Воспитание гражданско-патриотических качеств специалистов во внеклассной работе (из опыта работы классного руководителя)

Перелет Кристина Викторовна,
преподаватель, информационных технологий ГПОАУ АО
«Амурский педагогический колледж»
e-mail: air2108@rambler.ru

Воспитание гражданско-патриотических качеств будущих специалистов во внеклассной работе
(из опыта работы классного руководителя)

«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать -
воспитывать любовь к родным местам,
воспитывать духовную оседлость»
Д. С. Лихачев
Патриот– тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей
Личность - это результат социализации, усвоение традиций и систем ценностей, выработанных обществом, т.е. социальных норм и социальных ролей. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. Вопросы патриотического воспитания, становления гражданственности в нашей стране были важнейшей составной частью воспитания гражданина. Молодым людям прививались качества будущего защитника, патриота своей Родины.
Проблема воспитания нового поколения россиян с каждым годом звучит всё острее. Педагогические проблемы воспитания превращаются порой в общенациональную трагедию, если их своевременно не решать. Актуально звучат сегодня слова К.Д. Ушинского: «Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет». Наверное, не вызовет спора утверждение о том, что сейчас нравственное воспитание молодежи в стране резко ухудшилось, а отсюда – ошибки в выборе жизненных позиций, отношение к защите Отечества, к труду по созданию материальных ценностей, к ветеранам войны и труда.
В процессе формирования современной цивилизованной личности необходимо решать много воспитательных задач. Одной из них является воспитание патриота гражданина – личности, осознающей свою причастность к происходящим в современном обществе процессам и решению его насущных проблем.
Гармонизация гражданских и патриотических качеств – одна из сложных проблем, с решением которой сталкивается учитель. Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу.
Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние студенты зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.       В условиях колледжа большая роль в воспитании молодых специалистов принадлежит педагогическому коллективу и, в первую очередь, нам,
Главное для педагога, классного руководителя - передать студентам знания о традиционных демократических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в молодых специалистах, на личном примере показать связь традиционной национальной культуры с современностью
В период с 2013 по 2016 учебном году я так определила одну из важнейших задач воспитания классного коллектива: способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности студентов, воспитанию у них активной жизненной позиции.
В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания молодым специалистам я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации.",  Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом колледжа программой воспитательной работы в колледже.
При организации патриотического воспитания будущих специалистов придерживаюсь следующих принципов: принцип непрерывности и системности, концептуальные принципы совместного образования, принципы организации и самоорганизации, принцип развития.
При организации работы по патриотическому воспитанию студентов реализуется система воспитательных мероприятий :
классный час «Моя малая родина», конвент «Семья вчера, сегодня, завтра», они направлены на воспитание любви к родителям, родному дому, к родным и близким людям ;
участие в оказании волонтерской помощи ветеранам ВОВ, акции Бессмертный полк и Георгиевская ленточка способствуют воспитанию уважения к старшим, к людям труда, чувства благодарности к участникам ВОВ 
участие в фотоконкурсе « Моя малая Родина» .
классные часы: «Гражданин России кто он», «Героями не рождаются, ими становятся»,  «Человек – защитник своего Отечества» формируют у будущих специалистов гражданскую позицию .
Систему патриотического воспитания со студентами строю учитывая степень подготовленности их к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать согласно обстановке.
Создаю условия для развития у студентов творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности. Стремлюсь добиться позитивных результатов и эффективности любого воспитательного дела..
Особое внимание в работе со студентами уделяю воспитанию толерантности – способность проявлять терпимость , считаться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Глубокий отклик оставил в душах студентов классный час «Героями не рождаются, героями становятся» , который посвящён современные герои Амурской области.
16 ноября ежегодно в мире отмечается день толерантности. Традиционным для нас является урок «Мы очень разные, но мы вместе». В ходе беседы мы искали ответ на вопрос: Как жить в мире, где столько разных людей? Студенты разработали эмблему группы и вывели правила толерантного общения.
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи доказательные аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Не оценивай людей, а цени их.
Мы пришли к выводу: наша группа - это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
Большую роль, на мой взгляд, в воспитании патриота, гражданина своей родины является: посещение краеведческого музея . 9 февраля 2016 года мы ознакомились с экспозицией музея «Амурцы на фронте и в тылу». Такие посещения способствует воспитанию у студенческой молодёжи патриотизма, заставляют более глубоко интересоваться отечественной культурой, историческим прошлым, способствуют сохранению традиций и обычаев своего народа.
Таким образом,  гражданско-патриотического воспитание в работе классного руководителя  в современных условиях объективно является и признано государством  ключевым. Более того, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых профессионально - личностных качеств будущего специалиста..
Следовательно, классный руководитель является тем колёсиком и винтиком, в сложном механизме воспитания личности молодых специалистов, который своим кропотливым и постоянным  (пусть порой незаметным) трудом вносит свой неоспоримо важный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в мировоззрение обучающихся своей группы.
В заключении хочется сказать, что работа классного руководителя – это кропотливый труд, это не просто мероприятия отдельные, а это жизнь вместе со студентами и в колледже, и дома, и в социуме, и на практике в школах. поддержка их в трудную минуту. Я стараюсь воспитывать личность, формировать человека, способного к продуктивной творческой деятельности, способного любить свою Родину, сопереживать происходящее и обладать чувством ответственности за воспитание будущего поколения. В перспективе буду продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные формы и методы, соответствующие возрастным особенностям студентов.
Воспитав будущих специалистов патриотами, имеющими твёрдую гражданскую позицию, можно быть уверенными в становлении и развитии нашего общества как демократического государства.

Список использованных источников

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы". М.,2006.- 245 с.
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера; при участии А.Иоффе и Ч.Уайта. - М.: Межрегиональная ассоциация "За гражданское образование"; фонд "Сивитас", 2005.-85 с.
Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 - 11 классы / Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. - М.: ВАКО, 2006.-125 с.
Растить патриотов. Автор-составитель А. А. Аронов. - М.: ДОСААФ, 2008. - 145 с.
Современные образовательные технологии/ Г.К.Селевко. - М: Народное образование, 2004.-320 с.
Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса/ В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 2005.-98 с.









13PAGE 15


13PAGE 14315




15