Ответы к вопросам для подготовки к олимпиаде по литературе 10 класс


МИНИСТЕРАСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Задания ІІІ этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе
10 класс 22 февраля 2014 г.
Литературный тур (максимальная оценка 50 баллов)
Задание 1 (3 балла)
Назовите языковые средства художественной выразительности
(по одному в каждом примере).
1.Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя
А.С. Пушкин «Цветок»
2.Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Сергей Есенин «Русь советская»
3.«Всё спит — и человек, и зверь, и птица».
Н.В. Гоголь « Страшная месть»
Ответ:
1.Эпитет - 1 балл
2.Оксюморон - 1 балл
3.Синекдоха - 1 балл
Всего -3 балла
Задание 2 (8баллов)
Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.
Назовите автора и это произведение.
1. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы,
растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
2. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
3.«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё! » — его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит».
4.« И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а всё живёшь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!»

Ответ:
1. И. С. Тургенев – 1 балл, «Отцы и дети» - 1 балл
2. А.Н. Островский – 1 балл, «Гроза» - 1 балл
3. Н.В. Гоголь – 1 балл, «Мертвые души» - 1 балл
4. М.Ю. Лермонтов –1 балл, «Герой нашего времени» - 1 балл
Всего - 8 баллов

Задание 3 (4 балла)
Определите языковые средства художественной выразительности.
Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: 6А).
1. Под ним струя светлей лазури.
2. Буйная головушка поникла на его широкую грудь.
3. Под окнами костер метели белой.
4. Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощелкивает.
5. Студент нынче пошел не тот.
А — градация, Б — сравнение, В — эпитет, Г — синекдоха, Д — метафора

Ответ:
1Б; 2В; 3Д; 4А; 5Г
Задание 4 (12 баллов)
Перед вами два портрета А.С. Пушкина. Внимательно рассмотрите их, ответьте на вопросы. Ответ оформите в виде небольшого стройного монологического высказывания. Введите описание портретов.

В 1827 году известные русские художники Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин писали портреты Александра Сергеевича Пушкина. Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.
1.Какой портрет кисти Кипренского, какой – Тропинина?
2.Какой портрет более торжественный?
3.Какой отличается большей силой обобщения?
4.Где Пушкин более прост и понятен?
5.Какой образ наполнен внутренней динамикой? Чем это передается?
6.Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. С какой целью?
7.Назовите музу лирической поэзии и ее атрибут.
Примерный ответ и критерии оценивания
Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная ясность образа.
Образ поэта у Кипренского наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру. Портрет работы Кипренского понравился Пушкину. Ясность мысли, достоинство, ум, горькая складка рта, взгляд удивительно прозрачных глаз полон затаенной печали... Именно это выражение горечи так поражало своей верностью современников. Портрет написан в 1827 году; тем же годом помечено "Послание в Сибирь"; тогда же прозвучал и "Арион" – горькое признание "таинственного певца", друга декабристов, еще недавно полного "беспечной веры", а теперь, после крушения, выброшенного на берег грозою, но не покорившегося: "Я гимны прежние пою и ризу влажную мою сушу на солнце под скалою..." В портрете на редкость ясно выразилось сочетание печали и непреклонно гордого мужества.
О портрете работы В.А. Тропинина московская газета "Телеграф" писала: "Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен в три четверти, в халате, сидящим подле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина – столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие". Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создает атмосферы доверительности между моделью и зрителем. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.
Лицо поэта оттеняется белизной приподнятого шелковым шейным платком ворота рубашки. В отличие от других московских портретов работы Тропинина, принадлежащих к «халатному жанру», внешняя простота пушкинского портрета – кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира. Мягкие складки широкого халата Пушкина напоминают свободную драпировку римской тоги. Твердо сжатая в кулак рука несет не меньше пафоса, чем «наполеоновская» поза какого-либо романтического персонажа. Изображены лишь несколько говорящих деталей – бумаги на углу стола, указывающие на поэтические труды, и любимый перстень, которому поэт придавал большое значение.
Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом..."
Критерии оценивания
1.Портрет с шотландским шарфом - О.А. Кипренский(0,5 балла)
Портрет в халате - В.А. Тропинин(0,5 балла)
2.Какой портрет более торжественный? (0,5 балла)
3.Какой отличается большей силой обобщения? (0,5 балла) Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения
4. Где Пушкин более прост и понятен?(1 балл) Пушкин Тропинина более прост, понятен
5.Какой образ наполнен внутренней динамикой?(0,5 балла). Чем это передается?(0,5 балла) Образ поэта у Кипренского наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди
6.Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. С какой целью?(1 балл) Чтобы подчеркнуть тему творчества
7.Назовите музу лирической поэзии и ее атрибут? Муза лирической поэзии Эрато(0,5б), имевшая обычно в качестве атрибута цитру или лиру.(0,5б)
8.Описание портрета А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского(1 балл)
9.Описание портрета А.С. Пушкина кисти В.А. Тропинина(1 балл)
10.Стройность (ясность, логичность, информативность) монологического высказывания(2 балла)
11.Описание портретов (2 балла)
Всего – 12 баллов
Задание 5(3 балла)
Назовите имя, произведение, автора.
Когда он родился, были предложены следующие имена: Моккий, Трифилий, Дула и Варахасий. Однако его матери они показались неблагозвучными, и ребёнок получил имя…
Ответ:
Акакий – 1балл, «Шинель» - 1 балл, Н.В. Гоголь – 1 балл
Всего – 3 балла
Задание 6 (5 баллов)
Прочитайте стихотворение. Проанализируйте его идейно-тематическое содержание. (Ведущая тема – 1 балл, идея (основная мысль) произведения - 1 балл, развитие мысли автора (лирического героя) – 2 балла, эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи - 1балл)
«Ангел» Михаил Лермонтов
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли. 1831

Ответ и критерии оценивания
Идейно-тематическое содержание:
1.Ведущая тема (О рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет; о достоинствах праведной жизни) – 1 балл
2.Идея (основная мысль) произведения (земное бытие - способ получить право попасть в рай. И жизненные трудности, страдания должны очистить человеческую душу, подготовить ее к небесам.) – 1 балл
3.Развитие мысли автора (лирического героя) – 2 балла
4.Эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи. ( Мелодичность и нежность за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки.) – 1 балл
«Ангел» — очень романтичное произведение, которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами. Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.
Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки. Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям. Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.
Используя противопоставление небесной и земной жизни, Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью. Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.
Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо», которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни.
Задание 7 (15 баллов)
Прочитайте текст.
Нил Гейман, выдающийся английский писатель прочитал замечательную лекцию о пользе чтения. «Другой способ разрушить детскую любовь к чтению, это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека….. Библиотеки — это ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему свету мы видим, как местные власти рассматривают закрытие библиотек как легкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обкрадывают будущее, чтобы заплатить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты».
Что вы думаете о будущем библиотек?
Примерный ответ и критерии оценивания
1.Оригинальность суждения - 3 балла
2.Композиционная стройность - 3 балла
3.Логичность - 3 балла
4.Ясность изложения - 3 балла
5.Речевая грамотность - 3 балла
Библиотеки — это места, куда люди приходят за информацией. Книги — это только верхушка информационного айсберга, они лежат там, и библиотекари могут свободно и легально обеспечить вас книгами. Больше детей берут книги из библиотек, чем когда-либо раньше, и это разные книги — бумажные, электронные, аудиокниги. Но библиотеки — это еще, например, места, где люди, у которых нет компьютера или доступа к интернету, могут выйти в сеть. Это важно, когда мы ищем работу, рассылаем резюме. Библиотекари могут помочь людям ориентироваться в мире. Библиотеки — это свобода. Свобода читать, свобода общаться.
Нелепый, казалось бы, вопрос. До сих пор не было цивилизаций, обходящихся без библиотечных учреждений; добрые пять тысяч лет библиотеки одухотворяли и просвещали человечество, были хранилищами социальной памяти и обителями культурного досуга. Почему нужно обосновывать их востребованность в грядущем информационном обществе? Потому что мир стремительно и радикально изменяются, потому что мы стоим перед лицом глобальных вызовов и угроз, которых прежде не было. Поэтому и библиотекам не избежать кардинальных изменений, а может быть, и летального исхода.
Объем творческого задания не ограничен
За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки снимается до 3 баллов.
Всего за работу – 50 баллов.