Техника безопасности и правила поведения в зале.
Основные правила техники безопасности и поведения в зале.
Знание правил поведения и умение выполнять требования техники безопасности на занятии.

Что такое здоровье?
Опрос детей о здоровье.
Понятие Здоровье:
Не болеть!
Соблюдать режим дня!
Быть всегда опрятным, с чистыми руками!
Есть то, что полезно!
Регулярно заниматься физ. культурой!
Усердно учиться!
Быть весёлым!
Иметь представление о здоровье.

Осанка
Определение правильной осанки. Значение правильной осанки
Скелет – это основа человека – каркас, на который крепятся мышцы. Скелет состоит из костей больших и малых.
Упражнения:
Круги плечами. Стараться соединить лопатки.
Кошка точит когти.
Кузнечик.
Прямая спина.
Длинная шея.
Карандаш.
Знать о правильной осанке. Умение «поставить» - сформировать у себя правильную осанку и сохранять такое положение в течение занятия.
Знать предназначение скелета человека.
Уметь выполнять упражнения правильно.


Классическая аэробика
Основные базовые шаги
Прыжки
Амплитуды движений руками
Знать названия основных базовых шагов, прыжков, движения руками.
Уметь правильно выполнять движения.

Как правильно падать и поднимать тяжести?
Как избежать травм при падении. Группировка. Падаем на бедро. При поднимании тяжёлых предметов спину держим ровно.
Уметь правильно падать и поднимать тяжести.

Упражнения на развитие силы и гибкости.
Крылья.
Мельница.
Собираем землянику.
Велосипед.
Берёзка.
Кошка сердится.
Кошка лезет под забор.
Самолёт.
Ножницы.
Коробочка.
Комочек.
Бабочка.
Кораблик.
Уголок.
Кузнечик (в упоре лёжа)
и др.

Уметь правильно выполнять упражнения.

Упражнения на профилактику плоскостопия.
Правильное и неправильное развитие стопы. Гимнастика для ног.
Ходьба по шведской стенке.
Носки на себя – натянули.
Круги стопами в положении сидя на полу, ноги вместе.
Пройти по спец.коврику.
Передавать друг другу платочек пальцами ног и другие упражнения.
Иметь представление о плоскостопии и способах
его профилактики
Уметь правильно выполнять упражнения.

Дыхательные упражнения.
При восстановлении после аэробной нагрузки Вдох на 4 счёта – выдох на 4 счёта.
Уметь правильно дышать во время занятий.

Настольные игры
Интеллектуальные игры, игры народов мира,игры-путешествия и тд.
Знать правила игры.

Весёлые старты.
Весёлые эстафеты.
Умение взаимодействовать, дисциплинированность.
Усвоение норм произвольного поведения.





Подготовка программ для показательных выступлений
Программа по классической аэробике
Способность применять полученные знания и умения.




















Учебно-тематический план

Год обучения: ____2_____

№ темы
Название темы
Количество часов
Форма контроля



Теория
Практика
Всего



ТБ и ПДД.
1

1
тест


Классическая аэробика
1
82
83
Сдача нормативов (Базовые шаги)


Разминка – залог успеха команды.
1
41
42
тест


Роль мышц в формировании осанки.
1

1
тест


Что такое осанка ?
1
1
2
тест


Как сесть на шпагат?
1

1
тест


Растяжка

36
36
Сдача нормативов (основные элементы растяжки)


Подготовка программ для показательных выступлений

36
36



Веселые старты

5
5



Тематические беседы

14
14



Настольные игры

103
103




Всего учебных часов в год:
324



Содержание тематического планирования
2 год обучения

РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ


теория
практика


1 ТБ и ПДД.
Техника безопасности и правила поведения на занятии. Правила дорожного движения.

Знать правила техники безопасности на занятии и правила внутреннего распорядка в объединении.
Знать основные правила дорожного движения.

2. Классическая аэробика.
Происхождение стиля
Технические требования
Постановка техники движений
Отработка простых аэробных связок
Знать происхождение стиля, названия основных движений.

3. Разминка – залог успеха команды.
Определение.
Значение разминки в спорте.
Упражнения на подвижность суставов.
Бег. Основные прыжки.
Предварительный стретчинг.
Знать значение разминки. Уметь выполнять её самостоятельно.

4.Внешний вид членов команды.
Осанка, мышечный тонус, костюм, презентация.
Разработка эскизов костюма.
Упражнения на ощущение осанки.
Иметь представление о внешнем виде команды по классической аэробике.

5. Роль мышц в формировании осанки.
Типы осанки
Как влияет мышечный тонус на осанку человека.
Силовые упражнения на мышцы пресса, спины, плечевого пояса.
Иметь представление о роли мышц в формировании осанки.

6. Растяжка
Как правильно растягивать мышцы.
Упражнения на растягивание
Уметь правильно выполнять упражнения на растягивание.
Уметь выполнить элемент шпагат.

7.Настольные игры
Интеллектуальные игры, игры народов мира,игры-путешествия и тд.
Знать правила игры.
Способность применять полученные знания и умения.
















































Учебно-тематический план

Год обучения: _____3____


№ темы
Название темы
Количество часов
Форма контроля



Теория
Практика
Всего



ТБ и ПДД
1

1
тест


Классическая аэробика.
1
94
95
Сдача нормативов (Базовые шаги)


Основа осанки – позвоночник.
1
1
2
тест


Стретчинг
1
46
47
Сдача нормативов (основы стретчинга)


Мышечная сила и выносливость.
1
4
5
тест


Гимнастические упражнения для пальцев.
2
4
6
тест


Подготовка программ для показательных выступлений


50


8)
Тематические беседы


16


9)
Настольные игры


102



Всего учебных часов в год:
324




Содержание тематического планирования
3 год обучения

РАЗДЕЛ


СОДЕРЖАНИЕ
ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ


теория
практика


1 ТБ и ПДД.
Техника безопасности и правила поведения на занятии. Правила дорожного движения.

Знать правила техники безопасности на занятии и правила внутреннего распорядка в объединении.
Знать основные правила дорожного движения.

2. Классическая аэробика.
Техника выполнения более сложных элементов и аэробных связок, соответствующих уровню воспитанников.
Базовые шаги и основные элементы классической аэробики.
Уметь выполнять сложнокоординационные движения. Концентрация внимания.
Самоконтроль.

3.Основа осанки – позвоночник!
Строение позвоночного столба.
Как сохранить правильную осанку?








Упражнения для позвоночника.
Иметь представление о строении позвоночника. Уметь правильно выполнять упражнения.


1.Сочетание двигательной активности и партерных упражнений.
2.Режим дня сон.
3. Одежда и обувь.
4. Рюкзак или сумка?
5. Роль мебели в формировании осанки.
6. позы
При письме
При чтении
Стоя
При ходьбе
Упражнения на формирование правильной осанки.

Умение сохранить правильную позу в течение дня.

4. Стретчинг
Техника более сложных упражнений на растягивание
Упражнения на растягивание для подготовленных.
Уметь правильно выполнять упражнения на растягивание.

5. Мышечная сила и выносливость
Понятие мышечной силы и выносливости.
Упражнения на развитие силы мышц пресса, спины, верхних конечностей.
Знать определение мышечной силы и выносливости. Уметь правильно выполнять упражнения.

6. Гимнастические упражнения для пальцев рук.
Значение гимнастических упражнений для пальцев. Техника развития подвижности суставов пальцев.
Упражнения для пальцев.
Уметь правильно выполнять упражнения.

7.Подготовка программ для показательных выступлений.



Программа по классической аэробике.

Способность применять получение умения и знания.

8.Настольные игры
Интеллектуальные игры, игры народов мира,игры-путешествия и тд.
Знать правила игры.
Способность применять получение умения и знания



















Требования к результатам.
Способы контроля и мониторинга.

Результаты 1-го года обучения:
Интерес к физической активности
Оценивается по методике незаконченных предложений в конце учебного года.
Улучшение показателей физического развития детей
Тесты на общую физическую подготовку проводятся в начале, середине и в конце года.
Улучшение настроения после занятий
Измерения «Волшебного градусника настроения» до и после занятия. Составление таблицы контроля.
Воспитанник смелый, самостоятельный, уверенный в себе, дисциплинированный.
Оценивается методом наблюдения. Составляется диагностическая карта развития каждого ученика.
Коллектив на стадии становления.
Результаты 2-го года обучения:
Сформированное понятие о здоровье и здоровом образе жизни.
Оценивается по методике незаконченных предложений в конце учебного года
Улучшение показателей физического развития детей
Тесты на общую физическую подготовку проводятся в начале, середине и в конце года.
Улучшение настроения после занятий
Измерения «Волшебного градусника настроения» до и после занятия. Составление таблицы контроля.
Воспитанники общительны, уверены в себе, имеют адекватную самооценку.
Оценивается методом наблюдения. Составляется диагностическая карта развития каждого ученика.
Благоприятный климат в коллективе.
Оценивается по методике незаконченных предложений в конце учебного года.
Результаты 3-го года обучения:
Сформированная привычка к двигательной активности, следование правилам здорового образа жизни.
Тест «Моё отношение к здоровому образу жизни» проводится в конце года.
Улучшение показателей физического развития детей
Тесты на общую физическую подготовку проводятся в начале, середине и в конце года.
Улучшение настроения после занятий
Измерения «Волшебного градусника настроения» до и после занятия. Составление таблицы контроля.
Воспитанники, умеющие слушать и излагать свою точку зрения при составлении программы для выступления.
Оценивается методом наблюдения во время занятий, опросники «Умение слушать» и «Умение излагать свои мысли» проводятся в конце года.
Воспитанники, стремящиеся к самореализации в сфере аэробики.
Оценивается методом наблюдения в процессе занятий и составление таблицы контроля.









Учебно-методический комплекс

Занятия проводятся в МКОУД ДОД «Исовский ДДТ» по адресу п.Ис ул.Ленина 83
Для проведения занятий имеется:
зал, музыкальный центр, диски.
спортивный инвентарь: коврики, мячи, скакалки , обручи и др.
настольные игры















































Список литературы
Е.В.Зефирова, В.А.Платонова «Оздоровительная аэробика : содержание и методика»,2012г.
Т.Лисицкая «Методика организации и проведения занятий фитнесом», 2014 г.
И.А.Чапленко «Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста», 2014г.
Детские подвижные игры. М.: Просвещение, 1988.
Заметки по возрастной психологии. ДТДЮ: Психологическая служба, Петрозаводск, 1999.
Иванова Н. Изучение проблем школьника: основные методы психолого-педагогической диагностики // Директор школы. – 200. - №7. – С.97-126.
Игры на свежем воздухе. М.: Издательский Дом МСП, 1998.
Козак О.А. Путешествие в страну игр. СПб.: СОЮЗ, 1997.
Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. М: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика в 2-х томах: Теория и методика аэробики. Частные методики. М.: Федерация аэробики России, 2002.
Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов ВУЗов, М.: Aсаdemia, 2002.
Максимова С.Г. Грамотная психодиагностика – и потребность, и необходимость.// Народное образование. – 2001.- №1. – С.116-111.
Монахов В.М. Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта? // Школьные технологии. – 2002. - №1.- С.35-46.
Подласый И.П. Педагогический диагноз – средство эффективного влияния на развитие событий. // Школьные технологии. – 2003. -№5. – С.109-117.
Путкисто М. Стретчинг: Метод глубокой растяжки. М.: «СОФИЯ», 2003.
Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по базовой аэробике. М., 1997.
Степаненкова О.И. Значение физических упражнений и некоторых оздоровительных методик для укрепления здоровья: методическое письмо. Петрозаводск, 1990.
Физкультура – ура! Ура! Ура! Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Ямилёва Т.С. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности. // Дополнительное образование. – 2004. - №6. – С.24-27.









13PAGE 15


13PAGE 141615




15