Урок русского языка на тему Удвоенные буквы согласных


Конспект урока по русскому языку
Тема: «Понятие об удвоенных буквах согласных»
Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий
Класс: 3 А УМК: «Школа 2100»
Цель: формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности обучающихся в процессе освоения знаний по развитию умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.
Задачи:
Учить наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.
Развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость (познавательные УУД), умения работать в парах (коммуникативные УУД), умения анализа и самоанализа деятельности (регулятивные УУД).
Воспитать эмоционально-личностное отношение к предмету/
Планируемый результат:
Обучающиеся научатся наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.
Проявляют умения строить устную и письменную речь, работать в парах (коммуникативные УУД), анализа и самоанализа деятельности (регулятивные УУД).
Проявляют эмоционально-личностное отношение к предмету.
Оборудование: учебник русского языка Е.В.Бунеевой, Н.А.Исаевой, презентация
Ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихсяМотивационный этап
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. СЛАЙД 1
Сегодня урок русского языка. Присаживайтесь.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час! Приветствуют учителя
Актуализация знаний и способов действий
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте – Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите дату. Сегодня 29 сентября. Классная работа. Выделите орфограммы.
Комментированная запись числа.
– Ребята, а кто-нибудь из вас находил клад?
-а как вы считаете, что это такое?
-Что для вас будет являться кладом?
-А как зовут человека, который ищет клад? (кладоискатель)
-сегодня мы будем в роли кладоискателей. СЛАЙД 2
Ребята, какой клад вы бы хотели найти сегодня?
-Нашим кладом сегодня будут, конечно, знания, которые мы получим.
- Все необходимое для нахождения клада у нас готово, вперед!
- Чтобы дойти до заветной цели, нам нужно будет выполнить множество заданий.
- Начнем с минутки чистописания.
Минутка чистописания
(Минутка чистописания
становится “мостиком” к теме)
Посмотрите на доску.
 Мм         пп         лл        рр    нн 
– Можно ли сказать, что это слоги? 
– Какое буквосочетание может быть лишним? 
– Запишите данные соединения себе в тетрадь, по одному разу соблюдая при этом высоту букв и наклон.-Я вижу , что большинство из вас старались. Молодцы! Открывают тетради, записывают дату, классная работа
Ответы детей
Кладоискатель: варианты детей
Нет, т.к. состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласныйПп – обозначает глухой согласный звук
Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
- Ребята, все помнят мультфильм «трое из Простоквашино»?
- Так вот герои направились искать клад, а мы им поможем.
Поможем героям-кладоискателям выполнить задание 1.
Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко», я буду загадывать загадки, а вам нужно их отгадать и с помощью вееров, работая в парах, показать буквы, которые нужно запомнить в этих словах. Ответ говорим хором.(СЛАЙД 3)
Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный... (класс) слайд 4
2. Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип.
Уменя, наверно...(грипп)
слайд 5
3. Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут... (аллея) слайд 6
– Что интересного в этих словах, что в них необычного?
Какие буквы вы показывали? (сспплл)
– О каких орфограммах мы будем говорить на уроке? Слайд 7(Об орфограммах-удвоенных (двойных) буквах согласных.)
-Что такое удвоенная буква согласного?
- Ребята, поставьте пред собой цель.
(Проблемный вопрос)
-А можно ли проверить написание удвоенных букв согласных в слове? Вот и узнаем ответ на этот вопрос
Откройте учебник на с. 58. Найдите упр.57 Прочитайте задание.
- Попробуем подобрать проверочные слова к словам массаж, касса, сумма.
– Что можно сказать?
-Сделайте вывод. СЛАЙД 8
-а проверить их написание можно только по словарю
-Выполняем упражнение по заданию. Списываем, подчёркивая удвоенную букву согласного зеленой пастой.
Следим за посадкой, наклоном тетрадей на парте. Свою готовность показываем посадкой.
(Проблемный вопрос)
- В какой части слова находится удвоенная буква согласного?
– Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
– Возьмем слово класс. Подберите однокоренные слова.
(Вывод)
В какой же части слова находится удвоенная буква? Отгадывают загадки
Согласные,
удвоенные.
ссппллОб орфограммах-удвоенных (двойных) буквах согласных.
Это две буквы одного согласного, стоящие в слове рядом
Научиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте
Да/нет
Откр. учебники
проверочное слово, в котором будет ясно написание, подобрать невозможно
Написание слов с удвоенной буквой согласных надо запомнить.

Далее ученики списывают слова, подчёркивая удвоенную букву согласного зеленой пастой.
Подобрать однокоренные слова.
Классный, одноклассники.
В корне.
Развитие умений – применение знания.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, группах
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -Найдём упр. 58. Прочитайте задание. СЛАЙД 9
-Выполним упражнение по рядам.
1 ряд находит однокоренные слова к словам «касса, ссора». 2 ряд – к словам «класс, жужжит».
3 ряд – «ванна, аллея».Выполняем по образцу, его вы видите на слайде.
Образец записи: (на слайде)
Касса, кассир, кассовый (аппарат), кассирша
-Прочитайте задание после упражнения, выполните его. Покажите посадкой, кто готов.
(После их работы)
-Проверяем по слайду. СЛАЙД 10
-Что вы заметили? Сделайте вывод. (Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.)
Физминутка.
Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного.
- Ребята, с написанием удвоенной согласной в корне слова связано еще одно правило.
- ребята, а как вы думаете, как мы будем переносить слова с удвоенной согласной в корне слова?
- Прочитайте правило на с. 58.
– Что нового вы узнали из этого правила?
-
– Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного?
– Всегда ли можно так переносить слова?
– Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него?
-правильно!
Ученики самостоятельно находят однокоренные слова по рядам.
Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.
Читают самостоятельно
Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.
Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.
Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.
Нельзя оставлять одну букву при переносе
Самостоятельная работа Найдите упражнение 60.
Прочитайте задание.
Мы продолжаем работать в командах.
1 ряд выписывает слова, которые используют на математике, 2 ряд –на русском языке. 3 ряд – на физ.культуре.
Зеленой пастой разделите слова вертикальной чертой для переноса. Пользуемся памяткой на стр.173
-из 1 ряда (2, 3) кто хочет прочитать слова? Читать надо по слогам. Как вы бы разделили для переноса.
-проверяем , 1 ряд в тетрадях, остальные слушают.. (проверка на слайде)
-молодцы!
-Сделаем вывод, о том, как надо переносить слова с удвоенной согласной.. (Переносить слова с удвоенной буквой согласного нужно так, одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку, только если удвоенная буква находится в середине слова. Нельзя оставлять одну букву при переносе Информация о домашнем задании Записываем домашнее задание:
П с. 58 учить, с. 68 упр. 1, 2 Рефлексия - В начале урока вы сказали, какой клад хотели бы найти. Что же нового вы сегодня узнали?
(Спросить нескольких).
-У вас на столах лежат разноцветные драгоценности. А на доске у нас сундук. Кто работал на уроке активно, всё получалось, было легко - складываем в этот сундук зеленые драгоценности, кому было немного трудно, но очень старался.- желтые.
-новых вам кладов в стране знаний!