Ответы к вопросам для подготовки к олимпиаде по литературе 8 класс


МИНИСТЕРАСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Задания ІІІ этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе
8 класс 22 февраля 2014 г.
Литературный тур (максимальная оценка 50 баллов)
Задание 1 (9 баллов)
Назовите персонажей по их портретам. Укажите название художественного произведения и его автора.
1. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
2. Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
3. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.
Ответ:
1. Емельян Пугачев(1 балл). «Капитанская дочка»(1 балл). А.С. Пушкин(1 балл).
2.Судья Ляпкин-Тяпкин(1 балл). «Ревизор»(1 балл). Н.В. Гоголь(1 балл).
3.Лесник Фома(1 балл). «Бирюк»(1 балл). И.С. Тургенев(1 балл).
Всего - 9 баллов

Задание 2 (8 баллов)
Определите языковые средства художественной выразительности, выделенные курсивом во фрагментах.
1.Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём.
(А. Блок)
2.Ступит на горы – горы трещат,
Ляжет на воды – воды кипят,
Граду коснётся – град упадает,
Башни рукою за облак кидает.
(Г.Р. Державин)
3.Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что, наконец, свалился. (А.А. Фет)

4.Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
(А.С. Пушкин)
Ответ:
1. Антитеза(2 балла). 2. Гипербола(2 балла). 3.Олицетворение(2 балла). 4. Эпитет(2 балла).
Задание 3 (4 балла)
Прочитайте поэтический фрагмент. Укажите стихотворный размер.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой-Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
И тихо, тихо все кругом…
А.С. Пушкин «Полтава»
Ответ:
Четырехстопный(2 балла) ямб(2 балла)
Задание 4 (6 баллов)
О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картины?
Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».
Ответ:
Н.Н. Ге (2 балла). «Пущин в гостях у Пушкина»(2 балла). Послание « И. И. Пущину
(2 балла). Всего - 6 баллов
Задание5(1 балл)
Что связывает Черную речку и гору Машук?
Ответ:
Места дуэлей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова (1 балл)
Задание 6 (7 баллов)
Назовите автора и полное название этого произведения. Какой период русской истории отражен в «Песне...»? Почему поэт обратился к далекому прошлому?
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярский звон
И причитывали да присказывали.
Ответ:
М.Ю. Лермонтов(1 балл) «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»(3 балла).
В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного(3 балла). Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.(3 балла)
Всего – 7 баллов
Задание 7 (15 баллов)
1.Прочитайте стихотворение. Проанализируйте его идейно-тематическое содержание. (Ведущая тема – 1 балл, идея (основная мысль) произведения - 1 балл, развитие мысли автора (лирического героя) – 2 балла, эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи - 1 балл)
2.Выскажите свое отношение к теме(10 баллов)
«Внимая ужасам войны…» Николай Некрасов
Стихотворение посвящено Крымской войне 1853—1856 годов
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Ответ:
7.1.Идейно-тематическое содержание:
1.Ведущая тема (О жизни и смерти, о горе, которое причиняет война, о непреходящей ценности жизни) - 1 балл
2.Идея (основная мысль) произведения (матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и с утратой своих детей..) – 1 балл
3.Развитие мысли автора (лирического героя) – 2 балла
4.Эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи. (Печаль « мне жаль…», «увы…»; жизнеутверждающая сила «Она до гроба помнить будет!»;) – 1 балл
Всего – 5 баллов
Николая Некрасов написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», в котором попытался морально поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились своих сыновей. Рассуждая на тему жизни и смерти, о горе, которое причиняет война, о непреходящей ценности жизни, поэт с печалью пишет о том, что «при каждой новой жертве боя мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя».
Автор подчеркивает, что какой бы глубокой ни была душевная рана, рано или поздно она все равно затянется. Вдова найдет утешение в повседневных хлопотах, дети вырастут с мыслью о том, что их отец не зря отдал свою жизнь за родину. Однако матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и смириться с такой утратой. «Она до гроба не забудет!», — отмечает поэт с жизнеутверждающей силой, подчеркивая, что слезы матери, потерявшей на войне сына, являются «святыми» и «искренними». Таким женщинам никогда не оправиться от удара, который они получили от судьбы, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей». Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 21 веке по-прежнему будут воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими. Всего – 5 баллов
7.2. Критерии оценивания:
1.Оригинальность суждения - 2 балла
2.Композиционная стройность - 2 балла
3.Логичность - 2 балла
4.Ясность изложения - 2 балла
5.Речевая грамотность - 2 балла
Всего – 10 баллов

Примерный ответ творческого задания. Объем не ограничен.
Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир - обязанность всех живущих на земле. Тема войны по-прежнему остаётся актуальной. Сколько похоронок пришло уже матерям в наше мирное время из Афганистана и Чечни! Только извлекая уроки из прошлого, мы сможем предотвратить новые войны. И дети наши будут узнавать о войнах только из учебников истории и кинофильмов. В будущем войне не должно быть места!
За речевые, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки снимается до 3 баллов.
Всего за работу – 50 баллов.