Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная лингвистика


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
«Рассмотрено»
Методическое объединение учителей
Протокол №____
от«__» августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
______/С.В.Демидова./
«__» августа 2016г.
«Утверждено»
Директор
___________/Н.В.Порядина/
Приказ №
от «__» августа 2016г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная лингвистика»
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ФИО учителя: Афонасьева Н.В.
Тип программы: адаптированная
Возраст детей:11 лет
Срок реализации : 1 год
Руководитель:Афонасьева Надежда Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Русский язык – язык русского народа .Он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке, содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему речеведческих понятий, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных номах русского языка.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Фразеология», «Этимология», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация», «Культура речи».
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и деятельностной форме. Деятельностный подход осуществляется через практические занятия, творческие работы. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, мультимедийные презентации. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык, способствует вовлечению в творческий процесс, активизирует их познавательную деятельность, повышает работоспособность, влияет на качество успеваемости, развивает логическое и абстрактное мышление.
Вид программы – адаптированная.
Цель и задачи программы
Цель: – создание условий для самореализации талантливых школьников, способных к достижению высоких результатов в интеллектуальном труде и повышения их интересов к русскому языку.
Задачи:
Образовательная:
развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Развивающая:
1.развивать  смекалку и сообразительность;
2.приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
3.развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
4.учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Воспитательная:
1.воспитание культуры обращения с книгой;
  2. формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления
Отличительные особенности программы
Программа внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану.
Технологии:
разноуровневое обучение;
развивающее обучение;
обучение в сотрудничестве;
игровые;
коммуникативная технология.
Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Особенности возрастной группы
Возраст детей: 11-12 лет.
Особенности набора детей: свободный.
Число обучающихся: 7 человек, списочный состав группы.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 34 часа, 1 года обучения.
Число часов в неделю – 1 час.
Формы организации занятий:
- беседа;
- работа со словарями;
- конкурсы, викторины;
- познавательно-развлекательные игры;
- работа с дидактическим материалом;
- просмотр и анализ текстов;
- составление кроссвордов, ребусов;
- презентация;
- проектная деятельность.
Формы контроля
Конкурсы, викторины, тестовые задания, составление кроссвордов.
На каждом занятии прослеживается три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Планируемые результаты:
1. в результате изучения овладеют умением анализировать слово и текст, смогут решать задания повышенной трудности, решать ребусы, головоломки, отгадывать загадки, кроссворды;
совершенствовать орфографическую грамотность, речевую память;
высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
получат новые знания по этимологии слова;
получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
смогут проводить различные виды анализа слова.
6.Формируемые УУД при реализации данной программы
результаты формируемые умения
личностныеУУД осознание эстетической ценности русского языка;
эмпатия;
любовь и уважение к родному языку:
формирование чувства прекрасного;
интерес к чтению, потребность в нем;
интерес к письму;
стремление к речевому самосовершенствованию;
развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
регулятивные УУД самостоятельно формулировать тему и цели ;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные
УУД перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
коммуникативные УУД
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать точку зрения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы «Занимательная лингвистика»:
Организационное занятие
Знакомство учащихся с целью, задачами, с методикой проведения занятий, с планом работы. Распределение обязанностей среди обучающихся, заполнение анкеты.
Самостоятельные части речи.
Изменяемые и неизменяемые части речи. Грамматическое значение формы слова. Формообразовательные суффиксы.
Глагол. Морфологические признаки и синтаксические функции. Правописание глаголов.
Инфинитив. Виды глагола. Наклонение глагола. Времена глагола. Спряжение глагола. Правописание суффиксов глагола. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах
Корни с чередованием букв е-и.
Имя существительное. Морфологические признаки и синтаксические функции. Правописание существительных. Правильное употребление существительных
Род имён существительных. Падеж существительных. Склонение. Неизменяемые существительные. Ь знак на конце существительных 3-го склонения. Правописание суффиксов существительных. НЕ с существительными.
Имя прилагательное. Значение и основные грамматические свойства прилагательного. Правописание имён прилагательных. Правильное употребление прилагательных.
Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными.
Морфологические нормы.
Нормативное употребление форм слова.
Повторительно-обобщающие занятия.
№ п/п Раздел Всего В том числе
теория практика
1 Организационное занятие 1 1 2 Самостоятельные части речи
Глагол 12 4 8
3 Имя существительное 10 3 7
4 Имя прилагательное 8 2 6
5 Морфологические нормы 2 1 1
6 Повторительно-обобщающие занятия 1 1
Итого 34 11 23
Учебно-тематическое планирование
Календарно- тематическое планирование.

п/п №
темы Тема занятия Содержание занятий Дата по плану Дата фактич
1 1 Организационное занятие Знакомство учащихся с целью, задачами, с методикой проведения занятий, с планом работы. Распределение обязанностей среди обучающихся, заполнение анкеты.
02.09 Самостоятельные части речи . Глагол
2 1 Самостоятельные части речи. Изменяемые и неизменяемые слова.
Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. 9.09 3 2 Глагол. Морфологические признаки глагола.
Грамматическое значение глагола. Изменение глагола. 16.09 4 3 Не с глаголами Раздельное написание НЕ с глаголами, глаголы-исключения 23.09 5 4 Вид глагола
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Видовые
пары.
30.09 6 5 Корни с чередованием букв е-и Корни с чередованием букв е-и, условия выбора чередующейся гласной. 7.09 7 6 Инфинитив. Инфинитив. Буква Ь знак после Т и Ч в конце инфинитива 14.09 8 7 Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах
Неопределенная форма глагола. ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. 21.09 9 8 Наклонение глагола Изъявительное, условное и повелительное наклонение глагола. 28.09 10 9 Времена глагола Времена, изменение по временам, образование форм прошедшего врем. с помощью суффикса –Л-. 7.11 11 10 Спряжение глагола. Лицо и число глагола
Спряжение глагола. 1 и 2 спряжения глагола, глаголы-исключения.. Лицо и число глагола 14.11 12 11 Правописание безударных личных окончаний глаголов
Правописание безударных личных окончаний глаголов. 21.11 13 12 Глагол в тексте. Анализ художественного текста. Особенности употребления глагола. 28.11 Имя существительное
14 1 Имя существительное. Что обозначает имя существительное Имя существительное как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, синтаксическая роль в предложении, морфологические признаки им. существительного. 2.12 15 2 Род имен существительных Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных Категория рода имен существительных. Существительные общего рода. Способы определения рода несклоняемых им. существительных. 9.12 16 3 Род имен существительных Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных Категория рода имен существительных. Существительные общего рода. Способы определения рода несклоняемых им. существительных. 16.12 17 4 Падеж и склонение им. существительных. Ь знак на конце существительных 3-го склонения. Падеж и склонение им. существительных.
Три типа склонения им. существительных, система падежей в русском языке. Разносклоняемые существительные. 23.12 18 5 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных Падеж и склонение им. существительных.
Правописание падежных окончаний им. существительных 21.01 19 6 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных Падеж и склонение им. существительных.
Правописание падежных окончаний им. существительных 28.01 20 7 Не с именами существительными.
Правописание существительных с не. 03.02 21 8 Не с именами существительными Правописание существительных с не. 10.02 22 9 Употребление имен существительных в речи Морфологические признаки имен существительных. Синтаксическая роль. Имена существительные в речи. 17.02 23 10 Употребление имен существительных в речи Морфологические признаки имен существительных. Синтаксическая роль. Имена существительные в речи. 24.02 Имя прилагательное
24 1 Имя прилагательное
Что обозначает имя прилагательное Прилагательное как часть речи, общее значение, морфологические и синтаксические признаки 3.03 25 2 Прилагательные качественные, относительные, притяжательные Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия относительных, притяжательных и качественных прилагательных. 10.03 26 3 Правописание окончаний имен прилагательных Род, число, падеж имен прилагательных; согласование прилагательных с существительными. Способ проверки правописания падежных окончаний имен прилагательных. 17.03 27 4 Прилагательные полные и краткие Полная и краткая форма прилагательных. Изменение, синтаксическая роль кратких прилагательных 24.03 28 5 Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов К, СК, ОВ, ЕВ. 7.04 29 6 Не с прилагательными.
Правописание прилагательных с НЕ. 14.04 30 7 Не с прилагательными.
Правописание прилагательных с НЕ. 21.04 31 8 Имя прилагательное в тексте. Анализ художественного текста. Использование прилагательных в роли эпитетов. 28.04 Морфологические нормы русского литературного языка
32 1 Морфологические нормы русского литературного языка
Нормативное употребление форм слов. Синонимия грамматических форм. 5.05 33 2 Морфологические нормы русского литературного языка
Нормативное употребление форм слов. Синонимия грамматических форм. 12.05 Повторительно-обобщающие занятия
34 1 Повторительно-обобщающие занятия Тестирование 19.0510.Обеспечение реализации программы
Кадровый ресурс:
учитель
Материально-технические ресурсы:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
компьютер с художественным программным обеспечением;
мультимедиа – проектор;
магнитная доска;
экран навесной;
фотокамера цифровая.
11.Список литературы для учителя:
1. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
2. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.
3. Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
4. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
М. :МИРОС-МАИК, 2000 г.
5. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение 2010 г.
6. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.
7. Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
8. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М: Просвещение, 2000.
9. Бурмаков В.М. Русский язык в рисунках. – М: Просвещение, 2011.
10. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М: Знание, 2005.
11. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка.- М: Мнемозина, 2007.
12. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. Ростов –на – Дону: Учитель, 2007.
13. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. –М.: Дрофа, 2010.
14. Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5 – 9 классы. М.: ВАКО, 2012.
15. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
16. Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Автор – составитель: В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
Список литературы для учащихся:
1. Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. М: Дрофа,2012.
2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. М: Дрофа,2007
3. Львова С.И. Рабочие тетради к учебному пособию по русскому языку в 5 классе. М: Мнемозина,2012.
4.Тумина Л.Е. Сочини сказку. М: Дрофа,2006.
5. Козулина М. В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы.- Саратов, 2004.
Электронные ресурсы:
1. Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
2. Российский образовательный портал //www.school.edu.ru
3. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание.- М: Дрофа, 2007.
4. Сайт «Сеть творческих учителей»: Электронный документ. Режим доступа:http// fcior.edu.ru.