Календарно-тематическое планирование Занимательная лингвистика 4 класс


Календарно - тематический план «Занимательная лингвистика» 4-й год обучения 34 часа
№ п/пТема учебного занятия Кол-во часов Содержание деятельности Воспитательная деятельность Дата проведения по плану Дата проведения по факту
Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия Фонетика и орфоэпия (7 часов)
1. Что такое орфоэпия? 1 Беседа о красоте и богатстве народной речи Конкурс на знание пословиц и поговорок .2. Что такое фонография или звукозапись? 1 Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок 3. Звуки не буквы! 1 Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова» Игра « Найди лишнее слово»
4. Звучащая строка. 1 Рассказ –загадка. Игра «Найди заблудившуюся букву» 5. Банты и шарфы. 1 Рассказ –загадка. Игра «Грустные превращения».Шарады. 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. 1 Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Выбор из стихотворений слов 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 1 Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов Лексикология (27 часов)
8. Имена вещей. 1 Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. 1 Работа с текстами на данную тему.
Игра «Умеете ли вы общатся?». 10. В царстве смыслов много дорог. 1 Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. 11. Как и почему появляются новые слова? 1 Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Нахождение неологизмов в текстах . 12. Многозначность слова. 1 Неологизмы в русском языке. Игра «Угадай-ка».
13. «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Признаки слов – пришельцев. Работа над стихотворением С. Я. Маршака Игра «Шесть и шесть». 14. Об одном и том же - разными словами. 1 Знакомство со словами- синонимами Работа над стихотворением А. Барто«Игра в слова» 15. Как возникают названия. 1 Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
16. Слова – антиподы. 1 Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. 17. Фразеологические обороты. 1 Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
18. Словари «чужих» слов. 1 Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. 19. Капитан и капуста. 1 Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Исправь ошибки». 20. «Он весь свободы торжество». 1 Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Игра « Произноси правильно». 21. Мы говорим его стихами. 1 Беседа о рифмах . Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. 22. Слова, придуманные писателями. 1 Работа со сказками разных жанров. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .23. Слова уходящие и слова – новички. 1 Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. 24. Словарь языка Пушкина. 1 Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. 25. Смуглая Чернавка. 1 Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» 26. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 1 Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 1 Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Сказка о словарных словах. Выборочный диктант. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? 1 Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграммРабота с примерами (Милан- налим, актер- терка ) 29. Словарь- грамотей. 1 Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами 30. Научная этимология. 1 Знакомство с происхождением шарад. Составление и разгадывание шарад 31. Какие бывают имена? 1 Знакомство с происхождением логогрифов. Составление и разгадывание логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. 32. Древнерусские имена. 1 Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». 33. Отчество и фамилия. 1 Игры на превращения слов 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? 1 Соревнование на проверку знаний по русскому языку.