Конспект урока по окружающему миру Золотое кольцо России (3 класс)






Конспект
урока по окружающему миру
«Золотое кольцо России»




Провела учитель начальных классов: Колганова Ю.А.


Место проведения: 3»Г» класс, МАОУ «СОШ №4» г.Тамбова

Дата проведения: 15.04.2015






Тамбов
2015
Цели урока:
1.Познакомить детей с основными достопримечательностями городов Золотого кольца России.
2.Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
3.Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

УУД:
Личностные:
1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
1. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
3. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
5. Критично относиться к своему мнению
6. Понимать точку зрения другого
7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Деятельность учителя
Деятельность обучаемого

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня нас с вами ждет необычный урок, а урок-путешествие.






2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Посмотрите на мою руку.
Что вы видите на пальце?
Какое оно?
Вы верно сказали. У меня на правой руке есть золотое кольцо. Но еще и у нашей страны есть Золотое кольцо. Золотое кольцо России.





Кольцо
Золотое



3.Выявление места и причины затруднения

Кто из вас догадался, куда мы отправимся в путешествие?




Мы отправимся в путешествие по «Золотому кольцу России».

4.Построение проекта выхода из затруднения

Да. Мы отправимся в путешествие по «Золотому кольцу России».
Почему кольцо? И почему Золотое?
На эти вопросы вы сможете безошибочно ответить в конце нашего путешествия.








5.Реализация проекта выхода из затруднения

Как и любому путешественнику, нам нужна карта. Посмотрите на экран.
Какие города мы посетим с вами сегодня?

У каждого из вас есть маршрутный лист, в котором вы во время путешествия будете отражать главные достопримечательности городов Золотого кольца. В конце урока мы выявим наиболее внимательного путешественника и наградим его.
В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.
А кто из вас уже был в Москве?
А вы знаете, кто основал Москву?
А в каком году?
С какими достопримечательностями города вы уже знакомы?
Вы правы. Так же «визитной карточкой» города является Собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя.
Впишите эти достопримечательности в свой маршрутный лист.

Из Москвы мы едем на северо-восток, и прибываем в город Сергиев Посад.
Почему он так назван?
На этот вопрос нам ответит Карнюхин Владислав.


Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. Он действительно признан главным монастырем России и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Какую достопримечательность мы внесем в маршрутный лист?

Из Сергиева Посада мы отправляемся в Переяславль-Залесский. Город расположен в 140 километрах от Москвы, на берегу Плещеева озера. И является центром национального парка «Плещеево озеро».
Назван Переяславлем-Залесским в честь южнорусского Переяславля. С XV века произношение изменилось на Переславль-Залесский. Находился за лесами в Залесье области полей и земледелия, поэтому и назван Залесским.
Какую достопримечательность мы впишем листок?

Теперь наш путь лежит в Ростов.
Ростов – один из самых древних в Золотом кольце. Уже в древние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.
Колокола Ростовских церквей славятся на весь мир мелодичным звоном.
В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью.
А что это такое нас расскажет Храмцова Ангелина.

Что впишем в Маршрутный лист?

Следующая остановка на нашем маршруте - г.Углич. Он стоит на р. Волге. Название этого города, вероятно, происходит от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом».
В городе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».
О каких же достопримечательности Углича вы узнали? Запишите их в Маршрутный лист.
А теперь давайте все встанем и немного отдохнем.

журавель. Облетал он сто земель. (Взмахи руками)
Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте)
Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» (пожимание плечами)
Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края» (Круговые вращения головой)

Вот мы отдохнули и теперь можно продолжить путешествие.
Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Город тоже стоит на Волге.
Ярославль самый крупный из городов Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым. Имя, которого и носит. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову.
А кто этот замечательный человек знает и расскажет нам Михайловский Иван.
И поэтому, Ярославль называют родиной русского театра.
Запишем в свои Маршрутные листы, что достопримечательностью города Ярославля является театр имени Ф.Г.Волкова.

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома.
Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены здесь в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому, в этот момент императрица развернула веер. Вот город и стал таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды.
Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось свое место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды
О какой достопримечательности города вы узнали?

Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один город на Волге – Плёс.
Свое название Плёс получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.
Плес город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом.
Кто же из художников особенно любил Плес?
Что запишем в Маршрутный лист?

Из Плёса прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей.
Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое.
В городе ест знаменитый музей. Кто знает как он называется?
Верно. В нем собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница

От Суздаля совсем недалеко до Владимира.
Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Оттуда мы увидим замечательный памятник старины – Золотые ворота. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен резных изображений.
Какие достопримечательности мы впишем в Маршрутный лист?
Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.






Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль и Владимир.










Юрий Долгорукий
Впервые о Москве упоминается в 1147 г.
Красная площадь и Московский Кремль.










Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра.





Троице-Сергиева лавра













Национальный парк «Плещеево озеро»













Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. Их делают в этом городе уже несколько столетий.
Ростовский кремль, финифть.












Угличская гидроэлектростанция, часовой завод «Чайка»























Этот человек создал в Ярославле первый общедоступный театр.























Старинные Торговые ряды



Музей Исаака Левитана









Особенно любил Плёс Исаак Левитан. Сейчас в городе открыт музей Левитана.
Музей И.И. Левитана







Музей деревянного зодчества.














Золотые ворота, Дмитриевский собор.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте подытожим, что же нового мы узнали, путешествуя по чудесным городам России.

1. Как называется город, где находится музей деревянного зодчества?
2. Город, который еще в старину называли Великим.
3. В этом городе находится дом-музей Исаака Левитана.
4. Город, основателем которого является Ярослав Мудрый.
5. Город, улицы которого расположены в виде веера.
6. Самый большой и самый красивый город Золотого кольца России?
7. Город, который назвали в честь великого святого Сергия Радонежского?
8. Город, в котором находятся Золотые ворота.








Суздаль

Ростов

Плёс

Ярославль

Кострома

Москва

Сергиев Посад

Владимир



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд. Возьмите листы с кроссвордом и приготовьте ручку. Разгадывать будем по цепочке.


1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота.(Владимир)
4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)
5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)






8.Включение в систему знаний и повторение

На доске вы видите карту Золотого кольца России. Нам необходимо дополнить ее достопримечательностями в соответствии с Маршрутным листом.
Вы будете выходить по одному к доске, и прикреплять на магнит соответствующую городу достопримечательность.




Работа у доски






9.Рефлексия

Наше путешествие по Золотому кольцу закончено. И урок подходит к концу.
Какое впечатление произвело на вас путешествие в древнерусские города?
Почему эти города все вместе называются кольцом?
Почему золотым?

Домашнее задание:

С помощью дополнительной литературы подготовить сообщение об одном из городов Золотого кольца России.




Рисунок 115