Статья «О деятельности логопедов по использованию инновационных технологий в дефектологии для всестороннего развития ребенка с ОВ».


Статья «О деятельности логопедов по использованию инновационных технологий в дефектологии для всестороннего развития ребенка с ОВ».
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому очень важно выявить ребенка, нуждающегося в особом внимании. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растет, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. Успешное овладение навыками чтения и усвоения письменной речи в первом классе напрямую зависит от уровня речевого развития ребенка. Это значит, что все стороны — произношение, словарный запас, грамматика языка- должны быть без нарушений.
В последние годы контингент общеобразовательной школы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости.
Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся. Основной задачей работы логопедического пункта является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку.
В логопункте школы- лицея №1 обучается 38 детей с нарушениями устной и письменной речи, 3 ребенка инклюзивного обучения. Для стимуляции познавательной активности детей с ОВ я использую на занятиях игровые технологии. Это и логопедические кубики, при делении слов на слоги, и лото для определения звонких и глухих согласных. Дети любят составлять пазлы. На каждую лексическую тему я приготовила пазлы, лабиринты.
На занятиях активно используется картинный материал, который не просто носит информационных характер, а развивает мышление, внимание: «Какой предмет лишний», «Найди закономерность» и т.д.
Для детей с ОНР я использую дидактический материал, в котором дети сами совершают выбор правильного ответа, игры – ходики. (например при изучении предлогов).
Наряду с традиционными важно использовать инновационные технологии.
Понятие «инновация» с одной стороны, тесно связанна с понятием «новый», что означает возникший недавно, малоизвестный; с другой – происходит от латинского слова «иноватис» и в переводе означает обновление, новинка, изменение; в переводе с английского – нововведение.Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся необходимым средством коррекционной  работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, ФФНР. Для детей  с общим недоразвитием речи характерны: словарный запас значительно ниже возрастной нормы, аграмматизмы, дефектное произношение или отсутствие  звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, плохая координация мелкой моторики пальцев рук. У детей  с  ОНР отмечаются   нарушения  внимания, несовершенство логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна. Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Можно выделить следующие виды инновационных логопедических технологий в логопедии:
Арт – терапевтические технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технологии сенсорного воспитания
Информационные технологии
В своей практической деятельности я использую компоненты этих технологий:
Кинезитерапия – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др. Развитие речевого дыхания мы проводим с использованием дыхательных игрушек.
Изо – терапия (нетрадиционные техники рисования).
Пальцевый массаж
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
массаж зубными щётками;
массаж приборами Су-Джок терапии. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому пальцы необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, металические колечки, колючие кольца…).
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличиваю-щих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Дидактический синквейн- актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию (памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейна
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например:
1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льёт
4. Я не люблю дождь
5. Вода
Активно использую на уроках информационные технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Включение данной технологии в образовательный процесс позволяет учителю-логопеду организовать различные формы учебно-познавательной деятельности, разнообразить процесс обучения, увеличить плотность работы, обогатить её новым содержанием, повысить   результаты.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
Формирование зрительно-пространственных отношений.
Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Дети с интересом и большим удовольствием посещают занятия. В работе мы используем разнообразные наглядные пособия, таблицы, схемы, иллюстрации. В этом компьютер оказывает неоценимую помощь. Чаще всего мы используем компьютер на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка.
Очень эффективно использование презентаций. Презентацию можно рассматривать, как дидактическое средство обучения. Это удобный и эффективный способ, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, что позволяет удерживать внимание воспитанников и воздействует одновременно на слух и зрение. Презентация состоит из слайдов, в которых изложены иллюстративные варианты изучаемой темы, что даёт детям возможность во время рассказа учителя-логопеда концентрировать внимание на новом материале. Демонстрируемый видеоряд может быть представлен анимацией, фрагментами видеофильмов, мультфильмов, что усиливает визуальное восприятие, облегчает усвоение материала, повышает активность и заинтересованность детей. Усиливается учебная мотивация, что неизменно приводит к повышению уровня усвоения грамматических категорий.
Для детей с ФФНР можно использовать анимированные презентации для дифференциации звуков, где ребенок сам делает выбор, какой выбрать звук, проходит звуковые дорожки.
Эти методы принадлежат к числу эффективных средств  коррекционно - развивающей работы  и помогают достигнуть максимально успешных результатов  в преодолении речевой патологии  у детей школьного и дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Используя  инновации в коррекционно-педагогической работе, я стремлюсь  развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.