Поурочная разработка по всеобщей истории: Средневековье. Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира.10 класс.

Всеобщая история. 10 класс.
Тема: Средневековье. Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира.

«Всему есть место в Царстве Божием, все может быть связано внутренней гармонической связью. Ничто не должно быть подавлено и уничтожено».
Владимир Соловьев

Цели: 1. Дать определение понятиям: цехи – (объединение ремесленников, мастеров, занимающихся определенного рода деятельностью (кожевенников, оружейников и т. д. ), гильдия – (в широком смысле различные ассоциации (религиозного, политического, взаимопомощи и др. ) в Западной Европе, особенно в период раннего средневековья; в более узком смысле - объединения купцов (в Англии гильдией назывались также и объединения ремесленников - цехи), бюргерство – (это горожанин в средневековой Западной Европе, эта группа людей позже стала называться ремесленниками, городская прослойка, во Франции - буржуазия), схоластика – (европейская средневековая философия сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля, (представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом)). Охарактеризовать особенности становления государства в Средневековой Европе. Охарактеризовать предпосылки, причины и время возникновения городов Европы. Показать на карте территории возникших городов в 10-13 вв..
2. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях. Проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений. Уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности.
3. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами.
Тип урока – комбинированный.

Средние века - один из важнейших этапов в истории европейской цивилизации, охватывающий время с 5 в. (от падения Западной Римской империи) по 15 век. Сам термин «Средневековье» возник в начале 15 в., в эпоху Возрождения, в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую периодизацию всемирной истории: Античность – Средние века – Новое время. Поскольку под Новым временем они понимали собственную эпоху, Средние века в их представлении заканчивались на рубеже 14-15 вв. Отношение гуманистов к Средневековью было негативным: они видели в нем упадок культуры, всеобщую варваризацию языка и нравов, период невежества и религиозного мракобесия. Традиция считать наступление Ренессанса (ит. «снова», «заново рожденный» - Возрождение) окончанием Средневековья закрепилась в западноевропейской исторической науке и в истории культуры.

Периодизация Средневековья.
Начало, историки считают крушение Западной Римской империи (04.09.476 г., когда Ромул Август отрекся от престола), а по данным «Юнеско» - с возникновением ислама (начало 7 в.)
Окончание вызывает споры – одни считают падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов. Сторонники так называемого долгого Средневековья, считают окончанием Средневековья, повлёкшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию конца XVIII века, такого же мнения придерживалась советская наука. В последние годы российская медиевистика относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV началу XVI века. Наиболее верным является рассмотрение Средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (конец V  середина XI века).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], или Классическое, Средневековье (середина XI  конец XIV века).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или Раннее Новое время (XIVXVI века).

Что вы знаете из истории о падении Древнего Рима, что читали, какие фильмы смотрели?
Что такое республика? В чем ее отличия от монархии? (Смотреть словари).

Кто такие -ПАТРИЦИИ – привилегированная часть населения? Как называли людей, утративших родовые связи или не имевших таковых и находящиеся в бесправном положении – ПЛЕБЕЯМИ (лишены права участия в политической жизни, вступления в брак с представителями патрицианских родов)?
Кому в Риме принадлежала исполнительная власть – КОНСУЛАМ (обладали высшей гражданской и военной властью, замещавшиеся только патрициями)?


I. ПЗУ: Кто такие -ПАТРИЦИИ – привилегированная часть населения? Как называли людей, утративших родовые связи или не имевших таковых и находящиеся в бесправном положении – ПЛЕБЕЯМИ (лишены права участия в политической жизни, вступления в брак с представителями патрицианских родов)?
Кому в Риме принадлежала исполнительная власть – КОНСУЛАМ (обладали высшей гражданской и военной властью, замещавшиеся только патрициями)?

II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Что вы знаете из истории о падении Древнего Рима, что читали, какие фильмы смотрели?Что такое республика? В чем ее отличия от монархии? (Смотреть словари).

Что вы читали, какие фильмы смотрели характеризующие период развития Средневековья? («Айвенго», «Ричард львиное сердце») Как вы думаете, почему, первые века Средневековья были временем абсолютного господства деревни? Что сыграло главную роль в становлении и развитии городов – ремесло и торговля? Почему? Как называли Киевскую Русь в Средневековье? «Страна городов» - «ГАРДАРИКА».

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ: Прочтите текст, с.109-110, и определите значение поговорки «Воздух города делает свободным»? Дайте определение понятию цехи – объединения ремесленников, и гильдии – объединения торговцев – купцов. Человек, проживший в городе один год и один день, утрачивал статус зависимого и уже не подлежал юрисдикции своего сеньора. Подумайте и сделайте вывод почему в городах и в связи с чем складывается третье сословие – бюргерство – состоятельные торговцы, мастера цехов, горожане-землевладельцы
Подумайте и сделайте выводы, где и когда могли появляться Средневековые города? Выписать в тетради, что – первые города появились в 10 в., когда крестьяне стали производить достаточное количество с/х продукции, чтобы прокормить не только себя, но и других. Те, кто не был занят в с/х, превращались в ремесленников или торговцев.

Выписать в тетради предпосылки возникновения городов:
1. Прекращения нападений арабов, венгров, норманнов (варваров).
- нововведения в С/Х (освоение свободных земель, внедрение трехполья, исп. колесного плуга, железных орудий труда)=>повышение урожайности;
2. Прекращение крестьянами ремесленного производства, обмен излишков продуктов на изделия ремесленников.
- отделение ремесла от С/Х, превращение его в отдельное занятие большой группы людей – ремесленников;
- возрождение древних городов.

Причины возникновения городов:
Развитие С/Х – отделение ремесла от С/Х – развитие торговли
Формирование центров христианства (мест паломничества и монастырей).
Необходимость создания новых военных центров для организации защиты определенных территорий.
Потребность в существовании административно-политических центров
Время возникновения городов: X - XIII – города Италии (Флоренция, Венеция, Неаполь), Южная Франция (Тулуза, Марсель); - XII XIII – в Северной Германии, странах Скандинавии, Ирландии, Венгрии
Место возникновения городов: вблизи: -руин бывших римских городов; - феодальных имений, монастырей, крепостей; - важных торговых путей, речных переправ, мостов, бухт, заливов.
Развивалась торговля и ростовщичество

Торговля развивалась ( дополните ряд пропущенными словами)
Между городом и __селом__Между разными__государствами____Между разными городами и __регионами__государств

Развитие средневековой культуры питают три источника: античность, христианство и культура варварских народов.
Античность вызывала интерес, религия знания о мире и о самом себе.
Уровни средневековой культуры:
официальная, «ученая» (связана с церковью, включавшая теологию, философию, литературу – элитная);
светская – рыцарская, городская и народная (рыцарский роман, поэзия трубадуров (культ идеальной любви, песни крестоносцев), труверов, миннезингеров (герм. «певцы любви») о подвигах рыцаря и его любви должен был знать «весь христианский мир».
Появляются университеты – XII XIII вв. – Болонья, Монпелье, Салерно, Париж, Оксфорд. К XV в. в Европе насчитывается около 60 университетов.
Центры СХОЛАСТИКИ – попытка примирить разум и веру, создать целостное осмысление бытия мира и человека в их отношении к высшему разуму.
Развивается архитектура Средневековья – ранняя – романская, а более поздняя – готическая. «Время соборов» - «Каменная Библия».
Храм представлял собой воплощение божественной вселенной, как каменная книга народной фантазии. Имел изображения диковинных растений, необычайных животных – горгулий, редкостные узоры.
Картина мира – земное существование связано с временным пребыванием души в теле. Высший мир – мир небесный, где царит Божья справедливость, которая не может быть достигнута на земле.

Прочтите текст учебника, с. 113-115 и выделите главные вопросы в чем состояли причины кризиса XIV – XV вв.? Можно ли считать эту эпоху окончанием поступательного развития европейской цивилизации?

IV. ОЗ: Так что же такое цехи и гильдия? Определите какое новое сословие появилось в Средневековье? Прочтите в учебнике, с. 116 «Учимся вести дискуссию» текст и докажите используя аргументы о наличии кризиса XIV – XV вв . Выскажите свое отношение к приведенному суждению – «Воздух города делает свободным». Прочтите в учебнике, с. 118 «свидетельство эпохи» фрагмент трактата «Сумма теологии» - Фомы Аквинского , подумайте и объясните, как он пытается примирить разум и веру?
V. ОБОБЩЕНИЕ: Что такое расизм Средневековье? В чем заключается значение поэзии трубадуров? Каковы причины возникновения городов? Межпредметные связи: литература, история, право, экономика, МХК.
VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок
VII. ДЗ: Профильный уровень. ВИ – С.В. Новиков, О.В. Дмитриева, О.И. Посконина. Прочитать § 20, повторить § 1. Ответить на ? 2,3,4,7,8.
Базовый уровень. ВИ – В.И. Уколов, А.В. Ревякин. Прочитать § 9 вопросы №3, с. 116, письменно в тетрадях. Вопрос №2 и №4 подготовить ответы. Практическая работа, с.116-118 готовят_____________________, в помощь использовать интернет-ресурс (задание для сильных).