РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нытвенский промышленно-экономический техникум»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

























Нытва 2014
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)



Утверждена
зам.директора по УМР
_____________Мялицина Т.Г.
«___»__________2014г.


Рассмотрена и одобрена
на заседании П(Ц)К
Председатель___________ Кылосова М.Г.
«___»__________2014г. №____




















Составитель: преподаватель социально-экономических дисциплин
КГАОУ СПО «НПЭТ» Ишбаева Н.С.


Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины 9

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовой подготовки) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.1. Работать с нормативно – правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке специалистов по профессиям «Продавец», «Контролер-кассир».

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплин «Математика», «Статистика», «Экономическая теория», «Экономика организации» и другие.

1.2.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Данная дисциплина нацелена на формирование и развитие у будущего специалиста основ и методических аспектов финансов, денежного обращения и кредита в РФ, понимание сущности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-сущность финансов, их функции и роль в экономике;
-принципы финансовой политики и финансового контроля;
-законы денежного обращения;
-сущность, виды и функции денег;
-основные типы и элементы денежных систем;
-структуру кредитной и банковской системы;
-функции банков и классификация банковских операций;
-цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; структуру финансовой системы;
-принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
-виды и классификация ценных бумаг;
-особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг;
-характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
-характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
-особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
-проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
-проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования бюджета;
-составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

Процесс обучения по дисциплине направлен на освоение следующих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.
 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями


1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего – 51 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –51 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 17 часов.




СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Коды профессиональных компетенций
Наименование учебной дисциплины
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),**
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 1.3.
ПК 2.4.
ПК 4.4.
ПК 5.1.
Финансы, денежное обращение и кредит
51
34
3

17








Всего:
51
34
3

17





Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов учебной дисциплины и тем
Содержание учебного материала, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
Объем часов
Уровень усвоения темы

1
2
3
4

Финансы, денежное обращение и кредит

51


Введение
Предмет, содержание и задачи дисциплины.
1


Раздел 1.Деньги и денежное обращение

Содержание
14
2


1
Сущность и происхождение денег. Функции денег, виды денег
2



1
Сущность денежного оборота. Принципы его организации. Закон денежного обращения. Основные типы и элементы денежных систем
2



2
Виды денежных реформ.
2



3
Цели, типы и инструменты денежной политики. Расчет скорости оборота денег
2



4
Сущность финансов. Основные функции финансов, их краткая характеристика. Роль финансов в экономике страны.
2



Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Налично-денежный оборот, сфера его применения и принципы управления. Безналичный денежный оборот, сфера его применения и принципы управления. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений. Решение практических ситуаций
2
3


Практические занятия. Расчет скорости оборота денег.
2
3

Раздел 2. Финансы и финансовая система
Содержание
12
2


1
Сущность финансов. Основные функции финансов, их краткая характеристика. Роль финансов в экономике страны.
2



2
Принципы финансовой политики и финансового контроля
2



3
Структура финансовой системы
2



4
Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства
2



Практические занятия Анализирование структуры государственного бюджета, источники финансирования бюджета. Определение состояния бюджета
1
3


Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Сущность и значение внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды. Источники их формирования, направления использования, пути совершенствования. Экономическая сущность и роль страхования на современном этапе. Классификация и виды страхования. Организация страхования в РФ. Инвестиционная политика страхования. Проблемы развития страхового рынка в России. Решение практических ситуаций
7
3

Раздел 3. Кредитная система
Содержание
22
2



1
Структура кредитной и банковской системы
2



2
Функции банков и классификация банковских операций
2



3
Виды и классификация ценных бумаг. Определение курса акций, балансовой стоимости акций. Определение дивидендов по акциям, процентного дохода по облигациям
2



4
Виды и классификация ценных бумаг. Определение курса акций, балансовой стоимости акций. Определение дивидендов по акциям, процентного дохода по облигациям
2



5
Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг
2



6
Характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики
2



7
Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы
2



Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 3
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Платежный баланс. Проблема внешней задолженности России. Проблемы конвертируемости рубля Валютная система. Оформление реферативных сообщений, составление кроссворда, составление теста, решение практических ситуаций
8
3

Контрольная работа по освоению учебной дисциплины

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие оборудования и технологическое оснащение учебного кабинета:
-число рабочих мест по количеству обучающихся, оснащенных компьютерной техникой.
Технические средства обучения:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических пособий;
-доска;
- калькуляторы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

1.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Академия. Среднее профессиональное образование. 2014 г.
2.Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: учебник – М.: ЮНИТИ, 2013.
3.Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки. – М.: ЮНИТИ, 2010.
4.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник под редакцией В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2012.
5.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник под редакцией Поляка М. М.: ЮНИТИ, 2014.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.
2.Гражданский кодекс (ч. 1,2,3 с последующими изменениями и дополнениями).
3. Налоговый кодекс (ч. 1,2 с последующими изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 23 декабря 2003г. № 181-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законе РСФСР», «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).

Дополнительная литература

1. Леснова О.П. Деньги, кредит, банки. Курс лекций. М.: МГУП, 2009.
2. Нешитой А.С. Финансовый практикум. Учебное пособие. М, 2009.
3. Финансы и кредит: Учеб. пособие. / Под ред. A.M. Ковалевой. -М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Финансы и кредит. Организация самостоятельной работы студентов. М.: Финансы и статистика, 2007.

Периодическая печать

Журнал «Главбух» 2014 г.
2. Журнал «Семинары для бухгалтера» 2015 г.
3. Журнал «Финансы и кредит» 2012-2015 г.

Интернет-ресурсы

1. www.fin-izdat.ru
2. http://www.action-press.ru

Информационно-правовые поисковые системы

«Консультант-Плюс»
«Гарант»


3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Преподавание учебной дисциплины имеет практическую направленность. Изучение тем самым включает практическую деятельность студентов, направленную на изучение денежного обращения, финансовой и кредитной системы РФ.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются практические занятия, которые проводятся во время изучения соответствующих тем.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине:

Наличие высшего профессионального образования, соответствующего преподаваемой дисциплине. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.











КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, освоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка
Практические занятия

Проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением
Практические занятия, домашние работы, решение практических ситуаций

Проводить анализ структуры государственного бюджета
Практические занятия, решение задач

Составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска
Практические занятия

Знания:


Сущность финансов, и роль в экономике
Принципы финансовой политики и финансового контроля
Тестирование, индивидуальные задания

Законы денежного обращения
Доклады, домашняя работа, решение задач

Сущность, виды и функции денег
Тестирование, домашняя работа

Основные типы и элементы денежных систем
Тестирование, доклады

Структура кредитной и банковской системы
Функции банков и классификация банковской системы
Практические занятия, тестирование

Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; структуру финансовой системы
Доклады, индивидуальные задания

Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства
Практические занятия, тестирование, решение задач

Виды и классификация ценных бумаг
Особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг
Тестирование, индивидуальные задания

Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг
Доклады, индивидуальные задания, тестирование

Характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики
Практические занятия, тестирование

Характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики
Рефераты, индивидуальные задания


































13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 215