Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы


Использование электронных образовательных ресурсов
на уроках русского языка и литературы
учитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №1 пгт Палана" Камчатский край - Дишкован Надежда Михайловна
Ресурсы сети Интернет – огромны, и хотя в настоящее время идут
горячие споры по поводу их «полезности», нельзя отрицать огромного образовательного потенциала этой технологии. Интернет на уроке – это быстрый, эффективный поиск, тесты, словари, интерактивные таблицы, плакаты, аудио- и видео материалы, расширенный теоретический материал и многое другое.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
ЭОР позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть ЭОР.
Цель данной работы: проанализировать эффективность применения современных ЭОР по русскому языку и литературе для достижения различных образовательных целей.
Задачи:
познакомить с
содержанием коллекций существующих ЭОР по русскому языку и литературе;
основными моделями использования современных ЭОР при организации учебной урочной деятельности обучающихся;
основными возможностями использования современных ЭОР для формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе.
способствовать формированию:
умения отбора ЭОР по русскому языку для достижения различных образовательных целей, а также их применению на уроках различных типов;
готовности к применению ЭОР по русскому языку в процессе педагогической деятельности;
мотивации применения ЭОР по русскому языку в процессе педагогической деятельности.
Представляю собственную классификацию ресурсов, необходимых именно мне, как учителю-предметнику.
Большая электронная библиотека http://www.kasperik.ru/ Тест on-line http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm Интернет урок http://interneturok.ru/ Старое радио (есть раздел школьной фонохрестоматии)
Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании http://www.ict.edu.ru/ Культура письменной речи http://www.gramma.ru/Опорный орфографический компакт http://yamal.org/ook/BiblioГид: Книги и дети http://bibliogid.ru/ Рубикон. Крупнейший энциклопедический ресурс http://www.rubricon.com/ Русский биографический словарь http://www.rulex.ru/ Русские словари http://www.slovari.ru/ Федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru 
Система федеральных образовательных порталов http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm Cправочно-информационый портал “Грамота.ru” http://www.gramota.ruМегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ruКоллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru/Аптечка библиомана http://aptechka.agava.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school - collection.edu.ru/
ПроШколу
Социальная сеть работников образования
Сеть творческих учителей.
Из них наиболее часто применяю в своей практике следующие:
Название ресурса Электронный адрес Краткое описание (чем полезен)
Культура письменной речи http://www.gramma.ru/ Сайт посвящён правилам русского языка. На сайте излагаются нормы СРЛЯ, даются советы по оформлению деловых бумаг, научных текстов, сдаче экзаменов по русскому языку и литературе. много материалов из серии «Это интересно», материалы по этимологии, топонимике, есть раздел «литературоведение». «Колокол» - статьи, мнения по различным вопросам СРЯ. Проводятся интересные конкурсы
Аптечка библиомана http://aptechka.agava.ru/ Сайт посвящён страницам литераторов: фотографии, биографические справки, статьи о творчестве.
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/ На сайте представлены интерактивные словари: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, русский орфографический словарь, словарь синонимов и сходных по смыслу выражений, словарь иностранных слов, русский семантический словарь, словарь языка Пушкина и Достоевского и др. На сайте также работает форум, где можно получить ответы на вопросы по русскому языку.
Тест on-line http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htmНа сайте представлены тесты
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school - collection.edu.ru/ Сайт представляет собой обширную коллекцию цифровых образовательных ресурсов в помощь учителю. Правила в таблицах и схемах, различные виды тестирования и контроля по темам. Ссылки на другие образовательные ресурсы.
«Школьный помощник» http://school-assistant.ru/ Сайт удобен для организации самостоятельной работы ученика по русскому языку (пока только для 5, 6, 7 классов): расписаны все темы курса, нажав на нужную тему, можно выйти на теоретический материал, представленный в яркой, наглядной и доступной схеме, а затем выполнить целый ряд упражнений по теме с мгновенной проверкой результата.
«Видеотьютор по русскому языку» http://videotutor-rusyaz.ru Мне интересен на этом сайте раздел «Ученикам»: доступно и полно изложена теория, по этим же темам даны разнообразные упражнения и тесты с самопроверкой. Например, по теме «Выразительные средства словообразования» представлена сначала очень подробная, с примерами, теория, а затем 17 упражнений и тест. Ниже – ссылка на ответы.
Инфоурокhttp:/ infourok.ru// Разработки уроков по русскому языку и литературе, конспекты, мультимедийные тесты, презентации, планирование. А также различные конкурсы для учащихся.
Как грамотно задействовать интернет-ресурсы в учебной деятельности?
Для эффективного использования Интернет-ресурсов на уроке необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Оптимальное использование ресурсов для старшеклассников– 2-3 однотипных, 5 - общих; для учащихся 5-7 классов -1 источник информации. Это связано с особенностями психологического развития детей.
Ссылки на ресурсы могут даваться по главной страничке, тогда поиск лучше всего расписать, или ссылки даются сразу на искомый материал, что экономить время, а это, в свою очередь, позволяет разнообразить задания с использованием Интернет-ресурсами;
Желательно, чтобы информация располагалась на одной веб-странице, скорость увеличения фотографии была высокой, а в соответствии с этим и много времени на одной уроке не займет, особенно, если урок предполагает экскурсию по виртуальным музеям и галереям.
Требования ФГОС требует от нас реализовывать на уроке системно-деятельностный подход, обеспечивающий создание каждым учеников личного образовательного продукта. Давайте посмотрим, как можно обеспечить деятельностный подход на уроке с применением ИТ.
Например, домашнее задание по теме с использованием Интернет-ресурсов (работа может выполняться как в группах, так и индивидуально) к уроку по литературе в 11 классе по теме "Лауреаты Нобелевской премии в области литературы в России":
1) Создайте мультимедийную галерею по теме "Российские писатели - лауреаты Нобелевской премии"
1. Используя поисковую систему Яндекс, а также материал сайтов nobeliat.ru и noblit.ru, подберите картинки, фотографии по теме.
2. Сделайте комментарии (подписи) к ним.
2) Создайте презентацию по теме "Альфред Нобель"
Сайты: Биография.ру. (www.biografia.ru), http://ru.wikipedia.org/, http://nobeliat.ru/
Примерный план презентации:
1. Титульный слайд с названием;
2. Слайды: портрет Нобеля, факты биографии, завещание Нобеля, Нобелевская премия, лауреаты Нобелевской премии в области литературы в России.
3. Заключительный слайд - ссылки на Интернет-ресурсы.
Общее количество слайдов: не больше 7, шрифт: Calibri не менее 24.
3) С помощью интерактивных словарей (http://www.slovari.ru/, http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0), а также используя сайты nobeliat.ru и noblit.ru , проведите словарную работу по теме и составьте кроссворд;
4) Используя сайты https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Литературные_премии, http://basetop.ru/top-10-samyih-prestizhnyih-literaturnyih-premiy/, http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/literaturnie_premii.html), составьте буклет по теме "Мировые премии в области литературы";
5) Составьте библиографический список по теме.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
Учебная тема, класс Какой интернет-ресурс используется Вид работы с интернет-ресурсамиЦель использования интернет-ресурсовЧто делает учитель Что делают ученики Возможные проблемы
Тема "Чередование гласных в корне слова" 5 класс m.onlinetestpad.com/ru-ru/ Тест с самопроверкой Закрепление изученного материала. Объективное оценивание знаний и умений в короткие сроки Организует работу, следит за соблюдением гигиенических требований к работе учащихся за ПК. Применяя ранее полученные
знания,
на вопросы теста с последующей самопроверкой и анализом. Низкая скорость передачи информации.
Тема "Антонимы", 5 класс http://www.slovari.ru/ Работа с интерактивными словарями Умение употреблять антонимы в речи, научить работать (вести поиск) со словарём Организует работу учащихся в парах и оценивает её. Следит за соблюдением гигиенических требований к работе учащихся за ПК. Работа в группах. Дети подбирают антонимы к данным словам И.С.Тургенев. Страницы жизни. История создания повести "Муму"
5 класс http://www.pushkinmuseum.ru/ Виртуальная экскурсия по музею И.С.Тургенева Помочь учащимся проникнуть в атмосферу жизни писателя (поэта), подготовить к восприятию произведений.Развитие наблюдательности, способности анализировать
увиденное.
Пробуждение переживания встречи с подлинником.
.
Учитель отбирает, какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. Внимательно изучают экспозиции музея и составляют отзыв на тему: «Мое первое знакомство с наследием писателя» .
Низкая скорость передачи информации по выделенному каналу, или же остановка работы или, наоборот, обновление сайта или странички, на которую была дана ссылка.
Тема "Русские поэты 19 века о родной природе", 6 класс www.Classic-Music.ru — классическая музыка (раздел «Записи»)
Подбор к одному из стихотворений музыкального фрагмента Развитие ассоциативного мышления Организует работу в группах, следит за соблюдением гигиенических требований к работе учащихся за ПК. Подбирают к одному из стихотворений фрагмент, объяснив причину выбора. Тема "Как писать рецензию", 9 класс Поиск информации в сети Интернет Умение находить информацию в интернете, составлять рецензию Организует работу, следит за соблюдением гигиенических требований к работе учащихся за ПК. Находят в сети готовый реферат на заданную тему, пишут рецензию на него. Итак, Применение ЭОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- контроле знаний, умений и навыков.