«Роль концертмейстера-пианиста при работе над ритмом на занятиях хореографии» «


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ГАРМОНИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема:
«Роль концертмейстера-пианиста при работе над ритмом на занятиях хореографии»
«

Составитель: Пищик С. В.,
концертмейстер дополнительного образования
ДТД и М «Гармония».
Братск, 2017
Специфика концертмейстерской деятельности настолько отличается от сольной, что порой совместить эти два направления бывает не просто. Но есть главное требование. Прежде всего, нужно научиться хорошо владеть инструментом.
Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим концертмейстером, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, и не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, а также знания особенностей хореографии, т. е. умения слиться с намерениями хореографа, не сковывая при этом творческую инициативу танцора. Умение работать в ансамбле это, необходимое качество в концертмейстерской работе. Играя, концертмейстер должен четко осознавать, что он не самостоятельный исполнитель, а музыкант, который своей игрой помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Необходимо понимать, что музыкальное произведение должно доставлять удовольствие своей гармоничностью. Учитывая, что концертмейстеру все же приходится приспосабливать свое видение музыки к замыслу хореографа и к исполнительской манере танцора, уметь сохранить свой индивидуальный облик, не нарушая единого замысла – это важное условие при работе в хореографическом коллективе.
«… Творчеству научить нельзя. Но можно научиться творчески работать. Этим сложным процессом работы над собой можно и должно руководить…» (Баренбойм Л.А.  «Музыкальная педагогика и исполнительство»).
Перед концертмейстером детского хореографического коллектива стоят определенные задачи:
А) Это подбор музыкального материала к экзерсису у станка, а значит создание музыкальной атмосферы  урока. Следующий раздел урока – этюдная работа на середине зала, диктует свои требования, а именно: музыка к этюдам не должна дублировать «станок». Разнообразная музыка по жанру, характеру, ритму делает урок более ярким и динамичным.  Работая  группами разных возрастов, убедилась в том, что не всякая танцевальная музыка воспринимается учащимися. Поэтому при подборе музыкального материала обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребят.
Б) Применять принцип от простого к сложному. Для детей младшего возраста – музыку с четким простым ритмом, жанровой определенностью (марш, полька, вальс). В подростковом возрасте происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности. И моя задача – повысить уровень музыкального материала. Включаю в программу произведения сложные по форме, с более развитой мелодией, неоднозначным, синкопированным ритмом.
Как в младшем, так и в старшем возрасте важным этапом при разучивании танцевальных номеров, этюдов на середине экзерсиса у станка, является работа над ритмом. Дети в танцевальных коллективах не получают музыкально-теоретического образования. Они не знают длительностей 
Усвоение заданного материала происходит через зрительное восприятие, слуховое и под счет (который является в танце основой ритма). Просчитав тот или иной рисунок, или мелодию, выяснив, где сильная и слабая доля, начало и конец фразы, дети уже осознанно и уверенно могут приступать к разучиванию любого движения танца. При знакомстве с новым музыкальным произведением и ритмической схемой некоторых сложных моментов в нем, моя задача помочь ребятам разобраться во всем.
Очень важно, особенно в первый год обучения, научить детей двигаться под музыку ритмично. Панируя свое занятие, хореограф и концертмейстер включают в урок упражнения и игры, развивающие чувство ритма и детей. Например,  задание: галоп по кругу исполняется двумя учащимися по очереди через два такта «на раз».  Прежде чем приступить к выполнению необходимо: прослушать  произведение, выяснить его жанр (полька, марш, вальс) прохлопать  каждую долю, затем прохлопать сильную долю во всех тактах и уже только потом прохлопать «через два такта на раз». При выполнении этих упражнений желательно сгибать вслух. И, конечно же во время проучивания галопа я помогаю ребятам услышать эту сильную долю, акцентируя ей «через два такта». По этому принципу разучиваются «подскок по кругу», «шаг польки». В группах младшего возраста уместна игровая форма при работе над ритмом. Известно, что играя, дети легче и быстрее усваивают новый материал.
Дети стоят в кругу. Ведущий – садовник внутри круга. Звучит музыка вальса или польки. Ведущий на счет раз  делает шаг к каждому из играющих, а они в свою очередь садятся в «plie» на счет раз. Обойдя всех детей по кругу и дойдя до последнего, ведущий продолжает играть, но теперь уже на счет «два». Дети вслед за ведущим на счет два поднимаются и замирают в позе какого-нибудь цветка. Далее ведущий должен угадать, кого изображает играющий.
На примере любой знакомой детям мелодии можно проигрывать самые простые ритмические схемы. Таким образом, в разнообразной форме развивать в детях чувство ритма, такта, фразы, ее начала и конца.
Популярная новогодняя песенка «Маленькой елочке». Ритмическая схема простая - 2/4. Задание участникам. Каждый участник должен сделать один хлопок по очереди, согласно заданной мелодии. Так до конца фразы. Последнему достается пауза. Он вместо хлопка просто разводи руками в стороны. Эту же игру можно немного усложнить. Те ребята, кому выпадает сильная доля, вместо хлопка делают удар ногой. Остальные слабые доли проигрываются. Пауза та же. Можно предложить детям выбрать свою мелодию и провести эту игру самостоятельно. Такая форма очень эффективна в своем назначении и проявляется в самостоятельности, которая развивает чувство уверенности у учащихся. Вводя в занятие эту форму работы, педагог и концертмейстер имеют возможность оценить усвояемость музыкального материала.
Планируя учебный процесс по годам обучения, я убедилась, что метод от простого к сложному планомерно и эффективно развивает у учащихся мастерство и творческое мышление. Уже в группах среднего возраста усвояемость нового материала проходит гораздо быстрее. Исключая игровую форму для развития чувства ритма, методы разучивания остаются те же. Так же: новый материал прослушивается 1-2 раза. Затем выясняем жанр, форму, размер. Потом просчитываем музыку по фразам, разбираем ритмический рисунок (сильны, слабые доли) и только потом приступаем к разучиванию движений.
Например, финальная фраза к танцу «Карусель» Ритмический рисунок:
На каждый счет приходится конкретное танцевальное движение рук, ног, головы, корпуса. Это работа хореографа. Моя задача как музыканта помочь хореографу во время его работы над четкостью исполнения и ритмической точностью. Иногда во время занятий происходит небольшое отступление от заранее продуманного плана урока. Если дети не усваивают  материал в той форме, которую я предлагаю, то возникает момент импровизации, которая обычно помогает разрешить некоторые затруднения при исполнении тех или иных заданий. Разучивая сложные ритмические схемы, я стараюсь своим музыкальным сопровождением помочь ребятам услышать затакт, сильную долю, акценты, синкопы и просто паузы. Одним словом, я «подыгрываю» им весь ритм, пока не услышу, что мы работаем в унисон. Тогда можно играть свой аккомпанемент, и я уже уверена, что не собью их с ритма своей игрой.
Из опыта работы в хореографическом коллективе я сделала вывод, что в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические и творческие функции. Моя задача – способствовать развитию активности музыкального восприятия, включать детей в процесс сотворчества.

Литература:
Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство». Музыка, 1969. 
авт.-сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение» - М. : Просвещение, 1984. 
Ильина М.А. «Работа хореографа в детском хореографическом коллективе».2009