Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г. Ф. МОРОЗОВА»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13. ОХРАНА ТРУДА
профессионального цикла основной профессиональной
образовательной программы базовой подготовки по специальности
15.02.08 « Технология машиностроения»

с. Слобода
2014 г.
РАССМОТРЕНО
Цикловой предметной
комиссией общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель __________Л. И. Баркова04.09.2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ Е.Н.Кольченко «____» _______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО
Методист
______________ Н.И. Прошина
«____» _______________ 2014 г.

Разработчик:
Кравцова Ю.В. - преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова».
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 « Технология машиностроения»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «18» апреля 2014 г. № 350.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности
15.02.08 « Технология машиностроения» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
тематический план учебной дисциплины
7
8
условия реализации учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «охрана труда».
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» по специальности 15.02.08 « Технология машиностроения», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения, и составлена для очной формы обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Охрана труда» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформироваться
общие компетенции, которые включают в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
1. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
- 4 -
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
2. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
3. Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
При освоении учебной дисциплины предусмотрена вариативная часть, направленная на углубление знаний и умений при выполнении самостоятельной работы и при освоении информационных технологий в соответствии с современными ориентирами в области профессиональных знаний и умений данной специальности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
уметь:
применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
действие токсичных веществ на организм человека;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
-5-
правила безопасной эксплуатации механического оборудования;
профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;
предельно допустимые вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 52 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
-6-
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объём учебной дисциплины в виде учебной работы.
Вид учебной работы
Объём
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные занятия «не предусмотрено»
практические занятия 8
контрольные работы «не предусмотрено»
курсовая работа (проект) «не предусмотрено»
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16

в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
разработка и подготовка документации, мероприятий
работа с текстом, выбор методик
исследование, анализ, расчёт «не предусмотрено»
6
4
6


Итоговая аттестация в форме ДЗ
-7-
2.2.. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание учебного материала 2 2
Безопасность труда. Негативные факторы. Аксиома потенциальной опасности. Понятие травмы, несчастного случая, профессионального
заболевания. Основные задачи охраны труда Тема 1.1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды Содержание учебного материала 6 2
1 Негативные факторы производственной среды: механические, физические, химические и комплексного характера 2 Вредные вещества, их воздействие и нормирование, сочетанное воздействие вредных факторов 2
3 Пожаровзрывоопасность. Герметические системы, находящиеся под давлением. Статистическое электричество. 2
Практическое занятие 2 Расчет воздействия вредных веществ и их нормирование. Самостоятельная работа
Подготовка сообщения о категорировании помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности. 2 Тема 1.2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов Содержание учебного материала 10 1. Опасные и вредные факторы на предприятиях автомобильного транспорта. Методы и средства защиты. Экобиозащитная техника.
Электробезопасность. Технические способы защиты от поражения электрическим током.
Оказание первой помощи пострадавшим при поражении электротоком. 2
2. Производственная вентиляция. Системы вентиляции. 2
3. Средства индивидуальной защиты 2
- 8 -
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
4. Безопасность труда на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах

2
5. Основные требования пожарной безопасности. Изучение устройства огнетушителей, испытание, область применения Практическое занятие 2 Изучение устройства, выбор и расчет потребности в средствах индивидуальной защиты. Освоение безопасных приемов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ Самостоятельная работа
Разработка мероприятия по защите атмосферы и гидросферы от вредных выбросов и сбросов.
Сравнительный расчет строительных материалов и конструкций. Подготовка сообщений (по индивидуальному заданию):
О защите от механического травмирования.
Об основных требованиях и организации пожарной безопасности.
О средствах обеспечения безопасности герметичных систем. 6 Тема 1.3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности.
Содержание учебного материала 2 2
1. Микроклимат производственных помещений и на рабочих местах. Отопление. 2. Производственное освещение. Виды освещения и его нормирование. Практическое занятие 2 Контроль освещения помещений и рабочих мест Самостоятельная работа
Исследование загазованности воздушной среды и эффективности работы. 2 Тема 1.4. Психофизические и эргономические основы безопасности труда. Содержание учебного материала 2 1. Виды и условия трудовой деятельности. Классификация условий труда. Основные психологические причины травматизма. 2
2. Эргономические основы безопасности труда. Организация рабочего места с точки зрения эргономических требований. Самостоятельная работа 2 Анализ энергетических затрат при различных видах трудовой деятельности. - 9 -
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1.5. Управление безопасностью труда
Содержание учебного материала 8 2
1. Государственный надзор и контроль за выполнением законов, норм
и правил. 2. Система управления охраной труда на предприятии. 3. Аттестация и сертификация рабочих мест. Требование техники безопасности к техническому состоянию и оборудованию подвижного состава. 4. Инструктаж, профессиональная подготовка и обучение персонала правилам безопасности. 5. Классификация, расследование и учет несчастных случаев. Практические занятия 2 Составление правил техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Ознакомление с документацией по расследованию, оформлению, учету и анализу несчастных случаев. Самостоятельная работа 4
Выбор методики составления информационных таблиц СИО (система
информации об опасности) Разработка комплекса мероприятий по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
Всего: 52
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 10 -
3. условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для реализация программы дисциплины требуется учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя, плакаты, схемы, таблицы, учебники, практикумы, пособия.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы; интернет-ресурсы.
Основные источники:
1. Девясилов В.А. Охрана труда. Учебник для студентов средних профессиональных заведений. - М.: Форум-Инфра, 2006. - 448 с.
2. Лапин А.П. Охрана труда в сельскохозяйственном производстве: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 200 1. - 228с.
3. Попов Ю.П. Охрана труда. - М.: КноРус, 2009. - 224с.
4. Тургиев А.К. Охрана труда в сельском хозяйстве: учебное пособие. - М.: Академия ИЦ, 2010. - 332с.
Дополнительные источники:
1. Обливин В.Н., Никитин Л.И., Гуревич А.А. Безопасность жизнедеятельности в лесопромышленном производстве и лесном хозяйстве. М.: МГУЛ, 1999 г.
2. Попов Ю.В. Охрана труда. М.: Академия, 1982 г..
3. Основы медицинских знаний учащихся. М.: Просвещение, 1995 г..
4. Медведев В. Т., Новиков С.Г., Каралюнец А.В., Маслова Т.Н., Охрана труда и промышленная экология, М.: Академия, 2006 г..
5. Арустамов Э.А. Охрана труда , справочник. М, 2007 г..
6. Гуляева Т.И. Охрана труда. - М.: КноРус, 2005. - 346 с.
7. Гуляева Т.И. Охрана труда для работников агропромышленного комплекса. - М.: КноРус, 2005. - 402 с.
8. Лапин А.П. Справочник по охране труда. - М.: Инфра-М, 2003. - 358 с.
9. Лапин А.П. Каталог-справочник. Средства индивидуальной защиты для работников агропромышленного комплекса.- М.: Инфра-М, 2001. - 556 с.
10. Нормативно-правовые документы.
Интернет-ресурсы: http://www.tehbez.ru/ ; http://safety.s-system.ru/main/subject-122/ ; http://revolution.allbest.ru/life/00029019_0.html
-11-
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины.
Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольного опроса, тестирования, составления конспектов а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлым, настоящим или планируемыми видами профессиональной деятельности; Решение ситуационных задач. Экспертная оценка знаний и умений.
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; Экспертная оценка выполнения практического задания.
проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонал), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работы; Тестирование. Экспертная оценка знаний и умений.
разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда; Экспертная оценка выполнения практического задания,
контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда; Экспертная оценка на практическом занятии.
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения. Экспертная оценка знаний и умений, защита практического занятий и ведение документации установленного образца.
Знания: системы управления охраной труда в организации; Экспертная оценка знаний и умений.
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; Экспертная оценка знаний и умений.
обязанности работников в области охраны
труда;
Экспертная оценка
выполнения практического задания
фактические или потенциальные последствия
собственной деятельности (или бездействия)
и их влияние на уровень безопасности труда Экспертная оценка выполне-
ния практического задания.
обязанности работников в области охраны
труда;
Экспертная оценка выполне-
ния практического задания.
фактические или потенциальные последствия
собственной деятельности (или бездействия)
и их влияние на уровень безопасности труда
Экспертная оценка выполне-
ния практического задания.
возможные последствия несоблюдения тех-
нологических процессов и производственных
инструкций подчиненными работниками
(персоналом)
Экспертная оценка на прак-
тическом занятии.
порядок и периодичность инструктирования
подчиненных работников (персонала);
Экспертная оценка знаний и
умений.
порядок хранения и использования средств
коллективной и индивидуальной защиты;
Решение ситуационных задач.
Экспертная оценка знаний и
умений.
порядок проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда, в т.ч. методику оценки
условий труда и травмобезопасности.
Решение ситуационных задач.
Экспертная оценка выполнения
практического задания.
-13-