Программа по дисциплине ОП.03 Основы строительного черчения (каменщик)


государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный
техникум имени А.В. Яковлева»
(ГБОУ СПО ЧГПГТ им. А.В. Яковлева)
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03. Основы строительного черчения
по программе профессионального обучения, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования
по профессии 12680 Каменщик
г. Челябинск, 2016 г.
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА
на заседании
ЦК СПД
Протокол от «___»_________20___г
№_____
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 270802.09 Мастер общестроительных работ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013 г. № 683, в редакции от 17.03.2015г. № 247 и в соответствии с рабочим учебным планом по профессии 12680 Каменщик, утвержденным директором Техникума ______гСОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы строительного черчения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы профессионального обучения, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования по профессии 12680 «Каменщик» в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 270802.09 «Мастер общестроительных работ», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №683 от 02 августа 2013г., зарегистрированного Министерством юстиции №29727 от 20 августа 2013 года, в редакции от 17.03.2015г. №247.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.
Изучение дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.
ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.
ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.
ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки.
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ.
ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы строительного черчения» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- читать архитектурно-строительные чертежи, проекты, монтажные схемы, схемы производства работ
знать:
- требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства;
- основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации;
- виды строительных чертежей, проектов, монтажных схем, схем производства работ;
- правила чтения технической и технологической документации;
- виды производственной документации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 53 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 53 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 53
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 53
в том числе: практические занятия 27
контрольные работы 2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 3 семестре 2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 «Основы строительного черчения»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Нормы, правила, графические приемы выполнения чертежей. 12 Тема 1.1.Нормы, правила, графические приемы выполнения и оформления чертежей Содержание учебного материала 4 Проектно-конструкторская документация. Оформление чертежей по государственным стандартам. 2
Форматы, штампы, основные надписи чертежей. Положение, размещение форматов и штампов. Обозначения и размеры форматов по ГОСТ. Практические занятия:
1.Оформление форматов и основных надписей в штампах технических чертежей и заглавных листов текстовых документов 2 Тема 1.2. Линии чертежа, масштабы, шрифты. Содержание учебного материала 2 Линии. Масштабы. Числовой масштаб, линейный масштаб, поперечный масштаб, угловой масштаб. 2
Шрифты. Написание шрифтов. Чертежные шрифты кириллицы, арабские и римские цифры. Шрифты, употребляемые на строительных чертежах Практические занятия:
1.Начертить графические масштабы
2.Начертить чертежные шрифты прописных букв, строчных арабских цифр
3. Начертить виды линий и их назначение 4 Раздел 2. Основные способы графического изображения предметов. 19 Тема 2.1. Геометрические построения на технических чертежах Содержание учебного материала 2 Применяемые инструменты, принадлежности. Изображения точек, прямых, кривых линий, плоских фигур. Построение пересечения прямых линий. Деление отрезка, дуги. Сопряжения прямых и кривых линий. Циркульные и лекальные кривые. 2
Проекционная метрическая система. Проекционные виды, сечения, разрезы поверхностей объектов. Аксонометрические проекции. Ортогональные проекции точек, прямых и плоскостей на две, три плоскости метрического эпюра. Определение натуральных величин. Ортогональные проекции многогранных поверхностей. Практические занятия
1.Изображения точек и прямых линий
2. Изображения кривых линий
3. Построение лекальных кривых
4. Построение пересечения прямых5. Деление отрезка на равные части
6. Деление угла на равные части
7. Построение сопряжений прямых и кривых линий 5 Тема 2.2. Проекционные основы построений видов, разрезов и сечений на чертежах Содержание учебного материала 5 Проекционная метрическая система. Проекционные виды, сечения, разрезы поверхностей объектов. Аксонометрические проекции. 2
Ортогональные проекции точек, прямых и плоскостей на две, три плоскости Определение натуральных величин. Построение разверток линий и поверхностей Практические занятия
1. Изображение точек, принадлежащих прямой2. Изображение проекций прямых частного положения
3. Построение проекций окружности
4. Изображение развертки призмы 5 Контрольная работа № 1 по теме «Построение проекций различных тел» 2 Раздел 3. Машиностроительные чертежи. 4 Тема 3.1. Машиностроительное чертежи Содержание учебного материала 2 Эскизы и рабочие чертежи деталей. Общие сведения о машиностроительных чертежах. 2
Практические занятия:
1.Построение эскиза детали 2 Раздел 4. Архитектурно-строительные чертежи. 14 Тема 4.1. Графическое оформление и чтение строительных чертежей Содержание учебного материала 4 Содержание и виды строительных чертежей. Стадии проектирования. Наименование и маркировка строительн6ых чертежей. Масштабы строительных чертежей. 2
Конструктивные элементы и схемы зданий. Координационные оси и нанесение размеров на чертежах. Выноски и ссылки на строительных чертежах. Чертежи планов зданий, сооружений Чертежи фасадов зданий Чертежи разрезов, фрагментов Чертежи фундаментов. Чертежи разрезов, фрагментов, узлов, деталей. Практические занятия:
2. Выполнение привязки элементов зданий к координационным осям
3. Выполнение графических обозначений материалов в сечениях
4. Нанесение размеров на строительных чертежах
6. Последовательное вычерчивание плана здания
9. Изображение фасада здания
10. Последовательное выполнение разреза здания 4 Раздел 4.2. Чтение чертежей каменных и железобетонных конструкций Содержание учебного материала 4 1 Общие сведения о конструкциях производственных зданий. Условные, схематизированные и упрощенные изображения элементов каменных конструкций, узлов и стыков деталей. 2
2 Рабочие чертежи. Назначение, состав, специфика проекционных изображений, масштабы и их связи с применением условных графических обозначений. 3 Рабочие монтажные схемы панельных, крупноблочных зданий: состав изображений, схемы положения конструктивных элементов, порядок чтения 4 Чертежи фасадов, узлов и деталей с применением материалов из камня, керамики. Практические занятия 2 1 Чтение чертежей (рабочих чертежей каменных и железобетонных конструкций, рабочих монтажных схем панельных, крупногабаритных зданий.Раздел 5. Рисование и графическое оформление чертежей. 2 Тема 5.1. Техническое рисование Содержание учебного материала 1 2
1. Техническое рисование. Понятия, виды изображений, материалы, приемы рисования 2. Компоновка и композиция рисунка. Практические занятия:
1.Рисование с натуры
2. Рисование по чертежу
3.Выполнение рисунка объекта, заданного проекциями 1 Дифференцированный зачет 2 Всего 53 3. условия реализации программы дисциплины
Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Спецтехнология».
Оборудование учебного кабинета:
1. Комбинированный шкаф с классной доской – 1 шт;
2. Рабочий стол преподавателя;
3. Индивидуальные учебные столы – 15 шт;
4. Стулья для студентов – 30 шт;
5. Компьютер преподавателя с программным обеспечением (MS Office Word, MS Office Excel, MS Outlook Express, Web-обозреватели (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome), локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет);
6. Учебники и учебные пособия;
7. Сборники задач и упражнений;
8. Методические указания к выполнению графических работ;
9. Карточки-задания;
10. Чертёжные и измерительные инструменты;
11. Модели геометрических тел;
12. Объёмные модели;
13. Модели и образцы деталей и сборочных единиц для выполнения графических работ;
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- диапроектор;
- экран для диапроектора;
- учебно-методическое обеспечение:
Презентации:
- дисциплина «Черчение»;
- линии чертежа;
- правила вынесения размеров на чертеже;
- масштабы чертежей;
- шрифты;
- построение пересечений прямых;
- сопряжения;
- правила проецирования;
- проекционное черчение;
- построение проекции точек на поверхности геометрических тел;
- пересечение геометрических тел;
- геометрические тела и правила их изображения;
- сечения и разрезы;
- простые и сложные разрезы;
- аксонометрические проекции;
- машиностроительные чертежи;
- архитектурно-строительные чертежи;
- чертежи деревянных и столярных изделий;
- чертежи деревянных дверных и оконных коробок;
- чертежи генеральных планов;
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гусаров Е.А., Липшина Т.В. Строительное черчение: учебник / Гусаров
Е.А., Липшина Т.В. и др. под редакцией Полежаева Ю.О. 8-е изд. – М.: ИЦ "Академия", 2012. – 336 с.
Томилова С.В. «Инженерная графика. Строительство», М., ИЦ «Академия», 2012 - 302с.
Феофанов А.Н.Учебное пособие «Чтение рабочих чертежей» М.,ОИЦ «Академия», 2010 – 315 с.
Бродский А.М, Фазаулин Э.М. и др. Черчение металлообработка, 10-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2013г – 400с.
Дополнительные источники:
1. Полежаева Ю.И.Учебник «Строительное черчение», М., «Академия», 2010 – 336 с..
2. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения – М.: Выс-шая школа, 1989 - 290 с.
3. Боголюбов С.К. Инженерная графика – М.: Машиностроение, 2000 – 312с.
4. Боголюбов С.К. Чтение и деталирование сборочных чертежей: Альбом. – М.:Машиностроение,1996 – 180 с.
5. Единая система конструкторской документации. Общие правила выпол-нения чертежей: Сборник, 1995 - 118 с.
6. Единая система конструкторской документации. Основные положения: Сборник, 1998 - 96 с.
7. Короев Ю.И. Черчение для строителей. М. « Академия», 2001 – 326 с.
8. Чекмарев А.А., Осипов В.К. «Справочник по черчению», М, «Академия», 2006 -380 с.
9. Чекмарев А.А., Осипов В.К. «Справочник по черчению для специально-стей СПО. Учебное пособие. М., «Академия»,2005 -415 с.
Интернет ресурсы:
http://www.granitvtd.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=37&Itemid=9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты
(освоенные умения, знания, профессиональные компетенции) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 3
Уметь: У1. читать архитектурно-строительные чертежи, проекты, монтажные схемы, схемы производства работ; Уверенно, четко по алгоритму читает чертежи планов сборных и монолитных железобетонных конструкций, разрезов, архитектурно-строительные чертежи, монтажные схемы, схемы производства работ, строительные генеральные планы, монтажные схемы каменных конструкций.
Аргументировано излагает характерные особенности зданий и сооружений. Точно и полно описывает требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям по объемно-планировочному и конструктивному решению
Соблюдение алгоритма построения технических рисунков строительных изделий и конструкций - Формализованное наблюдение и оценка результатов тестовых опросов, тестовых диктантов и тестовых заданий;
- оценка отчета по выполнению графических работ;
- оценка результатов контрольных работ;
наблюдение и оценка результатов практических заданий;
Знать: З1. требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства; Аргументированность выбора масштаба чертежей и правильность их применения
Правильность и точность определения марки строительных чертежей и их назначение
Правильность характеристики планов, фасадов, разрезов зданий - Формализованное наблюдение и оценка результатов тестовых заданий и тестовых опросов, технических диктантов;
- оценка отчета по выполнению графических работ;
- формализованное наблюдение и оценка результатов контрольных работ;
- формализованное наблюдение и оценка результатов практических заданий
З2. основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации; Правильность и точность определения марки строительных чертежей и их назначение З3. виды строительных чертежей, проектов, монтажных схем, схем производства работ; Обоснованность и правильность выбора и применения строительных чертежей для производства работ З4. правила чтения технической и технологической документации; Обоснованность и правильность чтения и применения строительных чертежей для производства работ З5. виды производственной документации Правильность выбора и применения строительных чертежей для производства работ Профессиональные компетенции
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ. Адекватность и обоснованность выбора материалов при выполнении подготовительных работ в соответствии с ТУ, ГОСТ, ЕСКД, ЕСТД, СНиП. - Формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий;
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности. Обоснованное и точное чтение строительных чертежей и чертежей строительных конструкций - Формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий;
ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня. Обоснованное и точное чтение строительных чертежей и чертежей строительных конструкций - Формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий;
ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий. Точность и правильность составления технических рисунков строительных изделий и конструкций, схем производства работ по монтажу строительных конструкций.
Чтение рабочих чертежей, применяемых при монтаже железобетонных конструкций при возведении кирпичных зданий - Формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий;
ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки. Обоснованность и точность составления эскизов поверхностей подлежащих гидроизоляции - Формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий;
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ. ПК Обоснованность и точность составления эскизов поверхностей подлежащих ремонту с обмером и нанесением размеров - Формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий;
ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций. Обоснованность и точность составления эскизов поверхностей подлежащих ремонту с обмером и нанесением размеров Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Активное и систематическое участие в профессионально значимых мероприятиях (неделях, декадах, конкурсах профессионального мастерства, конференциях).
Демонстрация интереса к будущей профессии: выполнение заданий самостоятельной работы и отчетных работ по практическим занятиям и практике, с использованием различных источников,
в том числе периодических изданий по
специальности и литературы описывающей
инновационные технологии; участие в конкурсах по профессии, конференциях и других мероприятиях профессиональной направленности
- Формализованное наблюдение и оценка результатов тестовых опросов , тестовых диктантов и тестовых заданий ,
- оценка отчета по выполнению графических работ;
- оценка результатов контрольных работ;


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Выбор и применение методов, действий и способов решения профессиональных задач позволяющих достичь поставленных целей с высоким показателем эффективности качества.
Планирование методов и способов решения профессиональных задач в соответствии с целями и задачами изучаемой профессии;
Обоснование способов решения задач, определенных преподавателем;
Решение стандартных и нестандартных задач профессиональных задач в соответствии с поставленной задачей; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Выполнение самоанализа и коррекции собственной деятельности на основании достигнутых результатов;
Демонстрация собственной деятельности в роли руководителя команды в соответствии с заданными условиями;
Оценка собственного продвижения, личностного развития;
Выполнение анализа ситуации, решение
сложившейся рабочей ситуации, выполнение
анализа и коррекции результатов принятых
решений, демонстрация ответственности за
результаты принятых решений. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Активное использование различных источников для решения профессиональных задач; Обзор публикаций в профессиональных изданиях;
Умение пользоваться основной и дополнительной литературой; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Анализ инноваций в области профессиональной деятельности;
Использование в учебной деятельности и в ходе практики информационных и коммуникационных ресурсов; ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Владение профессиональной лексикой, этическими нормами поведения, приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.