Тезисы Программа межпредметного образовательного модуля Еравна и Я

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ МОДУЛЬ
«ЕРАВНА И Я»
Цыренова Жаргалма Цырендоржиевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ № 1»
e-mail: zhargalma.tzirenova70@yandex.ru
На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России (МОиН РФ № 373 от 06.10.2009) и с учетом особенности и специфики Основной образовательной программы начального общего образования составлен рабочий учебный (образовательный) план начальной школы МОУ «Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №». При конструировании учебного плана важное место в образовательном плане занимают межпредметные образовательные модули. Основная цель модулей – координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников. Главное событие модуля проектируется как особое общее дело всего класса: поход, презентация книги, праздник, соревнование.
Одна из задач образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”. Данная программа призвана изложить содержание нового учебного модуля «Еравна и Я» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения. Главной целью является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Воспитательные задачи: пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; формирование толерантности и толерантного поведения в условиях поликультурности региона; укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями. В программе модуля «Еравна и Я» объединяются несколько предметов по принципу – диалог на заданную тему. Программа заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Содержание тематизма охватывает всё, что входит в понятие «красота». Основные содержательные линии модуля: «Красота природы», «Красота и симметрия», «Красота рукотворная», «Красота человека». Последовательность тем определяется календарём, временами года, праздниками. В блоке (разделе) помещаются различные нравственные и экологические темы. Содержание блоков и логика определяются возрастными особенностями учащихся и их подготовленностью к размышлениям, рассуждениям, умением выделять главную мысль. В результате ученики получают некую целостную картину мира в аспекте содержания вертикальной темы по предметам (истории, литературного чтения, русского языка, краеведения, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения).
Предполагаемые результаты обучения: освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни Еравны, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования; стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Программа «Еравна и Я» рассчитана на 33 занятия в год в первом классе и по 34 часа во 2-4 классах (всего 135 часов). Содержание модуля отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Изучение модуля «Еравна и Я» предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся. В программе модуля “Еравна и Я” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
1-й блок-модуль. Красота природы Растительный мир Еравнинского района. Их особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения, занесённые в Красную книгу. Животный мир Еравны, основные представители, адаптация животных к природным условиям региона. Мир птиц. Обитатели водоёмов. Использование и охрана животного мира. Животные, занесённые в Красную книгу.
Экологические проблемы Еравны. Практические работы: 1.Животные Еравны. 2. Растения на территории района. 3.Описание природного комплекса своей местности. Творческие работы:  1.Памятники природы нашего края. 2.Растения и животные края, занесённые в Красную книгу. 3.Проблемы охраны и преобразования природы.
2-й блок-модуль. Красота и симметрия Край в котором мы живём. Флаг и герб нашего района (типы симметрии).Достопримечательности нашего района. Симметрия в архитектуре. Конкурс рисунков «Моё село» (использование симметричных пропорций). Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент).Бурятские национальные орнаменты. Эвенкийские национальные орнаменты. Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре. Географическая карта Еравны. Масштаб. Условные знаки. Улицы села, промышленные и культурные центры. План местности, его чтение и составление. Ориентирование на местности. Определение направлений и расстояний по плану села. Легенда карт. Сравнение карт разного содержания по способам изображения. Положение Еравнинского района на административной и физической картах России, Бурятии. Практические работы:  1.Ориентирование. Съемка местности и построение плана в масштабе. 2.Определение направлений, расстояний, географических координат точек по карте Еравны. Творческая работа: «Топонимика названий улиц села»
.3-й блок-модуль. «Красота рукотворная» Народная музыка. Гимн нашей Еравны. Песни о нашей Еравне. Песни народов нашей Еравны (Русские народные, татарские, бурятские, эвенкийские) Семейный праздник «Поющая семья». Произведения писателей и поэтов Еравны. Поэты нашего района: Д-Н.Х.Халхаров. Юные поэты нашей школы. Встреча с поэтами школы. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае. В гостях у народных умельцев. Экскурсия в краеведческий музей имени Ц. Сампилова. Чудо-дерево. Чудесные превращения. Практические работы: 1.Встреча с писателями и поэтами Еравны. 2.Встреча с художниками 3. Издательство книжки малышки «Моя Еравна» Творческие работы: 1.Исследовательская работа: «Певцы родного края».
4-й блок-модуль. «Красота человека» Самобытность слова. Печатные издания нашего района и нашей школы. Культура речи «Как мы говорим?» Этимология слова. Откуда к нам пришли слова. Население нашего района. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи. Игры народов нашего края. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд. Национальный костюм. Национальная одежда, украшения русских, бурят , эвенков нашего края. «Откроем бабушкин сундук» - викторина. Творческие работы: 1. «Составление каталога литературы по изучению родного края». 2. «Происхождения местных географических названий». 3. Составление генеалогического древа семьи «Моя родословная». 4. «Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве». 5. Создание макета избы, юрты. 6. «Будущее моего села». 
      К концу первого класса дети должны знать и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение», родовые и семейные традиции, должны иметь представление о красоте и разнообразии природы Еравны; должны знать главные народные праздники, обогатить свою речь пословицами, загадками, сказками; К концу второго класса дети, должны знать и ценить природные богатства своего края, любить и охранять животных и растения, которые можно встретить на территории родного края. У учащихся должны укрепиться ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким. К концу третьего класса дети, должны знать бурятские и русские обычаи и обряды; любить и уметь исполнять песни о родном крае; знать о профессиях, распространенных на территории Еравны. К концу четвертого класса дети должны обладать знаниями по истории Отечества, гордиться историческим прошлым своего края, стремиться к самостоятельному изучению истории Еравны; понять, что история родного края - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, литературном творчестве писателей. Уметь составить “паспорт” , растения, животных своего региона. Знать культурные центры Еравны ( музеи). Уметь изготавливать гербарий растений различных природных сообществ края. Оценивание учебной деятельности происходит согласно критериям. осуществляется промежуточное оценивание, которое, особым образом не влияет на итоговую оценку, а в большей степени служит для поддержания познавательного интереса учащихся и создания "ситуации успешной деятельности". Итоговое оценивание работы происходит совместно после предоставления всех работ учащихся. Результатом деятельности учащихся является выполнение рисунков, написание творческих сочинений, изготовление поделок, сбор краеведческого материала, посещение разнообразных музеев, участие в акциях защиты животных, в озеленении и благоустройстве класса, школы, села.










Заголовок 1pђ Заголовок 3pђ Заголовок 415