Проектно-исследовательская работа обучающейся МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ Яндугановой Анастасии. Тема: Традиция имянаречения мари – жителей Мишкинского района Республики Башкортостан. Руководитель Адыева В.В.


Министерство образования Республики Башкортостан
ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан
Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
МКУ УО МР Бирский район Республики Башкортостан
МБОУ СОШ № 7 г. Бирска МР Бирский район Республики Башкортостан
Республиканская научно-практическая конференция
школьников общеобразовательных учреждений
«СОВЁНОК – 2017. Исследование как метод познания…»
Секция: «Краеведение»
Традиция имянаречения мари
– жителей Мишкинского района
Республики Башкортостан
Подготовила: Яндуганова Анастасия
обучающаяся 9А класса
МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино
МР Мишкинский район
89273179920
anduganovaa@gmail.com
Руководитель: Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино
МР Мишкинский район
89373418776
adyeva1976@mail/ruсело Мишкино
2017 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1.1. Все об имени…………………………………………….…….........4
Глава 1.2. Этимология слова «Имя», его определение………………………4
Глава 1.3. Традиции имянаречения в культурах разных народов…………………………………………………………………………….…6
Глава 1.4. Традиция «продажа имени» у мари, жителей Мишкинского района, - как уникальное явление ………………………………………….……...9
Заключение…………………………………………………………………….11
Использованные источники………………………………………………….12
Приложение
Введение
      Называние ребенка – важное символическое действие, касающееся всей семьи и всего рода. Часто имя придумывается задолго до рождения ребенка. В человеческий мир ребенок входит окончательно лишь в момент получения имени.
Каковы традиции имянаречения у мари – жителей с. Мишкино РБ? Есть ли отличия от обычаев других народностей? Если есть, то какие? Эти вопросы стали для нас основными при исследовании. В связи с этим, появилась тема работы – традиции имянаречения у мари – жителей Мишкинского района РБ. Объектом исследования стала традиция имянаречения в различных культурах различных народов, предметом – эта традиция у мари с. Мишкино РБ.
В процессе исследования появилась гипотеза – в связи с тем, что мари самобытный народ, исповедующий язычество, есть какие-либо особенности при наречении имени ребенку. Таким образом, целью работы стало изучение традиций имянаречения именно у народа мари в сравнении с этой же традицией у других народов. Предполагаемый результат, который мы планируем получить – полный сбор информации относительно традиции имянаречения в различных культурах. Для достижения цели были определены задачи:
1.Изучение и анализ информации по традиции имянаречения.
3.Интервьюирование мари о традиции имянаречения.
4.Написание исследовательской работы, подготовка презентации, брошюры, освещающей традицию имянаречения у мари с. Мишкино РБ
Структура работы состоит из введения, основного содержания, описывающего генезис понятия «Имя», традиции имянаречения в христианской, мусульманской культурах и языческих культурах. Описан обряд «продажа имени». Имеется заключение. В приложениях приведены записи ответов тех респондентов, с кем мы работали.

Глава 1.1. Все об имени
«Нет меж живущих людей, да и не может быть, безымянных: в первый же миг порождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает».
Гомер.
В древности имя служило оберегом, было олицетворённым, значимым и обладало большой силой. Говорят, что имя определяет судьбу человека. Перенесение имени одного человека на другого способно перенести вместе с собой внешние качества, характер и даже судьбу. При имянаречении родители пытаются дать с именем различные важные для них качества и всю судьбу ребенка в целом. У имени есть характер, оно воспринимается как неотъемлемая часть человека, а человек – как часть представителя имени. Общеизвестно, что имена у различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла.
В древности имя значило много и обладало великой силой, и назваться именем другого человека значило нанести ему вред. Многие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы». Священник Флоренский писал: «Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность… Если священник даст крещаемому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь. А если имя мученика – и жизнь сойдёт за одно сплошное мучение…»
Глава 1.2. Этимология слова «имя», его определение.
Что же обозначает слово имя? Оно древнее, этимология его расплывчата, некоторые ученые сближают с древнерусскими имъти – «иметь», «считать», «принимать за кого-либо, за что-либо»; другие считают, что слово восходит к древнеиндийскому июоти – «отделяет»; т. е. имя дается для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга. Имена были своеобразными характеристиками людей. Они давались человеку как примета, отличие, по которому можно было бы выделить его из семьи.
Наиболее часто встречающиеся однокоренные слова: именной – к имени относящийся (именной указ); именно – точно, буквально; именовать – давать имя; наименовать – назвать; именованье – названье; именины – день ангела; именинный – относящийся к именинам; именинник – человек, называемый в день ангела; именитый – знаменитый человек.
Каково же толкование понятия «Имя» в словарях?
«Толковый словарь Ожегова»: Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. 
«Толковый словарь Кузнецова»: Личное название человека, даваемое ему при рождении. 
«Словарь литературных терминов»: Постоянное название, присвоенное человеку, животному, иногда вещи, — служащее для их отличия от других, подобных им существ или вещей.
«Словарь эпитетов»: Название человека, даваемое ему обычно при рождении; наименование кого-, чего-либо.
«Демографический энциклопедический словарь»: ИМЯ (в праве), присваивается ребёнку при регистрации его рождения.
«Исторический словарь»: - в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Тогда имя было характеристикой человека или предмета, например: - Авраам (отец множества), - Бенони (сын скорби), - Вениамин (сын счастья), - Галгал (колесо, круг), - Иаков (держащий за пяту), - Исав (волосатый), - Мессия (Помазанный), - Мицпа (наблюдение), - Моисей (спасенный из воды), - Рама (высота) и т.д. (Быт 2.20).
«Финансовый словарь»: Право на ИМЯ является личным правом каждого гражданина. ИМЯ включает фамилию, имя и отчество. Сведения об имени, отчестве и фамилии, индивидуализирующие человека, заносятся в запись о рождении. 
В соответствии со ст.19 («Имя гражданина») каждый человек участвует под определенным именем, под псевдонимом или анонимно. Имя - одно из средств индивидуализации гражданина. Доброе имя как благо защищается и относится к числу неотчуждаемых и непередаваемых благ (п.1 ст.150). По достижении 16 лет гражданин вправе переменить свое имя в установленном законом порядке, перемена имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Некоторые случаи изменения имени предусмотрены СК РФ (вступление в брак, расторжение брака, при усыновлении).
Таким образом, личное имя — слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Глава 1.3. Традиции имянаречения в культуре различных народов.
Имя – важная составляющая жизни любого человека и народа в целом. Каждый народ по-своему уникален, и в данной главе мы рассмотрели некоторые традиции имянаречения в различных культурах. Примером, что эта традиция удивительна, может служить китайская антропонимическая система, в которой выделяются следующие имена: сяо – детское имя, которое ребенок получает при рождении; мин – главное имя, его дают родители или учитель в школе; цзы – имя, которое получали при достижении совершеннолетия; хао – прозвище, даваемое друзьями или избираемое самим носителем; ши – почетное имя у привилегированной знати.
Имянаречение у славян. Сразу после рождения ребенка мыли, при этом три раза говорили: «Матушка Богиня Рось, небесная Богородица, своего сына Тарха-Даждьбога мыла да парила и тебе чадо божье (имя) водушки оставила». Отец с матерью на десятый или двенадцатый день исполняли обряд Наречения новорожденного детским именем. Нельзя было давать имя кого-либо, кто уже носит его в том же доме, ведь у каждого человека свой Лег — хранитель (ангел, на Руси называли Леги от слова легкий), и если в одном доме два человека с одним и тем же именем, он не в состоянии уберечь каждого. Проведение взрослого обряда имянаречения было в 12 лет, когда волхв и Боги давали повзрослевшему общинное и тайное имя. Обряд защищал ребенка от неблагоприятных воздействий со стороны. В обряде участвовало четное количество человек, каждыйиз них обращался к определенному зараннее Богу или Богине с просьбой наделить и одарить новорожденного их качествами. У языческих славян был обычай хранить в тайне присвоенное младенцу имя. Использовали "заменители" настоящего имени - "лихо", "горюн", "хвороба". Считалось, что услышав такое имя, злые силы не станут претендовать на незавидного ребенка. Если ребенок болел, плохо рос, ему могли произвести ритуальную смену имени, надеясь, что со старым именем уйдут и преследующие малыша беды. Меняли имя и в течение жизни: когда проводился обряд инициации (посвящения во взрослую жизнь), когда девушка выходила замуж, воину на грани жизни и смерти и т.п.
Имянаречение при Крещении. Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Ранее оно совершалось в церкви или дома. Крестили младенца не в день его рождения, а на третий или на сороковой день жизни. Родители на обряде не присутствовали. Их заменяли крестная мать и крестный отец. Крестная мать обычно дарила крестнику первую рубашку, а крестный отец - нательный крестик. Обряд состоит в том, что священник погружает малыша в сосуд с водой и вынимает его со словами: "Крещается во имя Отца и сына и Святого духа раб божий (далее следовало нарекаемое имя)". Считается, что после крещения ребенок очищается от первородного греха и входит в лоно православной церкви.
Имянаречение у мусульман. Выбор имени в исламе очень важен. Традиция обязывает мусульман давать своим детям благозвучные и красивые имена. В одном из хадисов говориться, что имя может быть дано как на первый день, так и на седьмой. Сразу (или через некоторое время) после рождения ребенка в его правое ухо читают азан, в левое – икамат. С этого момента слова азана и икамата сопровождают ребенка на протяжении всей жизни, помогая ему. Давать более одного имени возможно, но лучше ограничиться одним. При беседе с имам-хатибом Рафаилом мишкинской мечети «Анисэ» мы выяснили, что смена имени не запрещается в исламе.
Имянаречение у башкир.
Церемония имянаречения у башкирского народа - важное событие. По их поверьям, жизнь ребёнка, его судьба во многом обусловлены именем. Старались дать ребёнку имя, которое обеспечило бы ему удачу и счастье, благополучие, долгую благородную жизнь. Перед началом исполнения обряда мулла дает напутствия молодым, как обращаться с младенцем, уберечь его от сглаза. Далее ребёнка кладут на подушку перед муллой, он читает молитву и три раза в правое ухо ребёнка произносит имя, данное родителями. Имянаречение у марийцев.
Марийцы-язычники применяли оригинальные способы имянаречения. Имя определял карт — языческий жрец. В одном случае он быстро произносил пришедшие на ум имена, высекая при этом огонь из кремния. При произнесении какого имени загорался трут, тем именем и нарекал новорождённого. Жрец иногда брал ребёнка в руки в тот момент, когда он плакал, и перечислял имена, при подходящем имени дитя переставало плакать. Иногда перед тем, как ставить хлеб в печь, каждому караваю давали имя. По лучшему караваю выбирали имя. Новорождённому старались быстрее дать имя, боясь, что ребёнок, умерший без имени, не найдёт своё место на том свете, душа его будет блуждать. По мнению мари, именно души безымянных детей превращаются в шурале. Имя, данное после рождения было временным. Постоянное давали через 3-4 дня после родов. Основы традиционных марийских личных имён обычно обозначают черту характера, передают отношение к ребенку, чувства родителей, называют место рождения ребенка, содержат указание на время рождения. Ребенка могли назвать в зависимости от дня недели: если он родился в пятницу (кугарня), то имя младенцу нарекали с прибавлением слова кугу (большой) — Кугерге (Большой сын),  Кугÿдыр (Большая дочь).
Глава 1.4. Традиция «продажа имени» у мари – жителей с. Мишкино РБ
В процессе исследования было выявлено удивительное явление в традиции повторного имянаречения у марийцев Мишкинского района. Бывали случаи, когда ребенок часто и тяжело болел. Родители, пытаясь спасти его, предпринимали попытку изменить судьбу, обмануть болезнь, смерть, путем смены имени. Данная традиция интересна своими обрядовыми действиями. По некоторым данным, это должно происходить в значимый для марийцев день – пятницу. Готовятся заранее, как к празднику, готовят платок и полотенце. Рано утром мать ребёнка ставит тесто на блины приговаривая: «Колен пуорен азалан ача-ава лияш, тудо таче ончыч мемнан суртыш толын пура". Первый человек пришедший в этот дом, будет являться вторым родителем. Если мужчина - ему вешают на плечо полотенце, женщина – платок, и вручают ребёнка. Пришедший, взяв ребёнка на руки, даёт имя ему по своему желанию. С этой минуты дитя всегда называют новым именем. Вечером устраивают праздник с приглашением новых родителей, которые обязаны подарить своему приемному ребенку одежду и головной убор по времени года – если это мальчик, нижнее белье, платьице, колготки, обувь и платок – если это девочка). Отныне они должны заботится о приемном ребенке – дарить подарки на день рождения, помогать в трудную минуту, и ребенок, соответственно, должен относиться к ним, как к родителям – оказывать уважение, помощь.
Мы нашли тех, кто провел этот обряд. Алкиева А.И., учитель истории в нашей школе провелаего с целью поправления здоровья дочери – Аделины. В дом первой зашла сестра мужа, золовка, и дала имя девочке «Анна». Шамшиярова Э.Н., мама моей однокласницы, стараясь излечить дочь Анастасию от одышки. Девочку назвали Валей. Иногда бывает, что приемный отец или мать бывают ненамного старше приемного ребенка. Так, например, Саптиев Аркадий, электрик ПЖКХ «Мишкинское» старше своего сына всего на 5 лет.
Мы пытались выяснить, эта традиция является общей для всех марийцев или нет. Килинбаева Елена Васильевна, учитель русского и марийского языков МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино, родилась в республике Марий Эл. По ее словам, в той местности, откуда она родом, такой традиции не существует. Посредством социальных сетей мы связывались с различными незнакомыми людьми из марийских районов нашей республики и республики Марий Эл, но о такой традиции они не имели представления. Исходя из этого, мы можем выдвинуть предположение, что данная традиция «продажа имени» присуща только мари, жителям Мишкинского района РБ.
Заключение.
Каковы же традиции имянаречения у мари – жителей Мишкинского района РБ? Есть ли какие-либо отличия от обычаев других народностей? Если есть, то - какие? Именно на эти вопросы мы попытались ответить в процессе работы. Объектом исследования было изучение традиций имянаречения в культурах различных народов, а предметом – традиции имянаречения у мари, компактно проживающих в Мишкинском районе Республики Башкортостан. В процессе исследования была выдвинута гипотеза – в связи с тем, что мари достаточно самобытный народ, исповедующий язычество, есть какие-либо особенности при наречении имени ребенку. Гипотеза подтвердилась, помимо обрядов при имянаречении после рождения (перечисление имен при плаче ребенка, выпекание хлебов), есть еще один удивительный обряд – «продажа имени», когда ребенку меняют имя с целью спасти от болезни, смерти. И что самое удивительное – этот обряд действенен: дети перестают болеть. Таким образом, цель нашей работы была достигнута – мы изучили традиции имянаречения народа мари в сравнении с этой же традицией у других народов.
Данная работа является достаточно актуальной, ведь все мы должны осознать и то, что мы – все жители одной планеты, у нас много общего, но и в то же время, каждый человек обязан знать историю, культуру, особенность своего народа, осознавать уникальность и самобытность своих предков.
Память о традициях является показателем общей исторической памяти народа, этноса, государства. Это олицетворение взаимосвязи между поколениями, определяющее способность нации сохранять и передавать из поколения в поколение знания предков, их традиции, обычаи, верования как элементы культуры народа в целом. Способность сохранять традиции имянаречения характеризуют общий уровень культуры в обществе.  Сохранение родных имен в тысячелетней памяти народа подтверждает духовную силу этноса, определяет национальный менталитет, способствует культурной идентичности.
Используемые источники.
Литература:
1) Н.М.Тупиков, «Словарь Древнерусских личных собственных имён».
Издательство: Языки славянской культуры, 2005 год.
2) В.Круковер, «Самые популярные имена мира». Издательства: АСТ, Сталкер, 2006 год.
3) Павел Флоренский, «Имена». Издательства: АСТ, Фолио, 2006 год.
4) Амрита, «Изометрическое влияние имени». Издательство: Велигор, 2005 год.
5) В. Коломбет, «Трансфизические миры. Происхождение имён». Издательство: Крон – Пресс, 2001 год.
6) М.М.Безлюдова, Э.А.Глоба, «тайный смысл имён на Руси». Издательство: ФАИР – ПРЕСС, 2006 год.
7) Дмитрий Зима, Надежда Зима, «Тайна имени. Как назвать вашего ребёнка». Издательство: Рипол – Классин, 2006 год.
8) В.А.Миронов, «Имени тайная власть». Издательство: ФАИР – ПРЕСС, 2006 год.
9) Б. Хигир, «Как правильно выбрать имя» Издательства: Яуза, Эксмо, 2004г.
10) «Современный именослов с рекомендациями как назвать ребёнка», 2000 год.
Интернет-ресурсы:
http://vk.com/topic-60072041_29165863http://ulmuzeum.narod.ru/imenin/imenin.htmlhtth:// maratkabirov.narod.ru›kniga-tatarskih-imen.htmlhttp://islam-satka.ru/imya-narecheniehttp://www.muslim-info.com/forum/viewtopic.php?p=3057http://radogost.ru/imjanarechenie.htmlhttp://www.slavbazar.org/forum/thread37450.htmlПриложение 1.

Фото 1. Интервьюирование учителя русского и марийского языков Килинбаевой Е.В.
Фото 2. Интервьюирование учителя истории Алкиевой А.И.
Приложение 2.

Фото 1. Интервьюирование Шамшияровой Э.Н.

Фото 2. Интервьюирование Имам-хатиба РафиаиляПриложение 3.
Текст, читающийся при имянаречении в мусульманском обряде.
Слова азана:
Аллаахуакбарул-лаахуакбар (4 раза)   (Аллах превыше всего). Ашхадуалляяиляяхэилляллаах (2 раза) (Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с одним Единственном Богом – Всевышним Аллахом). Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)  (Я свидетельствую, что Мухаммад –Посланник Аллаха).
Хайя ‘аляссаляя (2 раза)  (Спешите на молитву).
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)  (Спешите к спасению).
Аллаахуакбарул-лаахуакбар (2 раза) (Аллах превыше всего) Ляяиляяхэилляллаах   (Нет бога, кроме Аллаха).
Слова икамата:
Аллаахуакбарул-лаахуакбар (4 раза).
Ашхадуалляяиляяхэилляллаах (2 раза).
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).
Хайя ‘аляссаляя (2 раза). Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).
Кадкааматис-саляят  (2 раза).
Аллаахуакбар (2 раза).
Ляяиляяхэилляллаах.
Приложение 4.

Фото 1. Чтение Аазана и икамата младенцу.

Фото 2. Чтение благодарственной молитвы Аллаху, после Азана и Икамата.
Приложение 5.

Фото 1. Обряд Крещения. Омовение в святой воде.

Фото 2. Обряд Крещения. Помазание мирой.
Приложение 6.

Фото 1.Обряд имянаречения в славянских традициях.

Фото 2.Обряд имянаречения в славянских традициях.