Кейс дидактического материала для 2 класса


-889635-534035





Управление образования
администрации города Харцызска
Харцызская специализированная школа
с углубленным изучением иностранных языков №26
Донецкой Народной Республики




КЕЙС ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ПО РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ
ПО ТЕМЕ: «ОБУЧЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЮ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ
СОГЛАСНЫХ»

Подготовила Учитель
начальных классов
Дребезова
Анна Александровна
категория: специалист
Харцызская СШ №6
(предмет – русский язык)

2015 год




Аннотация
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила правописания парных согласных, обучающиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте.
Формирование в обучающихся навыков правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в корне опирается на умение различать парные звонкие и глухие согласные. Обучающиеся должны знать, что перед гласными звуками и сонорными согласными парные согласные не оглушаются, форма слов, как и корни в родственных словах, пишется одинаково, независимо от произношения.
Кейс дидактического материала состоит из набора карточек-упражнений. Выполнять их обучающиеся могут как индивидуально, так и коллективно. Степень самостоятельности выполнения упражнений определяется заданием к карточке или учителем в зависимости от уровня языкового развития обучающихся, сформированности у них умений и навыков. В карточках использованы отдельные слова, предложения, а также тексты из произведений.
Подобран такой материал, работа над которым поможет ученикам в овладении нормами русского литературного языка, выработке необходимых общеучебных умений и навыков. Значительное место отведено заданием творческого характера, способствующим развитию устной и письменной речи обучающихся.









Карточка 1
Прочитай слова парами вслух.. Запиши звонкие и глухие согласные. Назови звуки, которыми отличаются слова каждой пары. Как они произносятся?
Дима- Тима гол-кол
бил-пил жесть-шесть
злой-слой Веня-Феня


Карточка 2
Подчеркните в словах парные звонкие и глухие согласные.
Дуб-суп, парад- плот, шкаф-вежлив, пруд-прут, стриж-ландыш, груз- автобус, стук- четверг, манеж- шалаш, залп- голубь.

Карточка 3
Вставить в данные предложения подходящие по смыслу слова с парными согласными на конце.
Машину поставили в ______________
Ребята пришли загорать на_________
В вагон погрузили ___________
На корабле дружный___________
Пестрел цветами____________

Карточка 4
Подчеркните в словах согласную, произношение которой расходится с написанием.
Ястреб, сугроб, парад, невод, глуп, кров, тиф, кузов, подвиг, хирург, мороз, насос, стриж, ландыш, малыш.



Карточка 5
Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть в предложениях главные члены предложения.
Рано пришла в_сна. На р_ке треснул лëд. Льдины с грохотом плыли по в_де.
Деревня Бобры ст_ит на х_лме. Ж_телям деревни не гр_зит б_да.

Карточка 6
Произнеси на месте буквы Г звук [к]. Измени слова так, чтобы после согласного звука произносился гласный. Запиши слова парами.
Круг, рог, снег, враг, слог, сапог.

Карточка 7
Обьясни, почему рифмуются выделенные слова. Выпиши выделенные слова, подбери к ним проверочное.
Я сегодня сбился с ног,
У меня пропал щенок.

Карточка 8
Прочитай. Какой звук надо произнести в конце слов? Запиши эти фамилии. Подчеркни последнюю букву.
Зуев, Иванов, Петров, Сидоров, Исаев.

Карточка 9
Прочитай пословицы. Выпиши слова, в которых надо проверить написание последней буквы. Устно подбери проверочное слова.
Кто любит труд, того люди чтут. Бровь да глаз рядком живут. Спасибо, мороз, что снегу нанес. Каков корень, таков и плод.



Карточка 10
Вставь в пословицы пропущенные слова, обьясни, как они пишутся. Перепиши пословицы. Рядом со вставленным словом запиши проверочное.
Зимой … глубокий, летом … высокий. Декабрь … кончает, зиму начинает. Воля и … дивные всходы дают.
Для справок: снег, хлеб, год, труд.

Карточка11
Прочитай. Раздели слова на две группы. Почему так разделили слова? Запиши их в два столбика.
Мороз, арбузы, рассказы, арбуз, морозы, груз, глаза, грузы, грузы, рассказ, глаз.

Карточка 12
Прочитай и отгадай загадки. Запиши отгадки. Составь текст, озаглавив его одной из отгадок. Запиши текст. Подчеркни буквы, которые обозначают согласные звуки в конце слова. Как можно проверить их написание?
1. Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
2. Хоть и не сладок,
но вкусен всегда.
Дешевый, но стоит
большого труда.
Скажет и внучек,
скажет и дед,
Что без него
и обед- не обед.

Карточка 13
Назови 5-6 слов на тему « Зима», которые заканчиваются на согласный звук. Запиши их. Докажи, что написал правильно.

Карточка 14
Добавь нужное слово и запиши. С какой буквой на конце ты написал последнее слово? Почему это слово рифмуется со словом грипп?
Комару не страшен грипп:
В дождь он спрятался под … .

Карточка 15
Прочитай выражения. Составь с ними предложения. Подчеркни буквы, написание которых надо проверять.
Со всех ног. В самый раз.

Список используемой литературы:

1. Зеленина Л.М. Русский язык. Методические рекомендации./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012.
2.О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Справочное  пособие по русскому  языку. 1-2 класс.- М: АСТ. Астрель Профиздат , 2005г.
3.Н.Г. Каневская, Е.И. Лобчук. Дидактический материал по русскому языку для 2 класса.- Киев «Освита» , 2003г.