Методическое пособие по русскому языку


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:
«Программирование в компьютерных системах»
«Коммерция (по отраслям)»
«Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Преподаватель: Еремина Т.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации предназначены для студентов ГБПОУ ВО «ЛПТТ им. А.К. Лысенко»
при организации  и выполнении самостоятельной работы по дисциплине  «Литература».
Цель методических указаний – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по данной дисциплине.
Функции самостоятельной работы:
- информационно-обучающая;
- развивающая;
- ориентирующая;
- стимулирующая;
- воспитывающая.
Цели обучения:
воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общих знаний и умений;
- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Формы контроля обучающихся:
- устный и комбинированный опрос;
- проверка на основе письменных и практических работ (диктанты, грамматические задания, текстовые задания);
- тестирование;
- систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);
– подготовка к занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);
– подготовка сообщений;
– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;
– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;
- подготовка к участию в конференциях, смотрах, олимпиадах .Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют  дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.
Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические  рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые  помещены в приложении.
        
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.
Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Темы сообщений
Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
Язык и культура.
Культура речи. Нормы русского языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Русское письмо и его эволюция.
Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
Русская пунктуация и ее назначение.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
Роль словосочетания в построении предложения.
Синонимия простых предложений.
Синонимия сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.
Словари русского языка и сфера их использования.
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» 
http://www.gramota.ru 
Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала 
http://language.edu.ru 
Культура письменной речи 
http://www.gramma.ru 
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений 
http://www.philolog.ru/dahl/ 
Имена.org — популярно об именах и фамилиях 
http://www.imena.org 
Крылатые слова и выражения 
http://www.rusword.org 
Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система 
http://www.ruscorpora.ru 
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка 
http://yamal.org/ook/ 
Основные правила грамматики русского языка 
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm 
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы 
http://gramota.ru/book/ritorika/ 
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН 
http://rusgram.narod.ru 
Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник 
http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/ 
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты 
http://character.webzone.ru 
обучения «Веди» — Русский язык 
http://vedi.aesc.msu.ru 
Справочная служба русского языка 
http://spravka.gramota.ru 
Тесты по русскому языку 
http://likbez.spb.ru 
Центр развития русского языка 
http://www.ruscenter.ru 
Филологический портал Philology.ru 
http://www.philology.ru 
Электронные пособия по русскому языку для школьников 
http://learning-russian.gramota.ru 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данная методика  может быть использована как преподавателем в обучении, так и обучающимися в самостоятельной работе.   
Настоящая методика самостоятельной работы студентов по устранению пробелов в знаниях и умениях по   русскому  языку базируется на формировании у них умения самостоятельно контролировать своё правописание. Это умение формируется посредством повторения и систематизации ранее изученного материала по орфографии и пунктуации в соответствии с разработанными нами требованиями для осуществления орфографического и пунктуационного самоконтроля.
    В основе  требований орфографического самоконтроля лежат следующие моменты:
понятие орфограммы;
опознавательные признаки орфограмм;
 алгоритм действий по поиску орфограмм;
набор графических символов для выполнения анализа слова на наличие орфограммы и условий применения правила (например, знак ударения, графическое обозначение морфем, подчёркивание орфограмм);
правила правописания;
алгоритмы применения правил и проверки правильности применения правил.
 Общий вид требований, организующих  работу по формированию умения орфографического самоконтроля, с которым работают   студенты, таков.
Для орфографического самоконтроля нужно
1. знать, что
        а) орфограмма – это место в слове (или место, возникающее при         стечении слов), правописание которого на слух не устанавливается;
б) существуют следующие типы орфограмм:
        орфограммы-буквы:
                 - гласные;
        - согласные;
        - твёрдый и мягкий знаки;
        - большие (прописные);
        орфограммы-дефис;
        орфограммы-пробел (слитное или раздельное написание);
        орфограмма-чёрточка;
2. уметь находить орфограммы, используя опознавательные признаки:
        1) для орфограммы-буквы
        а) гласные:
                - безударность;
                              - шипящие и ц перед гласными;
        б) согласные:
                - конец слова;
        - стечение согласных;
        - н перед гласными в конце слова;
        в) твёрдый и мягкий знаки:
                - мягкий знак на конце и в стечении согласных;
        - звук [й] после согласных и перед е, ё, ю, я, и;
        - шипящий на конце;
        - -тся и - ться [ца] в глаголах;
        г) большие (прописные):
                - начало предложения или текста;
        - наличие собственных имён и наименований;
        2) для орфограммы-дефиса:
        - сложные слова;
        - приставки кое-, в-, по-;
        - суффиксы -нибудь, -либо, -то;
        - частицы -то, -ка;
3) для орфограммы-пробела:
        - не, ни, бы, же;
        - предлоги;
4) для орфограммы-чёрточки:
        - конец строки;
3. знать правила правописания;
4. точно применять правила;
5. знать словари и справочники, «обслуживающие» орфографию, и уметь пользоваться ими.
        
В основе алгоритма  пунктуационного самоконтроля лежит
понятие знака пунктуации как знака границы смыслового членения текста и связи его частей;
понятие пунктограммы как места в предложении или в тексте, где следует решить вопрос: нужен или нет знак препинания;
знание назначения и функций  знаков препинания в русской письменной речи: разделения,  выделения и соединения;
знание конкретных пунктуационных правил;
умение выполнять полный или частичный пунктуационный разбор предложения, в основе которого лежит знание членов предложения и их графического обозначения, умение синтаксического разбора предложения, знание правил схематизации предложения и его частей, умение схематизации.
Общий порядок пунктуационного самоконтроля следующий.
Чтобы проверить пунктуацию в любом предложении, нужно
1. определить цель и интонацию высказывания, посмотреть, соответствует ли им знак в конце предложения;
2. определить, простое предложение или сложное, для этого найти грамматическую основу;
если предложение  сложное –
а) определить границы предложений в его составе, связи между ними (сочинительная или подчинительная) и средства их выражения (сочинительные или подчинительные союзы или союзные слова, без союзов при помощи интонации), соотнести с правилами выбора знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном  предложении;
б) если сложное предложение содержит  прямую речь, определить, где собственно прямая речь, а где слова автора, их взаиморасположение; выбрать в соответствии с конструкцией комбинацию знаков препинания;
3. охарактеризовать грамматическую основу, соотнести с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;
4. разобрать каждое простое предложение, в том числе и в составе сложного, по членам, чтобы установить наличие или отсутствие
а) однородных членов и обобщающих слов при них;
б) обособленных, уточняющих или присоединительных членов предложения;
в) не членов предложения (вводных слов, обращений, междометий, слов «да» и «нет», частиц, союзов);
г) пропуск восстанавливаемых из контекста членов предложения, если оно неполное; соотнести с правилами постановки знаков препинания.
Очень важно при пунктуационном самоконтроле выполнять анализ предложения графически: подчёркивая члены предложения, схематизируя предложение в целом или отдельные его части.
        
Организация самостоятельной работы студентов по устранению пробелов в знаниях и умениях по орфографии и пунктуации и по формированию умения самоконтроля начинается с  диагностики пробелов. Для диагностики используется каждая контрольная работа, а в начале учебного года проводится так называемый входной контроль в форме диктанта или теста.  Диктант, тест,  а также изложение или сочинение, которые, при условии, что учитель знает возможности каждого студента, проверяется дифференцированно:
хорошо подготовленным студентам преподаватель может выставить отметку и вынести количество допущенных ошибок с указанием их вида; это позволит сильным обучающимся  активизировать работу по самоконтролю, т. к. большинство ошибок такие они допускают не по незнанию, а по невнимательности;
в работах средне подготовленных студентов ошибки соответствующим их виду значком выносятся на полях напротив строки, где они допущены, но место ошибки в строке не указывается. Это также активизирует контролирующую функцию, но несколько сужает объект поиска ошибок и сокращает время поиска, которое потребуется для тщательного повторения теории, т. к. у таких обучающихся  бывают случаи ошибок и по незнанию орфографических и пунктуационных норм, содержания теоретических понятий, требований к тому или иному виду грамматического разбора и т. п.;
у слабо подготовленных студентов, кроме вынесения ошибок на полях, указывается (подчёркивается) место с ошибкой в слове, в предложении, а иногда ошибки исправляются преподавателем,  и он указывает правило,  которое следует освоить, так как у таких студентов основная проблема – незнание теории; помощь учителя при проверке  даёт им  возможность продуктивно провести анализ выполненной работы и откорректировать план индивидуальной работы.Если класс незнаком преподавателю, например, в начале учебного года, работы проверяются обычным образом.
Затем студенты выполняют работу над ошибками, состоящую  из нескольких этапов:
работа непосредственно над допущенными  ошибками, которая должна отвечать следующим требованиям:
а) слова, в которых были допущены орфографические ошибки, выписываются в строчку через запятую  без ошибок с  обозначением места орфограммы, где был сделан неправильный выбор, и условий выбора орфограммы;
б)  предложения, в которых были допущены пунктуационные шибки, выписываются из работы полностью, без сокращений, пунктуационные ошибки исправляются, делаются графические обоснования правильного выбора знаков препинания;
в) работа над речевыми ошибками ведётся в таблице:
Допущенные речевые ошибки и исправленный вариант
анализ допущенных ошибок, выявление причин, определение средств устранения ошибок; если ошибка допущена
а)  из-за незнания теории, правила и т. п., то следует выучить теорию, правило и т. п.;
б) по причине незнания  отдельных  нюансов теории или правила, то нужно найти материал, описывающий эти тонкости, и выучить его;
в)  из-за неумения  применять знания, то следует разработать алгоритмы применения знаний и выполнить упражнения на использование алгоритмов в необходимом объёме;
г)  по причине небрежности, торопливости в работе, из-за  неумения проверить, проконтролировать себя, то следует подобрать упражнения, требующие обязательного применения алгоритмов самоконтроля, и выполните их в нужном объёме. Нужный объём – объём, при котором обучающийся  начинает контролировать себя автоматически, без усилий;
составление индивидуального плана повторения тем, отработки орфографических, пунктуационных и речевых умений; выполнение  индивидуального плана.
Преподавателем устанавливаются сроки сдачи на проверку работы по индивидуальному плану.. Для повышения ответственности студентов за такую работу оговаривается  статус её оценки: вторая по значимости после итоговой контрольной работы при выставлении отметок за полугодие.
        
При повторении орфографии и пунктуации очень важно привести в систему  все нюансы правила, помочь студентам запомнить все тонкости правописания. Для организации такой работы студентам  предлагается следующий порядок  действий.
1. Прочитать все правила 2. Выучить наиболее подходящий способ запоминания.
3. Составить алгоритм применения правила для выбора написания .Вот как выглядят алгоритмизированные студентами  некоторые орфографические правила.
1. Как выбрать гласную перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола, перед –в-, -вши-, -ши- в деепричастиях прошедшего времени?
1. Поставить глагол, деепричастие в инфинитив (что делать? что сделать?).
2. Определить, какая гласная стоит перед –ть.
3. Написать ту же гласную в глаголе прошедшего времени или в деепричастии.
Например: залаял, залаяв – залаять.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАСНАЯ ПОСЛЕ ШИПЯШИХ И Ц.
Как найти орфограмму?
Для этого нужно
а) знать, что буквы ж, ч, ш, щ называются шипящими;
б) посмотреть, есть ли в слове шипящие и ц, следует ли после них гласная.
Как проверить орфограмму-гласную после шипящих и ц?
Для этого нужно знать, что
        а) после шипящих пишутся а, у, и, е (не я, ю, ы, э), т. е. ча, ща, чу, щу, жи, ши; исключения: жюри, брошюра, парашют, Жюль Верн, «Жэньминь Жибао», Шэньян, Шяуляй;        б) после ц
                1) в корне слова пицутся и, е, а не ы, э, исключения: цыплёнок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках, Цыси, Цюрюпа;
                2) не в корне:
и – в существительных на –ция;
ы – в окончаниях множественного числа и в суффиксе –ын;
        3) ё, е, я после ц не пишутся никогда.
Как проверить о(ё) после шипящих и ц?
1. Определить часть слова с орфограммой:
        а) если в корне, подобрать однокоренные слова, образовать формы этого слова и посмотреть, есть ли чередование ё[о] с другими звуками;
        если есть – писать ё;
        если нет – писать о.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
1). Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог (шо́мпол – шомпола́).
2). О – в существительных ожог, поджог; ё – в глаголах ожёг, поджёг.
3). Вечо́р, хотя ве́чер.
4). Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о: ножны – ножо́н, княжна – княжо́н.
5). В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: шокола́д, шоссе́. Такие слова в случае сомнения нужно проверять по словарю.
        Б) Если орфограмма в суффиксе или в окончании, определить часть речи:
1) у имён существительных, прилагательных, наречий писать о под ударением, ё без ударения;
        нужно запомнить: ещё – наречие;
суффикс –ёр- (стажёр, дирижёр и др., но после ц будет писаться о: танцор);
2) у глаголов, страдательных причастий, существительных, образованных от глаголов и от глагольных форм, писать всегда ё.
в) Если орфограмма после буквы ц, то следует руководствоваться следующими правилами:
- под ударением после ц если произносится о, то и пишется о; без ударения пишется е; буква ё после ц никогда не пишется;
- в безударном слоге о пишется после ц только в слове цокату́ха (от слова «цокот») и в некоторых иноязычных словах, например: палаццо (дворец), скерцо (музыкальная пьеса в оживлённом, быстром темпе).
Для формирования умения самоконтроля требуются упражнения со специальными заданиями. Варианты заданий к упражнениям.
1. Укажите (обозначьте) в словах проверяемые безударные гласные.
2. Укажите (обозначьте) в тексте проверяемые безударные гласные.
3. Задания тестового характера:
а) укажите номер строки, в которой все слова содержат орфограмму – безударную гласную в корне и т. п.
4. Укажите слова с ошибками в выборе проверяемой безударной гласной, исправьте ошибки, обоснуйте свой выбор написания.
5. В тексте допущены ошибки на правописание проверяемой безударной гласной в корне, найдите и исправьте их. И т. п.
Приведём в качестве примера систему упражнений на формирование умения самоконтроля проверяемой безударной гласной корня.
Упражнение №1.
Укажите (подчеркните) безударные гласные в корне слова.
Бегом, белить, бледнеть, варить, верхушка, веселье, вечеринка, вещица, взлететь, видение, горожанка, доброта, единица, заплатить, забронировать, заварить, завернуть, привязать, выглянуть, заледенеть, прописать, запретить, отменить, замерзать,  утихать, защищать, заявить, земляника, мостовая, навязать, наградить, наконец, напряжение, насладиться, натренировать, невидимка, обновить, одобрение, окончательно, оленёнок, опередить, орбитальный, освобождение, основной, откликаться, оформление, пищевой, победитель, повторить, соболиный, сожалеть, сознавать, чернота, шерстяной, щебетать.  
Упражнение №2.
Укажите номера слов, в которых допущены ошибки в правописании безударной гласной в корне из-за неправильно подобранного проверочного слова.
1.Ослажнение – слаженный; 2. хватать – хваткий; 3. карательный – кара; 4. накопить – накопит; 5. опаздать – опаздывать; 6. наслождаться – сложный; 7. накрениться – крен; 8. привидение – видеть; 9. шептаться – шепчет; 10. укороченный – коротко; 11. неумолимый – молит; 12. удалённый – даль; 13. далина – дальний; 14. обливаться – лить; 15. прсвятитель – свято; 16.спешите задание – пеший; 17. ободрённый – бодро; 18. трагический – трагик; 19. пощадить – нещадно; 20. одарённый – дарит; 21. утишительный – тише; 22. раздаваться – дать; 23. завинтить – винт; 24. содрогнуться – вздрогнуть; 25. отворить овощи – створки; 26. облениться – лень; 27. проживать пищу – жить; 28. копировать – копия; 29. вычистить грязь – чисто; 30. различать – различие; 31. раздевалка – раздеть; 32. ополчение – полк; 33. вопеющий – петь; 34. глаза слепаются – слепнет; 35. зачисление – числа; 36. изобретатель – изобрёл; 37. опасаться – опасный; 38. снижаться – ниже; 39. проживать в доме - жить.                                                        
Упражнение №3.
Укажите номера слов, в которых допущены ошибки в выборе безударной гласной в корне слова.
1. всклакоченный                                                         11. повадырь        
2. заморить                                                                 12. переместиться
3. затемнить                                                              13. подновлённый
4. короткий                        14. покаяние
5. молотить                       15. поскоблить
6. накрениться                      16. притягательный
7. обронить                     17. разгородить
8. одряхлеть                    18. разогревание
9. оправдаться                   19. распрямить
10. отломать                  20. убиение.
Упражнение №4.
Запишите предложения, подчеркните проверяемые безударные гласные в корнях слов.
1. Звуки оркестра, жесты мима, движения танцовщицы, переливающееся стекло вазы, изгибы мраморной статуи, краски, линии картины – всё это знаки великого языка искусства, соединяющего людей. (По А. Новикову).
2. Истомлённые перелётом, отяжелевшие от морской влаги, скворцы стремятся туда, куда их обманчиво манят свет и тепло, и в своём быстром лёте они разбиваются грудью о толстое стекло, о железо и камень. (По А. Куприну).
3. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей, они ломали линию строя, тревожно кружились над степью, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. (По В. Закруткину).
4. Кто не любит вспоминать, как описал Гоголь внешность Чичикова или, вернее, как он отказался её описывать: «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
(По И. Андроникову).
5. В телегах, свесивши ноги, держа в руках вожжи, сидят мужики в вышитых рубахах; бабы в разноцветных сарафанах трясутся на телегах, вытянув ноги. (По И. Соколову – Микитову).
6.На месте срубленного леса белела щепа, среди срубленных сучьев и поблёкших листьев возвышались три тонкие берёзки с уцелевшими макушками. Их очертания хорошо гармонировали с открытыми далями… (По И. Бунин).
7. Зной был нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землёй густым тяжёлым слоем; на тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти чёрную пыль. (По И. Тургеневу).
8. Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперёд белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается… (По Н. Гоголю).
9. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. (По А. Чехову).
10. Холмов уже не было, а всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невесёлая равнина; кое-где на ней высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи. (По А. Чехову).
Упражнение №5.
Перепишите, вставляя на месте пропусков нужные буквы, подбирая проверочные слова. После окончания проверьте себя по ключу.
ЛЮБОВЬ
        Я знал, что пл…нительное несчастье подкрадывается ко мне, и радость слонялась со мной по ветреным улицам. Как она пришла, любовь, которой я не ждал! Как-то всё смешалось: пустынные с…ды, солнце над морем, радость дышать с…леным туманом, и крепнущая любовь.
        Любовь созрела и цв…тёт, и з…леные м…рские дни как дни из сказки. Я жду случайной встречи. Несколько дней на душе саднит, как тонкая трещина, боль о том, что просторные дни см…няются, как перевёрнутые страницы, а я не вижу её. Я прохожу около её дома. На подмёрзшей земле я ищу сл…ды её ног. Я тихо касаюсь з…леных ставен, ограды х…лодного сада, к которым прикоснулись её руки.
        Я не м…гу передать боль и радостную сладость этой любви, когда ждёшь неизбежных потр…сений, когда исполинское солнце прол…тает над притихшими зимними днями.
        На бульваре я купил прел…стную раковину. Она вся была овеяна твёрдой розовой пеной. В раковине звучал отд…лённый шум прибоя. Она тоскует по морю и всё шумит, как в…лна. Человека тоже взяли от иной, прекрасной жизни и пос…лили в этом с…роватом ч…стилище. Каждый т…мится по своему морю, которое помнит сердце. Я часто прислушиваюсь к себе и слышу, как неясным сладостным пением подымается из души любовь.
        С л…дниковых полей тянет слабым зап…хом фиалок. Д…лины л…жат вн…зу, как поз…л…невшие бронзовые чаши. В великой горной т…шине ст…ит жаркое и близкое солнце. Будто ветром выдуло из меня старую душу и вместо неё – горное солнце и воздух л…дниковых п…лей.
        Любовь как горные перевалы. Видно на сотни вёрст, но не каждому дано приблизиться и погрузить св…и х…лодные и чистые ручьи Эльбруса.
        (ПО К. Г. Паустовскому)
Упражнение № 6.        
Напишите текст упражнения № 5 под диктовку и вновь проверьте себя, действуя по алгоритму самопроверки.
Упражнение № 7.
Вернитесь к общему алгоритму работы над правилом, повторите его. Внимательно прочитайте предложения, действуя по алгоритму, найдите слова, в которых допущены ошибки в выборе проверяемой безударной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова и запишите их правильно.
Построенная таким образом работа студентов позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс. Так как студенты решают исключительно свои проблемы в области правописания, значительно повышается их  ответственность за результат. Формальным перестаёт быть как текущая работа по повторению, так и промежуточный и итоговый контроль. Всё это в совокупности способствует повышению  уровня орфографической, пунктуационной, речевой культуры обучающихся.