Анализ учебной работы за 2012-2013 учебный год

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
г. Усть-Илимска
ОГСКОУ СКОШ г. Усть-Илимска







Анализ
учебно-воспитательной работы старшего звена
за 2012-2013 учебный год






Зам. директора по УВР
Дроздова Л.В.
















Усть-Илимск, 2013

В 2012-2013 учебном году образовательная деятельность школы строилась в соответствии с методической темой: «Создание здоровьесберегающей среды как условие повышение качества образования».
Целью образовательного процесса являлось разностороннее развитие личности учащихся, способствующее умственному развитию, обеспечивающее нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Задачи:
Продолжить работу по претворению в жизнь программы развития школы на основе системно – деятельного, гуманистического, личностно – ориентированного подходов в учебно – воспитательном и управленческом процессах через систему мер и действий, предусмотренных годовым планом школы, эффективное и целесообразное использование сил, средств, времени всех участников учебно – воспитательного процесса.
Продолжить изучение теории и практики коррекционно – развивающего обучения и воспитания.
Продолжить создание условий для повышения квалификации педагогов (удобное расписание, замещение уроков, методическая поддержка, и др.)
Продолжить практику семинарских занятий как одного из благоприятных условий совершенствования методики работы педагогов и обеспечения успешного учебно – воспитательного процесса.
Совершенствовать формы и методы коррекционно – развивающего воздействия на учащихся с целью разностороннего развития личности учащихся, умственного развития, обеспечивающих нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Продолжить формирования общеучебных умений и навыков учащихся, особое внимание уделяя воспитанию интереса к чтению и развитию речи, воспитанию внутренней культуры.
Продолжить целенаправленную работу с родителями воспитанников, распространяя опыт положительного семейного воспитания и вовлекая семьи в школьную жизнь.
Продолжить совершенствование системы контроля за УВП.
Привлекать психологическую и социальную службу школы к комплексному обследованию учащихся, изучению различных аспектов их развития, воспитания, обучения на основе модели личности выпускника.
Способствовать сохранению физического, психического здоровья всех участников УВП.
В работе с учащимися школа руководствовалась:
- Законом РФ «Об образовании»,
- Типовым положением о коррекционном образовательном учреждении,
- Уставом школы,
- методическими письмами и рекомендациями управления образования,
- локальными актами и приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Учебный план был составлен в соответствии с Региональным Базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п) на принципах дифференциации и вариативности. Он предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения детьми общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимой для социальной адаптации и реабилитации обучающихся.
Инвариантная часть учебного плана обучения была реализована полностью и состояла из нескольких блоков:
Общеобразовательные курсы
Трудовая подготовка
Коррекционная подготовка
В V-IX продолжалось обучение общеобразовательным предметам и вводилось трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность, с учетом возможности продолжения обучения выпускников школы, в ПУ города. В связи с этим в этом учебном году был введен в учебный план в 5-6 классах новый профиль профессионально-трудового обучения Штукатурно-малярное дело». Анализ успеваемости и качества за год показал, что все учащиеся успешно усваивают данный предмет (успеваемость -100%, качество -98%).
Учебный план включал общеобразовательные предметы, содержание которых было приспособлено к возможностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а так же специфические коррекционные предметы.
В V-IX классах из традиционных обязательных предметов изучались: русский язык чтение, математика, биология, история, изобразительное искусство, пение и музыка, обществознание, география, осуществлялось физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение, из математики один час был отведен на изучение элементов геометрии.
При проведении уроков по профессионально-трудовому обучению классы делились на две подгруппы. При делении класса на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, состояние здоровья учащихся. Ввиду недостаточного количества детей для организации и проведения уроков швейного дела в подгруппе были объединены девочки подгрупп разных классов.
К коррекционным занятиям в старших классах была отнесена социально-бытовая ориентировка.
В V-IX классах за счет школьного компонента были введенные предметы:
5 класс – «Музыка»;
5-9 классы – «Обработка кожи»;
«Берестяное дело»;
«ОБЖ»;
8-9 классы – «Экономический практикум»
Введение данных предметов было призвано способствовать углублению знаний учащихся по предметам инвариативной части учебного плана и получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.
Мониторинг результативности введения данных предметов показал следующее:

«Музыка»


1) устойчивая с повышением мотивация к занятиям;
2) средний уровень музыкального кругозора (хорошо помнят выученные песни; узнают на слух, прослушанные ранее произведения; современную музыку слушают, но назвать группы или исполнителя могут единицы);
3) средний уровень вокально-хоровых навыков;
4) охотнее, но все еще односложно высказываются о своих музыкальных впечатлениях;
5) творческая эмоциональная раскрепощенность на среднем уровне.
Но, трудности остаются. Это и межличностные отношения, у некоторых учащихся это отношение к исполнительской деятельности и навыки концертного поведения. Преодоление этих трудностей, а также расширение музыкального кругозора и музыкально-жанровых предпочтений - это главные направления работы на следующий учебный год.

«Обработка кожи»
Мониторинг трудовых возможностей учащихся по итогам на конец года.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

«Берестяное дело»

Мониторинг трудовых возможностей учащихся по итогам на конец года.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
По результатам мониторинга на конец 2012-2013 учебного года по отношению к началу наблюдается положительная динамика по предметам «Берестяное дело» и «Обработка кожи». У учащихся повысился уровень мотивации, уровень познавательных интересов, умение владения инструментами. Учащиеся освоили теоретический материал, овладели практическими навыками.


«ОБЖ»
Анализ работы по данному предмету показал, что 69% учащихся знают как вести в экстренных ситуациях, умеют пользоваться первичными средствами пожаротушения, понизился процент учащихся нарушающих правила дорожного движения с 3% до 1%.


«Экономический практикум»
Для отслеживания результативности данного курса взяты следующие критерии:
Экономическая грамотность (применение экономической терминологии).
Профессиональная ориентация.
Потребность к труду.
Сделав анализ анкет и тестов, был выявлен уровень знаний учащихся в области экономики, на начало и конец учебного года.


Критерии

сентябрь





декабрь

май

1.Экономическая грамотность.
31%
44%
56%

2.Профессиональная ориентация.
35%
44%
59%

3.Потребность к труду
43%
61%
71%


Полученные результаты отражены в диаграмме.



Исходя из результатов видно, что у учащихся значительно повысилась экономическая грамотность (научились решать задачи экономического содержания), видеть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий. Учащиеся стали более вдумчиво, серьезнее подходить к выбору профессии.
Под воздействием занятий по курсу «Экономический практикум» происходит социальное взросление выпускников специальной школы, они становятся более собранными, рассудительными, самостоятельными, уверенными в своих силах, терпимыми к иному мнению; привыкают рассчитывать на себя, обдумывать любую хозяйственную проблему с позиции затрат и выгод.
Учитывая вышеизложенное, есть основание рассматривать уроки экономики как средство разносторонней компенсации дефектов развития умственно отсталых школьников.

Начало и продолжительность учебного года и каникул были устанавлены в соответствии со сроками, действующими в образовательном учреждении. Продолжительность урока – 40 минут, перемены – от 10 до 15 минут.
Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.
Учебный план корректировался в зависимости от кадровой обеспеченности и особенностей коррекции психофизического развития детей.
По каждому предмету учебного плана было составлено календарно- тематическое планирование в соответствии с программами:
Программы специальной общеобразовательной школы VIII вида 5-9 класс сб.№ 1, сб.№2 ИЗО, физкультура, история, обществоведение, трудовое обучение в старших классах. Допущено Министерством образования РФ. М. Гуманитарное издательство центр «Владос» 2011 год под редакцией В.В.Воронковой.
Адаптационная программа «Основы безопасности жизнедедеятельности» для специальной (коррекционной) общеобразовательной школ. Утверждена на заседании кафедры ОБЖ,физической культуры и экологии человека ОГОУ ДПО ИИПКРО,2010г
Адаптационная программа на основе государственной программы «Работа с берестой» М.: Просвещение, 1986г., утверждена на НМС №6 от 23.05.2006 г.
Адаптационная программа по декоративно-прикладному искусству для Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией Щербаковой А.М., Издательство НЦ ЭНАС, утверждена на НМС №6 от 23.05.2006 г.
Адаптационная программа на основе программно-методических материалов по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Стариченко Т. Н., М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003, утверждена на НМС 20.04.2005г.
Все программы утверждены на педагогическом совете №1 от 30.08.2012 г.
Таким образом, учебный план учитывал особенности познавательной деятельности детей сОВЗ, способствовал разностороннему развитию личности учащихся: их умственному развитию, гражданскому, нравственному, трудовому, эстетическому и физическому воспитанию.
Учебный план позволил достичь обучающимися того уровня общеобразовательных знаний, навыков и умений, который обеспечит им социальную реабилитацию и адаптацию в обществе.

В 2011-2012 учебном году старшая школа работала в режиме 6-дневной недели, занималось 15 классов. Обучение проводилось по базисному и учебному плану, который позволил заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий виду учреждения.
Количественные и качественные характеристики ученического коллектива.
Количество учащихся старшего звена на начало 2012-2012 учебного года - 146
в течение учебного года:
- прибыло 28 учеников;
- выбыло – 15 учеников - по заявлению родителей.
Количество учащихся на конец года –159
Всего классов - 15
Наполняемость класса – от 8 до 13чел.
Получили аттестат об окончании общего образования -26 учеников.
В законе «Об образовании» с. 52 п.5 прописано «Родители (законные представители обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования) так:
11 учеников на основании заключения психиатра по заявлению родителей (законных представителей) переведены на домашнюю форму обучения.
В таблице 1 отображены общие сведения о структуре классов, групп и контингенте обучающихся, воспитанников за 2012-2013 учебный год.

Общие сведения о структуре классов,
групп и контингенте обучающихся, воспитанников 2012-2013 учебный год
Таблица 1
Классы,
группы
Тип класса
Всего чел. в классе, группе.
Обучаются на дому

1
2
3
4


Общеобразовательный
11
1


Общеобразовательный
12
1


Общеобразовательный
12
1


Дефектологический
10
1


Общеобразовательный
11
1


Общеобразовательный
10
2


Общеобразовательный
9
1


Общеобразовательный
9
1


Дефектологический
8



Общеобразовательный
12



Общеобразовательный
11



Дефектологический
9



Дефектологический
9



Общеобразовательный
13
1


Общеобразовательный
13
1

итого

159
11


В таблице 2 представлена сводная таблица итогов успеваемости, в которой отражена качественная успеваемость за 3 учебных периода.

Сводная таблица
итогов успеваемости за 2012 - 2013 учебный год
Таблица 2
3 п/п
Категория
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год

1
Всего учащихся
123
159

2
Успевают на «4» и «5»
51
64


%
41%
40%

3
Успевают с одной «3»
11
5


%
9%
3%


Мониторинг
качественной успеваемости за 2 года


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415Мониторинг качественной успеваемости за учебные года показал, качественная успеваемость в сравнении:
с 2011-2012 годом осталась на прежнем стабильно допустимом уровне
С одной «3» по предметам учебный год окончили 5 учеников, что на 6 меньше по сравнению с предыдущим учебным годом, но не весь потенциал был исчерпан.
В 2013-2014 учебном году усилить работу учителей с учащимися, которые закончили учебный год с одной «3», с целью оказания помощи и исправления, по возможности, данной ситуации.
В таблице 3 представлен сравнительный анализ общей и качественной успеваемости учащихся за I, II, III, IV четверть 2012-2012 уч. года

Результаты
общей и качественной успеваемости учащихся за I, II, III, IV четверть 2011-2012 уч. года
Таблица 3

2011-2012 учебный год

Четверть
I четверть
II четверть
III четверть

IV четверть

Количество учащихся
146
148
151
159







- из них аттестованы
146
148
151
159

Итого:
146
148
151
159

% аттестованных от общего количества учащихся
100%
100%
100%
100%

- из них ударников
49
47
57
64

Итого:
49
47
57
64

% ударников от общего количества аттестованных учащихся
33%
31%
38%
40%




Мониторинг
общей и качественной успеваемости учащихся за I, II, III, IV четверть 2012-2013 уч. года





13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Представленный мониторинг общей и качественной успеваемости за четверти учебного года показал:
- % аттестованных от общего количества учащихся составил – 100% стабильно в течение года
- % ударников от общего количества аттестованных учащихся составил – 40 % т.о. повысился в сравнении с I, II, III четвертью.
Общая успеваемость по школе составила – 100%.
Но вместе с тем хочется отметить, что при отчете классных руководителей отмечается большое количество пропусков уроков учащимися школы в течение всего учебного года. Анализируя данные можно отметить, что причины различны: нежелание ребенка учиться, попустительство родителей (законных представителей несовершеннолетних), отдаленность зданий и этих причин множество.
Выполняя Закон о всеобуче, коллектив педагогов поддерживает тесную связь с родителями учащихся, органам опеки, КДН.
В таблице 4 представлен анализ пропусков уроков учащимися за 2012-2013 учебный год, который показал следующие результаты:

Таблица 4
№ п/п
Четверть
Пропущено уроков
Пропущено по уважительной причине
Пропущено без уважительной причине



дней
часов
дней
часов
дней
часов

1
Итого: за 2012-2013 учебный год
1228
7234
1067
6268
161
966

2
за 2011-2012 учебный год
2119
12226
1911
10997
208
1229


Таким образом, в мониторинге отражено количество пропущенных учебных дней учащимися школы в сравнении с предыдущим годом, где прослеживается положительная динамика, уроки учащиеся пропускают меньше, но проблема остается. В 2013-2014 учебном году социальному педагогу, классным руководителям взять на контроль пропуски уроков. Своевременно реагировать на отсутствие ученика.


Мониторинг пропусков
учебных дней учащимися за 2012-2013 учебный год в сравнении с 2011-2012 учебным годом
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Представленный мониторинг пропусков уроков показал в сравнение с аналогичным годом снижение:
- на – 891 день.
Из них: по уважительной причине на – 864 дней, без уважительной причины на – 41 день.
Классные руководители в течение учебного года вели контроль за посещением уроков учащимися, посещались семьи учащихся совместно с социальным педагогом, проводились беседы по телефону с родителями (по мере возможности).
В законе «Об образовании» ст.32 п. 2 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» говорится: «К компетенции ОУ относятся, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОУ в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона».
В 2012-2013уч. году отслеживание уровня обученности учащихся проходило по следующим направлениям:
- текущий контроль;
- промежуточный контроль;
- итоговый контроль.


Результативность
учебно-воспитательного процесса
Таблица 5
№ п/п
Объекты мониторинга (методы, направления)
Образовательные области
Сроки

Раздел I. Результативность
учебно-воспитательного процесса

1.1
Административные контрольные срезы
Русский язык, математика, профессионально-трудовое обучение
по плану

1.2
Контрольные работы


Русский язык, математика, профессионально-трудовое обучение, география, биология, история
четвертные, годовые

1.3
Экзамены в выпускных 9-х классах (ГИА).
профессионально-трудовое обучение (по выбору учащихся)
май

1.4
Мониторинг выполнения учебного плана по учебным курсам, дисциплинам
все образовательные области
полугодие, год

1.5
Мониторинг общей и качественной успеваемости по основным предметам Федерального компонента учебных планов
кроме ИЗО, физкультура, музыка
полугодие, год

1.6
Анализ рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ
Математика, русский язык
по плану

1.7
Мониторинг техники чтения
чтение
полугодие, год


Важным критерием, характеризующим учебный процесс, выступало качество.
Субъектами мониторинга выступали все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получали информацию, анализировали ее.
Объектами мониторинга являлись образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
В таблице 6 представлен сравнительный анализ успеваемости старшей школы за три года, который показал следующие результаты:

Сравнительный анализ качественной
успеваемости за 3 года
Таблица 6

Учебный год
Успеваемость
Успешность (качество)
Переведены в следующий класс


5 – 9 классы
5 – 9 классы


2010-2011
100 %
40%
100%

2011-2012
100%
41%
100%

2012-2013
100 %
40%
100%


Мониторинг качественной
успеваемости за 3 года старшей школы

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Успеваемость и качество на протяжении трех летостаются стабильными. 100% учащихся переведены в следующий класс.
В таблице 7 представлена качественная успеваемость по общеобразовательным предметам II ступени, которая показала следующие результаты.







Качественная успеваемость по общеобразовательным предметам старшей школы за 2011-2012 учебный год в сравнении с 2010-2011 годом

Таблица 7

Русский
язык
Мате-
матика
Чтение
Геометрия
История
Геог-
рафия
Биоло
гия
Общест-
вознание


2010-2011

2011-2012
2010-2011

2011-2012
2010-2011

2011-2012
2010-2011

2011-2012
2010-2011

2011-2012
2010-2011

2011-2012
2010-2011

2011-2012
2010-2011

2011-2012

5 кл

55,5

71

71,5

59,5

-

-

82

-

6 кл.

30

65

58

39

-

46,5

21

-

7 кл.

37

68

78

77

71,5

67

66,5

-

8 кл.

44,5

57

58,5

71,5

85

50

81

85

9 кл.

50

62

54

72

63

55

90

60


Из полученных данных видно, что качество обученности по всем предметам довольно высокое, выше среднего, что не всегда в течение года подтверждалось результатами контрольно-методических срезов. Поэтому педагогам необходимо более объективно подходить к выставлению итоговых отметок учащимся.
Для правильной организации учебного процесса с учетом уровня возможности учащихся и зоны их ближайшего развития в течение года в рамках деятельности предметных МО проводился мониторинг. В ходе этого мониторинга определялись уровень обучаемости, учащихся, уровень сформированности ОУУН, уровень владения мыслительными навыками. Отслеживание динамики обучаемости помогает учителю адекватно оценивать свои усилия в планировании и организации учебного процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю индивидуальной педагогической помощи. Определение уровня обучаемости учителями разных предметов делает возможным выработать единую стратегию педагогических требований и выявить склонности и предпочтения ученика для дальнейшего развития.

Уровень обучаемости учащихся по предметам и класса
Геометрия

5 классы
6 классы
7 классы
8классы
9 классы


Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г

I
50%
42%
66%
41%
36%
27%
36%
19%
37%
34%

II
42%
50%
33%
58%
46%
54%
45%
54%
45%
48%

III
8%
8%
1%
1%
18%
19%
19%
27%
18%
18%


Математика

5 классы
6 классы
7 классы
8 классы
9 классы


Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г

I
28%
50%
38%
54%
44%
38%
38%
36%
32%
28%

II
56%
38%
63%
38%
50%
44%
42%
46%
50%
52%

III
16%
12%
0%
8%
6%
18%
20%
19%
18%
20%



Биология

5 классы
6 классы
7 классы
8 классы
9 классы


Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г

I
20%
20%
40%
47%
33%
35%
31%
33%
26%
26%

II
65%
67%
47%
40%
50%
50%
53%
50%
64%
65%

III
15%
13%
13%
13%
17%
15%
16%
17%
10%
9%


ОБЖ

5 классы
6 классы
7 классы
8 классы
9 классы
10 класс


Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г

I
47%
47%
31%
20%
41%
22%
33%
42%
20%
20%
17%
20%

II
43%
40%
54%
57%
27%
47%
44%
36%
65%
65%
43%
45%

III
10%
13%
15%
23%
32%
31%
23%
22%
15%
15%
40%
35%


География

6 классы
7 классы
8 классы
9 классы


Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г

I
17%
17%
38%
37%
25%
25%
29%
29%

II
50%
50%
44%
44%
67%
67%
48%
40%

III
33%
33%
18%
19%
8%
8%
23%
31%


Сравнительный анализ уровня обученности по предметам естественно- математического цикла на начало и конец года показывает следующее:
Отрицательная динамика: математика-5кл.-4%, 6кл.-8%, 8кл.-1%.
Биология-5кл.-2%,7кл.-2%,9кл.-1%.
ОБЖ-7кл.-1%,8кл.-1%, 10кл.-5%.
Положительная динамика уровня обученности на конец учебного года наблюдается: геометрия-7кл.-1%,8кл.-8%.
Математика-7кл.-12%,9кл.-2%.
Биология -8кл.-1%.
ОБЖ-5кл.-3%, 6кл.-8%.
География-7кл.-1%, 9кл.-4%.
Снижение уровня обученности по предметам наблюдается у учащихся из-за снижения уровня учебной мотивации учащихся к концу учебного года, из-за изменений качественного и количественного состава учащихся.

История
Класс
1 уровень
2 уровень
3 уровень


37%
37%
25%


13%
37%
50%


33%
50%
17%


10%
45%
45%


42%
16%
42%


10%
63%
27%

Итог:
24%
41%
34%

Полученные данные свидетельствуют о том, что 24% учащихся нуждаются в индивидуальном подходе при обучении. Требуется индивидуальная разъяснительная работа при подаче материала, необходим поэтапный контроль за выполнением работы, системная работа по формированию общеучебных навыков. 41% учащимся необходимо целенаправленное обучение в планировании работы, развитие и коррекция аналитико-синтетической деятельности, коррекция и формирование общеучебных навыков, увеличение доли самостоятельности в работе. 34% учащихся нуждаются в обучении приемам самоконтроля, эффективном планировании деятельности, обучении эффективным приемам самопроверки.

Обществоведение
Класс
1 уровень
2 уровень
3 уровень


9%
50%
41%


10%
45%
45%


18%
41%
41%


9%
55%
36%

Итог:
11%
47%
40%


Полученные данные свидетельствуют о том, что 11% учащихся нуждаются в индивидуальном подходе при обучении. Требуется индивидуальная разъяснительная работа при подаче материала, необходим поэтапный контроль за выполнением работы, системная работа по формированию общеучебных навыков. 47% учащимся необходимо целенаправленное обучение в планировании работы, развитие и коррекция аналитико-синтетической деятельности, коррекция и формирование общеучебных навыков, увеличение доли самостоятельности в работе. 40% учащихся нуждаются в обучении приемам самоконтроля, эффективном планировании деятельности, обучении эффективным приемам самопроверки.

Русский язык
класс
1 уровень
2 уровень
3 уровень


10%
80%
10%


9%
82%
9%


20%
60%
20%


60%
40%
-


20%
80%
-


62%
38%
-


75%
25%
-


35%
40%
25%


63%
28%
9%


55%
45%
-


26%
65%
9%

Итог:
39%
52%
8%


Полученные данные свидетельствуют о том, что 39% учащихся нуждаются в индивидуальном подходе при обучении. Требуется индивидуальная разъяснительная работа при подаче материала, необходим поэтапный контроль за выполнением работы, системная работа по формированию общеучебных навыков. 52% учащимся необходимо целенаправленное обучение в планировании работы, развитие и коррекция аналитико-синтетической деятельности, коррекция и формирование общеучебных навыков, увеличение доли самостоятельности в работе. 8% учащихся нуждаются в обучении приемам самоконтроля, эффективном планировании деятельности, обучении эффективным приемам самопроверки.
Чтение

1 уровень
2 уровень
3 уровень


10%
80%
10%


9%
82%
9%


70%
30%
-


20%
70%
10%


9%
82%
9%


43%
29%
28%


62,5%
37,5%
-


17%
50%
33%


18%
63%
19%


50%
50%
-


10%
80%
10%

Итог:
29%
60%
11%

Полученные данные свидетельствуют о том, что 29% учащихся нуждаются в индивидуальном подходе при обучении. Требуется индивидуальная разъяснительная работа при подаче материала, необходим поэтапный контроль за выполнением работы, системная работа по формированию общеучебных навыков. 60% учащимся необходимо целенаправленное обучение в планировании работы, развитие и коррекция аналитико-синтетической деятельности, коррекция и формирование общеучебных навыков, увеличение доли самостоятельности в работе.11% учащихся нуждаются в обучении приемам самоконтроля, эффективном планировании деятельности, обучении эффективным приемам самопроверки.

Следующий этап мониторинга - анализ контрольных работ по русскому языку и математике за 2012-2013 учебный год.
В таблице 10 представлены результаты качественной успеваемости контрольных работ по русскому языку и математике за 2010-2011 – 2011-2012 учебный год, который показал следующие результаты:

Результаты качественной успеваемости контрольных работ
по русскому языку за 2012-2013 учебный год в сравнении с 2011-2012 учебным годом
Таблица 9
 
Классы


5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.


2011-2012 учебный год
45
43
48
41
35


Коэффициент обученности
3,4
3,7
3,3
3,2
3,1


2012-2013 учебный год
49
43,5
50
40
36

Коэффициент обученности
3,6
3,8
3,4
3,3
3,1


Мониторинг
качества написания контрольных работ по русскому языку за 2012-2013 учебный год в сравнении с 2011-2012 учебным годом
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Мониторинг качества написания контрольных работ по письму и развитию речи за 2012-2013 учебный год проводился в сравнении с предыдущим учебным годом и показал повышение в среднем на 3%.



Результаты качественной успеваемости контрольных работ
по математике за 2012-2013 учебный год в сравнении с 2011-2012 учебным годом
Таблица 10
 
Классы


5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.


2011-2012 учебный год
48
49
42
39
43


Коэффициент обученности
3,8
3,9
3,5
3,2
3,7


2012-2013 учебный год
49,5
50,2
48
40,5
46

Коэффициент обученности
3,9
4
3,8
3,5
3,7



Мониторинг
качества написания контрольных работ по математике за 2012-2013 учебный год в сравнении с 2011-2012 учебным годом



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Мониторинг качества написания контрольных работ по математике за 2012-2013 учебный год проводился в сравнении с предыдущим учебным годом и показал повышение в среднем на – 1,8%.

Коэффициент обученности контрольных работ по математике остается стабильным в сравнении с предыдущим годом (справка: 2011-2012 учебный год – 3,6; 2012-2013 учебный год – 3,8).
Коэффициент обученности контрольных работ в среднем повысился на – 0,2 в сравнении с предыдущим годом (справка: 2011-2012 учебный год – 3,6; 2012-2013 учебный год – 3,8).

Итоги проверки техники чтения за 2012 - 2013 учебный год

В соответствии с планом внутришкольного контроля в конце учебного года была проведена проверка техники чтения. Целью проверки являлось:
1. Выявление умений и знаний учащихся при чтении текста;
2. Выяснение качества чтения:
а) беглость и выразительность чтения;
б) правильность чтения;
в) способ чтения;
г) осознанность и осмысленность чтения.
При проверке руководствовались нормами по технике чтения:
5 класс 45 60слов;
6 класс 70 80 слов;
7 класс 80 90 слов;
8 класс 90 слов. 9 класс 100 слов.
Проверкой техники чтения было охвачено 153 учащихся из 159 аттестованных учащихся. Это составляет 96,2 %. Хороший результат по технике чтения показали 102 учащихся, что составляет 66,6%. Не справилось с техникой чтения 22 ученика, что составляет 14,3%.







Мониторинг
техники чтения за 2011-2012 учебный год
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


На конец учебного года навыком чтения целым словом владеют 26% учащихся, 23% учащихся читают по слогам, 51% учащихся используют комбинированный способ чтения.
Темп чтения 131 учащихся соответствует норме или превышает ее. Темп чтения 22 учащихся ниже нормы.
Данные, полученные в ходе проверки, свидетельствуют о несовершенстве фонетико-фонематической сферы учащихся:
Пропуск, замена – 38%, искажение – 18%, ошибки в ударении – 24%, в окончании – 23%. Навык осознанного чтения сформирован у 47% учащихся, 32% учащихся нуждаются в дополнительной помощи при анализе прочитанного текста.
Рекомендации:
Предусматривать вариативность при планировании уроков чтения.
Организовывать работу по сочетанию различных приемов чтения.
В системе использовать на уроках русского языка зрительные диктанты с целью расширения оперативного поля зрения, развития и коррекции памяти.
Способствовать развитию речевого запаса, формированию смысловой догадки, расширению поля зрения.
При разработке уроков планировать индивидуальную коррекционную работу.
В законе об «Образовании» ст. 15. п.5 «Общие требования к организации образовательного процесса» прописано «В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.
При проведении государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов, школа руководствовалась Положением о проведении итоговой аттестации, уставом школы, письмом с рекомендациями Минобразования от 14.03.2001г. № 29/1448-6 «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению в специальных ОУ VІІІ вида».
Экзамены по трудовому обучению были проведены 06 июня 2013 года по: швейному делу – учитель Гаврилова С.В., по столярному делу – учителя Усенко В.С., Грива В.И.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов успешно проведена с имеющимися с вышеизложенными нормативными документами.
26 учащихся были допущены к итоговой аттестации, успешно выдержали и получили документ об образовании соответствующего образца.
В таблице 12 представлены результаты итоговой аттестации учащихся выпускных 9-х классов.


Результаты
итоговой аттестации учащихся 9-х классов
Таблица 11
№ п/п

Оценки
Профессионально-трудовое обучение по столярному делу
Профессионально-трудовое обучение по швейному делу



Оценка устного ответа (собеседования)
Оценка практической экзаменационной работы
Оценка устного ответа (собеседования)
Оценка практической экзаменационной работы

1
«5»
2
7
1
5

2
«4»
12
7
4
0

3
«3»
5
5
2
2

4
«2»
0
0
0
0



Анализ результатов ГИА выпускников 9-х классов за 2 года показывает:
-при 100% общей успеваемости показатель качества увеличился на 14% (2012-2013 уч.год - 9%)
Учащиеся подтвердили годовую оценку, что объясняется ответственным отношением к подготовке экзаменов педагогами и учащимися школы.
ВЫВОД:
Исходя из вышеперечисленного следует, что качественная успеваемость остается на прежнем уровне, т.е. стабильной.
Помимо мониторинга результатов обучения по итогам года и полугодия проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по отдельным предметам в течение года в виде административных контрольных работ, целью которых является отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости и второгодничества. Проведены административные контрольные работы по русскому языку, математике, трудовому обучениюв 5,9 классах
Анализ работ показал, что качество знаний и успеваемость по результатам административных контрольных работ по указанным предметам ниже итоговых. Результаты работ анализировались, обсуждались на заседаниях МО. Причина подобной ситуации заключается в следующем: во-первых, переоценка уровня самостоятельности учащихся при подготовке к работам контрольного характера и; во-вторых, заниженные критерии оценок, о чем свидетельствует расхождение годовых и экзаменационных оценок.
Существует также и проблема систематического контроля за знаниями учащихся. По предметам история (уч. Евдокимова Ю.В.), столярное дело (уч. Усенко В.С., Грива В.И.) не в системе выставляются текущие отметки. Здесь есть и объективные причины, связанные со спецификой предметов, но тем не менее учитель обязан внимательно продумывать систему опроса на уроке, чаще использовать такие формы, как тест, зачет которые позволяют учителю не только проверить знания по теме, но и ученику получить отметку.
В 2012-2013 учебном году управленческая деятельность была направлена на повышение качества образования через эффективную систему мониторинга, который включает в себя (системный подход в организации цели ВШК):
Состояние преподавания учебных предметов;
Качество знаний, умений и навыков учащихся;
Качество ведения школьной документации;
Выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных контрольных
работ;
Подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся.
Кроме открытых уроков, администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.
Проводился классно-обобщающий контроль, тематический контроль, административный контроль уровня знаний и умений учащихся по предметам: стартовый контроль, рубежный контроль (в 5– 9 классах), итоговый контроль (годовой на конец учебного года в переводных классах), предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах), итоговый контроль (итоговая аттестация в выпускных классах.
Использовались следующие методы контроля:
Наблюдение;
Изучение документации;
Проверка знаний учащихся;
Анкетирование;
Анализ.
Определяющим фактором успешности процесса обучения, безусловно, является педагогическое мастерство учителя, его профессионализм, личность самого педагога.
К сожалению, еще довольно слабо перестраивается методика преподавания. В большинстве своем мы остаемся приверженцами репродуктивного метода обучения, тогда как современные условия жизни требуют от выпускников умения самостоятельно мыслить, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Уроки педагогов Евдокимовой Ю.В., Ануфриевой Н.Ю., Ивановой И.Р. в основном строятся по схеме: проверка домашнего задания, объяснения учителя, закрепление. Отработке умения самостоятельного добывания знаний уделяется недостаточно внимания.
Кроме того, в детях необходимо воспитывать критическое отношение к оценке своих знаний. Умение анализировать и сопоставлять, наблюдать и делать выводы. Только при таком подходе к обучению можно развивать в детях интерес к знаниям. И, конечно же, связь науки с жизнью, практическая направленность предмета должна четко осознаваться учениками.
В то же время у нас в школе есть учителя, которые немало времени отдают освоению и внедрению в практику новейших технологий обучения. Это Мандрикова Н.В., Сундуева Е.Н., Нааб А.В. На уроках этих учителей используются мультимедийные установки, активно используется наглядность, что позволяет учащимся воспринимать материал не только на слух, но и зрительно, стимулирует воображение и образное
В течение года регулярно проверялись классные журналы. Проверка показала, что своевременно заполняют журналы 74 % учителей. Однако имеет место нарушение инструкции по заполнению классных журналов у 35 % педагогических работников.
В связи с этим педагогам школы было рекомендовано при заполнении журналов строго руководствоваться инструкцией о ведении классных журналов.
По итогам проверки тетрадей отмечается своевременность и тщательность проверки у учителей: Мандриковой Н.В.,Жарковой К.В. Учителям Ивановой И.Р., Ануфриевой Н.Ю., Евдокимовой Ю.В.систематизировать работу по проверке тетрадей учащихся с целью учета пробелов ЗУН учащихся. Данная работа позволяет осуществлять тщательный контроль за усвоением учебного материала и своевременно организовать работу по ликвидации пробелов. Также отмечается недостаточное внимание к дифференцированным домашним заданиям для сильных и слабых учащихся.
Анализ результатов внутришкольного контроля вскрыл также ряд проблем:
учителя проводят недостаточную работу по обучению учащихся умению самостоятельно
работать над изучением нового материала;
большая часть самостоятельных работ носит репродуктивный характер;
не всегда применяют новые методические подходы к изложению трудных для учащихся
вопросов;
недостаточно эффективна работа с учащимися, мотивированными на учёбу.
Одной из важнейших проблем в коррекционной школе в соответствии с программой развития и темой школы является проблема укрепления и сохранения психического и физического здоровья обучающихся. Именно этой проблеме уделялось большое внимание при создании условий обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и на ее реализацию был направлен весь учебно-воспитательный процесс.
Проблема медицинской реабилитации решается в нескольких направлениях. Одно из них создание благоприятных санитарно-гигиенических условий в школе.
Микроклиматические условия в учебных помещениях были максимально приближены к оптимальным. Осуществлялось регулярное проветривание в кабинетах и мастерских. В классных помещениях были установлены дополнительные потолочные светильники.
Анализ расписания уроков в школе показывал, что максимальная учебная нагрузка в неделю по всем классам соответствовала нормативам Базисного плана; ее распределение по дням недели соответствовало санитарным правилам и нормам. Между уроками предусмотрена перемена 10 минут.
Все обучающиеся были обеспечены учебными местами. Мебель отрегулирована в соответствии с ростом каждого ребенка, промаркирована. Размещение детей в классе производилось с учетом остроты их зрения.
На уроках в обязательном порядке проводились физкультминутки, в комплекс гимнастики на уроках включались упражнения на снятие зрительного напряжения. Учителя следили за осанкой обучающихся во время работы. Уроки физической культуры проводились с учетом группы здоровья обучающихся, на занятиях широко использовались комплексы коррегирующих упражнений.
Воспитание здорового образа жизни у учащихся является приоритетным направлением в системе учебно-воспитательной работы. На протяжении учебного года проводились Дни здоровья, организовывались спортивно-массовые мероприятия, тематические беседы по профилактике вредных зависимостей.
Для правильной организации учебного процесса большую роль играет организация методической работе с педагогами. В 2012-2013 учебном году в школе действовали методические объединения гуманитарного цикла, естественно-математического и трудового . Главной задачей МО является обобщение педагогического опыта педагогов и оказание методической помощи педагогам.
В рамках деятельности МО продолжена работа по формированию фонда методических разработок и пособий в помощь учителю по темам: «Здоровьесберегающие технологии», «Воспитание нравственных качеств через художественные произведения на уроках чтения», «Методические рекомендации по формированию знаний и умений в трудовом обучении (Вязание)», «Создание условий для развития творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья».
Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана: тщательно проанализированы содержание, преемственность, взаимосвязь по годам обучения учебников, отобраны определенные комплекты учебников, от применения которых пришлось отказаться.
В рамках методической работы в 2012-2013 учебном году проведены три практических семинара для педагогов школы, где все учитель смогли поделиться своим опытом:
«Разнообразие методов и приемов обучения на уроке, соответствие их возрасту учащихся, развитию, содержанию учебного материала».
«Формирование навыков контроля и самоконтроля у учащихся».
«Приемы обучения, способствующие положительному отношению к учебному материалу урока и преодолению индифферентности учащихся».
Традиционный вид методической работы остается проведение предметных недель в 2012-2013 учебном году был заменен на Месячник Знаний. В рамках месячника были запланированы и проведены:
1. Неделя наук / русского языка и чтения, математики, естественных наук, трудового обучения, физкультуры и спорта/, которым был посвящен один из дней недели. Применялись самые разнообразные методы и формы их проведения:
-выпуск стенгазет;
-беседы, конференции;
-поле чудес;
-занимательные опыты;
-музыкально-литературные композиции;
-викторины, конкурсы;
-устные журналы.

2.Предметные олимпиады по математике, русскому языку, географии, биологии, истории;
3. Школьный конкурс «Ученик года».
Также МО трудового обучения были проведены традиционные школьные мероприятия: «Посвящение в професссию» (5 классы), «Посвящение в мастера (9 классы)».
Все внеклассные мероприятия имели большое воспитательное значение, способствовали систематизации знаний по предметам, повышению учебной мотивации учащихся.
В 2012-2013 учебном году осуществлял работу педагогический совет школы. Было проведено 5 заседаний, 2 из которых – тематические. В состав группы для разработки плана проведения каждого педсовета входили учителя разных предметов. Членами методических объединений готовились методические рекомендации педагогам по теме педагогического совета.
Считаем, что реализации учебных задач в 2012-2013 способствовало:
-кадровое обеспечение:
95 % учителей имеют высшее образование;
59 % учителей, имеют специально дефектологическое и психологическое образование;
98% педагогов прошли курсовую подготовку по проблеме специального образования при ИПКРО;
отсутствие вакансий по предметам;
Таким образом, можно отметить, что педагогический коллектив школы в целом укомплектован квалифицированными кадрами, что помогает эффективно решать основные задачи современного образования, который имеет достаточно высокий профессиональный уровень, творческие способности, педагогический опыт, что позволяет решать образовательные задачи на более качественном уровне.
- программно- методическое обеспечение учебного плана представленное государственными, авторскими и адаптационными программами;
- система контроля за выполнением учебного плана;
- вариативность предметов школьного компонента учебного плана позволило обеспечить учащимся самостоятельного выбора предметов факультативного курса;
-эффективность процессов реабилитации и коррекции учащихся с проблемами в развитии обоснована ведением предметов коррекционных технологий: сформированность у учащихся многогранного представления об окружающей действительности; оптимизация психического и речевого развития ребенка; положительные изменения улучшения состояния опорно-двигательной системы, общей и двигательной моторики учащихся ( по результатам медицинского осмотра).
Наряду с положительными тенденциями были выявлены проблемы:
-молодые педагоги недостаточно овладели методикой преподавания в коррекционном учреждении;
- педагоги школы недостаточно внедряют в учебный процесс коррекционно- развивающие технологии;
- фонд учебной литературы школы соответствует программным требованиям на 30%, 9% фонда учебников нет в наличии, т.к. не издаются, 61% фонда учебной литературы значительно устарел и требует обновления;
- в школе отсутствует компьютерный класс, что затрудняет внедрение новых технологий, снижает эффективность коррекционного процесса, социализации учащихся;
- недостаточное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных форм, методов и технологий обучения;
- слабо пополняется материальная база учебных кабинетов ;
- не уделяется должного внимания индивидуализации развития обучающихся с повышенным уровнем мотивации;
- пассивное участие обучающихся старшей ступени обучения в конкурсах и конференциях.
Рекомендации:
При составлении планов работы методических объединений спланировать проведение научно-практических конференций обучающихся, открытых уроков, семинаров.
Усилить работу методических объединений по работе с мотивированными на учебу учащимися.
Мотивировать педагогический коллектив к участию в региональных, всероссийских семинарах, конференциях, Интернет-проектах.