Тема: Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.(3 класс)

Тема: Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: развить умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня по алгоритму, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
2. Минутка чистописания.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.
пп
бб
сс (запись на доске)
- Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи? (Согласные, удвоенные)
- Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту букв)
- У нас выработано 4 критерия (наклон, параллейность элементов, соединение, высота букв)
- Запишите по три раза каждое буквосочетание.
- Выставьте себе оценку на полях в соответствии с выбранными критериями. Какими? Если соблюдались все 4 критерия можете поставить оценку 4, т.к. это задание было необходимого уровня.
3.Актуализация знаний.
- Как вы думаете встречались ли нам данные буквосочетания в словах? Да
-Как правильно называется эта орфограмма? (Написание удвоенной буквы согласного в корне слова)
- Что надо сделать, чтобы правильно написать такие слова? (Запомнить написание таких слов)
4. Создание проблемной ситуации.
- А сейчас я буду зачитывать значение этих слов из толкового словаря в которых встречаются вот эти удвоенные согласные, а вам необходимо догадаться о каком слове идёт речь и записать его.
- У этого слова несколько значений вот некоторые из них 1. Прибор, механическое устройство. Например телефонный2. Совокупность органов, выполняющих какую - нибудь особую функцию организма. Например пищеварительный
Следующее слово шестой день недели
И последнее слово у которого тоже несколько значений 1. Словесное изложение каких – нибудь событий.2. Художественное, повествовательное произведение небольшого размера.
- Сверти свою запись с записью на доске открываю карточки (АППАРАТ, СУББОТА, РАССКАЗ)
- Поднимите руки у кого нет ни одной ошибки. (Молодцы)
- Поднимите руки у кого есть хотя бы одна ошибка. С чем она связана?
- Что необходимо повторить, чтобы эти ошибки больше не допускать?
- А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная согласная. Выделим корень. Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать как можно больше однокоренных слов)
- Кто желает выйти к доске и выделить корень? Аппарат (аппаратура, аппаратик)
- Кто выделит корень в слове суббота? Суббота (субботний, субботник)
- Кто ещё желает? Рассказ (сказ, сказка, пересказ, пересказать)
- Что заметили, какое слово лишнее? (Рассказ)
- Почему оно лишнее? (Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)
- В данном слове какая приставка? (рас) выделяю
–Что такое приставка? (Это часть слова, которая стоит перед корнем)
- Для чего она нужна?
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)
- Опираясь на выполненное нами задание попробуйте определить какие слова могут быть ключевыми т. е. главными на сегодняшнем уроке? (Корень, приставка, удвоенные согласные) переворачиваю карточки
5. Изучение нового материала. Тема урока.
- А тему урока вы назовёте мне позже, когда мы познакомимся с ещё одним ключевым словом.В этом слове заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.
- А это ключевое слово вы назовёте мне сами, когда прочитаете правило в учебнике на стр. 128
- Назовите ключевое слово? (Стык) переворачиваю карточку
- Как вы поняли, что такое стык? (Это значит, что приставка оканчивается и корень начинается с одного и того же звука)
- А в толковом словаре слово стык означает ___________________________
- Опираясь на ключевые слова, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.)
- Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова? (Нет, т.к. есть такие слова, в которых она встречается на стыке приставки и корня)
- Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)
- А как она называется? (Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня).
- В каком месте можно встретить удвоенную согласную? (В корне, или на стыке приставки и корня).
- Вы можете привести свои примеры таких слов? Затрудняетесь?
- Что надо сделать, чтобы назвать такие слова? поупражняться
- Но сначала давайте немного отдохнём.
- Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, когда они вам встретятся, то приседая, поднимайте руки вверх.
Спросите, не повысив тона:  Что больше, центнер или тонна?  Необходимы соль и крупы,  Чтоб кашу наварить для группы.  Кто получит низкий балл,  Не придёт на школьный бал.  Радиоволна идёт сквозь стену.  Мы её поймаем на антенну.  Если пьёте в школе квас,  Не забрызгайте весь класс.  Если в доме много сора,  Может в доме вспыхнуть ссора.  Приятнее найти под ёлкой гриб,  Чем получить ангину или грипп. 
6. Первичное закрепление нового материала.
- Я хочу предложить вам поработать в парах.
- У вас у всех на партах лежат карточки с заданиями, возьмите белую карточку.
- Сейчас вам надо будет обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок
1) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
2) Составьте алгоритм из предложенных предложений.
3) Подумайте, как правильно написать слова и графически обозначить (т.е. выделить части слова и подчеркнуть орфограмму
бе (с, сс)трашный
ра (с, сс)вет
о (т, тт)ащу

- Давайте проверим что у вас получилось. Какой первый шаг, вы выбрали? Кто не согласен? Кто же прав? Давайте проверим ответ по образцу.
1. Прочитай слово.
2. Выдели корень (подбериоднокоренные слова).
3. Выдели приставку.
4. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
5. Сделай вывод.
6. Запиши слово.
7. Обозначь орфограмму.
- Согласны, что именно в таком порядке мы будем работать с этой орфограммой? Да
- А теперь докажите по предложенному алгоритму, что данные слова вы написали правильно.
- Кто желает?
Бесстрашный
Рассвет
оттащу
4 шаг. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня одна с в приставке, а вторая в корне
5шаг. Сделай вывод: значит пишу удвоенную согласную
7шаг. Как ты обозначила орфограмму? Корень, приставку, удвоенную согласную.
- Как ты оцениваешь себя?
7. Закрепление изученного.
- У вас на столах есть ещё карточка - зелёного цвета поработаем с ней, каждый самостоятельно по алгоритму.
- А теперь свою запись сравните с образцом на слайде.
исследую
посуда
поделка подделка
расписание
- А почему у меня одно слово написано по разному? (Т.к. это два разных слова)
- А кто может объяснить 1 и 2 слово?
– Где можно посмотреть значение слов? (В словаре.)
Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.
Подделка – подделанная вещь. Подделать - это значит изготовить фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.
- Оцените себя. Задание какого уровня выполняли? (Повышенного)
- Какая может быть оценка? 5 или 4.поставте на листочке.
8. Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? Или С какой орфограммой познакомились?
- Чему мы хотели научится сегодня на уроке? (Грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? да
- Какой вид работы вам больше понравился?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
Самооценка. - Возьмите кружочек и нарисуйте такую рожицу смайлику, которая показывает ваше настроение на уроке и прикрепите его на доску.
- Вы знаете, что если человек доволен собой значит он поработал хорошо, и у него всё получилось


а если у него не получилось что – то, то он не совсем доволен своей работай


но, а если было очень трудно и не понятно, то человек будет не доволен, огорчён


9. Домашнее задание. - А что вам поможет грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня? (Алгоритм) – Вот именно его я и хочу вам подарить.
- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Выучить правило на стр.128, алгоритм и в учебнике вам необходимо выполнить упр.162 на стр.129. Откройте учебник, прочитайте задание. Для того, чтобы правильно выполнить упражнение, что необходимо сначала повторить? (Все изученные орфограммы.)
- А какие именно?.......обратите внимание под номером 3,что есть и такие слова которые не относятся ни к первой ни ко второй группе, значит с этими словами мы познакомимся на следующих уроках.- Урок окончен, всем большое спасибо!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115