Проектная работа по географии на тему: Путешествие по пещерным городам Крыма

На велосипеде по пещерным городам Крыма.
Автор работы: Лев Ящук, ученик 7 класса МБОУ «Лицей» г. Протвино, Московская область
Руководитель путешествия: Ящук Юрий Александрович.
Руководитель проектной работы: Сухих О.А. – учитель географии МБОУ «Лицей» г.Протвино
Содержание:
Введение
Маршрут путешествия по горному Крыму.
3. Краткая история Крыма.
4. Краткая история пещерных городов Крыма.
Пещерный город Эски-Кермен.
Пещерный город Мангуп.
Пещерный город Чуфут-Кале.
Итоги и выводы.

Введение Туризм – одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. На долю туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 11% мировых потребительских расходов. Число туристских потоков достигло 630 млн. человек. Туризм является выгодной и высокодоходной отраслью. Мировой опыт и практика экономической социальной и политической стабильности подтверждают, что географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы становятся всеобщим благом лишь посредством туризма. Темой моего исследования будут маршруты по пещерным городам в Автономной республике Крым – классика советского туризма, к сожалению, забытой российскими туристами. Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, крымский туризм и экскурсионная деятельность, оздоровление и лечение на полуострове привлекают значительную массу рекреантов, не только из России и всего бывшего Советского Союза, но и с дальнего зарубежья. Тесная связь России и Крыма, а с 2014 года территория Крыма вновь вошла в состав Российской Федерации, способствует тому, что среди посетителей региона – туристы из России занимают первое место. Мне трижды довелось совершить туристические путешествия по горному Крыму, в том числе и на велосипеде в компании своих одноклассников под руководством моего отца Юрия Александровича Ящука, генерального директора турфирмы «Золотые купола». Мне довелось увидеть и узнать древнюю историю населения полуострова, те памятники природы и архитектуры, которые сегодня являются всемирным достоянием культурного наследия. Актуальность выбранной темы продиктована интересом общества к современной политической ситуации между Россией и Украиной, в состав которой с 1954 года входила автономная республика Крым. «Возвращение Крыма – величайшее событие в современной истории России, ознаменовавшее начало процесса восстановления государства. Да, после этого последовал ряд санкций, усилилось давление на нашу страну. Запад не понимает того, что это было волеизъявление народа – люди вернулись к себе домой» из речи президента РФ В.В. Путина. «Крым – это жемчужина России. Сейчас очень важно помогать Крыму, и не только финансово, но и по линии культуры, туризма и образования, выстраивания связей между муниципалитетами. Крым - это лучший по климату российский курорт. Жители Московской области также проявили себя с лучшей стороны, они без промедления протянули руку помощи крымчанам, направив на полуостров и специалистов, и средства для решения первоочередных проблем в переходный период». Чем же мы юные жители Подмосковья можем помочь жителям Крыма в данной ситуации?
Гипотеза. Я считаю, что информационная поддержка, личный туристический опыт и пропаганда исторических, ландшафтно-геоморфологических и оздоровительных маршрутов по горному Крыму будет личной поддержкой жителям Крыма, встречающим туристов из Протвино.
Проблема. Повседневная жизнь в Крыму далеко не так безоблачна. Хотя зарплаты крымчан выросли, они составляют всего треть от средних значений по России. Основной источник доходов Крыма туризм в 2014 году резко сократился, и пока туристический поток медленно восстанавливается. Всего в Крыму около 15 тыс. памятников архитектуры, культуры и истории. На реставрацию дворцов и памятников на полуострове из федерального бюджета в прошлом году было [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но этого мало. Многие памятники находятся в плачевном состоянии. Организованный туризм будет приносить доходы республике Крым, которые помогут восстановлению данных объектов.
Целью данной работы является разработка маршрута семейного активного отдыха на территории Юго-Западного Крыма в русле перспектив развития туристско-рекреационного потенциала Крыма. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Оценить состояние природно-рекреационных, экономических и культурно-исторических  ресурсов Южного Крыма, собрать и проанализировать информацию из различных источников. 
2. Рассмотреть спортивный семейный туризм, как одно из направлений развития туризма в республике. 
3.Составить и описать историю и географию пещерных городов Крыма.
4. Описать пройденное весной 2014 и 2015 годов туристическое велопутешествие по маршруту древних пещерных городов Мангуп-Кале, Эски-Кермен и Чуфут – Кале.
5.Составить дневник – фотоотчёт велосипедного маршрута в майские праздничные дни 2014 и 2015 годов.
6. Подготовить презентацию маршрута для рекламы и пропаганды майского отдыха в Крыму.
Объектом исследования является – Автономная республика Крым Предмет исследования – пещерные древние города Крыма. Методы работы:
Теоретический метод.
Эмпирический метод (визуальные наблюдения).
Метод ИКТ.
Основная часть.
Глава 1  География Крыма.
1.1 Общая география Территория Крым расположен на Крымском полуострове на широте южной Франции и северной Италии. На севере полуостров соединяется с материком узким Перекопским перешейком. С запада и юга Крым омывают воды Черного моря. С востока и северо-востока полуостров окружают Керченский пролив и Азовское море, которое образует Казантипский, Арабатский и Сивашский заливы. Общая протяженность границ Крыма – более 2500 км. Площадь – 26 тыс. кв. км. Автономная Республика Крым вновь входит в состав РФ с марта 2014 года. В территориально-административный состав Крыма входят села, поселки городского типа, города, районы, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов. Республиканский центр – Симферополь. Административное деление – 14 районов. Город Севастополь имеет особый статус. В Крыму 18 городов. Крупнейшие из них: Симферополь, Севастополь, Ялта, Алушта, Евпатория, Керчь, Феодосия, Судак, Бахчисарай, Джанкой, Саки. Северная, большая часть полуострова, представляет собой степную равнину – Степной Крым, южная, меньшая часть, занята крымскими горами, которые простираются от Севастополя до Феодосии и состоят из трех параллельных гряд с пологими северными и крутыми южными склонами. Вдоль южного подножия южной гряды простирается прибрежная полоса южного берега Крыма. Реки Крыма маловодны; важнейшие Черная, Бельбек, Кача, Альма, Салгир. На реке Салгир построено Симферополское водохранилище. Имеется несколько крупных озер лиманов: Красное, Старое, Сакское, Акташское, Тобечикское и д.р. Поверхность северной части в основном распахана. На небольших участках сохранилась степная растительность. В горах, особенно на северных склонах, леса: дубовые, буковые, буково-грабовые, местами сосновые. На южном берегу Крыма растительность средиземноморского типа. Многочисленные парки из декоративных деревьев и кустарников, сады, виноградники, табачные плантации. На южном берегу расположены основные города и курорты: Ялта, Мисхор, Алупка, Симеиз, Гурзуф, Алушта и д.р. Главные города: Симферополь, Севастополь, Керчь. Климат большей части Крыма можно охарактеризовать как климат умеренного пояса – мягкий степной в равнинной части, более влажный, характерный для широколиственных лесов в горах. Южному берегу Крыма свойственен субсредиземноморский климат. Основных же факторов, которые влияют на климат полуострова, два: Крымские горы и близость моря. Зимой оно играет роль огромной «грелки», а летом несколько уменьшает жару. Теплый воздух, приходящий в Крым с юга, относительно свободно проникает через невысокие Крымские горы в степные районы полуострова. При вторжении же холодного плотного арктического воздуха горы препятствуют его проникновению на Южный Берег Крыма. При этом велика роль не столько высоты Крымских гор, сколько их общего направления – с запада на восток, параллельно побережью. Крым относится к числу наиболее солнечных районов европейской части СНГ. Годовая продолжительность солнечного сияния здесь изменяется в пределах 2180 – 2470 часов. Особенно она велика на морском побережье, где бриз препятствует образованию облаков. Из годовой суммы радиации Крым получает зимой примерно 10%, весной – 30%, летом – 40% и осенью – 20%. Наибольшее количество солнечного тепла полуостров получает тоже летом. Минимальное количество приходится на горные районы, а максимальное – на западное побережье.

1.2  Жизнь Таврических гор. Исследователи относительно точно расшифровали древнюю летопись геологической истории Крымских гор, начиная с триасового периода.
 В палеозое на месте будущих гор было дно древнего моря Тетис с вулканической активностью дна, и в прогибе земной коры постепенно скапливалась толща осадочных пород. Около 200 миллионов лет назад море отступило. Смятая в складки Таврическая платформа стала основой для преимущественно осадочных известняковых Крымских гор. Затем в среднеюрском периоде под земной корой активизировалась магма (часть вулканов еще находилась под водой, другие образовывали острова, третьи были частью горного массива). Там, где магма не дошла до поверхности земной коры, она затвердела в виде целых массивов магматических пород. В меловом периоде из-за опускания Скифской платформы море вновь покрыло территорию Крыма. Тогда же начался процесс сводового поднятия горного Крыма. Формирование Крымских гор, относящихся к зоне альпийской складчатости, продолжается и в современную эпоху.  Вытянутый с юго-запада на северо-восток горный массив длиной около 180 км и шириной до 50 км протянулся от окрестностей Балаклавы до Феодосии (если брать в расчет геологическое строение, то западной оконечностью первой гряды следует считать мыс Фиолент). С высоты птичьего полета (а также из космоса и на физической карте) четко прослеживаются составляющие его три гряды, разделенные продольными долинами: Главная (Южная), Внутренняя и Внешняя.
 
Внешняя гряда, представляющая собой куэсту, плавно поднимается от равнины на севере до плосковершинных возвышенностей высотой 149-350 м (самое высокое место у Бахчисарая); гряда заканчивается в районе города Старый Крым. Внутренняя гряда, берущая начало от Сапун-горы близ Севастополя и заканчивающаяся тоже около Старого Крыма, состоит из нескольких массивов: Мангупа на западе, Ак-Кая на востоке и др. Ее самый высокий массив Тора-Кубала достигает отметки 766 м. И наконец, Главная гряда самая древняя и самая возвышенная часть полуострова, протянувшаяся до массива Большой Агармыш, практически уничтоженного имеют платообразные вершины, которые называются яйлами (тюркское слово, обозначающее «летнее пастбище»). Каждая яйла носит свое название: Ай-Петринская, Ялтинская, Никитская, Долгоруковская, Бабуган-яйла, Караби-яйла и др. Высочайшая точка находится в массиве Бабуган-яйла это гора Роман-Кош (1545 м над у.м.; хотя долгое время самой высокой ошибочно считалась западная вершина Чатырдага Эклизи-Бурун высотой 1527 м) на территории старейшего и крупнейшего государственного Крымского природного заповедника наследника «Заказника императорских охот» (с 1913 г.). На территории горного Крыма есть еще Ялтинский горно-лесной и Карадагский природные заповедники и прибрежно-аквальный комплекс мыса Мартьян на Южном берегу. Они вместе занимают 43,8% всей заповедной площади Крыма, образуя основу природного заповедного фонда полуострова. На территории горного Крыма есть что охранять: только официально здесь зарегистрировано около 120 природоохранных объектов. Не говоря уже о культурно-исторических памятниках, напоминающих о древней, сложной, «многослойной» истории полуострова, на котором сменило друг друга столько племен и народов...

Маршрут путешествия по горному Крыму.
Наш пешеходный маршрут по Крыму в 2014 году был составлен таким образом, чтобы посетить основные пещерные города Крыма – Эски-Кермен, Мангуп и Чуфут-Кале и увидеть различные эпохи в жизни полуострова, через который прошло огромное количество разных народов, на примере одних из интереснейших объектов Крыма – пещерных городов. Еще мы побывали в действующем пещерном монастыре Челтер-Коба и поднялись к Сюйреньской крепости. Интересным был пешеходный переход в Качинскую долину, где в Алимовой балке мы познакомились с древними легендами о разбойнике Алиме и увидели наскальные рисунки древних людей – петроглифы. Нам также удалось посетить Свято-Успенский православный мужской пещерный монастырь и комплекс Ханского дворца в Бахчисарае. Несмотря на то, что мы использовали авто-заброски из одной долины в другую, пешеходные переходы по маршруту составили около 60 км гористой местности с перепадами высот около 350 метров ежедневно. Когда-то в СССР пешие и веломаршруты по горному Крыму были классикой. Но выросло целое поколение, не знающее и даже не подозревающее об этих возможностях. Сегодня с возвращением Крыма в Россию, наши школьники получили возможность знакомиться в походах по Крыму с историей своей Родины, имеют возможность самостоятельно посетить один из самых насыщенных экскурсионными и историческими объектами регион. История Крыма неотделима от истории России. Необходимо как можно больше пропагандировать, совмещать и внедрять походное движение в школьные программы. Лучшее время для таких походов это весна (обычно майские праздники) и июнь-месяц.
30 апреля. 1 день
Вылет из Москвы в Симферополь. Встреча в аэропорту Симферополе. Трансфер до села Красный Мак, обед, радиальный выход в пещерный город Эски-Кермен. Осмотр пещерного города. Возвращение и установка палаток на турприюте «Эски-Кермен». Ужин. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1 мая. 2 день.
Завтрак. Переход по долине Джин-Дере к селу Ходжа-Сала (мы взяли УАЗ для выезда на джипе на перевал), выход через перевал к селу, посещение и осмотр радиально пещерного
города Мангуп. Размещение на турстоянке у озера в палатках. Ужин. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2 мая. 3 день.
Завтрак. Пеший переход (заброска с использованием авто) к селу Большое Садовое. Радиальный выход к пещерному монастырю Челтер-Коба, далее переход на соседнее плато Куле-Бурун к руинам Сюйреньской крепости. Спуск к селу, ужин и ночевка в палатках на приюте.
3 мая. 4 день.
Завтрак. Авто-джип выезд на плато через Змеиную балку, далее пеший переход на плато Курбан-Кая к г. Кубышке, выход через балку Кислая на плато Бурун-Кая, осмотр наскальных рисунков и спуск через самшитовую рощу в Алимову балку. Ужин, палаточный лагерь под скалами на турстоянке Алимова балка. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4 мая. 5 день.
Завтрак. Посещение древней пещеры разбойника Алима - легенда, осмотр древних петроглифов. Спуск в Качинскую долину, проход мимо монастыря Качи-Кальон в село Баштановка, прогулка на горное озеро, ночь и ужин на т\б Колесо. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5 мая. 6 день
Завтрак. Трансфер в Бахчисарай. Размещение на базе МЧС. Посещение пещерного города Чуфут-Кале, Ханского дворца, ночное посещение музея «Крыма в миниатюре». Ужин, ночь на базе МЧС.
6 мая. 7 день
Завтрак, трансфер в аэропорт Симферополь. Вылет в Москву.
3. Краткая история Крыма.
Население средневековой Таврии сформировалось на базе разно этнических групп, пришедших на полуостров в разное время. С древних времен Крым был настоящим этническим котлом, в котором переплавлялись племена и народы. Крым имеет тюркские, ираноязычные, остские, славянские и греко-эолийские переплетенные корни.
1.СТОЯНКИ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ В КРЫМУ.
Благоприятные природные условия Крымского полуострова и его удобное местоположение способствовали тому, что Крым стал одной из колыбелей человечества. На южном берегу Крыма найдено много орудий труда отнесенных к древнему каменному веку (раннему палеолиту). Им около 800 000 лет до н.э. Это орудия принадлежали питекантропам. Более 100 тысяч лет назад природные и климатические условия, обилие животных, на которых можно было охотиться, привели на полуостров первобытных людей - неандертальцев. Почти во всех крымских историко-краеведческих музеях можно встретить уникальные экспонаты - археологические находки, найденные учеными в пещерах Крыма, гротах, под навесами скал, служивших первобытному человеку естественным убежищем. Некоторые из них, например погребение неандертальского человека в пещере Киик-Коба, что недалеко от пос. Зуя, относятся к древнейшим в Европе. Знаменитая находка черепов и скелетов в пещере Мурзак-Коба палеонтологом Бонч-Осмоловским, установила время появления в Крыму кроманьонцев (около 100 000 лет до н.э.). Постепенно они сменили неандертальцев.
2.ТАВРЫ И КИММЕРИЙЦЫ - ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ КРЫМА.
До наших дней дошли немногочисленные памятники древних аборигенов полуострова - тавров, проживающих в горных районах полуострова, по имени которых полуостров древние греки стали называть Таврикой. Древние авторы описывали тавров как жестоких, кровожадных людей. Умелые моряки, они занимались пиратством, грабя идущие вдоль побережья суда. Пленников приносили в жертву богине Деве (греки ассоциировали ее с Артемидой), сбрасывая в море с высокого утеса, где находился храм. Однако современные ученые установили, что тавры вели скотоводческо-земледельческий образ жизни, занимались охотой, рыболовством, сбором моллюсков. Жили в пещерах или хижинах, а на случай нападения врага устраивали укрепленные убежища. Археологи обнаружили таврские укрепления на горах Уч-Баш, Кошка, Аю-Даг, Кастель, на мысе Ай-Тодор, а также многочисленные захоронения в так называемых каменных ящиках - дольменах. Они представляли собой четыре плоские плиты, поставленные на ребро, пятая закрывала дольмен сверху. По имени этих племен назывался полуостров в античный и средневековый периоды истории и до XV века. Византийский историк, писатель и военный деятель Прокопий Кесарийский называл полуостров Таврией, в древнерусских летописях он упоминается под названием Таврика.
Также считается, что одним из первых народов, живших в степной части Крыма в XV-VII веке до н.э. были киммерийцы. Эти воинственные племена ушли из Крыма в IV - III веках до новой эры из-за не менее агрессивных скифов и затерялись в огромных пространствах азиатских степей. 0 нем напоминают, пожалуй, лишь древние топонимы: Киммерийские стены, Боспор Киммерийский, Киммерик...
3.ОСВОЕНИЕ КРЫМА СКИФАМИ И ГРЕКАМИ.
Около 722 года до н. э. скифы были изгнаны из Азии и основали новую столицу, Неаполь Скифский, в Крыму на реке Салгир (в черте современного Симферополя). "Скифский" период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения северо-западного Крыма составляли народности, пришедшие из Приднепровья. В VI – V веках до н. э., когда в степях хозяйничали скифы, на побережье Крыма появились греки - эллины из Эллады и начали основывать основать свои торговые колонии. Появилось несколько поселений на западном побережье Крыма. Самые крупные из них - Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (Черноморское). В последней четверти V века до н. э. выходцы из греческого города Гераклеи основали рабовладельческую республику город Херсонес Таврический. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Теперь это территория Севастополя. К началу III в. до н. э. Херсонес превратился в независимый от греческой метрополии город-государство. Он становится одним из крупнейших полисов Северного Причерноморья. Херсонес в период расцвета - крупный город-порт, окруженный мощными стенами, торговый, ремесленный и культурный центр всего юго-западного побережья Крыма. Все западные греческие города поселения входят в его состав.
Другое на востоке – Боспорское автократическое государство, с входящей в него Феодосией, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы») на территории современной Керчи. Греческие колонисты привезли на берега Киммерии-Таврики свое искусство строить корабли, выращивать виноград, оливковые деревья и другие культуры, воздвигать прекрасные храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений – полисов. Греческая культура оказала огромное влияние на духовный мир тавров, скифов, аланов, сарматов, караимов, авар, болгар, половцев и других племен. Но взаимоотношения разных народов складывались непросто. Мирные периоды сменялись враждебными, часто разгорались войны, вот почему греческие города защищали крепкие стены.
В IV веке, после раздела Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую), в сферу интересов последней вошла и южная часть Таврики. Херсонес (его стали именовать Херсон) становится главной базой византийцев на полуострове.
Из Византийской империи в Крым пришло христианство. Согласно церковному преданию, первым благую весть принес на полуостров Андрей Первозванный, большую проповедническую деятельность вел третий епископ Рима святитель Климент, сосланный в Херсонес в 94 году. В VIII веке в Византии началось движение иконоборчества, уничтожались иконы и росписи в храмах, Монахи, спасаясь от преследований, переселялись на окраины империи, в том числе в Крым. Здесь, в горах они основали пещерные храмы и монастыри: Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие.
4.НАШЕСТВИЕ ГОТОВ и ГУННОВ.
Побывали в Крыму и готские племена. Их переселение, которое было вызвано, отчасти, изменением климата, отчасти давлением гуннов, стало началом великой эпохи переселения народов. Крым стал именоваться «Готией». А в 370 году на земли Тавриды обрушились полчища тюркских кочевых племен - гуннов. Это нашествие стало очередной кровавой страницей в истории Крыма. Под их ударами погибли скифское государство, племена аланов, сарматов и Боспорское царство, в руинах лежали Неаполь, Пантикапей, Херсонес, Танаис и многие города и села. А гунны помчались дальше, в Европу, где стали причиной гибели великой Римской империи.
Готы были очень восприимчивы к веяниям местных обычаев, они быстро попали под культурное влияние Византии, в их среде распространилось христианство, правда арианского (еретического) типа. Согласно источникам, в том числе и археологическим, голубоглазое население германского этноса выдержало нашествие гуннов, но было уничтожено татаро-монгольским нашествием.
5.НАШЕСТВИЕ ХАЗАР С ПЕЧЕНЕГАМИ И ПОЯВЛЕНИЕ В КРЫМУ СЛАВЯН.
В конце VI века в Крыму появляется новая волна кочевых тюркских завоевателей – печенеги и хазары, потомками хазар считаются караимы. Они заняли весь полуостров, за исключением Херсона (так называется Херсонес в византийских документах). С этого времени город начинает играть заметную роль в истории империи. В 705 г. Херсон отделяется от Византии и признает Хазарское ханство. На что Византия в 710 г. отправляет карательный флот с десантом. Падение Херсона сопровождалось небывалой жестокостью, но не успели войска покинуть город, как он снова восстал. Объединившись с изменившими Византии карательными войсками и союзниками хазарами, войска Херсона вступают в Константинополь и ставят своего императора.
В IX веке активно вмешивается в ход крымской истории новая сила - славяне. Одновременно происходит закат хазарской державы, окончательно разгромленной в 60-х годах X века киевским князем Святославом Игоревичем. В 988-989 годах киевский князь Владимир взял Херсон (Корсунь), где и принял Христианскую веру.
6.МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ
В начале XIII века Крым захватили монголо-татары. Улус-беи распределили между собой земли Крыма и основали на них бейлыки - княжества. Резиденция наместника находилась в городе Солхат (ныне - Старый Крым). Именно татары стали называть этот город Крым. Уже позже это название стало относиться ко всему полуострову. Современные историки считают, что название Крым произошло от тюркского слова "кырым" – ров. Очевидно, имелся в виду ров на Перекопском перешейке. Первоначально татары оседали в восточном и степном Крыму. После вторжения в Крым войск Золотоордынского хана Ногая в 1299 году, из-за поднявшейся смуты в Крымском улусе, татары проникают в юго-западный Крым. К концу XIV века в Крыму появляется новая область с центром в Кырк-Оре (Чуфут-Кале) близ современного Бахчисарая. Обосновавшиеся в Крыму татары в XIV - XV веках ведут борьбу за отделение от Золотой Орды и образование самостоятельного государства Крымского ханства. Золотая Орда вступает в полосу междоусобиц. Уже в конце XIV столетия арабский автор вспоминает о времени, когда караваны, двигаясь от Хорезма до Крыма, не покидали пределов одного государства, как о безвозвратно прошедшем. В 1395 году войска Тимура подвергают Солхат-Крым разгрому. Попытка хана Тохтамыша сплотить Золотую Орду на рубеже XIV - XV веков оказалась неудачной. В начале XV века золотоордынским наместником в Крыму становится Хаджи-Гирей (внук Тохтамыша из рода Чингизидов, т. е. потомков Чингисхана). Он приложил много усилий, чтобы добиться независимости и стать во главе ханства, отдельного от Золотой Орды. При поддержке крымских беев он достигает своей цели. Хаджи-Гирей стал ханом в 1428 году. Этот год можно считать годом основания Крымского ханства. Ставка хана постоянно размещается в Бахчисарае, название города возникло от слово сарай – дворец крымских ханов, ранее греческого Мариамполя, существовавшего здесь с древнейших времён.
7.ТУРКИ ИЗГОНЯЮТ ГЕНУЭЗЦЕВ И УНИЧТОЖАЮТ ФЕОДОРО.
Долгий период крымской истории связан с генуэзцами. В 60–е годы XIII века по договору с татарами генуэзцы основали на месте древней Феодосии свою торговую факторию Каффу. Они поддерживали союзнические отношения с золотоордынскими ханами, которые формально являлись верховными владетелями территорий колоний, но предоставляли им полное самоуправление, сохраняя власть лишь над подданными ханов. В 1380 генуэзская пехота даже участвовала на стороне Мамая в Куликовской битве. Они овладели Судаком (Солдайей), а так же Черкио (Керчью). В середине XIV века они обосновались в непосредственной близости от Херсона - в бухте Символов, основав там крепость Чембало (Балаклава). После падения Византии в 1453 году международное положение колоний ухудшилось. Усилилось военно-политическое давление Крымского Ханства, В этот же период в горном Крыму образовалось православное княжество Феодоро с центром в Мангупе и отношения генуэзцев с Феодоро были враждебны.
Весной 1475 года у берегов Кафы появился турецкий флот. Хорошо укрепленный город смог продержаться в осаде только три дня и сдался на милость победителя. Захватив одну за другой прибрежные крепости, турки положили конец генуэзскому владычеству в Крыму. Достойное сопротивление встретила турецкая армия у стен столицы Феодоро. Захватив город после шести месяцев осады, они разорили его, жителей убили или увели в рабство. В течение 300 лет Крым находился под властью Османской империи. Крымский хан стал вассалом турецкого султана, а Крымское ханство стало проводником агрессивной политики Турции по отношению к Московскому государству. Набеги татар на южные земли Украины, России, Литвы и Польши стали постоянными.
8.ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА К РОССИИ.
Россия, стремившаяся обезопасить свои южные границы и получить выход к Черному морю, не единожды воевала с Турцией. В войне 1768-1774 гг. турецкие армия и флот потерпели поражение, в 1774 году был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. К России перешли в Крыму Керчь с крепостью Ёни-Кале, крепости Азов и Кин-бурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.
Зимой 1780 года в Крымском ханстве вспыхнул мятеж, в результате чего прорусский хан Шахин-Гирей был вынужден бежать в русский порт Керчь. Его место занял Бахадыр-Гирей, ориентировавшийся на Турцию. А между Крымом и Турцией уже существовал договор, по которому султан пожизненно признавал ханом именно Шахин-Гирея, турецкие власти были настроены изменить условие этого договора. Перед Екатериной встал выбор: либо просто восстановить Шахин-Гирея на троне, либо, воспользовавшись ситуацией, окончательно решить территориальный вопрос в свою пользу. В августе 1782 года Екатерина передала Потемкину приказ вступить в Крым и вернуть власть прежнему ставленнику. Но уже тогда она понимала, что это будет лишь первый шаг к последующей аннексии Крыма. Воспользовавшись поддержкой Англии и Франции, которые были заинтересованы в ослаблении Турции, Потемкин и его приближенные начали разрабатывать сценарий, при котором Россия имела бы достаточные основания присоединить к себе Крым. Поводом могло послужить вмешательство Турции во внутренние дела Крыма, несоблюдение ею условий договоров, однако Турция таких поводов не давала, потому пришлось воспользоваться предлогом заявить, что турки напали на Тамань. В 1783 году после русско-турецкой войны Крым был присоединен к Российской империи. Это способствовало укреплению России, ее южных границ обеспечивало безопасность транспортных путей на Черном море.
Большинство мусульманского населения покинуло Крым, перебравшись в Турцию, край обезлюдел и пришел в запустение, Чтобы возродить полуостров, князь Г. Потемкин, назначенный губернатором Тавриды, стал переселять из соседних районов крепостных и отставных солдат. Так появились на крымской земле новые деревни Мазанка, Изюмовка, Чистенькое... Труды Светлейшего князя не прошли даром, экономика Крыма стала быстро развиваться, разбивались сады, виноградники, табачные плантации на Южном берегу и в горной части. На берегу превосходной природной гавани закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. У небольшого городке Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической губернии.
В январе 1787 год императрица Екатерина II в сопровождении австрийского императора Иосифа I путешествующего под именем графа Фанкельштейна, послов могущественных стран Англии, Франции и Австрии и многочисленной свиты отправилась в Крым, чтобы осмотреть новые земли продемонстрировать своим союзникам мощь и величие России: Императрица останавливалась в путевых дворцах, выстроенных специально для нее. Во время обеда в Инкермане шторы на окне неожиданно раздвинули, и путешественники увидели строящийся Севастополь, военные корабли, приветствовавшие императриц залпами. Эффект был потрясающий!
4. Краткая история пещерных городов Крыма.
Места, которые сейчас мы называем «пещерными городами» издавна были пристанищем для первых людей. На Южном берегу Крыма ялтинским исследователем Сергеем Жуком было найдено множество орудий труда имеющих возраст около 800 000 лет, относящиеся ко времени обитания питекантропов (древнекаменный век палеолита). Пещерная стоянка людей древнекаменного века (ашельского периода палеолита) – «Волчий грот» была обнаружена русским ученым Мережковским у села Мазанка. На территории России это был первый памятник времен древнего палеолита. Известно, что в удобных для жилья пещерах крымских предгорий селились неандертальцы. Всего в Крыму обнаружено около 15 стоянок неандертальцев ашельской и мустьерской эпохи палеолита. Знаменитая находка черепов и скелетов в пещере Мурзак-Коба палеонтологом Бонч-Осмоловским установила время появления в Крыму кроманьонцев (около 100 000 лет до н.э.). Эпизодически проводившиеся исследования Чуфут-Кале, показывают, что это место было заселено еще в неолите, не менее 7 тыс. лет назад. Люди выбирали надежные для жизни труднодоступные возвышенности, контролирующие долины. Возможность жить в пещерах только способствовало этому выбору.
Юго-Западный, горный Крым и в античной, и в средневековой литературе описывался как особый в культурном и историческом отношении регион. Для древних греков это был край тавров, чьё отличие от остальной Скифии они всячески подчёркивали, а в средневековье, в эпоху нашествий кочевников, крымское нагорье стало основным районом обитания оседлого земледельческого населения. Это и послужило основой возникновения и расцвета «Пещерных городов» этих удивительных своеобразных историко-археологических памятников средневекового Крыма. Крепости и монастыри расположены на труднодоступных возвышенностях, так называемых столовых горах Внутренней гряды Крымских гор, среди удивительной природы, которая на небольшом пространстве сосредоточила все, что поражает воображение горы, леса, ущелья и головокружительные обрывы. О названии «пещерные города». Это название достаточно условно, т.к. существовали феодальные крепости-замки (Бакла, Тепе-Кермен, Кыз-кермен, Каламита, Сюреньская крепость); монастыри, не имевшие специальных оборонительных сооружений, но расположенные в труднодоступных местах в горах (Успенский, Шулдан, Челтер) и собственно города, центры торговли и ремесла вблизи оживленных торговых путей. Это Мангуп н Чуфут-кале, причем как города они функционировали в XIVXV вв., а на раннем этапе это скорее крепости. И все эти объекты сегодня мы называем «пещерными городами», хотя они весьма различны своей историей и назначением.
В те далекие времена жить в богатых и удобных долинах было опасно, так как Крымский полуостров подвергался бесконечным набегам кочевых племен. В такие периоды людям, которые жили здесь, приходилось покидать свои жилища и уходить в горы, в безопасные места, либо поблизости строить оборонительные сооружения. К таким сооружениям, огражденным мощными оборонительными стенами с боевыми башнями, пещерами, неприступными казематами и естественными преградами обрывистыми неприступными скалами, относятся «Пещерные города», построенные в VI–X вв. потомками тавров, скифов, сармато-аланов, греков-эллинов, кераимами. Так как осады городов могли продолжаться долго, а жителям, прятавшимся за стенами крепостей необходима была вода. Практически в каждом городе существовали тайные осадные пещерные колодцы. Это сложные рукотворные гидротехнические сооружения, вырытые в скалах, для сбора воды, весьма глубокие уходившие порой на 100 метров вглубь в скалы. Осадный колодец можно увидеть в Эски-Кермене. Совсем недавно, несколько лет назад, был обнаружен осадный колодец в Чуфут-Кале. Вырублена специальная пещера, в ней устроена винтовая лестница вырубленная в скалах, она спускается вниз на 80 метров к месту, где происходило накопление воды.
После присоединения Крыма к России постепенно «пещерные города» утратили свое первоначальное назначение. Их жители переселились в близлежащие города. «Пещерные города» опустели.
В литературе первые сведения о «пещерных городах» встречаются в XIII в. Это, в основном, краткие упоминания в заметках путешественников, географических обзорах в некоторых исторических документах. Довольно подробное описание «пещерных городов» оставил Мартин Броневский посол польского короля Стефана Батория к крымскому хану. Мартин Броневский побывал в Крыму в 1578 г., и его рассказ представляет интерес как свидетельство очевидца.
Первые научные описания «пещерных городов» принадлежат академику П.С. Палласу, выдающемуся ученому XVIII веков. Немало сделано в изучении «пещерных городов» видным исследователем Крыма академиком П.И. Кеппеном в XIX в. и нумизматом, историком и археологом А.Л. Бертье-Делагардом. В конце XIX начале XX в. Археологические исследования «пещерных городов» продолжили современные ученые В.П. Бабенчиков, Е.В. Веймарн, А.Г. Герцен, О.И. Домбровский, Н.И. Репников, Д.Л. Талис, Ф.И. Шмидт, А.Л. Якобсон и др.
Название «пещерные города» условное. Застройка их состояла из жилых наземных сооружений и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначений. Наземные постройки сохранились плохо. Остались главным образом пещеры, давшие повод путешественникам XVIII–XIX вв. полагать, что они использовались для жилья. Отсюда и название городов «пещерные».
«Пещерные города» в Крыму разделены исследователями на три группы. В первую входят значительные по площади города Экси-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен. Мы посетили три из них - Экси-Кермен, Мангуп и Чуфут-Кале.
Интересна история пещерных монастырей. Появляются они в конце VII начале IX в. Они не имели специальных оборонительных сооружений. В пещерах располагались монашеские кельи, храмы, ризницы, усыпальницы и другие культовые и хозяйственные помещения. Возникновение их связывают с иконоборческим движением в Византии. Это движение по существу являлось внешним проявлением внутриполитической борьбы между светской властью Византии и монастырями, сосредоточившими в своих руках огромные земельные владения. Начало иконоборчеству положил византийский император Лев III Исавр, издавший в 726 г. эклогу против почитания икон. Новый император Константин V созвал церковный собор, который осудил иконопочитание как идолопоклонство. При этом преследовались совсем не религиозные цели иконоборчество было лишь предлогом. Императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земли переходили в собственность государства, здания превращались в казармы, монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию. Они бежали в отдаленные области империи и за ее пределы. Массы беглых монахов стекались в Крым. Они и основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри.
4. Пещерный город Эски-Кермен.
Руины города Эски-Кермен, средневекового города-крепости, что в переводе «Старая крепость», расположены на огражденном неприступными скалами тянущемся с севера на юг плато Столовой горы, вблизи села Залесного, в 14 км от Бахчисарая и недалеко в 5 км от крепости Мангуп. Город был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. Он был крупным центром торговли и ремесел, имел первоклассные оборонительные сооружения, был хорошо укрепленной крепостью, которая могла противостоять любому вооруженному противнику. Является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма, после Чуфут-Кале. Территория города занимала площадь 8,5 га, имея в длину 1040 м и 170 м в ширину. По уровню укрепления, эски-керменская крепость была первоклассной. Подходы к городу для любого неприятеля были практически невозможны. Острые скалы, пещерные казематы, прекрасно защищенные ворота и вылазные калитки, боевые башни в расщелинах: все это укрывало горожан и жителей деревень в случае нападения неприятеля. В Эски-Кермене, во время наступления неприятеля, кроме горожан могли укрыться до нескольких тысяч жителей окрестных деревень с личным имуществом и скотом.
Для того чтобы добраться до Эски-Кермен, одного из самых крупных «пещерных городов» необходимо пересечь Каралезскую долину, проехав на автобусе от станции Сирень через село Танковое и Красный мак по севастопольскому шоссе. Туристы, за причудливые фигуры, созданные ветром в этой долине, называют эту местность Долиной сфинксов или Долиной химер. Наибольший интерес традиционно вызывает фантастический Змей, пьющий воду из реки Бельбек.
Выйдя из автобуса у села Залесного, поверните налево и, пройдя пешком, по лесной дороге около 5 км, вы увидите отвесные скалы Столовой горы. На ее плато и расположен основанный в начале VI века средневековый город Эски-Кермен, превращенный людьми и временем в руины.
Прекрасно укрепленный, Эски-Кермен был сосредоточием ремесленных мастерских и центром торговых отношений. Город, по свидетельству археологов, был застроен по плану. При раскопках были найдены развалины зданий, храмы, расположенные под землей и на поверхности, хозяйственные пещеры. В основе жизни города лежало сельское хозяйство. Плодородные равнины плато были благодатной почвой для развития виноградных плантаций, садов и огородов. При исследовании местности были обнаружены давно одичавшие виноградные лозы на трассированных участках. Восточнее Эски-Кермена, в балке Кафка, были обнаружены остатки оросительных сооружений. Эски-Кермен, благодаря удачному местоположению, развитой экономике, близостью к Херсонесу – главному выходу из степных просторов, до конца VIII века оставался основным политическим и административным центром юго-западного Крыма. В конце VIII века произошло событие, которое изменило ход истории Эски-Кермена.
Эски-Кермен был одним из очагов восстания против хазар в 787 г., о котором повествуется в «Житии Иоанна Готского». Подавив восставший народ, хазары, разрушили всю систему обороны города. Но и после этого город не исчез, а еще долго существовал после этого как неукрепленное поселение. Казематы были приспособлены жителями для хозяйственных нужд: в них разместились кладовые, стойла. Часть помещений были переделаны под усыпальницы, часовни и храмы.
Окончательно город и его жители был уничтожен в 1299 году после набега монгольских орд темника Ногая. Эске-Кермен был разгромлен и выжжен, после чего уже не восстанавливался. От когда-то процветавшего города остались руины, заросшие дикими кустарниками и травой.
Польский дипломат Мартин Броневский, побывав на руинах города в 1578 году, сказал, что название Эски-Кермена как нельзя лучше подходит этому городу, ведь в переводе оно означает «старая крепость», а эти развалины «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их».
Осматривать достопримечательности города лучше всего с его южной части, где когда-то находились главные ворота города. Добраться туда можно по огибающей плато с запада балке Джурла, но, лучше - обойдя с восточной стороны, тогда вы сможете осмотреть храм Трех всадников. Храм Трех всадников был высечен в отдельной скалистой глыбе и, по оценкам экспертов, относится к XII веку. Между каменными столбами в восточной части когда-то был расположен деревянный иконостас. В северной части храма, над вырубленной в скале могилой на стене находится сильно пострадавшая от времени и разрушений фреска, изображающая трех всадников, за одним из которых видна фигура мальчика. Два всадника держат копья вертикально, остриями вверх, а тот, что расположен посередине, поражает копьем змея. Под изображением – надпись, выполненная на греческом языке. Фреска и надпись, предположительно, относятся ко времени основания храма: к XII или XIII веку.
В соседней скале, ориентировочно в это же время, были высечены ризница (кладовая) и две гробницы. Скалы, с высеченным в них храмом, ризницей и кладовой расположены на территории эски-керменского некрополя. От храма недолго идти и до южных ворот. Когда-то к ним можно было пройти по дороге, которая выходила на площадку перед главными воротами. Ранее, у третьего марша дороги передовая стена огибала выступ скалы и уходила на северо–восток. Здесь, между стеной и скальным обрывом, находились еще двое последовательно расположенных передовых ворот. Противнику, для атаки главного входа в город, потребовалось бы овладеть ими или разрушить передовую стену. Прямо над воротами находилась башня, с выступавшими по бокам боевыми площадками с парапетами. От нее, огибая плато, шла основная крепостная стена - к западному и восточному казематам. Казематы составляли фланги южного участка обороны города. Даже пройдя передовые ворота и попав, наконец, к главным воротам, противник неизменно оказывался под перекрестным обстрелом с главной стены и боевых постов: надвратной башни и боевых площадок. И вот, от всех этих первоклассных укреплений остались лишь вырубленные в скале «постели» - горизонтальные площадки - основы для городских стен, и следы на месте ворот и вылазных калиток. Высеченные в скалах помещения: небольшие церкви, усыпальницы и могилы были созданы уже позднее, после разрушения оборонительных сооружений города.
После осмотра южной части города, проходите через главные ворота. Когда-то ворота эти, стоявшие вначале вырубленного в скале коридора, были двустворчатыми и открывались внутрь. По бокам внизу еще сохранились углубления для столбов, к которым крепились массивные ворота, обитые кованым железом. Сводчатое перекрытие над воротами было разрушено, с точки зрения истории, совсем недавно. В начале XIX века, Павел Сумароков, писатель-академик побывал в Эски-Кермене, о чем написал в своем произведении «Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду»: «При входе к нему просеченное в горе отверстие делает ворота, над ними виден сложенный из камней свод...». На месте боевых площадок по бокам ворот над основаниями, вырубленными в скале, были надстроены две небольшие часовни. За воротами начинается главная улица – с коридора, высеченного в скале. С двух сторон каменного коридора расположены пещеры различного назначения: сторожка слева от ворот, пещера, служившая проходом в надвратную башню, «судилище»: комплекс смежных пещер. Все это вместе входило в состав огромного храма. Судя по находящейся напротив входа ступенчатой скамьи с епископским креслом, в Эски-Кермене когда-то располагался центр епархии. Справа от апсиды располагались скамьи для паствы, слева – купель, потолок поддерживали четыре массивные колонны. Это - самая древняя часть храма, которая была сооружена одновременно с крепостью. В более позднее время храм был расширен к северу: жители прорубили новый выход на главную улицу, в полу устроили могилы и усыпальницу. В то время, когда город находился без укреплений, храм расширили на восток: были вырублены два придела вправо от апсиды. Ко второму добавочному алтарю прорубили во внешней стене дверь. От этой двери деревянная лестница вела вниз, к могильнику. Направляясь по плато на запад, вы попадете к первому пещерному каземату, который расположен в висящей скале. Скала нависает над дорогой, которая ведет в крепость. В стенах казематов до сих пор сохранились специальные отверстия, шесть штук. Воины, находившиеся в каземате, защищали проход, располагавшийся в расщелине скалы. Возможно, через сохранившиеся в стенах каземата отверстия защитники города сбрасывали на противников камни, а через бойницы осыпали градом стрел. В каземате находились два дополнительных прорубленных помещения: в первой пещере располагалась кладовая, в полу остались отверстия, предназначенные для установки сосудов. Вторая пещера, скорее всего, служила местом отдыха воинов. К каземату сквозь расщелину можно было добраться по лесенке и перекидному мостику. На поверхности примыкающего к каземату мыска располагались зерновые ямы, в которых окрестными жителями делались запасы на случай долговременной обороны. В оборонительных мероприятиях традиционно участвовали все. Позднее, после разрушения городской стены, над казематом была построена наземная церковь.
На краю обрыва, между вторым и третьим казематами, находился небольшой пещерный храм, в который можно было добраться по высеченной в скале лесенке. В конце, предположительно XIII века, храм был украшен фреской с изображением успения Божьей Матери, отчего церковь носит название Успенского храма. Изначально на этом месте была расположена цистерна для воды, входившая в систему обороны и созданная в одно время с крепостной стеной. Когда стена была разрушена, цистерну расширили, сделали сбоку проход, заложив горловину плитой. На месте цистерны сделали давильню винограда с резервуаром для сбора сока. В глубокой яме, по всей вероятности, находились пифосы (во время археологических исследований были обнаружены осколки). После того, как на месте цистерны устроили храм, яма была засыпана.
Исследования укреплений много говорят о военной обороне города, но о мирной жизни горожан известно куда меньше. Археологами было найдено всего два жилых дома, построенные на месте более древних оснований. Они относятся ко времени пребывания Эски-Кермен в качестве открытого поселения. Оба дома были двухэтажные, и, по словам, экспертов, погибли от огня.
Еще в городе были обнаружены давильня винограда, пифосы, когда-то содержавшие запасы проса. Рядом с домами располагались высеченные в скалах кладовые, которые закрывались настилами из досок. В кладовых и повалах видны ямы для установки пифосов. Пройдя от места расположения жилых домов на запад по заросшей кустарником тропе, можно увидеть развалины большого христианского храма, который имеет форму базилики. Храм был построен в VI веке, вместе с крепостными стенами города, но впоследствии перестраивался. В записях М.Броневского мы находим упоминание о нем: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен». Прямоугольный храм имеет три полукруглые внутри и пятигранные снаружи апсиды, выступающие на восток. Исследователями установлено, что, разделенная колоннами на три нефа, базилика была разрушена в VIII или XIX веке, предположительно при набеге хазар. По всей видимости, горожане намеревались отстроить храм, для чего привезли к базилике мраморные колонны и капители. Но вместо восстановленного храма появилась неприглядная часовня, а остальная территория превратилась в кладбище.
Для решения важного в случае сражения или осады вопроса снабжения водой, в Эски-Кермене было устроен так называемый, «осадный колодец». Вернувшись от базилики к территории жилых кварталов, нужно выйти на тропу, ведущую вдоль склона на север. Пройдя около сотни шагов, среди кустарника можно увидеть четырехугольное отверстие. Это люк входа в коридор, ведущий вниз, в колодец. Вниз на шесть пролетов идет высеченная в скале крутая лестница. На каждом лестничном марше устроены вырубленные в скале предназначенные для освещения коридора небольшие окна. Внизу лестница заканчивалась десятиметровой капотажной галереей, в которую с потолка просачивалась вода.
Вероятно, из пещеры вода вытекала источником, который был перехвачен местными жителями в толще камня, до выхода из пещеры. По всей видимости, воды, которой по подсчетам в более раннее время постоянно находилось около 70 кубометров, вполне хватало для того, чтобы выдержать длительную осаду. Вдоль западного обрыва, сейчас уже густо засыпанного землей и заросшего бурным кустарником, когда-то шла крепостная стена со всеми боевыми сооружениями. Северная часть территории плато Эски-Кермена завершается небольшими, отдельно стоящими скалами, на которых остались вырубки, свидетельствующие о некогда висевших здесь деревянных мостиках. Дойдя до северной части города, завершается экскурсия по руинам грозной крепости Эски-Кермена.
5. Пещерный город Мангуп.
Дори, Феодоро, Мангуп-Кале - все это старинные названия одного и того же средневекового города-крепости в Бахчисарайском районе Крыма. Столица страны Дори крымской Готии, потом столица православного княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250300 м и образующей плато площадью около 90 га. Общая длина крепостных сооружений составляет 1500 м, длина оборонительного контура (с естественными преградами скалистыми обрывами от 20 до 70 м) составляет 6600 м. На территории крепости расположены многочисленные родники.
История Мангупа.
При наличествующих условиях - ключи с великолепной водой, большое количество лесов вокруг поселения, населенных и зверями и птицами, достаточно высокая степень защищенности от вторжений извне, а также возможность создания жилья в пещерах вблизи Мангупа - немудрено, что Мангуп издавна был пристанищем для первых людей. До прихода готов там существовали поселения людей (приблизительно второй - первый века до нашей эры). Место это населяли тавры - аборигены прибрежных областей. В III-IV веках мангупское плато заселяют скифо-сарматы.
В IVV веках на плато появилось поселение алано-готов, а в окрестных балках катакомбные могильники. Место, названное впоследствии Мангупом, было очень удобным для обороны от врагов. Во второй половине V века построены первые укрепления. В это время город назывался Дорос. Он был столицей страны Дори крымской Готии. В VI веке на плато возводится монументальная базилика, город становится центром Готской епархии в Крыму. Мангуп-Кале - Крепость Феодоро пользовалась покровительством византийского императора Юстиниана Великого, появились крепости Алустон и Гурзувиты как щит от вторжения гуннских племен.
В конце VII века Хазарский каганат подчиняет себе Дорос. В городе ненадолго размещается хазарский гарнизон.
Захват Дороса послужил сигналом к началу антихазарского восстания, возглавленого Св. Иоанном Готским.
XIII середина XV город был столицей поздневизантийского княжества Феодоро, контролировавшего Юго-Западный Крым и находившегося под влиянием Византии. Сам город называли также Феодоро.
1475 - Город, как и всё княжество, был захвачен османскими войсками. Османы перестроили крепость, которая в период их правления называлась Мангуп-Кале крепостью Мангуп. В последнем десятилетии шестнадцатого века в городе случился сильный пожар, после которого Мангуп уже не поднялся из руин. Однако крепость была пристанищем для правителей в то время, пока страну лихорадило. Вплоть до 1774 года Мангуп был центром кадылыка (самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства), входившего в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии).
1774 - Крепость была оставлена турецким гарнизоном.
1790 - Поселение покинули последние обитатели община кожевников-караимов и город стал практически необитаем. Единственное, что еще хоть как-то привлекало людей - наличие растений с дубильными свойствами, да еще и воды, которая также способствовала для данной работы. Именно поэтому в летние месяцы сюда приезжали караимы - сыромятники, выходцы из Чуфут-Кале.
Во время осады Севастополя немецкими войсками на Мангупе находился наблюдательный пункт Манштейна. (Во второй половине шестнадцатого века в город нанес визит М. Броневский. Его записи являются наиболее старыми и ценными. Последующие века также не прошли стороной мимо Мангупа - остались работы об исследовании города, которые велись П. Кеппеном, Дюбуа-де-Монпере и прочими исследователями. В восемнадцатом веке Мангупом вплотную занимался Ф.А.Браун (профессор Санкт-Петербургского университета), однако, к сожалению, по ряду причин он не смог закончить работу. В начале двадцатого века раскопками в Мангупе занимался Р.Х. Лепер, член Императорского Археологического Общества.
Город Мангуп располагался на крутой скале высотой почти две тысячи футов. Внешне скала напоминает руку человека, растопырившего пальцы. Четыре коротких мыса, словно четыре пальца на этой руке. На западе расположен мыс Чамнук-Бурун, чуть севернее мыс Чуфут-Бурун, в северо-восточной части мыс Гелли-Бурун, на востоке расположен мыс Ташкли-Бурун от татарского слова «таш», что означает «камень». Табана-Дере название ущелья, находящегося между Чамнук-Буруном и Чуфут-Буруном, другое ущелье, расположенное меж Чуфут-Буруном и Гелли-Буруном носит название Гаман-Дере (иногда его называют еще и Хамам, и Аман). Капу-Дере «ворота», с одной стороны Гелли–Бурун, с другой Ташкли-Бурун. Пробраться на Мангуп не так-то и просто, в свое время это было возможно лишь с юга и востока по ущелью Капу-дере. Пешком же можно было пройти по тропкам, тянувшимся от Коджа-Сала (небольшое поселение, расположенное в северной части скалы) вдоль ущелий Хамам-Дере и Табана-Дере.
В ряде мест сохранились остатки былой роскоши в виде фрагментов стен с башнями разнообразной формы. Ташкли – Бурун когда-то был отделен от общей композиции стеной, впечатляющей своим размахом, и находящегося внутри нее строения. Это было самое защищенное место Мангупа, его сердце, охраняемое обрывами, внушавшими ужас и окружившими постройку с юга, севера и востока, и лишь с одной стороны (запад) щитом служили та самая стена, что упомянута выше. Сама стена находилась в отличном состоянии, ширина ее равнялась почти четырем аршинам. Здание же, которое так тщательно охранялось, было весьма высоким и насчитывало два этажа. По мнению исследователей, данная постройка и есть жилище властителей Готии, тех самых гото-греческих князей, что правили в Мангупе. Во времена, предшествовавшие османскому владычеству, дворец представлял собой замечательное зрелище, подтверждением чему служат сохранившиеся декоративные элементы на окнах.
Во времена правления Османской империи замок сменил свое основное предназначение на иное, более скорбное, он был своеобразной тюрьмой. Как свидетельствовал Мартин Броневский, зачастую крымские ханы, не найдя консенсуса с послами других государств, помещали последних именно туда.
Лишнее доказательство смены функционального предназначения строения - наличие лишь части окон, большая площадь которых закрыта камнями. Изыскания Р.Х. Лепера привели к обнаружению церкви, расположенной в горе. Данное сооружение имеет четырехугольную форму и увенчано алтарной абсидой, имеющей форму усеченной сферы. Лестница, ведущая к ней, расположена в западной части. Вполне возможно, что потолочные конструкции были сделаны из дерева. В угловой части мыса расположена пещера в два этажа, называющаяся «Барабан-Коба». Верхняя и нижние части пещеры соединяются лестницей. Наверху находятся два достаточно просторных помещения, было бы точнее сказать камеры, ибо в первом уже помещении высечено чуть менее десяти отдельных камер маленьких размеров. Предположительно, они также выполняли функцию места заточения, где узники были прикованы каждый в своей камере. Здесь же имели место быть захоронения, частью исследованные. Однако более глубокие исследования должны рассказать, кто был там похоронен. Лишь руины остались от некогда могучих стен, окружавших замок - это было наименее защищенное место. Кстати, надо отметить, что пересекая Табан-Дере стены становились двойными. Утопающие в зелени, бесподобно прекрасные, они невольно притягивают взор странников. Стены города испытали в полной мере власть времени частично они разрушены до основания. Более всего повезло Чамнук-Буруну, стены, спускающиеся с него к Капу-Дере самые целые, там когда-то располагались Главные ворота, ведущие в крепость. Структура стен неоднородна, максимального размеры стен находятся на Ташкли-Буруне, частично остались и стенные башни разнообразной формы. Внимательно изучив исходные материалы для постройки стен, можно прийти к выводу, что были использованы останки гораздо более ранних сооружений, а именно христианских культовых сооружений самого раннего периода. Отсюда же следует вывод, что стены были возведены в поздний период гото-греческого владычества, и частично даже османского. Необходимо отметить также и маленький щит, небольшую стену, охраняющую южную часть дворца, откуда шла тропинка вниз к храму, расположенному в горе (речь о нем дальше). Как уже было отмечено, замок, и окружающая его стена некоторым образом отделен от собственно города, который жил своей жизнью, встречая дни в храмах, на улицах, площадях. Как отмечал Мартин Броневский, уже в то время в городе целыми были лишь две церкви - святого Константина и святого Георгия, не производящие никакого впечатления. Единственное, что как-то привлекало внимание - наличие генеалогического древа властителей Мангупа.
Возможно, что те храмы, которые нашел Лепер во время своей экспедиции, и есть те самые церкви, что описаны Броневским задолго до того. Кроме Лепера, эти же храмы были изучены (хотя конечные результаты были так и не найдены) профессором Брауном в конце девятнадцатого века. Предположительно церковью святого Геория можно назвать храм весьма небольших размеров в форме четырехугольника, расположенный на Гелли-Буруне. Этот храм имел одну абсиду в восточной части и возвышался над склепом. Вход в храм находится в западной части. При строительстве был использован камень (местные породы), достаточно мягкий, уложенный с особым тщанием. Уцелела нижняя часть алтаря, а также престол, который базируется на более ранней постройке. Случившийся много лет назад пожар нанес невосполнимый урон храму, в настоящее время найдены лишь маленькие фрагменты декоративных украшений храма, а также бусы, кольца, серебряная монета. Как свидетельствуют источники, у входа в храм находились останки барельефа значительных размеров, изображавшего святого Георгия верхом на коне, поражавшего змея. Все, что осталось от барельефа - гигантский камень с нижней частью изображения святого покровителя церкви. Недалеко от храма находится кладбище, где в числе прочих находятся могилы, обычно относимые к еврейской традиции захоронения- то, что порой называется «двурогие могилы». Церковью же святого Константина предположительно является тот храм, исследование которого было начато Брауном, а продолжено Лепером.
Храм имеет три абсиды и три нефа, построен в виде базилики. Как показали раскопки, проводимые в начале двадцатого века, храм «прожил» две жизни - в качестве огромного строения и в более скромном масштабе. Конечно же, случившийся пожар и здесь нанес колоссальный ущерб. Первоначально церковь создавала впечатление базилики с пятью нефами благодаря имевшимся пристройкам, которые разделяла стена. Можно предположить, что храм был огромен. Размеры церкви, весьма внушающие так, один лишь храм (исключив абсиду) насчитывал 35 аршин в длину и 38 в ширину. Размеры нефов, пристроек, нарфика также впечатляющи. Надо заметить, что неф, расположенный в центре выделен колоннами, имеющими форму восьмигранника, и выточенными из того же материала, который пошел на остальные конструкции. Также выточенные из камня, пьедесталы имеют форму куба, а размер каждой грани - почти двенадцать вершков. Западная часть служила вратами в храм, там же уцелели византийские кресты (расположенные внутри круга). О дате постройки церкви, соответствующей эпохе правления Юстиниана Великого, защитника готов, свидетельствует то, что в основном столбе, который располагается меж нефами (южный и центральный) заключена соответствующая надпись. Да, та эпоха вполне могла породить подобный храм.
В более позднее время церкви была отведена роль центрального культового сооружения, а то, что было пристроено по бокам, так и не было восстановлено. Пережившая возрождение, новая церковь святого Константина была построена в гораздо более позднее время, когда останки былого уже практически стерлись. И хотя во многом второй вариант храма соответствовал предшественнику, все же они не стали близнецами. К сожалению, лишь незначительные, чудом уцелевшие, части декоративного покрытия позволяют судить о том, насколько был храм красив.
Церковь окружает достаточно большое количество могил с памятниками. Так, у абсиды, расположенной в восточной части, их насчитывается более тридцати. Многие из них украшены декором в виде заплетенных лент либо же листьями и ветвями, вплетенными в шнуры. Как правило, могилы христианские, лишнее подтверждение уцелевшая на одном из них надпись об упокоении чтеца Стефана с семейством в середине пятнадцатого века. Подобного рода коллективное захоронение не было единичным, при расследовании церкви было найдено значительное число подобного рода могил. Здание, найденное по направлению на юго-восток от церкви, до сих пор представляет собой загадку. Предположительно (судя по качеству возведенной постройки) здание играло какую-то незаурядную роль в свое время. Данная постройка имеет вытянутую форму, в центре расположены колонны в два ряда. К югу обнаружены следы большого количества пристроек, а к северу строение в форме башни. Интерес представляет часть большой надписи, сохранившаяся в виде двух кусков на греческом языке и с изображением орла с двумя головами в качестве герба. По мнению Кеппена и других исследователей на территории города когда-то находилась кенасса, предположительно в западной части. О том же говорил и Паллас, описывая кераимов - кожевников.
В двух местах на территории Мангупа расположены церкви, сделанные в пещерах. Больший интерес представляет храм на юге Мангупа, в обрыве, так как уцелели тамошние фрески. Можно сказать, что сам храм находится в верхней части скалы, а нижняя же, которая соединена с верхом лестницей, расположена под храмом.
Вид церкви несколько напоминает прямоугольник с одной абсидой сферической формы. Внутри абсиды есть синтрон (то место, где сидят обычно священнослужители), ниша для святых даров, а также место для престола. Внутри храма покоятся три могилы (в центре и ближе к северо-западу). Сохранившиеся фрески, как правило, представляют собой убогое зрелище, однако некоторая часть уцелела. По ним можно предположить, что написание фресок шло по сырой штукатурке, не используя резец, только лишь кистью. Изображение Спасителя по пояс, заключенное в овал, практически не уцелело. В верхней части нарисован крест шестиконечной формы, нижняя часть которого представляет собой как бы корни аканфа, ветви которого оплетают крест и всю нишу в целом. Различимы надписи, сделанные поверх основной перекладиной креста - слева и справа написаны буквы «I C» и «X C», а снизу по тому же принципу- «H I» «K A». Также лишь несвязные буквы остались от сделанной некогда надписи, написанной по рамке, что окантовывала нишу. Рамка, к сожалению, находится в удручающем состоянии. Как Царь Царствующих, восседает на троне Иисус Христос в той позе, что традиционна для византийских царей изображение это находится на абсиде. По правую руку от Спасителя была нарисована Дева Мария, с левой руки находился Иоанн Предтеча. Основной цвет полусвода абсиды темно-синий. Кроме Спасителя, Богоматери и Предтечи вокруг были изображены херувимы с шестью крылами, которые закрывали лица.
Ниже, под ликами Иисуса, Пречистой Девы и Иоанна Крестителя с херувимами, были изображены святители. Из уцелевших надписей можно лишь установить, что среди прочих были написаны Златоуст, а также святитель Григорий. Также присутствует изображение Спаса Нерукотворного в середине триумфальной арки (ближе к церкви). Воином написан Архистратиг Михаил, изображенный справа от Спаса Нерукотворного. Рядом с Архистратигом Михаилом был написан Архангел Гавриил. К сожалению, да наших времен дожила лишь надпись об этом, само же изображение было смыто временем. По левую руку от Спаса Нерукотворного были написаны трое святых, изображение которых также в настоящий момент неразличимо практически. Еще левее и можно увидеть картину Благовещения, весьма больших размеров. Уцелела часть декоративного оформления в виде фресок, расположенная внутри свода, рядом с триумфальной аркой. Посередине, заключенного в круг по пояс лика Пречистой Девы, было сделано окно небольших размеров.
Заслуживают отдельного рассказа еще и разнообразные захоронения в скалах, найденные у древних ворот крепости. Табан-дере представляет собой кладбище кераимов с огромным числом погребений. Практически все они имеют памятники самых разнообразных форм - встречаются и упомянутые выше «двурогие», и «однорогие», и в виде узкой трапеции, и широкой квадратной формы. Живыми зелеными охранниками - кустарниками окружены многие сотни таких вот памятников, разбросанные между двумя оборонительными стенами в Табан-дере. ФОТО!
Заканчивая повествование, нельзя не попробовать классифицировать проживавшие в Мангуле народы периода Османской империи. Ключом будут названия, данные тому или иному месту. Предположительно, татары и караимы селились ближе к западу Мангупа, у Табан-Дере (там, где находится Чамнук-Бурун и Чуфут-Бурун), готы и греки жили у Гелли-Буруна и на площади рядом с дворцом, в замке же (территория Ташкли-буруна) первоначально проживали гото-греки, а затем, после оккупации Османской империи - турки.
6. Пещерный город Чуфут-Кале.
Чуфут-Кале, крымскотатарское название. Зufut Qale, современное караимское название Джуфт Къале средневековый город-крепость в Крыму, расположен на территории Бахчисарайского района в 2,5 км к востоку от Бахчисарая. В древние времена город называли Кырк-Ор, что в переводе означало "сорок крепостей". Сегодня его называют "иудейским городом". История этих мест намного древнее, чем может показаться.
Чуфут-кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя долинами. Человек использовал подготовленную самой природой вершину скалы, экономно усилив ее продуманными оборонительными сооружениями. Эпизодически проводившиеся исследования плато показывают, что оно было заселено еще в неолите, не менее 7 тыс. лет назад. В I тыс. до н. э. оно служило убежищем обширного таврского поселения в Ашлама-дере. Путешественник Эвлия Челеби, побывавший здесь в 1666 г., писал в цветистых восточных выражениях, что крепость расположена на обрывистой скале, “верхушкой своей неба достигающей... До татар искусные в своем деле каменотесы вырубили здесь глубокий и большой ров, потом над внутренним берегом этого рва вознесли огромную стену длиной в сто аршин, построили три могучие башни и в средней из них сделали железные ворота крепостные... “ В VVI веках город известен как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло из могущественного на то время племя алан. Обосновавшись в горном Крыму, аланы смешивались с местным греческим и тавроскифским населением. Несколько более поздними пришельцами были в этих краях готы. Но вскоре племя алан было захвачено Золотой Ордой. Именно тогда крепость получила название Кырк-Ор. Месторасположение и мощь крепости были оценены по достоинству и первый хан разместил здесь свою резиденцию. В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIIIXIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды.
После того, как крымские ханы были переселены в Бахчисарай, Чуфут-Кале стал цитаделью столицы и местом заточения пленников. Позже в середине XVII века татары покидают Кырк-Ор, остаются жить только караимы. Татары считали их евреями, потому город переименовали в Чуфут-Кале (Еврейская крепость). Крепость Чуфут-Кале стала домом для караимов на ближайшие две сотни лет и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживания в других городах крымского ханства.
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.
После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов были отменены и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.
В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты и множество жилых домов. В одной из усадеб, постройки XVIII века, жил до конца своих дней известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (17861874).
Интересно описание города, сохранившего систему застройки, сложившуюся не позднее XVII века. По словам Эвлии Челеби, в городе находилось «тысяча пятьсот тридцать прекрасных и великолепных каменных домов иудейских с черепицей в хорошем состоянии... от домов в замке идет дорога вниз, по вырубленным в скале лестницам, имеющим сто ступеней. По обеим сторонам той дороги тянутся вырубленные пещеры, в коих убогие иудеи проживают». Последующие путешественники называют уменьшающееся число домов. Путешественник Жильбер Ромм, посетивший город в 1786 г., насчитал свыше двухсот городских строений, отметив их «отличный вид». То же количество назвал академик Паллас, добавив численность населения 1200 душ обоего пола. Судья Павел Сумароков в 1799 г. уточняет количество домов 227. Во второй половине XIX в. усиливается отток жителей из города. По мере усиления этого процесса нарастают и ностальгические воспоминания, стремление закрепить в памяти потомков его неповторимый живописный вид, ранее казавшийся обитателям обыденным. С возведением Восточной оборонительной стены в XVI в. город расширился, став крупным торговым и ремесленным центром Юго-Западного Крыма. Крымские ханы, начиная с Хаджи-Гирея, предоставляли жителям крепости льготы за ее охрану, выдавая им специальные грамоты охранные ярлыки. Из этих грамот видно, что крепость с начала XVIII в. именовалась просто Кале, а с 1612 г. стала называться Чуфут-кале в переводе «иудейская крепость». Это связано с тем, что преобладающим населением в крепости стали караимы. Фиркович, опираясь па собранные им во время путешествии материалы, предложил следующую версию происхождения караимов. В VI в. вместе с войсками персидского царя Камбиза в Крыму появились израильтяне, которые основали здесь несколько городов, в том числе крепость Села-иегу-дим Иудейская скала. Они сохранили религию чистого доталмудического библеизма, которую от них переняли, уже в VIII в., хазары. Как результат происходившего смешивания, нынешние караимы это потомки хазар.
Вход в город лежит через южные ворота Кучук-Капу. Иногда их называют "потайными", так как увидеть их можно только вблизи. В некотором роде эти ворота являются ловушкой. Дело в том, что подойти к ним можно было только правым боком. Как известно, щит держали в левой руке, потому вдоль стены противник был полностью беззащитен. Этим и пользовались жители города: они осыпали стрелами противника со стены. Выбить ворота тараном нельзя, ведь спуск довольно крутой. А если и удавалось пробиться, то после штурмы противник оказывался в узком коридоре. Достаточно было сбросить большие камни или вылить кипяток на головы противникам. Одной из главных достопримечательностей города Чуфут-Кале является колодец. Он расположен южнее главной площади и представляет собой резервуар, вырубленный прямо в скале. Подходы устроены таким образом, что поток дождевой воды всегда оказывался в колодце. Рядом вырублены два отстойника. Места здесь безводные, потому воду в город привозили из близлежащих источников. Был и тайный глубокий колодец на территории города. В период осады именно из этого колодца вода доставлялась жителям. Позже, когда крепость утратила свое военное положение, сведения о колодце были утеряны. Скрытые сведения передавали из поколения в поколение только хранители и старейшины города.
7. Выводы и заключения
История пещерных городов Крыма тесно связано с историей Крыма, с миграцией огромных этнических групп. Крым с очень хорошо пригодными для проживания и расселения разных народностей климатическими условиями, находился на очень удобном географическом перекрестке основных миграционных потоков и торговых путей из Азии в Европу и обратно. На примере Крыма, мы можем наблюдать зарождение жизни на земле, и главные вехи великой эпохи переселения народов. Менялись племена и народы, а люди выбирали надежные для жизни труднодоступные возвышенности, контролирующие долины. Этому способствовало возможность создания жилья в пещерах, ключи с великолепной водой, большое количество лесов вокруг поселения, населенных и зверями и птицами, достаточно высокая степень защищенности от вторжений извне. Жить в богатых и удобных долинах было всегда опасно, т.к. крымский полуостров с древних времен постоянно подвергался набегам кочевых племен. Поэтому большинству народностей проживающих в Крыму приходилось создавать укрепленные, безопасные, незаметные места, способные выдержать длительную осаду. Из века в век, тысячелетиями эти укрепления создавались на одних и тех же местах, только менялись народы, проживающие в них. Здесь селились древние люди - неандертальцы и кроманьонцы. Здесь же строили пещерные города тавры, киммерийцы, скифы и сарматы. Впоследствии, на этих же местах образованы поселения готов и аланов, которых сменили печенеги, хазары, половцы и караимы. Потом они разбавлялись и сменялись татарами и турками. И постепенно из века в век происходила естественная ассимиляция народов. Все следы пребывания перечисленных этнических групп можно увидеть своими собственными глазами. Для этого надо просто приехать в Крым.




15