Разработка родительского собрания Режим — это серьезно! (2 — 4 классы)

Родительское собрание на тему «Режим – это серьезно!»
Цель: способствование осознания родителями ответственности за формирование у ребенка ценностного отношения к своему здоровью; учить детей рационально использовать свое время.
Задача: убедить родителей в необходимости рациональной организации дня своего ребенка.
Форма: информационный лекторий с элементами практикума.
Подготовительный этап:
Анкетирование родителей по проблеме собрания:
Считаете ли вы важным для себя формировать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью?
Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребенка привычки заботиться о своем здоровье?
Оборудование, оформление:
Плакаты по теме охраны здоровья, памятки-рекомендации, выставка литературы по теме собрания, мультимедийный проектор.
План
Формирование у младших школьников привычки к здоровому образу жизни.
Режим дня школьника.
Обмен опытом семейного воспитания.
Подведение итогов собрания и рекомендации родителям.

Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего собрания «Режим – это серьезно». Как вы думаете, какую серьезную проблему мы постараемся сегодня решить?
(высказывания родителей)
Сегодня мы поговорим о здоровье наших детей. Это не только общая, но и личная проблема для каждого родителя.
Родители и педагоги должны сформировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Для ребенка важна мотивация. Формирование мотивации зависит, прежде всего, от родителей. Родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни.
Как вы понимаете значение слова привычка? (высказывания родителей)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Привычка чаще всего формируется на основе навыков. Психологи и педагоги давно установили, что самый благоприятный возраст для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни становится сильнейшим фактором. Именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.
Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий. ( слайд 2)
Во-первых – создание благоприятного морального климата в семье. Как вы думаете, что как родители вы должны для этого делать? (высказывания родителей)
Конечно, это проявляется и в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи.
Во-вторых – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
В-третьих – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в специальной литературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны специальные комплексы и даются рекомендации. Обратите внимание на выставку литературы в классе, в которой есть очень полезные советы для родителей и детей при формировании здорового образа жизни. После собрания вы можете внимательнее с ней познакомиться. Но, однако, не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранить здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.
Делая вывод из всего сказанного, становится понятно, что мы, взрослые, должны помочь ребенку в формировании привычки, потребности в здоровом образе жизни. Из ваших анкет я поняла, как важно для каждого из вас формирование у ребенка ответственного отношения к своему здоровью, выработке привычки заботиться о своем здоровье. Но не все из вас ответили положительно на второй вопрос анкеты: Соблюдает ли ваш ребенок режим дня? А режим дня является важнейшим фактором здоровья ваших детей. Как вы думаете, почему режим дня так важен для здоровья ребенка? (высказывания родителей)
Удивительно, но когда речь идет о рациональной организации режима школьника, многие родители считают этот вопрос несущественным, не требующим специального внимания. В то же время специальные изучения на протяжении последних десятилетий показывают существенные нарушения гигиенических требований к организации режима жизни ребенка в семье. Выяснилось, что утреннюю гимнастику дома делает только 42 % детей. У 76% - продолжительность ночного сна сокращена на 1,5-2 часа. Почти все дети ежедневно проводят у телевизора от 1 до 2,5 часов, у компьютера – гораздо больше. 20% детей вообще не гуляют после школы. Вот такая картина, и как же наши дети будут здоровыми?
К чему может привести ребенка нерационально организованный день? (высказывания родителей)
Нерационально организованный день ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.
Что же такое рационально организованный режим школьника: (слайд 3)
- это учеба в школе, точно регламентированная продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка;
- достаточный отдых на свежем воздухе;
- регулярное и полноценное питание;
- достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну. Режим дня ребенка в семье строится в соответствии с тем временем, которое ребенок проводит в школе. Время пробуждения ребенка – очень важный момент режим дня. От того, как вы разбудите ребенка, с каким настроением он проснется, зависит его психологический настрой на весь день желательно вспомнить ласковые слова, когда вы будите ребенка. Во многих семьях пробуждение происходит по будильнику. Звонок будильника – это значительный стресс для организма. А как же быть? Доверьтесь биологическим часам. Пусть организм ребенка просыпается сам в одно и то же время. Но для того, чтобы вовремя встать, ребенку нужно вовремя лечь спать. Итак, ребенок встал, сделал утреннюю зарядку ( а как хорошо, если папа и мама делают ее вместе с ребенком – это полезно и взрослым, и главное – ведь это и есть общение ребенка с родителями и, как говорится, живой привет).
Вопрос родителей: А если ребенок не хочет делать зарядку?
Заставлять делать зарядку ребенка не надо. Все, что связано с заставлять, вызывает у детей усиленное сопротивление, а порой и негативное отношение на всю жизнь. Как говорили в старину: «Ребята учатся тому, что видят у себя в дому». Ведь образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми, которые, вырастая, очень часто строят свою жизнь по подобию родительской. Те взрослые, которые не делают зарядку, не видели это в семье своих родителей. Потому я рекомендую тем, кто утрами не делаем зарядку, начать ее делать во имя здоровья своих детей. Ведь зарядка важна тем, что она подготавливает организм к активной дневной деятельности. Тогда дети более работоспособны, бодры, дисциплинированны. После зарядки полезно провести закаливающие процедуры – обливание, обтирание или контрастный душ.
Завтрак обязательно должен быть горячим, и не надеяться, что ребенок поест в школе.
Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм ребенка, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питания.
Работа по презентации «Витамины».
Занятия в школе приходятся, как вы понимаете, на период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается спад работоспособности. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо пообедать и обязательно отдохнуть – ни в коем случае не садиться сразу за уроки. Желательно, чтобы отдых был не лежа у телевизора или сидя за компьютером, а на воздухе, в активных играх, в движении. По гигиеническим нормам время прогулки для младших школьников 3-3,5 часа в день. Скажите, бывали ли случаи в вашей практике, когда вы наказывали детей, лишая их прогулки за плохие оценки? Этого делать ни в коем случае нельзя. Вы наносите вред здоровью ребенка, еще больше снижая работоспособность, а, следовательно, и не давая возможности улучшить учебу.
Очень важным моментом режима дня является приготовление домашних заданий. Лучшее время приготовления уроков – 15-16 часов, через каждые 25-30 минут перерыв. Очень полезно делать музыкальные физминутки. Они восстанавливают работоспособность. Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам, на чтение, на просмотр телепередач и не более получаса работы за компьютером. Нельзя сидеть у телевизора более 40-45 минут в день.
Важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Важно, чтобы время, когда ребенок ложится спать, не зависело от каких-либо внешних причин, его желания или нежелания, а всегда было одним и тем же. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно, чтобы ваш ребенок соблюдал элементарные гигиенические правила: перед сном не играть в шумные и азартные игры, не заниматься спортом, не смотреть «страшные» фильмы, устраивать перед сном «разборки», перед сном комната должна быть хорошо проветрена. (слайд 4)
Кто мог бы из вас рассказать о режиме дня своего ребенка? (высказывания родителей)
Сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно будет составить режим дня для своих детей. После выполненной работы сравним вами составленный режим дня и примерный режим дня на слайде. (слайд 5)
После выполненной работы идет обсуждение и сравнение режимов дня.
Подведение итогов.
- Что полезного сегодня было для вас?
- Чем, какими мыслями вы хотели бы поделиться с нашим коллективом?
Я рада, что время, проведенное вместе с вами, не прошло даром. Вы получили много полезной информации. В заключении я хотела бы поделиться с вами советами и памятками (Приложение 1 и 2). Я думаю, что они пригодятся вам, и вы будете стараться следовать им. Спасибо всем за плодотворную работу.


























Список литературы:
1. Алоева М. А., Бейсова В. Е. Родительские собрания в 3-4 классах/ Ростов-на-Дону:Феникс, 2004
2. Гуткина Л. Д. и др. Спутник классного руководителя/ М: Центр «Педагогический поиск», 2003
3. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы»/М: Центр «Педагогический поиск», № 6, 2006
4. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы»/М: Центр «Педагогический поиск», № 6, 2007
5. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы»/М: Центр «Педагогический поиск», № 8, 2007
6. Научно-методический журнал «Начальная школа» /М, № 6, 1998
7. Научно-методический журнал «Начальная школа» /М, № 8, 2010

Приложение 1
Советы родителям

1. Режим дня школьника должен быть построен с учетом его возраста и функциональных возможностей.

2. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечивает выработку определенного ритма и деятельности всех систем организма ребенка.

3. Большая нагрузка должна совпадать по времени с подъемом умственной активности ребенка: в первой половине дня – с 9 до 12 часов, после полудня – с 16 часов.

4. Выполнение уроков и прием пищи всегда в одни и те же часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

5. постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребенка.

6. Режим дня ребенка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном и дополнительным отдыхом на свежем воздухе.

7. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного ритма в деятельности организма ребенка и к его неблагоприятным реакциям.

8. Не забывайте чаще хвалить ребенка за малейший успех и
поддерживать в нем уверенность в своих силах.




Приложение 2
Памятка
Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью

1. Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношений к здоровью.

2. Формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я.

3. Помните, что ваше отношение к здоровью влияет на отношение к своему здоровью у ребенка: «Учи показом, а не рассказом».

4. Помните, что для закрепления привычки хвала взрослого имеет гораздо большее значение, чем порицание.