Развитие коммуникативных (личностных) УУД учащихся через систему воспитательной работы в школе.


Выступление на педагогическом советеГОУ школа №429 имени М.Ю.МалофееваГ.ЛомоносовСанкт-Петербург
классного руководителя 11 класса
Вороненко Татьяны Евгеньевны
(28 марта 2013г.)
Тема выступления : Развитие коммуникативных (личностных) УУД учащихся через систему воспитательной работы в школе.
    
    Школа – это мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения, надо
крепко держать ее в руках, если не хочешь
выпустить из рук будущее…
                                                                                                        Анри Барбюс.
     Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося.
 Личностные учебные действия  включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, формирование основ гражданской ответственности.                 Основные цели воспитательной деятельности классного руководителя:
 1.Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства  
        сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.
2.Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно – исторических ценностей, развитие творческой активности. 3.Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.4.Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности.
5.Формирование у детей понимание сущности основных социальных ролей в семье.
Принципы воспитательной работы:
-          гуманизация(во главе воспитательной работы стоит личность ребенка, развитие его способностей, мировоззренческих  начал);
-          демократизация (свободное, равноправное сотрудничество каждого учащегося с учителями и сверстниками);
-          индивидуализация (учет различий индивидуального, психолого-физических особенностей развития ребенка);
-          дифференциация (в соответствии с направлением развития личности).   
 Задачи воспитательной деятельности:
 
1.       Формирование самосознания и ценности человеческой жизни (своей и других), определение смысла жизни и профессиональной подготовки;
2.Выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого ученика и реализация их в различных сферах деятельности;
3.Приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формирование потребности личности ребенка к дальнейшему осознанному стремлению в духовном общении;
4.Формирование общечеловеческих норм гражданской морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения;
5.Развитие способности к объективной самооценке и самореализации в поведении, воспитании чувства собственного достоинства, способности к социальной адаптации;
6.Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям – сохранение окружающей среды, природы, общественных сооружений, духовных и материальных ценностей своего народа;
7.Воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности в деловых отношениях, экономической грамотности и предприимчивости;
8.Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, умения быть хорошим семьянином.
Формы этой работы очень разнообразны:
1) Это и классные часы, темы которых разнообразны: о природе и истории Родины, о законодательстве, правах и обязанностях учащихся, о нравственности, о дружбе и любви, о праздниках и знаменательных датах.
2) Беседы по профессиональной ориентации.
3) Работа по профилактике вредных привычек и антиобщественного поведения. 
В своем выступлении я остановлюсь на 2 приоритетных направлениях в своей работе:  
1.Культурно – просветительное направление.
1.      Классные часы культурно – просветительного содержания, большую помощь в этом оказала Гржебовская Г.В. Она не только интересно рассказывала из истории нашего города, но и показывала слайды презентации.
2.      Классные часы, посвященные писателям, поэтам, людям искусства
(работа проводилась во время Недели русского языка в школе)
3.      Экскурсии . Ребята моего класса побывали во многих музеях Санкт-Петербурга: Русский музей, Дворец Петра I, Аврора, Музей этнографии, Музей Октябрьской революции, Эрмитаж (посещали занятия по абонементу в течение 3 лет), Дорога жизни, Меншиковский дворец в Ораниенбауме, краеведческий музей в Г. Ломоносове, посетили музеи в пригородах Санкт-Петербурга: Лицей и Большой дворец в Царском селе, Гатчине, ездили в однодневный тур в Великий Новгород, двухдневный тур- Псков-Печоры.
Во время экскурсий учитель может совершенно по-другому увидеть своего ученика
( не только в плане дисциплины, но и его внутреннего мира), а учащиеся – не только узнать много нового и интересного для себя, но и больше времени проводить с одноклассниками. Следовательно, можно выявить лидера класса и ведомых детей, строить воспитательную работу так, чтобы все принимали участие в жизни класса.
2.Патриотическое направление.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Наш класс на протяжении 7 лет активно занимается патриотической работой в школе, носящей имя Героя России М.Ю.Малофеева.
За это время учащиеся моего класса, под руководством директора школьного музея А.С.Павлова и классных руководителей Вороненко Т.Е. и Киржаевой Е.В., провели большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а именно:
-изучали биографию Героя России,
-проводили экскурсии в музее боевой славы,
-защищали честь школы на районных конкурсах экскурсоводов,
-получили сертификаты экскурсоводов,
- участвовали в радиопередачах, посвященных памяти М.Ю.Малофеева,
- встречались с его одноклассниками,
- выступали на митингах в Александро-Невской Лавре у могилы героя,
-стояли в Торжественном карауле в школе в дни памяти -17 января и 25 мая, -возлагали цветы на могилу Малофеева и к школьной мемориальной доске,
-ездили в поселок Каменка(Ленинградская область)- место службы генерала,
-встречались с Беляевой Д.Д., матерью Героя России,
-выступали на районном конкурсе с литературно-музыкальной композицией, посвященной Защитникам Отечества.
Кроме того, мы с ребятами проводили уроки мужества, классные часы по патриотическому воспитанию, принимали участие в военно–спортивных играх на призы ДОСААФ, ухаживали за памятниками воинской славы(«Малая Пискаревка»),встречались с ветеранами Великой Отечественной войны,
18 февраля 2013 г. выступали на районном конкурсе, посвященном защитникам Отечества с литературно-музыкальной композицией, по итогам которого получили грамоту и благодарность от главы Петродворцового совета народных депутатов г.Санкт-Петербурга за военно-патриотическую работу в школе.
Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что наша школа проводит большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, и думаю , что ребята, занимающиеся в школе патриотической работой, станут достойными гражданами нашей Родины и пронесут гордое звание «малофеевцев» через всю свою жизнь.
Следовательно, воспитание гражданина – патриота – это стратегическая цель школы, она была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека ,любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины, – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Далее предлагаю для просмотра презентацию: «Мы малофеевцы».